Урок обобщения знаний по теме "Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева"; 8 класс
Разработка урока химии
в 8 классе
по теме
«Периодический закон и
периодическая система химических элементов
Д.И.Менделеева»
Учитель химии
Петрова Светлана Витальевна,
специалист 1 категории
Родниковского
учебно-воспитательного комплекса
«общеобразовательная школа
I-III ступеней – гимназия»
Симферопольского района
Автономной Республики Крым
Урок химии в 8 классе
по теме «Периодический закон и
периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева»
Цели урока:
- образовательная - повторить, обобщить, систематизировать теоретические знания и практические умения по теме «Периодический закон и периодическая система»;
- воспитательная – формирование научного мировоззрения; воспитание командного духа.
- развивающая – привитие познавательного интереса к предмету, развитие коммуникативной компетентности учащихся.
Оборудование: ПСХЭ, маршрутные листы, возможно использование интерактивного комплекса.
Тип урока: обобщающий.
Форма проведения: урок-игра.
Оформление класса – маршрут этапов урока, портрет Д.И.Менделеева, ПСХЭ, иллюстрации символов химических элементов (техника граффити, могут выполнить учащиеся 7-8 классов), схема строения атома, которая заполнится баллами-электронами при прохождении этапов урока (при заполнении учащиеся учитывают изученные правила и принципы).
Предварительная работа – формирование команд, домашнее задание для учащихся – дать название и придумать девиз командам, проработать понятия темы.
Ход урока:
1.Организационный момент. Целевая установка.
2.Мотивация учебной деятельности.
Ведущий:
Пусть зимний день с метелями не навевает грусть!
Таблицу Менделеева я знаю наизусть.
Зачем её я выучил? Могу сказать зачем:
В ней строгость и величие любимейших поэм,
Без многословья книжного в ней смысла торжество,
И элемента лишнего здесь нет ни одного,
В ней пробужденье дерева, весенних льдинок хруст…
Таблицу Менделеева знать надо наизусть!
(по мотивам стихотворения Н.Глазкова)
Вед.- Сегодня мы проведем не совсем обычный урок, это урок игра. Мы объединимся в две команды. И у наших команд будет шанс продемонстрировать и скорректировать свои знания по теме «Периодический закон и периодическая система химических элементов», а так же подготовиться к уроку контроля знаний.
3. Основная часть урока.
Вед.- Вы единое целое, команда, химически неделимая часть мира – атомы сегодняшнего урока, поэтому в ходе выполнения заданий вы будете зарабатывать баллы-электроны на электронные орбитали, заполняя их по основным правилам, а в итоге … . Об этом немного позднее.
Вед.- Итак, первый приносящий баллы-электроны на энергетические уровни команд конкурс – «Домашнее задание», команды выбрали себе название в виде термина темы и могут в качестве девиза раскрыть смысл понятия. Предоставляем слово командам.
( презентация команд)
Вед.- Этап «Понятийная дуэль» (по 1 баллу-электрону за раскрытое понятие, 2 балла-электрона команде победившей в дуэли).
В качестве домашнего задания команды должны были проработать основные понятия, изученные по теме. Состязаться будут капитаны, по очереди вы называете понятия, члены команды соперников их раскрывают, в случае неудачи, определение даёт капитан домашней команды. Побеждает группа, члены которой последние назовут термин и правильно раскрывавшие смысл всех понятий.
Этап «Японские головоломки» (максимальное число баллов-электронов за конкурс равно удвоенному числу электронов внешнего энергетического уровня атома фосфора):
1 вариант
|
|
2 |
1 |
1 |
2 |
|
|
4 |
2 |
1 |
1 |
2 |
4 |
||
4 |
2 |
1 |
1 |
2 |
4 |
||
|
4 |
|
* |
* |
* |
* |
|
2 |
2 |
* |
* |
|
|
* |
* |
1 |
1 |
* |
|
|
|
|
* |
1 |
1 |
* |
|
|
|
|
* |
2 |
1 |
* |
* |
|
|
|
* |
|
2 |
|
* |
* |
|
|
|
|
2 |
|
|
|
* |
* |
|
1 |
2 |
* |
|
|
|
* |
* |
1 |
1 |
* |
|
|
|
|
* |
1 |
1 |
* |
|
|
|
|
* |
2 |
2 |
* |
* |
|
|
* |
* |
|
4 |
|
* |
* |
* |
* |
|
-
11
3
3
3
3
12
1
*
2
1
*
*
*
2
1
*
*
*
3
1
*
*
*
*
1
1
1
*
*
*
1
1
1
*
*
*
1
1
1
*
*
*
1
1
1
*
*
*
1
3
*
*
*
*
1
2
*
*
*
1
2
*
*
*
1
1
*
*
Вопросы к каждому варианту задания:
Символ какого химического элемента появился в результате решения головоломки?
Охарактеризуйте его положение в ПСХЭ.
К какой подгруппе элементов относится данный химический элемент?
Строение его электронных уровней?
Валентность элемента в соединениях?
Этап «Лови ошибку» (исправлены все ошибки – 3 балла-электрона, половина ошибок – 2 балла-электрона на уровень команды)
1 вариант:
- 1S2 2S2 2P7
1S2 2P2 2S6 3S2 3P6 3D1
1S2 2S2 2P6 2D3 3S2
1S2 2S2 2P4 3S5 3P3 4S2
2 вариант:
1S3 2S2 2P4
1S2 2P2 2S6 3S2 3P8
1S2 2S2 2P6 2D5 3S1
1S2 2S2 2P4 3S4 3P4 4S1
Презентация итогов: Какие неточности вы исправили в электронных формулах, почему? Каким элементам соответствуют правильные электронные конфигурации?
Этап «Что такое химия?»
Вед. Вам предстоит, ответив на вопросы и решив задания, определить цифру, используя таблицу кодов перевести цифру в букву и составить общую фразу. Побеждает дружная команда, которая быстрее справится с заданиями, в копилку она получит столько баллов-электронов, сколько содержится р-электронов на внешнем уровне атома азота.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
6 |
7 |
8 |
9 |
|
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
Х |
и |
м |
и |
я |
- |
ч |
у |
д |
о |
|
н |
а |
у |
к |
а |
Задания:
1.Заряд, который приобретет нейтральный атом азота при присоединении максимально возможного числа электронов на внешний уровень.
2.Какое число электронов содержится на внешнем энергетическом уровне атома углерода?
3. Порядковый номер элемента, атом которого имеет электронную формулу 1S2 2S2 2P6 3S2
4. Число валентных электронов в атоме кремния.
5.Число элементов в 3 периоде.
6.Сумма цифр года, когда был формулирован ПЗХЭ Д.И.Менделеевым.
7.У какого из элементов атом будет иметь больший радиус №5 или №8.
8.Максимальное количество d-электронов на энергетических уровнях атомов d-элементов.
9.Количество малых периодов в ПСХЭ.
10.Число квантовых ячеек, которые заполняют электроны со сферической формой орбитали.
11.Степень окисления, которую приобретает атом магния, в случае отдачи электронов внешнего энергетического уровня.
12.Степень окисления атома алюминия в соединениях.
13.Порядковый номер элемента, который проявляет свойства самого сильного окислителя.
14.Валентность кислорода в большинстве соединений.
Таблица ответов-кодов
- 3 |
16 |
2 |
10 |
9 |
-1 |
- 2 |
6 |
и |
ч |
а |
д |
к |
т |
ж |
л |
4 |
8 |
5 |
12 |
3 |
1 |
- 4 |
7 |
х |
я |
у |
м |
о |
н |
с |
з |
4. Подведение итогов урока (за верные ответы в ходе подведения итогов команды могут заработать дополнительные баллы).
Вед. В ходе нашего не совсем обычного урока, выполняя задания, вы получали баллы-электроны на энергетические уровни команды. Какие правила заполнения электронами энергетических подуровней вами учитывались?
В итоге у нас получились схемы строения атомов элементов.
Что это за элементы? Охарактеризуйте основные соединения элементов.
В нашем турнире победила команда с большей атомной массой итогового элемента.
Спасибо вам за урок!
5. Домашнее задание.
Вариант задания - Подготовка к уроку-защите проектов по творческой деятельности Д.И.Менделеева.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Петрова Светлана Витальевна
→ Sveta_030975 21.05.2012 0 7645 1229 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.