Статья "Одаренные дети: как добиться результата в исследовательской деятельности"
Одаренные дети: как добиться результата
в исследовательской деятельности
Автор: Целиковская Елена Викторовна,
учитель химии,
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Шелеховского района «Средняя общеобразовательная школа № 4»
(МБОУ ШР «СОШ № 4»)
Из всех форм работы современного учителя с одарёнными детьми занятие исследовательской деятельностью я считаю наиболее эффективным потому, что оно формирует у обучающихся все виды универсальных учебных действий. Выполнение проекта, реализация его практической части, оформление работы и создание презентации, подготовка публичного доклада и выступление с ним – основные этапы, которые проходит ученик под руководством своего учителя. Эта дорога приводит к успеху, если участники движения к общей цели проявляют терпение и самодисциплину, трудолюбие и организованность. А ещё пригодится удача и немного авантюризма!
Всё начинается с выбора темы, которая должна быть оригинальной, нестандартной, новой. Удачная тема – залог успеха. Процесс её поиска не останавливается никогда. В течение учебного года и летними днями, в отпуске, на моем рабочем столе лежит папка «Творчество нового учебного года». В ней может накапливаться материал параллельно по нескольким проектам.
Иногда рождение темы нового исследования происходит случайно. Как-то услышала детскую загадку: «Из растений чей портрет выбит на монете? Чьих плодов нужнее нет на земной планете?» И тут же возник готовый план будущей работы! В итоге, учеником 4-го класса была собрана и описана хорошая коллекция отечественных и иностранных монет разного достоинства с изображением колосьев, цветков, коробочек хлопчатника, растительных орнаментов, сосудов с кумысом... Эта работа была отмечена дипломом I степени на районной конференции «Шаг в будущее, Юниор».
Я не боюсь ставить перед ребятами сложные задачи и помогаю находить пути, которые делают каждую задачу решаемой. Выполнение исследования – кропотливый процесс. Мне помогает квалификация «химика – аналитика», который должен быть скрупулёзным, педантичным, точным, ответственным; эти качества я стремлюсь развивать в моих учениках. Обращаемся во все доступные для нас библиотеки, в первую очередь, ищем в них литературу через каталоги и фонды, и только после этого используем ресурсы Интернета. Всю найденную информацию обдумываем и прорабатываем на предмет соответствия выдвинутой гипотезе. Каждый шаг фиксируем с помощью цифрового фотоаппарата. Эта фотолетопись потом станет ёмким приложением к работе…
Полный успех всей деятельности гарантирован только тогда, когда родители юных исследователей – первые помощники: интересуются успехами, поддерживают, сопровождают…
На вопрос: «Зачем Вам нужна исследовательская работа?» – отвечаю так: «Никакие материальные и моральные поощрения не заменят настоящего восторга, получаемого от общения с удивительными людьми, с которыми сводит нас судьба и в процессе деятельности, и на мероприятиях». Например, во время поездки в Москву на V Всероссийский конкурс, посвященный 175-летию со дня рождения Д.И. Менделеева, побывали в гостях у Натальи Владимировны Обручевой – внучки первого геолога Сибири, знаменитого писателя, академика. Встреча и личная беседа с ней породили идею изучения деятельности Обручева в Прибайкалье. Интересное исследование продолжалось три года, а выполненные работы были отмечены дипломами первой степени на нескольких региональных конференциях!
Публичное выступление с докладом – венец творения, совместно с учеником вкладываем в него все силы и душу, репетируем артистично и эмоционально. Добиваемся красоты и чёткости речи, используем секреты ораторского искусства, многократно обсуждаем возможные вопросы экспертов.
Подготовка к участию во Всероссийской конференции, общение с профессионалами высокого уровня научили хорошо структурировать работу. В последние годы, кроме презентации, готовим для выступления яркий стендовый доклад, который позволяет увидеть всю работу целиком, делает её восприятие доступнее и легче. Последняя успешная работа 2018 года «Знаменитые гости города Шелехова», над которой ученица 9 класса работала два года, и в которой были воплощены все мои возможности, как руководителя, награждена дипломом I степени на очной международной российско-белорусской конференции.
Желаю коллегам смело идти по дороге развития одарённых детей с помощью проектно – исследовательской деятельности и никогда не останавливать поиск новых идей!
На странице приведен фрагмент.
Автор: Целиковская Елена Викторовна
→ Публикатор 12.01.2020 0 1192 263 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.