|
Именные
реакции в
органической химии
|
|
t°
CH3COONа
+ NаОН-----—
CH4
+ Nа2CО3
Реакция
Дюма (декарбоксилирование
солей карбоновых кислот, для укорочения
углеродной цепи)
|
|
+НNO3,
t°
CH4
------------—
СН3NO2
Реакция
Коновалова
(нитрование
алканов, «оживление химических
мертвецов»)
|
|
+
Cl2,hν
CH4
-----------—
CH3Cl—
CH3
- Mg
– Cl
+ Cl
- H2C
- CH3
—
CH3
- CH2
- CH3
Реакция с реактивом
Гриньяра
│
(
для нечётного удлинения углеродной
цепи)
|
|
│+2Nа,t°
Аl2О3,ZnO,
t
---------—
CH3
-CH3
---------—
CH2=CH2
-----—
CH3
–CH2OH
-------------—
CH2=CH-CH=CH2
---------—
(-CH2-CH
=CH-CH2-)n
Р.
Вюрца (для
чётного удлинения углеродной цепи)
этилен Реакция
Лебедева (получение
дивинила)
бутадиеновый каучук
|
|
Hg2+
-----—
CH3CНО
Реакция
Кучерова
(гидратация
ацетилена в присутствии солей ртути)
|
—
CH3COOH
|
эл.ток
—
CH3COONа-----------—
CH3
-CH3
Реакция
Кольбе (электролиз
раствора
соли карбоновой кислоты)
|
Са(ОН)2
CH3CНО
----------—
C6H12О6
Реакция
Бутлерова (синтез
углевода из формальдегида)
|
|
Сакт.,
t°
-------—
С6Н6
Реакция
Зелинского (синтез
бензола на активированном угле)
|
|
6[Н]
С6Н6
—
С6Н5NO2
--------
—
С6Н5NН2
Реакция
Зинина (получение
анилина восстановлением нитробензола,
восст-ль – атомарный водород)
|
|
Алкилирование
по
Фриделю
- Крафтсу
|
С6Н6
|
АlCl3
3НNО3
,
Н2SО4
+CH3Cl
-----------—
С6Н5CH3
---------------------—
С6Н2(NO2)3CH3
метилбензол
(толуол) 2,4,6-тринитротолуол
(тол, тротил)
|
|
Аl2О3
+CH2=CH2
-------—
С6Н5C2H5
--------------------—
CH=CH2
------------------------- —
(-CH-
CH2-)n
Этилбензол
ǀ
ǀ
С6Н5
Винилбензол
(стирол)
С6Н5
Полистирол
|
|
|
Аl2О3
+
О2
,
Н2SО4
+
CH3-CH=CH2
--------—
С6Н5CH(CH3)2
----------------—
С6Н5ОН
+ CH3
-СО- CH3
изопропилбензол
фенол пропанон
(ацетон)
(кумол)
|
|
|
Из неорганики
в органику: 1. СаСО3
-—
СаО —
СаС2
-—
С2Н2
-—
CH3CНО
—
CH3COOH
—
…
|
|
2. С —
СН4
—
С2Н2
—
… 3. С —
Аl
4С3
—
СН4
—
…
|
|
hν, хлорофилл
4.
6СО2 +
6 Н2О
-------------------—
C6H12О6+
6 О2↑
- 2920 кДж Фотосинтез (космическая
роль зелёного растения)
|
Именные
реакции в органической химии являются
нередко как бы маркерами в цепочках
превращений: зная их «в лицо», можно
сразу предположить основные компоненты
данного превращения, а затем уже
восстановить промежуточные звенья.
Число именных реакций велико, но десять
указанных выше – самые важные для курса
средней школы на любом уровне изучения
химии - от базового до углублённого. Эти
реакции связывают между собой все классы
органических соединений: углеводороды,
кислород- и азотсодержащие вещества.
Взаимосвязи эти гораздо сложнее, чем
показано на схеме, просто по техническим
причинам все показать нет возможности.
Но и «плюсы» в этом плане у схемы есть
-появляется возможность творческого
задания учащимся, например: найти
«переход» от неорганических веществ к
продукту реакции Бутлерова. Во-вторых,
получив такую схему в личное пользование,
ученик может на этот как бы «скелет»
нарастить еще массу сведений об условиях
проведения реакций, характеристику их,
практическое значение продукта данной
реакции, …