Схема "Генетическая связь веществ" для 8-11 классов
Сазон
Людмила
Сергеевна
МОУ№5
«Гимназия»
г.
Мегион
Учитель
химии
и химические свойства (13-27)
основных классов неорганических веществ
MexOy
(основные,
амфотерные)
2б
3а
2а
1а
Me
MexRy
3б
1б
9а
8а
7а
неMexOy
(кислотные)
неMe
MexRy
9б
8б
7б
СОЛИ
ПРОСТЫЕ
ВЕЩЕСТВА
ОКСИДЫ
ГИДРОКСИДЫ
Схема «Генетическая связь и химические свойства основных классов неорганических веществ» показывает родство основных классов веществ и взаимосвязь генетических рядов металлов и неметаллов через их химические свойства.
Работать по данной схеме можно на многих уроках общей и неорганической химии в 8-х, 9-х и 11-х классах. В начале курса химии, когда закладывается понятие о генетической связи веществ, данная схема даёт наглядное представление о генетических рядах металла и неметалла, о многовариантности переходов в пределах одного ряда; она позволяет вспомнить алхимических «драконов», извивающихся кольцами и «кусающих свой хвост».
В курсе неорганической химии 9-го класса при изучении каждой подгруппы химических элементов сначала даётся общая характеристика подгруппы, а затем рассматриваются самые важные элементы этой подгруппы. Для каждого элемента изучаются его основные соединения в генетической взаимосвязи. Затем анализируются важнейшие химические
свойства самого элемента и его соединений. Вся эта информация «заложена» в обобщающую схему, что позволяет каждый раз актуализировать эти знания, дополняя общие сведения об элементах их индивидуальными особенностями.
Незаменимой становится данная схема при обобщении сведений о генетической связи в заключительном курсе химии, когда мы рассматриваем целых три варианта генетического ряда металла: активного, металла с переменной валентностью и ряд амфотерного элемента. Сравнивая переходы в каждом генетическом ряду, учащиеся легче находят главные отличия между ними и затем объясняют их на основе электронного строения атомов этих элементов.
На основе генетического ряда легче решать расчётные задачи по цепочке превращений; такие задачи рассматриваются как в основной, так и в средней школе, а также при подготовке к олимпиадам.
Данная схема позволяет также составлять задания разной степени сложности для проверки знаний учащихся по генетической связи и химическим свойствам веществ.
Многократное использование различных фрагментов этой схемы способствует выработке прочных знаний у учащихся по генетической связи и химическим свойствам основных классов неорганических веществ.
Кроме того, важно отметить, что данная схема показывает единство всех химических элементов (и простых веществ, как одной из форм существования их в природе): твёрдый блестящий хром, хрупкая, жёлтая и неэлектропроводная сера или бесцветный, невидимый азот дают одни и те же классы соединений – оксиды, гидроксиды и соли. Может возникнуть вопрос: почему первыми из сложных веществ идут именно оксиды? Ответ на него дал великий Берцелиус: а потому, что «вся земная химия вращается вокруг кислорода»! И следующие вопросы цепляются один за другим: а на основе чего он сделал такой вывод, и к каким практическим результатам этот вывод привёл и т.д.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Сазон Людмила Сергеевна
→ mila_sergeeva 08.01.2012 0 6931 1241 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.