Статья "Роль химии в формировании здорового образа жизни у учащихся"
СимкинаМарияМаксимовна Учительбиологииихимии
Муниципальноебюджетноеобразовательноеучреждение
«Лицей№34»г.о.Мытищи
Рольхимиивформированииздоровогообразажизниуучащихся
“Школьники-этобудущеенашейстраны, аздоровыешкольники-этогарантиясветлогобудущего.”
Химия - это наука, которая чаще всего воспринимается как сухая и абстрактная. Однако, ее влияние на нашу жизнь, в том числе и на формирование здорового образа жизни, огромно. Именно знание химических процессов, происходящих в организме человека, позволяет нам принимать осознанные решения о питании, физической активности, используемых средствах гигиены и многом другом.
Главная цель учителя на уроке - создание условий для формирования бережного и ответственного отношений учащихся к собственному здоровью. Учителю химии необходимо формировать у учащихся понимание взаимосвязи между химическими процессами и их собственным здоровьем, закладывая фундамент для осознанного выбора здорового образа жизни.
Исследования показали, что самый опасный фактор дляздоровьячеловека является его собственный образ жизни. Соответственно, если научить человека с малых лет осознанно подходить к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов на счастливую здоровую и долговечную жизнь. В наше время неотъемлемой частью урока является поддержания темы здоровья в рамках учебного процесса. Это позволяет как углублять знания, полученные на уроках биологии, химии, экологии т.е. осуществлятьмежпредметныесвязи,такипозволяетпоказать учащимся
как соотносится учебный материал с повседневной жизнью. Тем самым учитель отвечает на самый главный вопрос школьника в наше время: “А зачем нам учиться?”.
На уроках химии практически каждая изучаемая тема в рамках учебного процесса может быть использована для обсуждения таких важныхфактов, которые влияют на образ жизни.
Преподавание химии позволяет органично вписывать принципы здоровья сбережения в темы уроков.
Приведёмчастьпримеров(табл.1)
Табл.1Примерытемуроковхимиииихцельвформированииздорового
образажизни
Класс |
Темаурока |
Содержание |
8 |
Химия в жизничеловека |
Цель: раскрыть рольхимии в природе ижизничеловека |
8 |
Воздух.Кислород. |
Цель: показать как кислород необходим для восполнения энергии изпищи, кислород,поступающих влегкие, связывается с гемоглобином и доставляет питательные вещества к мышцам, последствия при недостаткикислорода ворганизме. |
10 |
Спирты |
Цель: показать влияниеалкогольныхнапитковна |
|
|
системы органов иорганизма. |
10 |
Белки, жиры,углеводы |
Цель: показатьважностьсбалансированного питания и какнедостаток\избыток БЖУ влияют на организм |
Любое выполнение химического опыта играет ключевую роль в современном образовательном процессе, особенно при изучении тем, которые невозможно или опасно демонстрировать в традиционно формате лабораторных работ. Использование интерактивных моделей позволяет изучать такие опасные процессы, как:
демонстрация выделения вредных иливзрывчатых веществ, моделируя условия, недопустимые в школьных лабораториях.
Моделирование промышленных реакторов и демонстрация производства химических веществ в реальных условиях.
Моделирование химических экспериментов, особенно тех, которые связаны с опасными веществами или сложными процессами, не только делает уроки химииболееинтересными,ноиспособствуетформированию у учащихся ответственного отношения к собственному здоровью. Зрелищность и эффектность таких демонстраций привлекают внимание учащихся, заставляют их сосредоточиться и лучше запоминать изучаемыематериал.
При этом учителю во время проведения такого типа урока важно сообщить, что реальные эксперименты с опасными веществамипроводить нельзя, и что здоровье - это самое главное и ценное, что у нас есть.Именновтакиемоментыпроявляетсяпедагогическийпрофессионализм
учителя, который умеет строить уроки так, чтобы они были не только познавательными и занимательными, но и полезными в реальной жизни.
Объясняя химические процессы, связанные со здоровьем, учитель помогает учащимся понять, что “Химия-этонепростоатомы,молекулыи реакции в тетради”, химия - это наука, тесно связанная с нашей жизнью; она влияет на нашу жизнь и объясняет что нужно делать,чтобысохранять своё здоровье.
Таким образом, можем сделать вывод о том, что применение здоровьесберегающих технологий как отдельных элементов урока по силам каждому учителю -предметнику. И если все учителя будут использовать это как одну из основных целей урока - мы можем с уверенностью сказать о том, что будущее поколение будет здоровым иосознанным.
Библиографическийсписок
Ф,Ванини,С.Ягер«Вашездоровоесердце»ЗАО«ИздательскийДом Ридерз Дайджест» 2007
ОреховаВ.А.Педагогикаввопросахиответах:учебн. Пособие. - М.: КНОРУС, 2006. С. 147
3СмирновН.К.Здоровьесберегающиеобразовательныетехнологиив работе учителя и школы. - М. АРТИ, 2003. -272 с.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Симкина Мария Максимовна
→ Публикатор 10.10.2024 0 90 1 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы