Виды зачетных (итоговых) работ в предпофильной подготовке и профильном обучении
Игошева Анна Аркадьевна,
учитель информатики
I квалификационной категории
МОУ СОШ №10, г. Ревда
Виды зачетных (итоговых) работ в предпрофильном и профильном обучении информатики
Контроль знаний является частью учебного процесса и обеспечивает обратную связь с обучаемыми. В ходе контроля оценивается степень и уровень обученности, фиксируется объем труда, который вложен учащимся при выполнении контрольной работы.
Итоговый
контроль
(выходной) определяет качество усвоения
материала,
фиксирует степень и уровень подготовки
учащегося, т. е. констатирует
результаты обучения. Итоговый
контроль позволяет проанализировать
деятельность педагога, выявить его
профессиональный
уровень,
определить эффективность проводимых
мероприятий в ходе оперативного
контроля.
При планировании элективных курсов рекомендуется избегать традиционной отметочной технологии оценивания, поэтому по способу оценивания наибольшее распространение имеют такие виды итогового контроля элективных курсов как:
"рейтинговая" технология, основанная на наборе баллов, полученных за освоение разных разделов (тем) программы, и их суммировании. После этого множество учеников упорядочивается по возрастанию их рейтингов. Возможен вариант, при котором каждая группа учащихся получает свой ранг. При такой системе оценивания могут быть предусмотрены дополнительные баллы, которые используются для поощрения наиболее активных и инициативных учащихся, например, за оригинальное творческое решение и пр. Результаты по рейтинговой шкале могут быть пересчитаны и приведены к традиционной пятибалльной системе оценки;
Например, рейтинговую технологию оценивания результатов обучения я использую в предпрофильных элективных курсах.
Проводя элективные курсы по информатике, могу сказать, что чаще использую по своей функции констатирующий итоговый контроль, который фиксирует степень и уровень подготовки учащегося, используется в процессе проведения зачетов.
По способу получения информации в ходе контроля используются:
устный метод (различные опросы, собеседования, экзамены, зачеты, дискуссии);
письменный метод (контрольные или проверочные работы, тестирование, рефераты, письменные дискуссии и пр.);
практический метод, который состоит в наблюдении за ходом выполнения лабораторных и практических работ и в непосредственном выполнении проектов и презентаций.
Основные формы контроля
На сегодняшний день существует множество форм контроля за качеством обучения и усвоения материала:
Собеседование в той или иной степени используется на всех этапах обучения. Основное значение собеседование приобретает в старших классах, например, для выяснения усвоения принципов, концепций, законов, теорий и др. и во время проведения зачетов и экзаменов. Технология оценивания — отметочная и (или) качественная. По способу организации — контроль учителя.
Опросы (экспресс-опросы) часто используются для оперативной проверки уровня готовности к восприятию последующего нового материала, для активизации внимания. Опрос проводится, как правило, либо в начале урока, либо в конце урока для закрепления новых терминов и понятий. Элементами опроса пользуются и во время проведения зачета. Технология оценивания — качественная или отметочная, используется взаимный контроль или контроль учителя.
Зачет — одна из распространенных форм контроля в старших классах. Характеризуется тем, что учащимся выдается список вопросов или перечень тем, по которым производится зачет, оглашаются требования к уровню подготовки. Хорошие результаты дает не просто отдельный зачет, а продуманная система зачетов, которая согласуется с другими формами контроля.
Технология оценивания — отметочная, используется контроль учителя или взаимный контроль.
Письменная контрольная работа представляется собой перечень заданий и (или) задач, которые учащиеся выполняют в письменном виде. Такая контрольная работа может содержать вопросы, которые требуют анализа, рассуждений, обоснования, структуризации и пр. Технология оценивания — отметочная, по организации — контроль учителя.
Тестирование используется для оперативной проверки качества знаний учащихся с возможностью машинного ввода данных (ответов) и автоматизированной обработки результатов с заранее заданными параметрами качества. При всех ограничениях и недостатках тестовая технология является быстрым и надежным способом проверки уровня и степени подготовки учащихся путем решения несложных заданий, выбора варианта ответа или добавления слов, формул, терминов и пр. Главное — тестовая технология позволяет собирать статистический материал, который может накапливаться и храниться в памяти компьютера. Технология оценивания — рейтинговая и (или) отметочная, по организации — автоматический контроль, контроль учителя, самоконтроль.
Дискуссия может быть организована как в письменной, так и устной форме, использует сочетание методов опроса, собеседования, наблюдения или рецензирования, а для оценивания применяется качественная технология на основе экспертных заключений учителя.
Учитывая требование практической направленности элективного курса, (которое позволяет осуществить эвристические пробы и сформировать практическую деятельность школьников в изучаемой области знаний), наиболее целесообразными видами итогового контроля будут являться:
проект,
реферат, исследовательская работа,
комплексное практическое задание.
Например, в ходе работы над проектом по любым темам, и не только по информатике, учащиеся выполняют задания, связанные с набором, редактированием, форматированием и оформлением текста (рекламный листок, сообщение, доклад, отчет и пр.)- Можно включать подготовку рефератов, презентаций по любым предметам, например, в качестве зачетной работы по элективному курсу «Мультимедийные технологии» я засчитывала презентации, которые ученики использовали при защите своих исследовательских работ на школьной НПК.
Существуют еще возможные варианты работы с текстом — оформление стендов, подготовка заметок в газету и доводка их до печати в виде твердой копии (на бумаге) или подготовка электронных сообщений (публикация в Интернете, участие в телеконференциях, переписка по электронной почте, подготовка материалов для Web-страницы и пр.) Например, хорошей, достойной зачетной работой по элективному курсу «Разработка Web-сайтов» стал Виртуальный клуб юных избирателей «Перспектива».
В 2006-2007 учебном году вместо итоговой контрольной работы по элективному курсу «Защита информации» были предложены на выбор учащихся: комплексное практического задания или реферат на одну из предложенных тем.
Но в какой бы форме ни проводился итоговый зачет, важно, чтобы критерии и способы оценивания были бы известны учащимся до проведения контрольной работы или зачета, а не во время или после нее.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Игошева Анна Аркадьевна
→ ig_anna 26.09.2010 4 4438 779 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.