Элективный курс "Создание знимательных задач на компьютере"; 7 класс
Автор:
Разваляева Нелли Викторовна
учитель информатики
МОУ "Новонадеждинская СОШ"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
МЕСТО КУРСА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
В настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения: в наших школах учащимся вменяется изучать большое количество предметов, которые очень трудно усвоить подавляющему большинству школьников, учащиеся испытывают затруднения, нехватку времени. И для инновационных уроков, с точки зрения включения занимательности, места не находится, поэтому постепенно угасает интерес к учению. Для решения этой проблемы считаю необходимым применять в учебном процессе задания в занимательной форме (ребусы, кроссворды, сканворды, занимательные задачи) корректируя их количество и направленность, с учетом психологических и физиологических особенностей школьников. Решение таких задач связано с формированием определенной гибкости мышления, умению и готовностью рассматривать нестандартные и проблемные учебные ситуации. Требует достаточно развитой культуры умственного труда.
Однако, очевидна тенденция использования элементов занимательности только с учащимися начальной школы. Хотя элементы занимательности не только можно, но даже нужно применять и для школьников старшего звена. Данный элективный курс имеет главное направление: если в младших и средних классах при применении занимательных элементов учащиеся выступали объектами, на которые был направлен образовательный процесс, то теперь у них имеется реальная возможность выступить полноправными субъектами деятельности, когда они самостоятельно смогут разрабатывать занимательные материалы и апробировать их на окружающих. Подобный навык пригодится ученикам в дальнейшем обучении, а выработать его предлагается на элективном курсе «Создание занимательных задач на компьютере».
КОНЦЕПЦИЯ КУРСА
Курс носит прикладной характер и призван сформировать у обучаемых знания об элементах занимательности и закрепить технологические навыки оперирования различными программными средствами при создании занимательных материалов. При изучении курса обучаемые узнают, что понимается под тем или иным занимательным элементом, каким образом его создать и как оформить на компьютере.
Учителю из большого количества видов занимательных элементов необходимо выбрать те, которые вызвали бы наибольшую заинтересованность у учащихся. Материал следует выдавать небольшими порциями, детально прорабатывая его, иначе велика вероятность потери у обучаемых интереса к курсу. Прикладные навыки отрабатываются учениками в ходе разработки и оформления занимательных заданий. Учитель, ведущий данный элективный курс, должен тесно сотрудничать с учителями-предметниками. Самостоятельная работа учеников сводится к подбору занимательных материалов по различным темам и разработке заданий, которые они оформляют на занятиях курса или в домашних условиях (для тех учащихся, которые имеют компьютер дома).
Для создания и оформления материалов применяются текстовый процессор Word, графические редакторы Paint, программа составления кроссвордов Decalion электронные энциклопедии.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА:
Цель:
заинтересовать учащихся, показать возможности современных программных средств для создания задач в занимательной форме;
сформировать понятие безграничных возможностей разработки и создания занимательных материалов.
Задачи:
Формирование умений создания и оформления занимательных материалов с применением различных прикладных программных средств компьютера;
выработка знаний о занимательных элементах, специфике того или иного элемента;
формирование умений грамотно подавать занимательный материал окружающим;
демонстрация возможностей типовых и специализированных программных средств по созданию и оформлению занимательного материала;
овладение учащимися
программными средствами, не изучаемыми
в
базовом курсе информатики;
Формы организации учебных занятий
Занятия курса проводятся в виде лекций и компьютерного практикума. В лекционной части учитель рассказывает о занимательных элементах и их специфике, подкрепляя рассказ примерами и разбором заданий, в которых присутствуют рассматриваемые занимательные элементы. Особое внимание уделяется способам создания и оформления занимательного материала на компьютере. Учитель, работая в тесном контакте с учителями, ведущими занятия по другим предметам, должен подбирать и предлагать к исполнению задания из школьных дисциплин. Сами задания выполняются на практических занятиях. При изучении курса рассматривается работа с программой составления кроссвордов Decalion, которая не изучается в базовом курсе информатики.
Вступительное занятие курса обязательно начинается мотивацией важности курса. Курс ведется блоками; каждый из которых охватывает материал по одному из занимательных элементов. Блок начинается с лекции. Отводимое на нее время зависит от вида занимательного элемента, программных средств, используемых для его создания и оформления. Формирование соответствующих первичных умений оперирования программным средством реализуется в рамках практических занятий. На практике отрабатываются навыки создания и оформления занимательных материалов. Каждый блок завершается творческим заданием, на котором учащиеся демонстрируют самостоятельно созданные и оформленные занимательные материалы.
Итогом курса является создание системы занимательных материалов по определенному разделу одной из школьных дисциплин. Ученикам, подготовившим наиболее интересный материал, можно предложить изложить его ученикам младших классов, проведя мини-урок. Данное предложение предварительно согласуется с учителем начальных классов.
Разработанные материалы могут найти применение на предметных КВН и вечерах, в кружковой и факультативной работе, где авторы будут доводить их до окружающих, выступая в роли ведущих или консультантов.
Минимально необходимый уровень знаний и технологических умений учащихся перед прохождением курса
Учащиеся должны:
иметь представление о способах обработки различных видов информации;
владеть навыками работы в текстовом процессоре Word и графическом редакторе Paint;
знать роль программного обеспечения в работе компьютера.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КУРСА
В результате изучения курса «Создание занимательных задач на компьютере»:
учащиеся должны знать:
о понятии занимательности,
о элементах занимательности и их классификации,
видах занимательных задач,
правилах составления кроссвордов, ребусов.
учащиеся должны уметь:
создавать и оформлять занимательные материалы с применением различных прикладных программных средств компьютера;
грамотно подавать занимательный материал окружающим,
демонстрировать возможности типовых и специализированных программных средств по созданию и оформлению занимательного материала,
научиться составлять кроссворды в программе Decalion.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ КУРСА
№ п/п |
Тема занятия |
Основные понятия
|
Количество часов |
||
Теория |
Прак тика |
Всего |
|||
1 |
Занимательность: учение через увлечение.
|
Что понимать под занимательностью. Элементы занимательности. Их классификация.
|
1 |
|
1 |
2 |
Ребусы. Создание и оформление ребусов
|
Создание и оформление ребусов. Ребус как способ шифровки рисунками. Правила составления и разгадывания ребусов.
|
1 |
|
1 |
3 |
Создание ребусов |
Разработка ребусов — творческий процесс. Оформление ребусов в текстовом процессоре Word и средствами графических редакторов. |
|
2 |
2 |
4 |
Создание и оформление занимательных задач. |
Виды занимательных задач. Их особенности. Правила разработки. Оформление задач-рисунков в текстовом процессоре Word и средствами графических редакторов. |
1 |
1 |
2 |
5 |
Кроссворды. Создание и оформление кроссвордов
|
Виды кроссвордов. Правила их составления и оформления. Разгадывание кроссвордов с помощью электронных энциклопедий. Энциклопедия Кирилла и Мефодия. |
1 |
1 |
2 |
6 |
Создание кроссвордов |
Оформление кроссвордов средствами текстового процессора |
|
2 |
2 |
7 |
Автоматизированные программы для составления кроссвордов |
Автоматизация создания кроссвордов с помощью специализированной программы Decalion |
1 |
3 |
4 |
8 |
Выполнение проекта |
Разработка занимательного материала по собственному выбору |
|
2 |
2 |
9 |
Защита проекта |
Апробация выполненной работы младшим школьникам |
|
1 |
1 |
|
ИТОГО: |
|
5 |
12 |
17 |
Элективный курс «Создание занимательных задач на компьютере» рассчитан на 17 часов: 5 часов – теоретических занятий, 10 практических работ, 2 часа выполнение проекта, 1 часов апробирование выполненного задания. Таким образом, 70% курса отводится на практические занятия. Курс рассчитан на учащихся, имеющих начальные навыки работы на компьютере.
В результате изучения данного курса повысится уровень познавательного интереса к изучаемому предмету и другим дисциплинам, инициативности и творчества в труде, развитие коммуникативной культуры.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Газман О. С, Харитонова Н. Е. В школу с игрой: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991.
Турин Ю. В. Лучшие игры на бумаге. СПб.: Кристалл, 2000.
Залогова Л. А. Практикум по компьютерной графике. М.:. Лаборатория Базовых Знаний, 2001.
Зубрилин А. А.
Викторины по информатике //
Информатика
в школе: Приложение к
журналу «Информатика и образование».
2005. № 2.
Зубрилин А. А.
Занимательные задачи на уроках
информати
ки//Информатика в
школе:. Приложение к журналу
«Информатика
и образование». 2004.
№ 5.
Зубрилин А. А.
Игровой компонент в обучении
информатике // Информатика в начальном
образовании: Приложение к
журналу
«Информатика и образование».
2001. № 3.
Зубрилин А. А. Игровой компонент на уроках информатики // Информатика и образование. 2001. №8—10.
Зубрилин А. А. Игровые моменты при изучении телекоммуникационных технологий // Информатика и образование. 2002. №11.
Зубрилин А: А.
Решение кроссвордов как способ
проверки
знаний // Информатика и
образование. 2002. № 8.
Угринович Н. Д. и др. Практикум по информатике,и информационным технологиям: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2003.
Шафрин Ю. А. Информационные технологии: В 2 ч. Ч. 2: Офисная технология и информационные системы. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Разваляева Нелли Викторовна
→ nelly 05.03.2011 1 9669 2032 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.