Слайд 1
Мероприятие по химии
Тайны
старинного
замка,
или новые
приключения
Шерлока
Холмса и
доктора
Ватсона
Подготовила: учитель химии
МБОУ «Лицей № 21» г. Курска
Овчинникова М.В.
Пояснительная записка |
||
1. |
Автор (ФИО, должность)
|
Овчинникова Майя Владимировна, учитель химии МБОУ «Лицей № 21» г. Курск |
2. |
Название ресурса
|
Тайны старинного замка или новые приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона |
3. |
Вид ресурса
|
Сценарий мероприятия по химии. |
4.
|
Предмет, УМК |
Подходит для работы по любому УМК |
5. |
Цель и задачи ресурса
|
В форме театральной постановки показать обучающимся красивые занимательные опыты. Прививать любовь к науке. |
6. |
Возраст учащихся, для которых предназначен ресурс |
8-9 класс. |
7. |
Программа, в которой создан ресурс |
Microsoft word |
8. |
Методические рекомендации по использованию ресурса |
Тщательно проработать с обучающимися, занятыми в спектакле все опыты, соблюдать технику безопасности. |
9. |
Источники информации Литература Байкова В.М. Химические вечера.- Петрозаводск: Карелия, 1981. -102 с. Радецкий А.М. Вечер-конкурс «Кислородсодержащие органические вещества»// Химия в школе 2004. №2 С. 62-63 Чернобельская Г.М. Практические занятия и экспериментальные задачи по химии для ПТУ. Учебное пособие. – Москва.: Высшая школа, 1989 – 127 с. Методическая разработка «70 занимательных химических опытов» преподавателя РГОУ СПО «Чебоксарский машиностроительный техникум» Даниловой Е.А. 2006
ТЕКСТ СЦЕНАРИЯ – АВТОРСКИЙ.
Использованы фотографии из сети Интернет: «Виндзорский замок» http://d2me0fuzw8a1c5.cloudfront.net/files/img1/5007/13.jpg «Кабинет Шерлока Холмса» http://karmaburn.com/files/digicam/london/sherlockholmesmuseum01.jpg «У графини в кабинете» http://i19.beon.ru/97/5/2140597/97/73349997/578659.jpeg
|
МБОУ «Лицей №21»
Разработка мероприятия по химии «Тайны старинного замка, или новые приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона»
по предмету ХИМИЯ
для 8-9- классов
автор-составитель: Овчинникова Майя Владимировна
Курск 2017 г.
Тайны старинного замка.
Или новые приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона.
Действующие лица:
графиня
Шерлок Холмс
доктор Ватсон
работник замка графини
Действие I.
Явление 1.
Звучит музыка – «Вступление». Кабинет Шерлока Холмса – демонстрация изображения через проектор на экран или электронную доску.
Холмс сидит на стуле, пролистывает газету, пьет чай. На столе рядом с ним два стакана с растворами, готовые к проведению опыта «Молоко» (см. описание опыта1 и всех последующих в приложении)
Явление 2.
Входит доктор Ватсон, здоровается.
ХОЛМС. Доброе утро, друг мой. Присоединяйтесь к моему скромному завтраку.
ВАТСОН. Вы уже завтракаете? Отлично, мне молока, если можно.
Холмс проводит опыт 1 «Молоко». Протягивает стакан Ватсону.
ВАТСОН (отпрыгнув). Ну и шуточки у вас, Холмс! Я лучше в ближайшем кафе позавтракаю (садится на стул и разворачивает газету, принесенную с собой.)
Молчание, шуршание газеты.
ВАТСОН. О, Вы видели это объявление? Хозяйка старинного Виндзорского замка просит помощи. Кабинет её покойного мужа полон загадок…
ХОЛМС. Интригует, Ватсон. А не прокатится ли нам в Виндзор?
Уходят в дверь.
Действие II
Явление 3.
музыка – «Стук копыт», на экране появляется изображение замка, которое меняется на изображение захламленного кабинета покойного графа. Входят: графиня, Шерлок Холмс и доктор Ватсон.
ГРАФИНЯ. Осторожнее, господа, ступенька.
ВАТСОН. Как у Вас темно, графиня!
ГРАФИНЯ. В этом кабинете я боюсь даже прикасаться к вещам!
ХОЛМС. (Оглядывается.) Есть же свечи! (Зажигает свечи. Идет опыт 2 «Свечи»)
Во время проведения опыта звучит музыка.
ГРАФИНЯ. Какая красота!
Показывает гостям коллекции книг, картин и т.д. осматривают кабинет с лупой в руках.
Явление 4.
Входит работник замка.
РАБОТНИК. Ну что, хозяйка, мебель выносить? ( Двигает стулья, толкает и графиню и гостей.)
ГРАФИНЯ. Да подождите Вы с мебелью! (Обращается к Холмсу, продолжают тихо обсуждать что-то наклоняясь к книгам, открывая шкафы.)
РАБОТНИК. Хламу-то сколько! Где б присесть? (Садится в кресло.)
ХОЛМС. (Поднимает с пола платок.) Что это за тряпка, графиня?
ГРАФИНЯ. Это не тряпка! Это платок моего бедного графа!
ВАТСОН. Сожгите немедленно этот рассадник заразы!
В это же время, за их спинами работник зажигает длинную лучину, намереваясь закурить.
ВСЕ. (Хором, обращаясь к работнику.) Вы, что! Курить здесь вздумали. Сами травитесь и нас отравить захотели!
ХОЛМС. Дайте-ка сюда. (Отбирает горящую лучину, поджигает платок. Звучит музыка «Пожар». Проводит опыт 3 «Несгораемый платок».)
Работник незаметно уходит.
ГРАФИНЯ. Волшебный платок…
ХОЛМС. Не думаю, графиня! Всему есть научное объяснение.
ВАТСОН. (Поднимает с пола скомканную бумажку, бросает в кристаллизатор с водой. В воду добавлен фенолфталеин. Проводит опыт 4 «Взрыв натрия».)
ГРАФИНЯ. Ужас, кошмар! (Держится за сердце.)
ХОЛМС. Ничего ужасного, графиня. Судя по всему, Ваш покойный супруг очень интересовался наукой – химией. Вот например, он оставил описание некого секрета исцеления ран.
ВАТСОН. Прямо-таки и секрет? Прямо-таки исцеление? Я – врач, и в это не поверю, если не увижу своими глазами!
Явление 5.
В это время входит работник.
ХОЛМС. Вот на нем и попробуем! (Берет скальпель.) Эй, любезный, можно вашу руку?
ВАТСОН. Подождите, давайте хоть йодом протру…
Всесте Холмс и Ватсон проводят опыт 5 «Рана»
РАБОТНИК. Что делается… Чуть руки не лишили!
ГРАФИНЯ. (Бледная, испугана видом крови, пошатывается, руки трясутся.) Сейчас, я вам чай сделаю. ( Зажигает лучинку, чтобы осветить себе дорогу, «случайно» поджигает горку «песка» на столе графа. Проводит опыт 6 «Вулкан». Звучит музыка.
ГРАФИНЯ. Мы взорвемся, сгорим! (Падает в обморок, на руки Холмса с Ватсоном.)
Ватсон и Холмс, усаживают графиню на кресло, дают ей воды, обмахивают веером, суетятся, щупают пульс.
Работник, оставленный без внимания, роется на столе графа, берет «чистый» лист.
РАБОТНИК. Все, заявление на увольнение напишу! Что за лист, может тут дельное что написано. Темно, не прочитать. Показывает зрителям «чистый» лист. Проводит опыт 7 «Надпись»
ХОЛМС. Вы что делаете? Может там тайный шрифт?
РАБОТНИК. (Показывает всем лист с проявленной надписью «Химия – наше богатство».) Непонятно….
ГРАФИНЯ. Что бы это значило?
ХОЛМС. Графиня, нам все ясно.
ВАТСОН. Да, кажется… Но причем здесь богатство?
ХОЛМС. Изучив эту интересную науку, вы сможете не только развлекать друзей занимательными опытами, но и с успехом применить полученные знания.
ВАТСОН. Да, теперь мне понятно! Графиня, Вы можете заняться производством лекарств, минеральных удобрений, и тогда станете по-настоящему богатой дамой!
ГРАФИНЯ. Решено! Я организую в своем замке открытую химическую школу, в которой может обучаться любой желающий. Добро пожаловать на занятия!
ВСЕ. (Хором.) Изучайте химию!
КОНЕЦ.
Описание опытов.
Все опыты отработать по нескольку раз, на мероприятии все необходимые материалы заранее разложить на столе. Строго следить за соблюдением техники безопасности!
Опыт 1. «Молоко»
Реактивы: Карбонат натрия (кристаллический), хлорид кальция, вода.
Посуда, материалы, оборудование: 2 химических стакана, 2 чайные ложки.
В один стакан насыпают 2 ложки хлорида кальция, в другой столько же карбоната натрия. В каждый стакан наливают воды на 1/3 их обьема. Затем полученные растворы сливают вместе. Жидкость становится белой, как молоко.
Обьяснение процесса. «Молоко» получается обменной реакцией между солями с выпадением осадка карбоната кальция.
Опыт 2. «Свечи»
Реактивы: Соли – хлориды калия, стронция, меди, натрия, кальция, спирт.
Посуда, оборудование, материалы: фарфоровые тигли, вата, спички.
Опыт эффектен в затемненном помещении. В маленькие тигли кладут по кусочку ваты, смоченной спиртом, и насыпают в каждый из них соли на кончике скальпеля. Вату поджигают.
Объяснение процесса. Пламя окрашивается в различные цвета в зависимости от солей: соли кальция дают розовато-фиолетовое пламя, стронция – малиновой, меди – зеленое или голубое, натрия – желтое, кальция – кирпично-красное.
Опыт 3 «Несгораемый платок»
Реактивы: ацетон или спирт, вода.
Посуда, оборудование, материалы: носовой платок (хлопчатобумажный), 2 фарфоровые чашки, спиртовка, спички, лучинка, тигельные щипцы.
Платок смачивают водой, слегка отжимают, затем кладут на металлический поддон и осторожно смачивают ацетоном или диэтиловым эфиром (можно использовать медицинский спирт). Лучинкой поджигают платок, зажатый в тигельных щипцах. Показывают зрителям горящий платок (не трогать руками). После окончания горения – платок целый снова демонстрируют зрителям.
Обьяснение процесса. Испарение воды из ткани требует больших тепловых затрат, а теплоты, выделяющейся при горении жидкости для этого недостаточно. Поэтому влажная ткань не загорается.
Опыт 4 «Взрыв натрия»
Реактивы: металлический натрий, вода, фенолфталеин
Посуда, оборудование, материалы: кристаллизатор с водой, фильтровальная бумага.
В фильтровальную бумагу завернуть кусочек натрия. Опустить в воду.
Объяснение процесса. В результате взаимодействия натрия с водой образуется горючий газ водород и щелочь. Бумага загорается, фенолфталеин меняет окраску на малиновую.
Опыт 5. «Рана»
Реактивы: 3%-ный раствор хлорида железа III, 3%-ный раствор роданида калия, раствор фторида натрия или калия.
Посуда, материалы, оборудование: 3 фарфоровые чашки, пластмассовый нож, вата.
Готовят 2 раствора (по 100 мл) роданида калия (в одной скляночке) и хлорида железа - в другой. Ваткой «дезинфицируют» руку (р-ром хлорида железа III) Затем проводят по руке ножом, обильно смоченным раствором роданида калия. На руке появляется «кровь».
Затем ладонь протирают ваткой, смоченной раствором фторида натрия или калия – рана «исчезает». После опыта руку тщательно помыть.
Объяснение процесса. В основе лежит качественная реакция на ионы трехвалентного железа. Образуется окрашенный в темно- красный цвет комплекс, который в присутствии фторид-ионов разрушается.
Опыт 6. «Вулкан»
Реактивы: дихромат аммония, спирт.
Посуда, материалы, оборудование: металлический лист, спички, пипетка.
Дихромат аммония горкой насыпают на железный лист, слегка смачивают спиртом и поджигают. Реакция идет бурно, вылетают искры, вокруг накапливается зеленый «вулканический пепел» в большом количестве.
Образуется зеленый оксид хрома, пары воды и азот вследствие разложения дихромата аммония.
Опыт 7.
Реактивы: серная кислота.
Посуда, материалы, оборудование: белый лист бумаги, тонкая кисточка или стеклянная палочка, спички, спиртовка.
На листе делают надпись кислотой (10%-20%). После высушивания надпись незаметна. Проявляется, если подержать над пламенем спиртовки
Объяснение процесса. При нагревании над пламенем спиртовки вода испаряется, кислота становится более концентрированной. Горячая концентрированная серная кислота – сильное водоотнимающее средство. Бумага обугливается в местах нанесения надписи.
Литература
Байкова В.М. Химические вечера.- Петрозаводск: Карелия, 1981. -102 с.
Радецкий А.М. Вечер-конкурс «Кислородсодержащие органические вещества»// Химия в школе 2004. №2 С. 62-63
Чернобельская Г.М. Практические занятия и экспериментальные задачи по химии для ПТУ. Учебное пособие. – Москва.: Высшая школа, 1989 – 127 с.
Методическая разработка «70 занимательных химических опытов» преподавателя РГОУ СПО «Чебоксарский машиностроительный техникум» Даниловой Е.А. 2006
ТЕКСТ СЦЕНАРИЯ – АВТОРСКИЙ.
Другие зображения замка и кабинетов – так же можно найти в сети Интернет, либо придумать интересные декорации.
Использованы фотографии:
«Виндзорский замок» http://d2me0fuzw8a1c5.cloudfront.net/files/img1/5007/13.jpg
«Кабинет Шерлока Холмса» http://karmaburn.com/files/digicam/london/sherlockholmesmuseum01.jpg
Старый кабинет» http://i19.beon.ru/97/5/2140597/97/73349997/578659.jpeg
Автор: Овчинникова Майя Владимировна
→ Публикатор 27.05.2017 0 5675 360 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы