Конспект урока химии "Соли"
Урок разработала учитель биологии и химии МБОУ СОШ №1 г.Ленска Болдарева Ирина Владимировна
Урок на тему «Соли»
Цели задачи урока:
Образовательные:
Привести в систему знания учащихся об основных классах неорганических соединений;
Сформировать знания учащихся о солях как классе неорганических соединений;
Познакомить со способами получения, свойствами солей, показать значимость солей
Научиться принимать решения и ориентироваться в проблемных ситуациях.
Воспитательные
Продолжить формирование всесторонне развитой личности.
Воспитание гордости за своё Отечество, культуру.
Воспитание бережного отношения к культурным ценностям
Развивающие
Развитие основных ключевых предметных компетенций: умение анализировать, сравнивать, наблюдать, осуществлять самоконтроль, делать вывод.
Развитие умения классифицировать вещества, записывать и читать химические формулы, применять правила на практике.
Развитие навыков самостоятельной работы.
Методы: рассказ, беседа, демонстрация презентации “Соли”, выполнение лабораторной работы в парах.
Оборудование и реактивы: компьютер, мультимедийная презентация по теме урока, опорный конспект, штатив, пробирки, растворы HCI, BaCl2, AgNO3, Na2CO3, CuSO4, Fe (гранулы).
Тип урока: комбинированный.
Актуализация знаний
Фронтальный опрос по изученным классам неорганических соединений
-Какие неорганические вещества называют оксидами? Какие классы оксидов выделяют? Какие свойства они проявляют? Какие продукты получаются в результате реакций? (записываем на доске примеры реакций, подчёркиваем соли)
- Какие неорганические вещества называют гидроксидами? Какая группа определяет принадлежность веществ к этому классу? Какие классы гидроксидов выделяют? Какие они имеют свойства? Какие продукты получаются в результате реакций? (записываем на доске примеры реакций, подчёркиваем соли)
- Какие неорганические вещества называют кислотами? Какие свойства характерны для кислот? В результате каких реакций получаются соли? (записываем на доске примеры реакций, подчёркиваем соли)
II. Основная часть
1. Итак, мы записали много химических реакций, в результате которых мы получили СОЛИ. Внимательно посмотрим на формулы получившихся солей , и сформулируем понятие:
Соли это сложные вещества, образованные атомами металлов и кислотными остатками. (записываем в тетрадь)
2. Зачитывается рассказ «МАЛАХИТОВАЯ ШКАТУЛКА» ). ( https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti)
(демонстрация слайдов с изделиями из малахита)
Все, кто видел изделия из малахита, согласятся, что это один из красивейших поделочных камней. Самыми уникальными по красоте и большими произведениями искусства из малахита могут считаться колонны у алтаря Исаакиевского собора, а также Малахитовый зал в Эрмитаже, на отделку которого пошло 2 тонны малахита.
Малахит известен с античных времен, а своё название он ведёт от греческого malache – мальва, так как ярко-зелёные листья этого растения напоминают по цвету малахит.
Состав малахита следующий: (CuOH)2CO3.
Вопрос: Как вы думаете, к какому классу относится это вещество? (ребята размышляют, что в молекуле имеется металл, кислотный остаток и гидроксильная группа, предполагают, к какому классу может относится это вещество…)
А) Классификация солей (работа со схемой 11 стр 158.) Так, к какому классу относится вещество (CuOH)2CO3 ?
Б) Номенклатура средних солей (запись таблицы с названиями солей). Номенклатура кислых и основных солей. Какое название мы можем дать веществу с формулой (CuOH)2CO3?
В) Способы получения солей (обращаемся к уравнениям химических реакций, которые были записаны на доске в начале урока, и записываем недостающие способы.)
Г) Физические свойства.
Соли – твёрдые вещества разного цвета (показ образцов различных солей, а также обращаем внимание на малахит) и с разной растворимостью воде. (работа с таблицей растворимости)
Д) Химические свойства
- Соли реагируют с металлами Fe + CuSO4 = FeSO4 + Cu
(демонстрация опыта, запись уравнений реакций)
- соли реагируют с кислотами Na2CO3 + 2HCl = 2NaCl + CO2↑+H2O
(демонстрация опыта, запись уравнений реакций)
-соли реагируют со щелочами в водных растворах Fe(NO3)3 + 3NaOH = Fe(OH)3↓ + 3NaNO3
(демонстрация опыта, запись уравнений реакций)
-соли реагируют с солями 2AgNO3 + BaCl2 = 2AgCl↓ + Ba(NO3)2
(демонстрация опыта, запись уравнений реакций)
-некоторые соли разлагаются при нагревании CaCO3 = CaO + CO2↑
Закрепление
Вопрос: Предположите какие химические свойства будут характерны для малахита (CuOH)2CO3 и какие продукты будут образовываться в результате реакции. (ребята высказывают свои предположения)
Как и для всех карбонатов, для малахита характерна реакция с кислотами. Так, при действии соляной кислоты (HCl) малахит легко вступает в реакцию, при этом на поверхности происходит шипение и вспенивание. Аналогично могут протекать реакции и с другими, менее сильными кислотами (лимонной уксусной). Если же нагреть малахит выше 200 ºС, то он почернеет из-за образования на его поверхности оксида меди(III). Воздействие паров воды и углекислого газа внешней среды приводит к образованию патины – зеленоватого налёта. Состав патины такой же, как у малахита, но отличается кристаллической структурой. Налёт можно увидеть на поверхности медных и бронзовых изделий, которые, например, находят при археологических раскопках.
Вопрос: Почему малахит часто используют для оформления помещений и практически не применяют для наружной отделки зданий? (малахит, как и все карбонаты, реагирует с кислотами, поэтому при выпадении осадков в виде «кислотных дождей» возможно его постепенное разрушение или ухудшение качества поверхности.)
(Демонстрация слайдов)
Вопрос: Приведите пример изделий, на которых можно увидеть патину. Учитывая свойства малахита, предложите химический способ удаления патины с поверхности изделий. (Бронзовые памятники, медные монеты. Для удаления патины поверхность изделий можно обработать раствором кислоты, т.к. малахит( основной компонент патины) растворяется в кислоте.
(Демонстрация слайдов)
Домашнее задание: Написать химические реакции взаимодействия малахита с различными веществами, которые обсуждались ранее.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Болдарева Ирина Владимировна
→ Публикатор 08.02.2024 0 462 1 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы