Урок по теме "Раскяние" курса ОРКиСЭ модуля "Основы православной культуры"; 4 класс
Рабочая тетрадь. Урок 10
Раскаяние
Задание 1.
Внимательно посмотри на схему.
Покаяние (Раскаяние)
1 . Сожаление о том, что сделано
|
2 . Готовность исправить свой поступок и понести за него наказание
|
3 . Твердое решение больше так не поступать
|
Как ты думаешь, почему для искреннего раскаяния важны все три составляющие?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2.
Ответь на вопросы.
Всегда ли есть возможность исправить свой поступок? ________________________
Всегда ли есть возможность покаяться? _____________________________________
Задание 3.
Прочитай рассказ писательницы Валентины Осеевой:
Кто наказал его?
Я обидел товарища. Я толкнул прохожего. Я ударил собаку. Я нагрубил сестре. Все ушли от меня. Я остался один и горько заплакал.
- Кто наказал его? - спросила соседка.
- Он сам наказал себя, - ответила мама.
1. Как ты думаешь, почему мальчик заплакал? _____________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Почему мама сказала, что мальчик сам себя наказал? _____________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________3. Что должен сделать мальчик, чтобы вернуть любовь окружающих? _________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Карпова Надежда Александровна, учитель русского языка и литературы,
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №5 города Углегорска Сахалинской области
ДАЙ СЕРДЦА ТВОЕГО КОСНУТЬСЯ СЕРДЦЕМ…
ИСТОРИЯ ЗАКХЕЯ. СТРАНИЦЫ НОВОГО ЗАВЕТА
обучающая – познакомить учащихся со страницами Нового Завета; раскрыть идейно-нравственное значение образа Закхея; продолжить работу по обучению аналитическому чтению текста; создав проблемную ситуацию, побудить учеников к высказыванию собственной точки зрения о жизненных
принципах, о необходимости признавать свои ошибки, о необходимости раскаяния;
развивающая – содействовать формированию навыков публичного выступления, умения отстаивать свою точку зрения; включить ребят в творческий процесс постижения текстов из Евангелия; развивать ассоциативно-образное мышление;
воспитывающая – воспитание вкуса и внимания к слову; способствовать разрушению стереотипного отношения к оценке событий и людей; помочь ребятам задуматься над смыслом человеческой жизни.
Домашнее задание к уроку:
1.Вспомните человека, которого вы могли чем-то обидеть. Можете ли вы попросить у него прощения? Сделайте это.
2.Вспомните примеры, когда человек мог изменить свою жизнь коренным образом.
— Кому-нибудь представилась возможность выполнить это задание?
— Какова была реакция этого человека? Он простил вас?
— Изменилось ли что-либо в ваших отношениях? Сегодня на уроке мы вновь обратимся к страницам Нового Завета, к Евангелию от Луки. Вы никогда не задумывались, почему в основе законодательства многих стран мира лежат нравственные принципы учения Христа и Его учеников? Почему даже годы своей истории человечество отсчитывает от даты рождения Иисуса Христа? Вы сможете ответить на эти вопросы, если продолжите знакомство с жизнью основателя христианства. Многие слова и поступки Христа шли наперекор сложившимся традициям того времени, а многие из них поражают нас и поныне. Сегодня вы услышите рассказ о человеке по имени Закхей, узнаете, что может произойти, если относиться к своим ближним с добротой и сочувствием. (Воспроизведение аудиозаписи, Евангелие от Луки, 19:1-10. На столах у учеников – распечатанная глава из Евангелия.)
— Кто такой Закхей? (Мытарь, сборщик податей, служил римским угнетателям, обогащаясь за счет народа. Имел богатство, но не имел друзей.)
— Как относились жители Иерихона к Закхею? Почему? (Закхея в Иерихоне никто не любил, потому что он плохо относился к людям и накопил свои богатства нечестным путём. Например, мы слышим презрительный голос старика: «Это сборщик податей!»)
Итак, Господь входит в Иерихон, окружённый толпой людей. Среди них был и Закхей, мытарь, но не простой мытарь, а начальник мытарей, человек очень богатый. Богатство его складывалось в результате того, что он обижал своих ближних: собирая деньги для римских оккупантов, он на самом деле большую часть оставлял себе, обирая вдов и никого не щадя. Вместе с богатством он приобрёл и власть, и высокое положение в обществе, но вот любви народа не приобрёл. В духовном смысле мытари были отринуты израильским обществом.
— Почему Закхей так хотел увидеть Христа, что даже залез ради этого на дерево? Как вы думаете, что чувствовал Закхей в это время? (Народ толпится, теснится, Закхей слышит о том, что пришёл в город Тот, Кого почитают Мессией. А Закхей не может пробиться через толпу людей, стена стоит перед ним, стена из его грехов, потому что каждый человек несёт на себе отпечаток своей злости, ненависти и корысти. Стоит эта стена и не пускает Закхея ко Христу, не даёт возможности увидеть Его. Рвётся к Нему Закхей, но пробиться не может.
И вот тут Закхей совершает один простой, но очень важный поступок: он взбирается на смоковницу, чтобы хотя бы издали увидеть Христа. Маленький, неуклюжий человек, потому что он не может увидеть Христа из-за голов людей, взбирается на дерево и тем самым лишается всего того, что приобрёл своим неправедным богатством. В этот момент он становится смешным и абсолютно беспомощным в глазах всего народа. Над человеком, который взбирается на дерево, начинают смеяться и бросать в него камнями, он уже никто, он лишился своего величия. В этот момент Закхей забывает, кто он и как к нему должны относиться люди, ему безразлично, что он смешон, жалок, глуп и ненавидим теми людьми, которые его окружают, потому что все знают, что он награбил свои богатства… Он совершенно не думает об этом, потому что сейчас самое главное для него — это увидеть Господа. Он не думает о том, что может нелепо выглядеть со стороны, как мы часто думаем: “А как на нас посмотрят? Как этот мой шаг поймут остальные люди?”. Такие вопросы, не дающие человеку поступить по совести, задаёт себе тот, кто живёт ложной жизнью. А Закхей перестаёт заботиться о том, что о нём будут думать, он забывает обо всём на свете, ему важно только одно — увидеть Христа).
— Напишите в тетрадях те качества, которые мы находим в приятном для нас человеке, а рядом – в том, кто нам неприятен.
Приятный человек:
дружелюбный,
правдивый,
открытый,
щедрый,
весёлый.
Неприятный человек:
недружелюбный,
лживый,
ворчливый,
скупой,
грубый
— Каким человеком был Закхей? (Это был человек, облечённый властью, живущий по законам мира сего, как и мы с вами чаще всего живём по этим законам, а не по законам Божьим. Законы мира часто очень жёсткие, они не дают человеку свободы, не позволяют быть самим собой. А Бог как раз даёт нам такую возможность. И более того, Он нас как бы вынуждает быть самими собой: никогда не надевать на себя маску, никогда не играть чужую роль, вообще ничего в жизни не играть, никаких ролей, а всегда и постоянно быть самими собой).
— Как Христос отнёсся к Закхею? (В тот момент, когда человек думает только о том, как на него посмотрит Господь, Господь смотрит на него, как Он посмотрел и увидел Закхея, который забрался на дерево, приподнялся над землей, стал выше. Господь замечает его и говорит: “Мне надо быть в твоём доме”. Бог, Который ни в чём не нуждается, Который ничем не ограничен и не связан, должен быть в доме Закхея, обязан к нему прийти… “Мне надо быть у тебя в доме, скорее слезай. Я к тебе иду, ни к кому другому”… Такое ощущение, что весь путь в Иерихон Господь проделал специально, чтобы прийти в гости к этому странному человеку, чтобы крепость его греха была сокрушена любовью Христовой).
— Как вы думаете, Он знал, что Закхея в городе никто не любит? Имело ли это обстоятельство какое-то значение для Иисуса?
— Знаете ли вы кого-нибудь, кто не пользуется популярностью? Нужен ли ему друг?
— Иисус сказал Закхею, что желает поужинать у него дома. В еврейской культуре той эпохи согласие поужинать у кого-то в доме означало, что вам этот человек нравится. Почему так поступил Иисус? (Христос полюбил Закхея. Он видел, каким хорошим человеком тот способен стать, а не только то, каким он был.)
— Интересно, что подумал Закхей, когда Иисус Христос назвал его по имени и объявил, что собирается прийти к нему домой? Как на это реагировала толпа? (Голос молодого человека: «Неужели кто-то захочет зайти в его дом?» Женский голос: «Откуда Закхей знает Иисуса?»)
— Жители Иерихона полагали, что Закхей может совершать только дурные поступки, то есть такие, которые называются грехом. Что произошло, когда Христос пришёл в дом Закхея?
— Какое неожиданное решение принял Закхей?
— Какова была реакция его соседей? ( Мужской голос: «Я не верю своим ушам! Наверное, я ослышался! Сборщик налогов хочет вернуть отнятое? Невероятно!»)
— Что же Закхей смог в себе изменить? Напишите это.
Задание. Напишите, какое впечатление произвела на вас история с Закхеем, о том, как и почему человек внезапно может изменить свою жизнь. (Иисус Христос снизошёл до Закхея, беседовал с ним. Это, несомненно, тронуло душу скряги.)
Можете ли вы вспомнить другие примеры, когда человек смог коренным образом изменить свою жизнь? Как вы думаете, это на самом деле возможно?
— А вы могли бы что-то изменить в жизни другого человека? А в своей жизни?
Тема для размышления. Как вы понимаете слова: «Не жди, пока кто-то другой всё исправит»? (Ты можешь сам в себе многое изменить, ты можешь помочь измениться другим.)
— Знаете ли вы кого-нибудь в нашей школе, к кому окружающие относятся так же, как люди относились к Закхею до его встречи с Христом? Кого у нас дразнят? Над кем смеются? Почему?
— Как вы думаете, что чувствует этот человек в такие моменты? А как бы почувствовал себя этот человек, если бы кто-то отнёсся к нему так, как Иисус отнёсся к Закхею? Как можно дать понять такому человеку, что и он достоин любви и уважения?
Да, любой человек способен изменить свою жизнь, если к нему отнестись так, как относился к людям Иисус Христос, с любовью. Любовь творит чудеса. В этом убеждает нас и русский поэт Константин Бальмонт в своём стихотворении «Люби». (Чтение учеником стихотворения наизусть.)
Святой праведный Иоанн Кронштадтский нередко приходил домой босиком, полураздетым – слишком много обездоленных видел он на своём пути. Так вот, он говорил, что кончина мира произойдет тогда, когда иссякнет любовь, а зло умножится и настолько завладеет людьми, что не станет смысла продолжать жизнь на земле. Прочитайте тему урока. Как вы понимаете эти слова?
Жизнь Закхея после встречи с Христом изменилась. Христиане сказали бы, что отношения Закхея с Богом были восстановлены благодаря прощению его грехов. Свидетельством тому было изменившееся поведение Закхея.
Послушайте стихотворение священника Олега Моленко «Обращение Закхея».
Ребята, вы доказали, что вы талантливые читатели с чуткой душой. Посмотрим, насколько вы внимательны к слову. Придумайте акростих (акростих (букв. – краестишие) – стихи, в которых начальные буквы (реже – слоги или слова) составляют слово или фразу; рассчитан на зрительное восприятие) к слову «добро». Для этого нужно подобрать связанные с этим понятием слова, каждое из которых начиналось бы с одной из букв, входящих в слово «добро». Например: Доверие
Обходительность
Бесстрашие
Решительность
Обязательность
Дома: заполнить страницу Рабочей тетради по теме «Раскаяние» (см. приложение).
На странице приведен фрагмент.
Автор: Карпова Надежда Александровна
→ nadejda777 12.05.2013 0 5211 895 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.