Открытый урок химии "Электролиз растворов и расплавов электролитов"; 11 класс (базовый уровень)


ЧЕРКАСОВА ОЛЬГА ВИКТОРОВНА

Учитель химии I квалификационной категории

МОУ – Лицей № 2 Октябрьского района г.Саратова



















Открытый урок на тему «Электролиз растворов и расплавов электролитов»

Цели:

Образовательная: научиться объяснять происходящие процессы на электродах, составлять уравнения химических реакций.

Развивающая: совершенствовать умения учащихся анализировать, сравнивать, наблюдать, делать выводы, устанавливать взаимосвязь между физическими и химическими процессами.

Воспитательная: продолжать воспитывать у учащихся культуру умственного труда, положительного отношения к знаниям и их применению в жизни.

Оборудование: диск с кинофрагментами “Химия и электрический ток”, плакат «Схема электролизёра», на столах учащихся таблица «Катодные процессы в водных растворах солей» и ряд «Способность окисляться анионов».Приложение 1


Ход урока

I. Организационный момент

II. Изучение нового материала


ВВЕДЕНИЕ

Как известно, очень немногие металлы встречаются в природе в свободном виде. Это так называемые «самородные» металлы – золото, платина, серебро и др. Добыча их осуществляется с помощью физических методов – отделением от сопутствующих пород и примесей.

Большинство металлов находятся в земной коре в виде различных нерастворимых в воде соединений – оксидов и солей, которые входят в состав руд и минералов. Получение из них металлов осуществляется с помощью химических реакций, в основе которых лежит следующий процесс восстановления: Меn+ + n e-Me0. Поставщиками электронов, т.е. восстановителями, служат различные вещества: кокс (С), монооксид углерода (СО), водород (Н2), более активные металлы (Mg, Al и др.)

Получением металлов занимается металлургия, одна из самых древнейших отраслей промышленности.

Вопрос 1. Какие виды металлургии вы знаете? Назовите их. (ответ: черная металлургия, цветная металлургия, пирометаллургия, гидрометаллургия, электрометаллургия).

Итак, сегодня на уроке будем подробно знакомиться с электрометаллургией – это способ получения металлов при электролизе растворов или расплавов их соединений.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ УРОКА


Вопрос 2. Что называем электролитической диссоциацией? (ответ: процесс распада молекулы электролитов на ионы в водном растворе или в расплаве)

Вопрос 3. Почему водные растворы или расплавы электролитов проводят электрический ток? (ответ: при подключении электрического тока содержащиеся ионы в растворе или расплаве электролитов получают направленное движение к электродам: катионы – к катоду, анионы – к аноду)

Затем на катоде происходит процесс восстановления ионов, а на анодепроцесс окисления. В результате за счет электрического тока осуществляется химическая реакция.

Учащиеся записывают в тетрадях определение электролиза.(учебник с. 80)

Электролиз проводится в электролитических ячейках - электролизёрах.(плакат «Схема электролизёра»)

Процессы электролиза в расплавах и в водных растворах электролитов имеют существенные различия.

(далее изучение темы помогает просмотр видеофрагтентов)


1.Рассмотрим электролиз расплавов солей

Изучим схему электролиза расплава хлорида натрия. Учащийся записывает схему электролиза расплава в тетрадях, учитель на доске.

t

NaClNa+ + Cl-

Катод(-): Na+ + 1e-Na0↓ (восстановление) |2|

Анод(+): 2Cl- - 2e-Cl20↑ (окисление) |1|

-----------------------------------------------------------------

2Na+ + 2Cl- = 2Na0↓ + Cl20

Суммарное уравнение электролиза расплава хлорида натрия:

эл-з

2NaCl = 2Na↓ + Cl2


Вывод: 1) на катоде образовался металлический натрий, а на аноде - газообразный хлор;

2) при электролизе расплавов солей на катоде всегда осуществляется процесс восстановления ионов металла, независимо от положения данного металла в электрохимическом ряду активности металлов.

Вопрос 4. Какие металлы можно получить электролизом расплавов солей? (ответ:

щелочные, щелочноземельные, алюминий – электролизом расплава оксида в криолите).


2.Рассмотрим электролиз водных растворов солей.

Изучим электролиз раствора сульфата меди(II) (видеофрагмент «Электролиз раствора сульфата меди (II )»)

После просмотра видеофрагмента учащиеся записывает схему электролиза расплава в тетрадях, учитель на доске, использую таблицу «Катодные процессы в водных растворах солей» и ряд «Способность окисляться анионов».


CuSO4 ↔ Cu2+ + SO42-

H2O ↔ H+ + OH-

Катод(-): Cu2+ + 2 e-Cu0↓ (восстановление) |4| 2

Анод(+): 2 H2O- 2 e- → О20↑ + 4 Н+ (окисление) |2| 1

---------------------------------------------------------------------------

2 Cu2+ + 2 H2O → 2 Cu0↓ + 4 Н+

Суммарное уравнение электролиза раствора сульфата меди (II):

2CuSO4 + 2 H2O → 2 Cu0↓ + O2↑ + 2 H2SO4


Вывод: 1) на катоде образовалась металлическая медь, на аноде – газообразный кислород, в электролизёре – серная кислота;

2) при электролизе водных растворов различных солей окислительно-восстано- вительные процессы на катоде и аноде зависят от окислительной способности катионов металла и характера аниона соли.


3.Показ видеофильма “Электролиз водного раствора иодида калия.

Вопрос 5. Почему произошло изменение окраски индикатора фенолфталеина в катодном пространстве? (ответ: образовалась щёлочь)

Вопрос 6. Какое вещество выделилось на аноде? (ответ: йод)


4.Упражнение: самостоятельно в тетрадях запишите уравнение электролиза водного раствора иодида калия. (один учащийся записывает на доске)


KIK+ + I-

H2OH+ + OH-

Катод(-): 2 H2O + 2 e-H20↑ + 2 OH- (восстановление) |2| 1

Анод(+): 2I- - 2 e-I20↓ (окисление) |2| 1

-------------------------------------------------------------------------------

2 H2O + 2I-I20↓ + H20↑ + 2 OH-


Суммарное уравнение электролиза водного раствора иодида калия:

2 KI + 2 H2OI20↓ + H20↑ 2 KOH


IV.Закрепление знаний

Выполнение заданий части 2 ЕГЭ на два варианта. Приложение 2.

Проверка теста:


А

Б

В

Г

ВАРИАНТ 1

2

5

6

1

ВАРИАНТ 2

5

5

6

2


V.Домашнее задание

  1. Учебник Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман, 11 класс, § 19, упр.5-10, решить задачи № 2,3.

  2. Подготовить сообщения на тему «Применение электролиза»


VI.Подведение итогов урока

Выставление оценок



































Литература:

1.Егоров А.С., Шацкая К.П. и др. Общая и неорганическая химия: Учебное пособие для учащихся медицинских лицеев, медико-биологических классов и классов с углубленным изучением химии.- Ростов-на-Дону: «Феникс№, 1997.- 640с.

2.Химия: основы общ. Химии: учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений: базовый уровень / Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман.- 11-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2008.- 159с.

3.Горковенко М.Ю. Поурочные разработки по химии: 8 класс.- Мю: ВАКО, 2007.- 368с.

Катодные процессы в водных растворах солей



Электрохимический ряд напряжений металлов

Li, K, Ca, Na, Mg, Al

Mn, Zn, Fe, Ni, Sn, Pb

H2

Cu, Hg, Ag, Pt, Au


Men+ - не восстанавливаются

2H2O +2e- = H2↑ + 2OH-


Men+ + ne- = Me0

2H2O +2e- = H2↑ + 2OH-



Men+ + ne- = Me0

Молекулы воды не восстанавливаются


Ряд способности анионов окисляться




I-, Br-, S2-, Cl-, OH-, SO42-, NO3-, F- и другие анионы кислородсодержащих кислот

2О)

-------------------------------------------------------------------------------------------------------→

химическая активность уменьшается


Установите соответствие между формулой вещества и продуктами электролиза его водного раствора на инертных электродах.

ВАРИАНТ 1

ФОРМУЛА ВЕЩЕСТВА ПРОДУКТЫ ЭЛЕКТРОЛИЗА

А) AlCl3 1) металл, галоген

Б) RbOH 2) гидроксид металла, хлор, водород

В) Hg(NO3)3 3) металл, кислород

Г) AuCl3 4) водород, галоген

5) водород, кислород

6) металл, кислота, кислород

А

Б

В

Г





ВАРИАНТ 2

ФОРМУЛА ВЕЩЕСТВА ПРОДУКТЫ ЭЛЕКТРОЛИЗА

А) Al2(SO4)3 1) гидроксид металла, кислота

Б) CsOH 2) металл, галоген

В) Hg(NO3)3 3) металл, кислород

Г) AuBr3 4) водород, галоген

5) водород, кислород

6) металл, кислота, кислород

А

Б

В

Г







Полный текст материала Открытый урок химии "Электролиз растворов и расплавов электролитов"; 11 класс (базовый уровень) смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Черкасова Ольга Викторовна  Цукеша
06.04.2012 1 13100 2015

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК