Программа "Возможности Интернета в учебной и профессиональной деятельности современного человека"; 10 часов; 8-9 кл.



МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2»


СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:

Руководитель МО Директор МОУ «СОШ № 2»

__________Л.А. Мишурова Л.А. Качалов

«____»____________ 2009 г. «_____»____________ 2009 г.








«Возможности Интернета в учебной и профессиональной деятельности

современного человека»






Разработчик:

Е.П. Ропот, учитель математики

и информатики




2009/2010 учебный год

г. Радужный

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Количество учебных часов: 10

Образовательная область: информатика

Возрастная группа: 8-9 классы

Программа составлена на основе Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года и Концепции профильного обучения.

Курс по выбору «Возможности Интернета в учебной и профессиональной деятельности современного человека» в предпрофильном обучении образовательной области информатика занимает важное место в подготовке учеников к дальнейшему обучению, и предполагает повышение уровня образования за счет углубленного изучения материала по коммуникационным технологиям.

Современный этап развития образования связан с широким использованием современных информационно-коммуникационных технологий и возможностей, предоставляемых глобальной сетью Интернет. В России большое внимание на государственном уровне уделяется информатизации общества в целом и сферы образования в частности. В этой связи решающее значение приобретают знания связанные с ИКТ.

Одна из задач профильной школы – содействовать воспитанию нового поколения, отвечающему по своему уровню развития и образу жизни условиям информационного общества. Для этого учащимся предлагается осваивать способы работы с информационными потоками – искать необходимую информацию, анализировать её, выявлять в ней факты и проблемы, самостоятельно ставить задачи, работать с различными типами информации, составлять документы, использовать информацию для решения учебных и жизненных задач.

Данный курс рассчитан на углубленное изучение темы «Коммуникационные технологии» и входит в обязательный минимум содержания основного среднего образования по дисциплине информатика. Направленность курса – развивающая, так как он ориентирован на удовлетворение и поощрение любознательности учащихся.

При подготовке учащихся по данному профилю приобретает значимость вопрос о реализации межпредметных связей всего образовательного процесса. Основным направлением в изучении курса является продуктивное использование ресурсов Интернета для успешного применения в дальнейшем обучении и использовании полученных навыков в профессиональной деятельности учащихся в будущем.

Данный курс способствует развитию познавательной активности учащихся; творческого и операционного мышления; повышению интереса к информатике, а самое главное, решает вопрос об использовании услуг Интернета, показывает нужную учебную информацию.

Ученик может использовать содержательное наполнение образовательных ресурсов при подготовке домашних заданий, рефератов, контрольных работ, зачетов, экзаменов.

При проведении занятий в малой группе, каждый ученик может работать за компьютером индивидуально, а педагог лишь направляет действия школьника, не подавляя взаимодействие с образовательным ресурсом. Используя образовательные ресурсы Интернета, учитель демонстрирует учащимся, что даже в популярных, известных изданиях может содержаться неточная, недостоверная и некорректная информация. Применение проблемных и индивидуальных методов обучения тем самым формирует у школьников критическое мышление.

Место курса в образовательном процессе

Данный курс ориентирован на формирование культуры нового типа - информационной. Курс формирует как предметные (информационные), так и метапредметные (из истории, литературы, культурологии) знания, необходимые для понимания информационных явлений в обществе. Данный курс ориентирован на освоение учащимися практических умений и навыков, необходимых для работы с информацией.

Цели курса

  • формирование информационной культуры как совокупности знаний, умений, информационного мировоззрения и информационного поведения, необходимых для самообразования и для осуществления в дальнейшей профессиональной деятельности;

  • приобретение практических знаний и навыков по поиску нужной информации во всемирной сети Интернет.

Задачи:

  • формирование у учащихся информационно-культурологического тезауруса, необходимого для понимания информационных явлений в обществе;

  • ознакомление учащихся со способоми, методами, приёмами поисковой работы в информационном пространстве Интернета;

  • привитие навыки и умения информационной деятельности, необходимых для самообразования и освоения профессиональной;

  • знакомство с историей создания сети Интернет, его основными услугами и приемами работы в сети Интернет;

  • развитие кругозора учащихся, их общей культуры, интереса к окружающему миру;

  • формирование убежденности в необходимости использования возможностей Интернет в будущей профессиональной деятельности.



После изучения курса учащийся должен знать:

  • необходимые виды аппаратного и программного обеспечения для осуществления связи по сети;

  • варианты поиска информации и нормы поведения в сети Интернета;

  • виды поисковых систем и их различия;

  • многообразие возможных услуг Интернета и их использование;

  • находить в Интернет ответы на поставленные вопросы за возможно короткое время;

  • виды поиска (простой, расширенный, специальный) и их возможности;

  • виды образовательных ресурсов.

Учащийся должен понимать:

  • значение информации для решения задач, возникающей в учебной деятельности;

  • роль информации как общечеловеческой ценности;

  • особенности современного этапа развития общества.

Учащийся должен уметь:

  • правильно формулировать информационный запрос;

  • работать в различных поисковых системах;

  • сохранять информацию из Интернета для ее дальнейшего использования;

  • использовать образовательные ресурсы для расширения кругозора и в процессе обучения;

  • использовать для решения познавательных задач различных источников информации, включая Интернет - энциклопедии, словари, различные образовательные ресурсы.

Общеучебные умения и навыки


  1. Развивать осознанное беглое чтение текстов различных стилей и жанров.

  2. Развивать умение работать парами, группами индивидуально.

  3. Развивать умение поиска рациональных путей выполнения работы.

  4. Развивать умение исследовать несложные практические ситуации, выдвигать предположения.

  5. Формировать умение искать и устранять причины возникших трудностей.

  6. Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения.


Методы обучения


В преподавании используются методы: индивидуальный, информационно-рецептивный, проблемное изложение, практические занятия.

Формы организации учебных занятий

  • практикум, в ходе которого учащиеся выполняют задания с использова-нием полученных знаний, умений и навыков (доступ в Интернет обязателен);

  • имитации некоторых видов информационной работы;

  • самостоятельные работы.


Каждая тема курса начинается с постановки задачи – характеристики работы, обзора основной терминологии, ученикам объясняется теоретический материал, который поможет реализовать задание на каждом отдельном этапе и отводится время для практической работы в сети Интернет.

Итоги работы курса по выбору подводятся по результатам учебной деятельности (посетил не менее 65% занятий по этому курсу и участвовал в работе) после окончания курса или проведения зачетной работы.

Зачетные практические работы:

  • "Простой поиск"

  • "Интернет-реферат"

  • "Текст-загадка"

  • "Поиск тематических образовательных ресурсов"


Для учета достижений обучающихся в общем рейтинге Портфолио, достигнутых при изучении элективного курса, определить оценку:

– базовый уровень (посетил не менее 65% курса, зачтен итоговый теоретический тест, выполнены большинство практических заданий по поиску и использованию ресурсов Интернета);

– прикладной (активно участвовал в работе курса, выполнил две зачетные практические работы, зачтен итоговый теоретический тест);

– творческий (активно участвовал в работе курса, выполнил четыре зачетные практические

работы, зачтен итоговый теоретический тест).

Учебно-тематический план курса по выбору

«Образовательные ресурсы Интернет»


п/п

Наименование разделов,

дисциплин и тем

Количество часов


Форма контроля

Всего

Теория

Практика

1

История создания сети

Интернет

1

1


«Что я знаю об

Интернете» - минисочинение

2

Услуги сети Интернет


1

1


беседа

3

Электронная почта

2


2

Как написать и отправить письмо. Электронное письмо учителю

4

Сетевые новости

1


1

Какие новости нужны?

Получение новостей с lenta.ru

5

Передача файлов

2


2

Файлы – текст и картинки («Маленький принц»)

6

Всемирная паутина

3

1

2

Поиск информации


Итого

10

3

7



СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА


Тема 1: «История создания сети Интернет»

Понятие о сети Интернет, история ее возникновения, основные услуги, предоставляемые

сетью, программа Internet Explorer.

Тема 2: «Услуги сети Интернет»

Виды услуг сети Интернет.

Тема 3: «Электронная почта»

Понятие об электронной почте, принципы ее работы, необходимое оборудование и программное обеспечение, приемы работы с электронной почтой.

Тема 4: «Сетевые новости»

Сущность данной услуги, процедура регистрации, необходимое программное обеспечение, получение новостей.

Тема 5: «Передача файлов»

Способ передачи файлов через сеть Интернет.

Тема 6: «Всемирная паутина»

Понятие о WWW, WEB-страницы, гиперссылки, поисковые системы, приемы работы.







Учебно-методическое и программное обеспечение курса

Программа курса обеспечивается компьютерными программами, справочными материалами, которые могут браться из разделов справки или из различных источников сети Интернет.

Программное обеспечение

  • операционная система Windows XP;

  • Microsoft Internet Explorer

Техническое обеспечение

  • Компьютерный класс – 9 компьютеров;

  • Мультимедийный проектор;

  • Интерактивная доска.


ЦОР

  • Телешкола. Информатика и ИКТ.

  • Библиотека электронных наглядных пособий по дисциплине «Информатика»

  • http://sdo.bsu.edu.ru/Resource/eBook/InfoSpektr/vvedenie.htm - Электронный учебник по информатике

  • Репетитор по информатике Кирилла и Мефодия


Интернет-ресурсы


http://virlib.eunnet.net/ - Виртуальная библиотека

http://window.edu.ru/window/library?p_rubr=2.1 - Электронная библиотека информационной системы «Единое окно»

http://www.megabook.ru/ - Мегаэнциклопедия портала «Кирилл и Мефодий»

http://www.ege.ru/

http://www.on-line-teaching.com/Электронные учебники по Word, Excel

http://www.problems.ru/inf/Задачи по информатике

http://mega.km.ru/pc/ - Энциклопедия персонального компьютера





Литература

  1. Левин А., Самоучитель работы на компьютере. М.: Нолидж, 2001.

  2. Хасэгава Х., Мир компьютеров в вопросах и ответах.: Мир, 2000.

  3. Симонович С. и др., Общая информатика. М.: АСТ пресс, 2001.

  4. Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Базовый курс. 2-е изд. Авторы: Семакин, Залогова, Русаков. 2006 г., Гриф МО РФ Учебник для школ.

  5. Методика преподавания информатики Автор: М. П. Лапчик, И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер Издательство: Академия 2006 г.

  6. Гультяев А.Самое главное о Поиск в Интернет:- Питер, 2004

  7. Советы по поиску в Интернет:- http://medlan.samara.ru/info/search.html

  8. Советы по поиску в Интернет:- http://www.poiskinfo.net/stat/st103.php





Полный текст материала Программа "Возможности Интернета в учебной и профессиональной деятельности современного человека"; 10 часов; 8-9 кл. смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ропот Елена Петровна  elenaropot1
30.06.2010 3 7261 2131

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК