Урок-повторение по экономике по теме: «Рынок» (9 класс)


Кирбенева Алена Аркадьевна

учитель экономики

муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 11», г. Нижневартовск


Тема: Повторение по теме: «Рынок» (9 класс)


Цели:

Учебные:

  • добиться осмысленности усвоения учебного материала по теме: рынок.

  • овладение умением вычисления равновесного количества и равновесной цены, навыками определения по графику дефицита и избытка, расчетами предполагаемой выручки;

  • совершенствование понятийного аппарата (экономического): равновесная цена, выручка, рыночное равновесие;

  • закрепление умения и навыков применять полученные знания в конкретных ситуациях (решение экономических задач).

Развивающие:

  • развитие умения выполнять простейший экономический анализ, способов работы с экономическими моделями;

  • развитие политехнических умений: планирования своих действий, регулирование хода выполнения поставленных задач, корректировки своей деятельности;

  • развитие исследовательских навыков (определение взаимоотношения спроса и предложения при различном уровне цен, рассмотрение ситуаций рыночного равновесия и случаев отклонения от него);

  • совершенствование экспериментальных навыков (определение зависимости максимально возможной выручки от состояния равновесия, влияния неценовых факторов спроса и предложения на состояние рыночного равновесия);

Воспитательные:

  • формирование устойчивого интереса к изучению экономики, экономического мышления, экономической культуры;

  • привитие культуры учебного труда, активной гражданской позиции;

  • развитие готовности к самосовершенствованию, умения формулировать и отстаивать собственную точку зрения, требовательности к себе, чувства собственного достоинства, аккуратности, добросовестности, ответственности, честности.

Задачи:

  • расширить знания учащихся об экономических процессах в рыночной экономике;

  • развивать умения сравнивать, анализировать, делать выводы, решать экономические задачи;

  • развивать у учащихся устойчивый интерес к изучению экономики, экономическое мышление.


Понятия:

  • Рынок;

  • законы рынка;

  • величина спроса;

  • величина предложения;

  • равновесная цена.


Оборудование:

- Липсиц И.В. кн.1 «Экономика» М.,2000г., с.51-74;

- Учетная карточка «облигация»;

- Тестовые задания, задачи (раздаточный материал с разноуровневыми заданиями);

- Компьютер, мультимедийное оборудование

Тип урока: обобщение

Ход урока.

I. Организационный момент.

1. Приветствие учащихся:

- проверка готовности учащихся к уроку;

- проверка посещаемости.

2. Постановка темы и целей урока.

Какую тему мы изучали на протяжении нескольких уроков?

Сегодня, мы повторяем основные понятия по этой теме и готовимся в контрольной работе. У каждого из вас, есть зачетный лист, который называется «Облигация» (ценная бумага, дающая право владельцу обменять её на наличные деньги). В конце урока вы сможете предъявить облигацию к обналичиванию т.е. набранные балы будут соответствовать определенной оценке.

Наш урок будет состоять из нескольких этапов:

1 этап. Мозговой штурм.

2 этап. Определения.

3 этап. Тестовое задание.

4 этап. Решение задач.


II. Повторение.

1 этап. Мозговой штурм. Вы отвечаете на мои вопросы, за правильный ответ получаете денежку с определенным количеством баллов, которые вы запишете в свою облигацию.

  • Что такое рынок?

(совокупность форм и организаций сотрудничества людей друг с другом, предназначенных для того, чтобы свести в коммерческих целях продавцов и покупателей, одним продать а другим купить на взаимовыгодных условиях)

  • Какие законы действуют на рынке?

(закон спроса, закон предложения)

  • Изобразите эти законы графически и озвучите их.


  • В результате рекламной кампании население стало предпочитать кока-колу квасу. Что произойдет с кривой спроса на квас?

( предпочитая кока-колу квасу, люди стали меньше пить квас. Следовательно спрос на квас уменьшится. Кривая спроса сдвинется влево)


  • Что произойдет со спросом на соль при изменении доходов населения?


(Изменение доходов потребителей вряд ли окажет какое – либо воздействие на потребление соли. Спрос на соль не изменится, и кривая спроса останется прежней)


  • За последние годы в Москве появилось много новых кафе и ресторанов. Что можно сказать о кривой предложения на московском рынке услуг общепита?


( вход на рынок новых продавцов естественным образом увеличил предложение услуг общепита, следовательно, кривая предложения на этом рынке переместится вправо)


  • Катя любит масло и считает, что маргарин на вкус напоминает мыло. Сергей не чувствует между ними разницы. Чей спрос на масло должен быть более эластичным по цене? Обоснуйте свой ответ.


(Для Кати маргарин не является заменителем масла в потреблении, а для Сергея это –товар заменитель. Следовательно, спрос Сергея на масло будет эластичным, чем спрос Кати. При любом повышении цены масла Сергей откажется от его потребления и переключится на маргарин. Катя же станет покупать масло и по более высоким ценам, лишь слегка сократив его потребление)


      • Когда спрос на товар является эластичным?

(определить коэффициент эластичности)


      • Как отреагируют продавцы иностранных автомобилей на введение импортных пошлин на их товар?


(Импортные пошлины, взимаемые с каждого ввозимого автомобиля, увеличивает издержки продаж на нашем внутреннем рынке, а это значит, что продавцы сократят ввоз в нашу страну иностранных автомобилей)


  • Что неверно в следующем утверждении?

«Холодная погода сократила величину спроса на комнаты в гостиницах на Черноморском побережье, уменьшив тем самым цену аренды комнаты. Падение цены аренды, в свою очередь, вызвало увеличение спроса, так что в конце концов цена возвратилась к своему первоначальному уровню».


(В данном утверждении перепутаны понятия «спрос» и «величина спроса». Правильно: холодная погода привела к сокращению спрос на комнаты т.к. спрос изменится при любом уровне цен.


Итог: подсчитайте сколько вы заработали, результат запишите в свой вексель. Все о чем мы сейчас говорили вам поможет выполнить следующее задание.


2 этап. Определение.

Подберите к каждому термину левой колонки определение из правой. На это вам дается 7 минут.

А) Величина спроса – А) Повышение цен обычно ведет к

уменьшению величины спроса, а

снижение цен к ее увеличению

Б) Равновесная цена - Б) Совокупность форм и организаций

сотрудничества людей друг с другом, где

встречаются продавцы и покупатели,

одни хотят купить, а другие продать, на

взаимовыгодных условиях


В) Предложение – В) Объем товара определенного вида,

который продавцы готовы продать в

течение определенного времени, при

определенном уровне цен


Г) Рынок – Г) Объем товара, который покупатели

готовы приобрести в определенный

период при неопределенном уровне


Д) Величина предложения – Д) Повышение цен обычно ведет к росту

величины предложения, а снижение цен –

к ее уменьшению



Ж) Закон спроса Ж) Цена, при которой продавцы готовы

продать свой товар, а покупатели

готовы его приобрести



З) Спрос – З) Объем товара определенного вида,

который покупатели готовы приобрести

на протяжении определенного периода

времени при определенном уровне цен

этого товара



К ) Закон предложения К) Объем товара определенного вида,

который продавец готов предложить на

рынке, при неопределенном уровне цен


Самопроверка.

Ключ: А - З

Б – Ж

В – К

Г – Б

Д – В

Ж – А

З – Г

К - Д


Без ошибок – 5 баллов

1 ошибка – 4 балла

2-3 ошибки – 3 балла

4- 5 ошибок – 2 балла

6 ошибок – 1 балл

Количество баллов запишите в свою облигацию.



3 этап. Тестовое задание.

Выбери один правильный ответ. На это задание дается 5 минут.

  1. Закон спроса гласит:

А) Продавцы будут предлагать больше товаров по высоким ценам, чем по низким;

Б) Покупатели будут покупать больше по низким ценам, чем по высоким;

В) Изменение цен мало изменит величину спроса на продукт;

Г) Покупатели будут покупать товары по высоким ценам, если товар будет отличного качества

  1. Величина спроса на товар - это:

А) Количество денег, которое все покупатели готовы заплатить за товар

Б) Количество товара, которое удовлетворяет потребности покупателей

В) Количество товара, которое производители хотят и имеют возможность продать при данной цене

Г) Количество товара, которое потребители готовы приобрести по данной цене

  1. Какой термин отражает способность и желание людей платить за что-либо?

А) Потребности

Б) Спрос

В) Необходимость

Г) Желание

  1. Что можно сказать про спрос, если при изменении цены количество купленных товаров почти не изменяется?

А) Неэластичен;

Б) Насыщен;

В) Эластичен;

Г) В равновесии.

  1. Величина предложения это –

А) количество товара, которое производители хотят и могут продать по данной цене

Б) максимальная выручка, которую производители могут получить при продаже товара по данной цене

В) количество товара, которое производители хотят и имеют возможность предложить к продаже по данной цене

Г) количество товара у продавца в данный момент времени

  1. Люди ожидают повышения цен на бытовую технику. В результате на этом рынке:

А) спрос увеличивается

Б) предложение увеличивается

В) спрос уменьшается

Г) спрос остается неизменным

  1. Если цена фотоаппаратов выросла вследствие снижения предложения

фотоаппаратов, то можно ожидать, что результатом этого станет ...

А) рост спроса на фотопленку;

Б) уменьшение спроса на фотопленку;

В) рост предложения фотопленки;

Г) снижение величины спроса на фотопленку при неизменном спросе на фотопленку.

  1. Если цена фотоаппаратов выросла в результате роста спроса на фотоаппараты, то можно ожидать, что результатом этого станет ...

А) рост спроса на фотопленку;

Б) уменьшение спроса на фотопленку;

В) рост предложения фотопленки;

Г) снижение величины спроса на фотопленку при неизменном спросе на фотопленку.

  1. Цены на персональные компьютеры резко выросли вследствие снижения предложения персональных компьютеров. Это может стать причиной ...

А) роста зарплаты программистов и операторов;

Б) снижения зарплаты программистов и операторов;

В) снижения выручки производителей компьютеров;

Г) увеличения выручки производителей компьютеров.

  1. Точка С на графике соответствует ...

А

S

) предложению определенного товара;

Б) спросу на определенный товар;

В

ССС

) точке равновесия;

Г

D

) эластичности спроса.





Взаимопроверка. Поменялись с соседом по парте тетрадками и проверяем. Выставляем баллы и результаты заносим в облигацию.

За каждый правильно выполненный тест – 1 балл. (наибольшее количество 10 баллов)

4 этап. Решение задач.

У каждого из вас лежит задача, которую вы должны решить, вместе с вами у доски тоже решаются эти задачи. После того как мы их проверим за правильно выполненные 2-х частей задачи каждый получит 10 баллов. За выполненную первую часть соответственно 5 баллов.

Вариант 1


Задача. Кривая спроса на портфели для школьников описывается следующим уравнением:

Qd = 600-2*Р

-объем спроса в месяц (штук), Р- цена (руб.).

Кривая предложения портфелей описывается следующим уравнением:


Qs= 300+4*Р

- месячный объем предложения (штук).


А) Каковы равновесные цены и объем товара?

Б) Что случится, если цена будет установлена правительством на уровне 100 рублей? Охарактеризуйте это качество и в количественном выражении.


Ответ: Р = 50 рублей.

Q = 500 штук

При цене 100 рублей : Q d = 580 штук

Q s = 340 штук дефицит товара


Вариант 2.


Задача. Спрос на бананы описывается уравнением :

Qd = 2400 – 100 * Р,


а предложение бананов описывается уравнением:

Qs = 1000 + 250* Р,


где Q – количество килограммов бананов, купленных или проданных за день;

Р- цена 1 кг бананов (в рублях).


  1. Определите равновесную цену и объем товара.

  2. Какое количество бананов было бы продано при цене 70 рублей за килограмм?

Охарактеризуйте это качество и в количественном выражении.

Ответ: Р = 4 рубля

Q = 2000 кг

При цене: 7 рублей: Qd = 1700 кг

Qs = 2750 кг избыток товара

Ш. Подведение итогов урока. Рефлексия.

  • Итак. Теперь каждый подсчитайте количество баллов и запишите в самом низу облигации. Полученное количество баллов соответствует следующей оценке:

От 30 до 35 баллов – «5»

24 до 29 баллов – «4»

15 до 23 баллов – «3»

Облигации сдайте.

  • что показалось вам сложным при выполнении тестов и решении задач;

  • какие виды работы вам позволили лучше усвоить материал;

  • что бы вы хотели повторить для закрепления и подготовки к контрольной работе ещё раз?

Если вы допустили пробелы в усвоении материала, то можно ликвидировать их, выполнив домашнее задание и пополнить знания дополнительными занятиями.

IV. Домашнее задание (разноуровневое).

  • По теме: «Рыночное равновесие»

Даны шкалы спроса и предложения на рынке помидоров:

Цена за 1 кг

(руб.)

Величина спроса

(млн.кг в год)

Величина предложения

(млн. кг в год)

100

10

3

120

9

4

140

8

5

160

7

6

180

6

7

200

5

8


Группа А

а) Начертите кривые спроса и предложения для помидоров и найдите равновесную цену и равновесное количество.

б) Что будет иметь место — дефицит или избыток помидоров на рынке, — если цена будет равна 120 рублей; 200рублей?

в) Почему и в каком направлении будут изменяться цены на помидоры из пункта (б) в случаях дефицита и избытка?

г) Покажите на графике, как изменятся равновесная цена и равновесное количество, если Министерство здравоохранения России предупредит, что от потребления помидоров краснеют белки глаз и на коже выступает сыпь. Объясните, почему цена не сохранилась на своем первоначальном уровне.

д) Покажите на графике, как изменятся равновесная цена и равновесное количество, если правительство в порядке поддержки сельского хозяйства введет субсидию на каждый килограмм выращенных помидоров.




  • По теме: «Рыночное равновесие»

Даны шкалы спроса и предложения на рынке помидоров:

Цена за 1 кг

(руб.)

Величина спроса

(млн.кг в год)

Величина предложения

(млн. кг в год)

100

10

3

120

9

4

140

8

5

160

7

6

180

6

7

200

5

8


Группа Б

а) Начертите кривые спроса и предложения для помидоров и найдите равновесную цену и равновесное количество.

б) Покажите на графике, как изменятся равновесная цена и равновесное количество, если Министерство здравоохранения России предупредит, что от потребления помидоров краснеют белки глаз и на коже выступает сыпь. Объясните, почему цена не сохранилась на своем первоначальном уровне.

в) Покажите на графике, как изменятся равновесная цена и равновесное количество, если правительство в порядке поддержки сельского хозяйства введет субсидию на каждый килограмм выращенных помидоров.



Список использованной литературы и интернет ресурсов:

    1. Липсиц И.В. Экономика: Учебник для 10 кл. общеобразовательного учреждения. В 2 -х кн. Книга 2.- 8-е изд.- М.: Вита- Пресс, 2004.

    2. Савицкая Е.В. Уроки экономики в школе. – М.: Вита-пресс, 2005.

    3. Трунин В.И. Самостоятельные и контрольные работы по экономике. – М.: Вита-пресс, 2000.

    4. Травин Е.Н. Уроки экономики в школе.- Я.: Академия холдинг, 2003.

    5. http://www.fipi.ru/view/sections/92/docs/






Полный текст материала Урок-повторение по экономике по теме: «Рынок» (9 класс) смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Кирбенева Алена Аркадьевна  Варта
22.02.2012 1 12544 2513

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК