Схема "Генетическая связь веществ" для 8-11 классов




Сазон

Людмила Сергеевна

МОУ№5 «Гимназия»

г. Мегион

Учитель химии

Генетическая связь (1-12)

и химические свойства (13-27)

основных классов неорганических веществ



MexOy

(основные,

амфотерные)




Me

MexRy











неMexOy

(кислотные)

неMe

MexRy







СОЛИ

ПРОСТЫЕ

ВЕЩЕСТВА

ОКСИДЫ

ГИДРОКСИДЫ







Схема «Генетическая связь и химические свойства основных классов неорганических веществ» показывает родство основных классов веществ и взаимосвязь генетических рядов металлов и неметаллов через их химические свойства.

Работать по данной схеме можно на многих уроках общей и неорганической химии в 8-х, 9-х и 11-х классах. В начале курса химии, когда закладывается понятие о генетической связи веществ, данная схема даёт наглядное представление о генетических рядах металла и неметалла, о многовариантности переходов в пределах одного ряда; она позволяет вспомнить алхимических «драконов», извивающихся кольцами и «кусающих свой хвост».

В курсе неорганической химии 9-го класса при изучении каждой подгруппы химических элементов сначала даётся общая характеристика подгруппы, а затем рассматриваются самые важные элементы этой подгруппы. Для каждого элемента изучаются его основные соединения в генетической взаимосвязи. Затем анализируются важнейшие химические

свойства самого элемента и его соединений. Вся эта информация «заложена» в обобщающую схему, что позволяет каждый раз актуализировать эти знания, дополняя общие сведения об элементах их индивидуальными особенностями.

Незаменимой становится данная схема при обобщении сведений о генетической связи в заключительном курсе химии, когда мы рассматриваем целых три варианта генетического ряда металла: активного, металла с переменной валентностью и ряд амфотерного элемента. Сравнивая переходы в каждом генетическом ряду, учащиеся легче находят главные отличия между ними и затем объясняют их на основе электронного строения атомов этих элементов.

На основе генетического ряда легче решать расчётные задачи по цепочке превращений; такие задачи рассматриваются как в основной, так и в средней школе, а также при подготовке к олимпиадам.

Данная схема позволяет также составлять задания разной степени сложности для проверки знаний учащихся по генетической связи и химическим свойствам веществ.

Многократное использование различных фрагментов этой схемы способствует выработке прочных знаний у учащихся по генетической связи и химическим свойствам основных классов неорганических веществ.

Кроме того, важно отметить, что данная схема показывает единство всех химических элементов (и простых веществ, как одной из форм существования их в природе): твёрдый блестящий хром, хрупкая, жёлтая и неэлектропроводная сера или бесцветный, невидимый азот дают одни и те же классы соединений – оксиды, гидроксиды и соли. Может возникнуть вопрос: почему первыми из сложных веществ идут именно оксиды? Ответ на него дал великий Берцелиус: а потому, что «вся земная химия вращается вокруг кислорода»! И следующие вопросы цепляются один за другим: а на основе чего он сделал такой вывод, и к каким практическим результатам этот вывод привёл и т.д.







Полный текст материала Схема "Генетическая связь веществ" для 8-11 классов смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Сазон Людмила Сергеевна  mila_sergeeva
08.01.2012 0 6793 1241

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК