Элективный курс "Создание знимательных задач на компьютере"; 7 класс


Автор:

Разваляева Нелли Викторовна

учитель информатики

МОУ "Новонадеждинская СОШ"


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


МЕСТО КУРСА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ


В настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения: в наших школах учащимся вменяется изучать большое количество предметов, которые очень трудно усвоить подавляющему большинству школьников, учащиеся испытывают затруднения, нехватку времени. И для инновационных уроков, с точки зрения включения занимательности, места не находится, поэтому постепенно угасает интерес к учению. Для решения этой проблемы считаю необходимым применять в учебном процессе задания в занимательной форме (ребусы, крос­сворды, сканворды, занимательные задачи) корректируя их количество и направленность, с учетом психологических и физиологических особенностей школьников. Решение таких задач связано с формированием определенной гибкости мышления, умению и готовностью рассматривать нестандартные и проблемные учебные ситуации. Требует достаточно развитой культуры умственного труда.

Однако, очевидна тенденция использования элементов занимательности только с учащимися начальной школы. Хотя элементы занимательности не только можно, но даже нужно применять и для школьников старшего звена. Данный элективный курс имеет главное направление: если в младших и средних классах при применении занимательных элементов учащиеся выступали объектами, на которые был направлен образовательный процесс, то теперь у них имеется реальная возможность выступить полноправными субъектами деятельности, когда они самостоятельно смогут разрабатывать занимательные материалы и апроби­ровать их на окружающих. Подобный навык пригодится ученикам в дальнейшем обучении, а выработать его предлагается на элективном курсе «Со­здание занимательных задач на компьютере».


КОНЦЕПЦИЯ КУРСА


Курс носит прикладной характер и призван сформировать у обуча­емых знания об элементах занимательности и закрепить технологические навыки оперирования различными программными средствами при со­здании занимательных материалов. При изучении курса обучаемые узнают, что понимается под тем или иным занимательным элементом, каким образом его создать и как оформить на компьютере.

Учителю из большого количества видов занимательных элементов необходимо выбрать те, которые вызвали бы наибольшую заинтересованность у учащихся. Материал следует выдавать небольшими порциями, детально прорабатывая его, иначе велика вероятность потери у обуча­емых интереса к курсу. Прикладные навыки отрабатываются учениками в ходе разработки и оформления занимательных заданий. Учитель, ведущий данный элективный курс, должен тесно сотрудничать с учителями-предметниками. Самостоятельная работа учеников сводится к подбору занимательных материалов по различным темам и разработке заданий, которые они оформляют на занятиях курса или в домашних условиях (для тех учащихся, которые имеют компьютер дома).

Для создания и оформления материалов применяются текстовый процессор Word, графические редакторы Paint, программа составления кроссвордов Decalion электронные энциклопедии.


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА:


Цель:

  • заинтересовать учащихся, показать возможности современных программных средств для создания задач в занимательной форме;

  • сформировать понятие безграничных возможностей разработки и создания занимательных материалов.




Задачи:

  • Формирование умений создания и оформления занимательных материалов с применением различных прикладных программных средств компьютера;

  • выработка знаний о занимательных элементах, специфике того или иного элемента;

  • формирование умений грамотно подавать занимательный материал окружающим;

  • демонстрация возможностей типовых и специализированных программных средств по созданию и оформлению занимательного материала;

  • овладение учащимися программными средствами, не изучаемыми
    в базовом курсе информатики;


Формы организации учебных занятий


Занятия курса проводятся в виде лекций и компьютерного практику­ма. В лекционной части учитель рассказывает о занимательных элементах и их специфике, подкрепляя рассказ примерами и разбором заданий, в которых присутствуют рассматриваемые занимательные элементы. Особое внимание уделяется способам создания и оформления занима­тельного материала на компьютере. Учитель, работая в тесном контакте с учителями, ведущими занятия по другим предметам, должен подбирать и предлагать к испол­нению задания из школьных дисциплин. Сами задания выполняются на практических занятиях. При изучении курса рассматривается работа с программой составления кроссвордов Decalion, которая не изучается в базовом курсе информатики.

Вступительное занятие курса обязательно начинается мотивацией важности курса. Курс ведется блоками; каждый из которых охватывает материал по одному из занимательных элементов. Блок начинается с лекции. Отводи­мое на нее время зависит от вида занимательного элемента, програм­мных средств, используемых для его создания и оформления. Фор­мирование соответствующих первичных умений оперирования програм­мным средством реализуется в рамках практических занятий. На практике отраба­тываются навыки создания и оформления занимательных материалов. Каждый блок завершается творческим заданием, на котором учащиеся демонстрируют самостоятельно созданные и оформленные заниматель­ные материалы.

Итогом курса является создание системы занимательных материалов по определенному разделу одной из школьных дисциплин. Ученикам, под­готовившим наиболее интересный материал, можно предложить изложить его ученикам младших классов, проведя мини-урок. Данное предложение предварительно согласуется с учителем начальных классов.

Разработанные материалы могут найти применение на предметных КВН и вечерах, в кружковой и факультативной работе, где авторы будут доводить их до окружающих, выступая в роли ведущих или консультантов.

Минимально необходимый уровень знаний и технологических умений учащихся перед прохождением курса

Учащиеся должны:

  • иметь представление о способах обработки различных видов ин­формации;

  • владеть навыками работы в текстовом процессоре Word и графическом редакторе Paint;

  • знать роль программного обеспечения в работе компьютера.



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КУРСА


В результате изучения курса «Со­здание занимательных задач на компьютере»:



учащиеся должны знать:

  • о понятии занимательности,

  • о элементах занимательности и их классификации,

  • видах занимательных задач,

  • правилах составления кроссвордов, ребусов.


учащиеся должны уметь:


  • создавать и оформлять занимательные материалы с применением различных прикладных программных средств компьютера;

  • грамотно подавать занимательный материал окружающим,

  • демонстрировать возможности типовых и специализированных программных средств по созданию и оформлению занимательного материала,

  • научиться составлять кроссворды в программе Decalion.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ КУРСА

п/п

Тема занятия


Основные понятия


Количество часов

Теория

Прак тика

Всего

1

Занимательность: учение через увлечение.


Что понимать под занимательностью. Элементы занимательности. Их классификация.


1


1

2

Ребусы. Создание и оформление ребусов


Создание и оформление ребусов.

Ребус как способ шифровки рисунками. Правила составления и раз­гадывания ребусов.


1


1

3

Создание ребусов

Разработка ребусов — творческий процесс.

Оформление ребусов в текстовом процессоре Word и средствами гра­фических редакторов.


2

2

4

Создание и оформление занимательных задач.

Виды занимательных задач. Их особенности. Правила разработки. Оформление задач-рисунков в текстовом процессоре Word и средст­вами графических редакторов.

1

1

2

5

Кроссворды. Создание и оформление кроссвордов


Виды кроссвордов. Правила их составления и оформления.

Разгадывание кроссвордов с помощью электронных энциклопедий. Энциклопедия Кирилла и Мефодия.

1

1

2

6

Создание кроссвордов

Оформление кроссвордов средствами текстового процессора


2

2

7

Автоматизированные программы для составления кроссвордов

Автоматизация создания кроссвордов с помощью специализирован­ной программы Decalion

1

3

4

8

Выполнение проекта

Разработка занимательного материала по собственному выбору


2

2

9

Защита проекта

Апробация выполненной работы младшим школьникам


1

1


ИТОГО:


5

12

17


Элективный курс «Со­здание занимательных задач на компьютере» рассчитан на 17 часов: 5 часов – теоретических занятий, 10 практических работ, 2 часа выполнение проекта, 1 часов апробирование выполненного задания. Таким образом, 70% курса отводится на практические занятия. Курс рассчитан на учащихся, имеющих начальные навыки работы на компьютере.

В результате изучения данного курса повысится уровень познавательного интереса к изучаемому предмету и другим дисциплинам, инициативности и творчества в труде, развитие коммуникативной культуры.



ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:


  1. Газман О. С, Харитонова Н. Е. В школу с игрой: Книга для учите­ля. М.: Просвещение, 1991.

  2. Турин Ю. В. Лучшие игры на бумаге. СПб.: Кристалл, 2000.

  3. Залогова Л. А. Практикум по компьютерной графике. М.:. Лаборатория Базовых Знаний, 2001.

  4. Зубрилин А. А. Викторины по информатике // Информатика
    в школе: Приложение к журналу «Информатика и образование». 2005. № 2.

  5. Зубрилин А. А. Занимательные задачи на уроках информати­
    ки//Информатика в школе:. Приложение к журналу «Информатика
    и образование». 2004. № 5.

  6. Зубрилин А. А. Игровой компонент в обучении информати­ке // Информатика в начальном образовании: Приложение к журналу
    «Информатика и образование». 2001. № 3.

  7. Зубрилин А. А. Игровой компонент на уроках информатики // Ин­форматика и образование. 2001. №8—10.

  8. Зубрилин А. А. Игровые моменты при изучении телекоммуникаци­онных технологий // Информатика и образование. 2002. №11.

  9. Зубрилин А: А. Решение кроссвордов как способ проверки
    знаний // Информатика и образование. 2002. № 8.

  10. Угринович Н. Д. и др. Практикум по информатике,и информационным технологиям: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2003.

  11. Шафрин Ю. А. Информационные технологии: В 2 ч. Ч. 2: Офисная технология и информационные системы. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.




Полный текст материала Элективный курс "Создание знимательных задач на компьютере"; 7 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Разваляева Нелли Викторовна  nelly
05.03.2011 1 9530 2031

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК