Конспект урока химии "Решение задач на растворы"
Интегрированный урок математика + химия
на тему: «Решение задач на растворы»
Задачи:
Образовательные:
1. Актуализировать понятие процента, массовой доли вещества и концентрации вещества.
2. Познакомить с нестандартным способом решения задач на смешивание двух растворов разной концентрации.
Развивающие:
1. Развивать способности к самостоятельному выбору метода решения задач.
2. Умение обобщать, абстрагировать и конкретизировать знания.
3.Развитие научного мировоззрения, творческого мышления посредством создания проблемной ситуации.
Метапредметные:
- способствовать формированию умений анализировать, сопоставлять, обобщать знания;
- продолжить развивать умение работать в парах;
- воспитывать уважение к мнению других членов коллектива;
- формировать чувство ответственности за свою работу.
Личностные:
- формировать осознанную потребность в знаниях;
- развивать умение управлять своей учебной деятельностью;
Оборудование:
1. Химические препараты и посуда.
2. Мультимедиа проектор.
3. Опорные конспекты.
4. Карточки.
Тип урока: урок объяснения нового материала.
(Проблемное обучение с побудительным диалогом)
Методы обучения: частично-поисковый, репродуктивный, словесно – наглядно – практический.
Деятельность учителя:
Планирует работу учащихся заранее, осуществляет оперативный контроль, оказывает помощь, поддержку и вносит коррективы в их деятельность.
Организационный момент.
Учитель математики: Здравствуйте! Сегодня мы проводим необычный урок - урок на перекрестке наук математики и химии.
Учитель химии: Здравствуйте, ребята! Мы с вами увидим, как математические методы решения задач помогают при решении задач по химии.
А чтобы сформулировать тему урока, давайте проделаем небольшой эксперимент.
(Наливаю в 2 хим. стакана воду, добавляю в оба одинаковое количество сульфата меди.) Что получилось? (Растворы). Из чего состоит раствор? (Из растворителя и растворённого вещества). А теперь добавим в один из стаканов ещё немного сульфата меди. Что стало с окраской раствора? (Он стал более насыщенным). Следовательно, чем отличаются эти растворы? (Массовой долей вещ-ва).
Учитель математики: А с математической точки зрения - разное процентное содержание вещества в растворе.
Итак, тема урока « Решение задач на растворы»
Учитель математики.Цель урока: Рассмотреть алгоритм решения задач на растворы, познакомить с приемами решения задач в математике и химии, расширить знания о значении этих растворов в быту, сформировать целостную картину о взаимосвязи предметов в школе.
Учитель математики: Для урока необходимо повторить понятие процента.
- Что называют процентом? (1/100 часть числа.)
- Выразите в виде десятичной дроби 17%, 40%, 6%
- Выразите в виде обыкновенной дроби 25%, 30%, 7%
- Установите соответствие 40% 1/4
25% 0,04
80% 0,4
4% 4/5
Одним из основных действий с процентами – нахождение % от числа.
Как найти % от числа? (% записать в виде дроби, умножить число на эту дробь.)
- Найти 10% от 30 (10%=0,1 30*0,1=3)
- Вычислите 1) 20% от 70 2) 6% от 20
3) х% от 7
Учитель химии
– Что такое раствор? (Однородная система, состоящая из частиц растворенного вещества, растворителя и продуктов их взаимодействия.)
-- Приведите примеры растворов, с которыми вы встречаетесь в повседневной жизни. (уксус, нашатырный спирт, раствор марганцовки, перекись водорода и др.)
– Какое вещество чаще всего используется в качестве растворителя? (Вода.)
Часто понятие “раствор” мы связываем, прежде всего, с водой, с водными растворами. Есть и другие растворы: например спиртовые раствор йода, одеколона, лекарственные настойки.
Хотя именно вода является самым распространённым соединением и “растворителем” в природе.
¾ поверхности Земли покрыто водой
Человек на 70% состоит из воды.
В сутки человек выделяет 3 литра воды и столько же нужно ввести в организм.
Овощи – 90% воды содержат (рекордсмены-огурцы -98%)
Рыба 80% (рекордсмен у животных – медуза 98%)
Хлеб – 40%
Молоко – 75%
– Что такое массовая доля растворенного вещества? (Отношение массы растворенного вещества к общей массе раствора.)
– Вспомните формулу для вычисления массовой доли растворенного вещества и производные от нее (w = m (р.в.)/m (р-ра ) ; m (р.в.)= m (р-ра) ×w ; m (р-ра) = m (р.в.)/ w )
– По какой формуле можно рассчитать массу раствора? (m(р-ра) = m (р.в.) + m (р-ля)).
Учитель химии предлагает решить учащимся задачу:
Задача №1 Перед посадкой семена томатов дезинфицируют 15%-ным раствором марганцовки. Сколько г марганцовки потребуется для приготовления 500 г такого раствора? (Ответ: 40 г.)
Решение.
Дано: ω% =
ω%=15%
m(р-ра)=500г
m(в-ва)=?
m(в-ва)= m (р-ра) • ω
m(в-ва)=500 • 0,15=75г
Ответ: 75 г марганцовки.
Учитель математики.
– Давайте посмотрим на эту задачу с точки зрения математики. Какое правило на проценты вы применили при решении этой задачи? (Правило нахождения процента от числа.)
15% от 500
500*0,15=75(г)- марганцовки.
Ответ: 75 г.
– Как видите, задачи, которые вы встречаете на химии, можно решать на уроках математики без применения химических формул.
Задачам на растворы в школьной программе уделяется мало времени, но эти задачи встречаются на ОГЭ в 9 классе и ЕГЭ в 11 классах. Рассмотрим пример такой задачи.
Задача №2. При смешивании 10%-го и 30%-го раствора марганцовки получают 200 г 16%-го раствора марганцовки. Сколько граммов каждого раствора взяли?
Можно ли решить эту задачу так быстро?
О чем говорится в этой задаче? (о растворах.)
Что происходит с растворами? (смешивают.)
м растворенного в-ва 1 + м раств в= ва 2=м растворенного в-ва 3
Решение:
Раствор |
%-е содержание |
Масса раствора (г) |
Масса вещества (г) |
1 раствор 2 раствор |
10% = 0,1 30% = 0,3 |
х 200-х |
0,1х 0,3(200-х) |
Смесь |
16% = 0,16 |
200 |
0,16*200 |
0,1х + 0,3(200-х) = 0,16*200
0,1х + 60 – 0,3х = 32
-0,2х = -28
х = 140
140(г)- 10% раствора
200 – 140 = 60(г)-30% раствора.
Ответ: 140г, 60г.
Учитель химии решает задачу методом Квадрата Пирсона.
Учитель математики. Рассмотрим еще один раствор – это уксусная кислота. Разбавленный (6-10%) раствор уксусной кислоты под названием «столовый уксус» используется для приготовления майонеза, маринадов и т.д. Уксусная эссенция 70% раствор. Ее нельзя применять без разбавления для приготовления пищевых продуктов. «Столовый уксус», используют для приготовления маринадов, майонеза, салатов и других пищевых продуктов. Очень часто при приготовлении блюд под руками оказывается уксусная эссенция. Как из нее получить столовый уксус. Поможет следующая задача.
Задача №3. Какое количество воды и 70%-го раствора уксусной кислоты следует взять для того, чтобы приготовить 200 г столового уксуса (8%-ый раствор уксусной кислоты.)
Решение:
Раствор |
%-е содержание |
Масса раствора (г) |
Масса вещества (г) |
Уксусная кислота Вода |
70%=0,7 0%=0 |
х 200-х |
0,7х 0 |
Смесь |
7%=0,07 |
200 |
0,07*200 |
0,7х = 0,07*200
0,7х = 14
х = 14:0,7
х = 20
20 (г) – уксусной кислоты
200 – 20 = 180 (г) – воды.
Ответ: 20 г, 180г.
Учитель химии. А сейчас мы решим экспериментальную задачу.
Приготовить 20 г 5%-го раствора поваренной соли. (Расчётная часть). Затем выполняем практическую часть. (Напомнить правила Т-Б).
Решение 1. Расчётная часть
Дано:
ω%=5%
m(р-ра)=20г
m(в-ва)=? m(в-ва) = m (р-ра) · ω
V (р-ля) = ?m(в-ва) = 20 · 0,05 = 1 г.
m(р-ля) = m (р-ра) - m(в-ва)
m(р-ля) = 20 – 1 = 19 г
V (р-ля) = m (р-ля) : ρ= 19г : 1г/мл = 19 мл
Ответ: 1 г соли и 19 мл воды.
2. Экспериментальная часть( Соблюдать правила техники безопасности).
-
Уравновесить весы.
-
Взвесить необходимое количество соли.
-
Отмерить мерным цилиндром воду.
-
Смешать воду и соль в стакане.
Учитель математики. Проведем проверочную работу, в которую включили задачи из сборника для подготовки к экзаменам в 9 классе.
Проверочная работа.
При смешивании 15%-го и 8% -го раствора кислоты получают 70 г 10%-го раствора кислоты. Сколько граммов 15%-го раствора взяли?
|
При смешивании 15%-го и 60% -го раствора соли получают 90 г 40%-го раствора соли. Сколько граммов 15%-го раствора взяли?
|
||||||||||||||||||||||||
0,15х + 0,08(70-х)=0,1*70 0,15х+ 5,6-0,08х =7 0,07х=7-5,6 0,07х=1,4 х= 1,4:0,07 х=20 20(г)- 15%-го раствора.
Ответ: 20 г.
|
0,15х+0,6(90-х)=0,4*90 0,15х+54-0,6х=36 -0,45х=36-54 -0,45х =-18 х=18:0,45 х=40 40(г)-15% раствора.
Ответ: 40 г. |
Подведение итогов урока
Учитель химии.
– Посмотрите на содержание всех решенных сегодня задач. Что их объединяет? (Задачи на растворы.)
– Действительно, во всех задачах фигурируют водные растворы; расчеты связаны с массовой долей растворенного вещества; и если вы обратили внимание, задачи касаются разных сторон нашего быта.
Учитель математики.
– Посмотрите на эти задачи с точки зрения математики. Что их объединяет? (Задачи на проценты.)
При решении всех этих задач мы используем правило нахождения процента от числа.
Оценки за урок.
Домашнее задание.
Важное место в рационе питания человека, а особенно детей занимает молоко и молочные продукты. Решим такую задачу:
Задача №1. Какую массу молока 10%-й жирности и пломбира 30%-й жирности необходимо взять для приготовления 100г 20%-го новогоднего коктейля?
Решение:
|
%-е содержание |
Масса раствора (г) |
Масса вещества (г) |
Молоко Пломбир |
10%=0,1 30%=0,3 |
х 100-х |
0,1х 0,3(100-х) |
Коктейль |
20%=0,2 |
100 |
0,2*100 |
0,1х + 0,3(100-х) = 0,2*100
0,1х + 30 – 0,3х = 20
-0,2х = -10
х = 50
50(г) – молока
100 – 50 = 50(г) – пломбира.
Ответ:50г молока,50г пломбира.
Задача №3. Для засола огурцов используют 7% водный раствор поваренной соли (хлорида натрия NaCl). Именно такой раствор в достаточной мере подавляет жизнедеятельность болезнетворных микроорганизмов и плесневого грибка, и в то же время не препятствует процессам молочнокислого брожения. Рассчитайте массу соли и массу воды для приготовления 1 кг такого раствора?
Рефлексия. (Синквейн)
Раствор
Разбавленный, водный
Растворять, смешивать, решать
Растворы широко встречаются в быту.
Смеси
Наш урок подошел к концу. Сейчас каждый из вас оставит на парте тот смайлик, какое настроение вы приобрели на уроке.
Спасибо за урок!
w = m (р.в.)/m (р-ра ) ; m (р.в.)= m (р-ра) ×w ; m (р-ра) = m (р.в.)/ w
Задача №1. Перед посадкой семена томатов дезинфицируют 15%-ным раствором марганцовки. Сколько г марганцовки потребуется для приготовления 500 г такого раствора?
Задача №2.При смешивании 10%-го и 30%-го раствора марганцовки получают 200 г 16%-го раствора марганцовки. Сколько граммов каждого раствора взяли?
Решение:
Раствор |
%-е содержание |
Масса раствора (г) |
Масса вещества (г) |
1 раствор 2 раствор |
|
|
|
Смесь |
|
|
|
Задача №3. Какое количество воды и 70%-го раствора уксусной кислоты следует взять для того, чтобы приготовить 200 г столового уксуса (8%-ый раствор уксусной кислоты.)
Решение:
Раствор |
%-е содержание |
Масса раствора (г) |
Масса вещества (г) |
Уксусная кислота Вода |
|
|
|
Смесь |
|
|
|
Экспериментальная задача.
Приготовить 20 г 5%-го раствора поваренной соли.
Решение 1. Расчётная часть
Дано:
ω%=5%
m(р-ра)=20г
m(в-ва)=?
V (р-ля) = ?
2. Экспериментальная часть ( Соблюдать правила техники безопасности).
1. Уравновесить весы.
2. Взвесить необходимое количество соли.
3. Отмерить мерным цилиндром воду.
4. Смешать воду и соль в стакане.
Проверочная работа.
При смешивании 15%-го и 8% -го раствора кислоты получают 70 г 10%-го раствора кислоты. Сколько граммов 15%-го раствора взяли?
|
При смешивании 15%-го и 60% -го раствора соли получают 90 г 40%-го раствора соли. Сколько граммов 15%-го раствора взяли?
|
||||||||||||||||||||||||
|
|
Домашнее задание.
Задача №1. Какую массу молока 10%-й жирности и пломбира 30%-й жирности необходимо взять для приготовления 100г 20%-гомолочного коктейля?
Задача №2. Для засола огурцов используют 7% водный раствор поваренной соли (хлорида натрия NaCl). Именно такой раствор в достаточной мере подавляет жизнедеятельность болезнетворных микроорганизмов и плесневого грибка, и в то же время не препятствует процессам молочнокислого брожения. Рассчитайте массу соли и массу воды для приготовления 1 кг такого раствора?
Домашнее задание.
Задача №1. Какую массу молока 10%-й жирности и пломбира 30%-й жирности необходимо взять для приготовления 100г 20%-го молочного коктейля?
Задача №2. Для засола огурцов используют 7% водный раствор поваренной соли (хлорида натрия NaCl). Именно такой раствор в достаточной мере подавляет жизнедеятельность болезнетворных микроорганизмов и плесневого грибка, и в то же время не препятствует процессам молочнокислого брожения. Рассчитайте массу соли и массу воды для приготовления 1 кг такого раствора?
Домашнее задание.
Задача №1. Какую массу молока 10%-й жирности и пломбира 30%-й жирности необходимо взять для приготовления 100г 20%-го молочного коктейля?
Задача №2. Для засола огурцов используют 7% водный раствор поваренной соли (хлорида натрия NaCl). Именно такой раствор в достаточной мере подавляет жизнедеятельность болезнетворных микроорганизмов и плесневого грибка, и в то же время не препятствует процессам молочнокислого брожения. Рассчитайте массу соли и массу воды для приготовления 1 кг такого раствора?
На странице приведен фрагмент.
Автор: Дубровка Алла Михайловна
→ Публикатор 13.10.2020 0 4934 375 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы