Программа факультатива "Юный информатик".


Министерство науки и образования РФ
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя образовательная школа №5»

«Утверждено» «Согласовано» «Рассмотрено» «Рассмотрено»
Директор школы: Зам.директора по УВР ГМО ________ ШМО _______
_____________ _____________ Протокол № __ Протокол № __
«__» ______2008г «__» ______2008г «__» ______2008г «__» ______2008г

Программа факультатива
«Юный информатик»
5-7 класс – 105 часов

Составила:
Учитель математики и информатики
Костюченко Н.В.

г. Ачинск 2008г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время компьютерная техника и информационные технологии позволяют автоматизировать обработку информации различной структуры. Поэтому специалистам практически любой отрасли необходимо уметь работать на компьютере, иметь навыки работы с современным программным обеспечением. Техническое и программное обеспечение средней школы позволяет на практике познакомить школьников с основами компьютерных технологий, подготовить их к жизни и работе в условиях информационно развитого общества.
Факультатив «Юный информатик» предназначен для учащихся V-VII классов, которые еще не изучали базовый курс информатики. Программа факультатива рассчитана на 140 часов (по 35 часов в каждом учебном году, 1 час в неделю). Программа составлена таким образом, чтобы получить, расширить и усовершенствовать знания, умения и навыки школьников, в области информатики.
Данный факультатив разработан на основе программы факультатива «Мы - информатики» (5 - 8-е классы средней школы). Авторы: С.В. Гребенникова, В.Г. Хлебостроев 2005г..
Основные цели курса:
- реализовать в наиболее полной мере интерес учащихся к изучению современных информационных технологий;
- раскрыть основные возможности, приемы и методы обработки информации разной структуры;
- развивать у учащихся информационную культуру;
- создать условия для внедрения новых информационных технологий в учебно-воспитательный процесс школы;
- освоение терминологии и основных понятий информатики и информационных технологий.
Задачи:
- формирование практических навыков работы на компьютере;
- формирование умения планировать свою деятельность.
Формы занятий:
- рассказ;
- беседа;
- работа в парах;
- работа малыми группами;
- презентации;
- работа с электронными карточками;
- игра;
- учебный проект.
Формы контроля:
- тестирование;
- викторины.
Основные разделы факультатива:
- Работа с ПК и введение в информатику.
- Компьютер и программное обеспечение.
- Графический редактор.
- Текстовый редактор Microsoft Word.
- Компьютерные презентации с использованием мультимедиа-технологий.
- Компьютерные вирусы и антивирусные программы.
- Рисунки и фотографии.
- Звуки и видеоизображение.
- Системы обработки числовых данных. Электронные таблицы Excel.
- Компьютерные телекоммуникации.
- Программа Microsoft Publisher.

Факультатив « Юный информатик» будет проводиться по расписанию:
5 класс- среда в 13.10
7 класс - суббота в 12.00

Тематический план.

5 класс
№ темы № занятия дата Название темы, занятия Кол-во часов Форма занятий
I
Текстовый редактор Microsoft Word
14

1 - объекты текстового документа и их параметры 1 презентация
2 - способы выделения объектов текстового документа 1 практическая работа
3-6 - создание и редактирование текстового документа 4 практическая работа, работа с электронными карточками
7 - форматирование текста 1 практическая работа
8-9 - оформление текста в виде таблицы 2 Презентация, рассказ
10 - включение в текстовый документ графических объектов 1 работа с электронными карточками
11-14 Практическая работа 4 Практическая работа
II Компьютерные презентации с использованием мультимедиа-технологии 21
15 - понятие мультимедиа-технологии 1 Беседа, рассказ
16-17 - выбор дизайна презентации 2 Беседа, презентация
18-19 - ввод текстовой информации на слайды 2 Презентация, практическая работа
20-22 - рисунки и графические примитивы на слайдах 3 Презентация, практическая работа
23-24 - использование анимации в презентации 2 Презентация, практическая работа
25-26 - звук в презентациях 2 практическая работа
27 - переходы между слайдами 1 практическая работа
28-33 Создание презентации на выбранную тему 6 Практическая работа, работа в группах
34-35 Защита презентации 2 Презентация, работа в группах
Итого часов в 5 классе: 35

6 класс
№ темы № занятия дата Название темы, занятия Кол-во часов Форма занятий
36-40 Повторение изученного материала 5 практическая работа, викторина
III Компьютерные вирусы и антивирусные программы 3
41 - понятие и виды компьютерных вирусов 1 Рассказ, беседа
42 - основные антивирусные программы 1 Рассказ, беседа
43 - защита информации от компьютерных вирусов 1 Рассказ, деловая игра
IV Рисунки и фотографии 10
44-45 - ввод рисунков и фотографий 2 Презентация, практическая работа
46-48 - преобразования рисунков и фотографий 3 практическая работа
49-51 - создание рисунков 3 практическая работа
52-53 - редактирование рисунков 2 практическая работа
V Звуки и видеоизображение 17
54 - форматы видео и музыкальных файлов 1 рассказ
55-57 - операции над музыкальными файлами 3 практическая работа
58-60 - правило пользования видеокамеры 3 Рассказ, беседа, практическая работа
- съемка
61-63 - монтаж 3 практическая работа
64-69 Практическая работа 6 практическая работа, работа малыми группами
70 Итоговое занятие 1 презентация
Итого часов в 6 классе: 35

7 класс
№ темы № занятия дата Название темы, занятия Кол-во часов Форма занятий
71-75 Повторение изученного материала 5 практическая работа, викторина
VI Системы обработки числовых данных. Электронные таблицы Excel 13 рассказ
76 - знакомство с интерфейсом программы. Основные понятия. 1 практическая работа, рассказ
77 - ввод информации в ячейки 1 практическая работа
78-82 - встроенные, математические функции 6 работа с электронными карточками
83 - сортировка и поиск данных 1 практическая работа
84-85 - построение диаграмм 2 работа с электронными карточками
86-87 - построение графиков 2 работа с электронными карточками
VII Компьютерные телекоммуникации 3 рассказ
88 - локальные вычислительные сети 1 практическая работа, рассказ
89-90 - глобальные сети 2 практическая работа, беседа
VIII Программа Microsoft Publisher 15
91 - интерфейс программы 1 презентация
92 - - вставка текста, объектов 1 работа с электронными карточками
93-95 публикации, буклет 3 практическая работа, работа в парах
96 - гиперссылки 1 практическая работа
97 - Web-сайт 1 презентация
98-103 Создание Web-сайта 6 практическая работа, работа в группах
104-105 Итоговое занятие 2 Тестирование, презентация
Итого часов в 7 классе: 35

Содержание:

Тема I. Текстовый редактор Microsoft Word
Постановка задачи. Что такое графический редактор Paint. Окно программы Paint. Рабочее поле. Набор инструментов и меню инструмента. Палитра цветов. Атрибуты изображения.
Основы работы с программой Paint. Техника создания изображений. Общие сведения. Кисть и карандаш. Ластики. Как рисовать геометрические фигуры. Распылитель. Заливка.
Изменение размеров изображения. Редактирование деталей изображения. Ввод текста. Работа с фрагментами изображения. Печать изображения.
Учащиеся должны
знать:
- инструменты графического редактора;
- возможности графического редактора.
Учащиеся должны
уметь:
- создавать рисунки в графическом редакторе;
- редактировать графические объекты.

Тема II. Компьютерные презентации с использованием мультимедиа-технологии
Назначение и возможности программы PowerPoint. Создание презентации. Изменение дизайна оформления слайда. Создание презентации. Вставка рисунков, звука, клипов. Демонстрация слайд-фильма. Запись презентации на диск. Управление способом демонстрации слайдов (эффекты при переходе слайда, режим непрерывного показа, использование анимации в слайдах, использование гиперссылок, скрытые слайды).
Учащиеся должны
знать:
- назначение и возможности программы PowerPoint;
- структуру окна программы;
- назначение пунктов меню и команд на панели инструментов;
- этапы и приемы создания презентации в PowerPoint.
Учащиеся должны
уметь:
- располагать на слайде текст и графику;
- использовать различные режимы отображения слайдов;
- применять различное оформление слайдов;
- удалять, перемещать и копировать слайды;
- анимировать объекты на слайдах;
- настраивать способ демонстрации презентации;
- управлять демонстрацией вручную;
- сохранять слайд-фильм на диске, считывать с диска;
- связывать слайды между собой и с другими файлами при помощи системы гиперссылок.

Тема III. Компьютерные презентации с использованием мультимедиа-технологии
Понятие мультимедиа. Программное и аппаратное обеспечение мультимедиа. Назначение и возможности программы PowerPoint. Окно программы. Считывание слайд-фильма с диска. Изучение возможностей отображения слайдов. Изменение оформления слайда. Демонстрация слайдов. Управление демонстрацией слайдов. Вставка, перемещение, удаление слайдов. Запись слайд-фильма на диск. Создание графических изображений в слайдах средствами встроенного графического редактора. Операции над фрагментами графического изображения. Вставка объектов в слайды. Создание и редактирование текста и надписей в слайдах. Управление параметрами абзаца. Управление параметрами шрифта. Использование мастера презентаций при создании слайдов. Создание слайдов с использованием шаблонов. Использование гиперссылок в слайдах. Создание анимационных эффектов в слайдах. Разработка мультимедийной презентации. Обзор современных средств обработки графической, звуковой и видеоинформации.
Учащиеся должны
знать:
- сущность понятия мультимедиа;
- программные средства обработки мультимедийной информации;
- правила создания мультимедийных презентаций в программе PowerPoint.
Учащиеся должны
уметь:
- создавать мультимедийные презентации в программе PowerPoint

Тема IV. Компьютерные вирусы и антивирусные программы
Понятие компьютерного вируса. Виды вирусов. Антивирусные программы. Методы защиты от компьютерных вирусов.
Учащиеся должны
знать:
- понятие вируса;
- виды компьютерных вирусов;
- распространенные антивирусные программы;
- методы защиты от компьютерных вирусов.
Учащиеся должны
уметь:
- производить проверку дисков на наличие вирусов.

Тема V. Рисунки и фотографии
Ввод изображений с помощью инструментов графического редактора, сканера, камеры. Использование готовых графических объектов. Геометрические и стилевые преобразования. Использование примитивов и шаблонов.
Учащиеся должны
знать:
- работу сканера
- способы преобразования изображения
- основные программы для работы над изображениями
Учащиеся должны
уметь:
- ввести изображения в компьютер;
- работать со сканером
- использовать примитивы и шаблоны.

Тема VI. Звуки и видеоизображение
Композиция и монтаж. Использование простых анимационных графических объектов. Форматы видео и музыкальных файлов. Смена формата. Операции над музыкальными файлами в программе Sound Forge, правила пользования видеокамерой. Съемка. Оцифровка записи.
Учащиеся должны
знать:
- форматы видео и музыкальных файлов;
- правило пользования видеокамерой.
Учащиеся должны
уметь:
- производить монтаж;
- использовать простые анимационные графические объекты;
-производить смену формата;
- производить операции над музыкальными файлами;
- делать съемку;
- оцифровывать сюжет.

Тема VII. Системы обработки числовых данных. Электронные таблицы Excel
Заполнение рабочей таблицы информацией, форматы представления данных, вычисления в таблице (формулы и простейшие блочные функции). Использование абсолютной адресации. Построение диаграмм. Статистическая обработка данных (заполнение таблицы исходными данными, статистические расчеты). Поиск информации в таблице (меню Правка). Построение диаграмм. Вставка таблиц и диаграмм Excel в документ Word. Работа со списками (сортировка данных, использование фильтров, подведение итогов, создание сводной таблицы).
Учащиеся должны
знать:
- назначение и возможности табличного процессора;
- структуру окна приложения;
- назначение команд горизонтального меню;
- назначение инструментов;
- основные операции над фрагментами и таблицами;
- функции и операции, производимые над данными;
- разницу между относительными и абсолютными ссылками в формулах; назначение и возможности “Мастера диаграмм”;
- назначение и содержание отдельных элементов диаграммы;
- порядок оформления и вывода таблиц и диаграмм;
- как поместить рабочую таблицу Excel в документ Word.
Учащиеся должны
уметь:
- вводить текст, числа и формулы в таблицу;
- редактировать данные;
- выделять фрагменты в таблицы и выполнять основные операции над фрагментами;
- изменять ширину столбца и высоту строки;
- применять необходимые операции и функции при расчётах и обработке данных;
- использовать абсолютные и относительные ссылки в формулах;
- выполнять оформление таблицы (обрамление и заполнение);
- строить диаграммы с использованием Мастера диаграмм;
- редактировать построенную диаграмму (область построения диаграммы, область диаграммы, легенду, заголовок, метки данных, ряды данных);
- подготовить документ к печати и печатать сформированный документ;
- размещать в документе Word рабочую таблицу Excel.

Тема VIII. Компьютерные телекоммуникации
Понятие локальных и глобальных сетей. Виды локальных и глобальных сетей. Информационные ресурсы общества. Информационная безопасность. Поиск информации. Формулирование запроса. Назначение сетей.
Учащиеся должны
знать:
- понятие локальных и глобальных сетей;
- виды локальных и глобальных сетей;
- информационные ресурсы общества;
Учащиеся должны
уметь:
- пользоваться локальными и глобальными сетями;
- производить поиск нужной информации;
- правильно формулировать запрос.

Тема IX. Программа Microsoft Publisher
Создание и оформление публикации. Настройка параметров биллетеня. Добавление полей для ввода текста. Ввод графических объектов. Разработка и создание структуры буклета. Настройка параметров буклета. Создание структуры Web-сайта. Мастер создания Web-сайта. Вставка фона и звука. Редактирование Web-сайта. Создание таблицы. Создание гиперссылок. Инструменты программы. Сохранение.
Учащиеся должны
знать:
- назначение Web-сайтов;
- интерфейс программы;
- инструменты программы.
Учащиеся должны
уметь:
- делать буклет и публикацию;
- пользоваться гиперссылками;
- создавать Web-сайт и представлять его.

Литература:
1. Intel «Обучение для будущего».- М., 2004.
2. Леонтьев В.П. Персональный компьютер.-М.2006.
3. Сборник нормативных документов «Информатика и ИКТ».-М.: Дрофа, 2004
4. Симонович С.В. Практическая информатика.-М.2000.
5. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии.-М.2002.
6. Хлебостроев В.Г., Обухова Л.А.. Информатика и информационно-коммуникационные технологии: методическое пособие.-М.,2005.
Автор: Костюченко Наталья Владимировна, учитель информатики и математики МОУ "СОШ №5" г. Ачинска

Полный текст материала Программа факультатива "Юный информатик". смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Костюченко Наталья Владимировна  nata04
01.07.2009 6 30804 6745

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК