Урок по теме "Раскяние" курса ОРКиСЭ модуля "Основы православной культуры"; 4 класс


Рабочая тетрадь. Урок 10

Раскаяние


Задание 1.

Внимательно посмотри на схему.


Покаяние (Раскаяние)



1 . Сожаление о том, что сделано


2 . Готовность исправить свой поступок и понести за него наказание


3 . Твердое решение больше так не поступать



Как ты думаешь, почему для искреннего раскаяния важны все три составляющие?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2.

Ответь на вопросы.


  1. Всегда ли есть возможность исправить свой поступок? ________________________

  2. Всегда ли есть возможность покаяться? _____________________________________


Задание 3.

Прочитай рассказ писательницы Валентины Осеевой:


Кто наказал его?

Я обидел товарища. Я толкнул прохожего. Я ударил собаку. Я нагрубил сестре. Все ушли от меня. Я остался один и горько заплакал.

- Кто наказал его? - спросила соседка.

- Он сам наказал себя, - ответила мама.


1. Как ты думаешь, почему мальчик заплакал? _____________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Почему мама сказала, что мальчик сам себя наказал? _____________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________3. Что должен сделать мальчик, чтобы вернуть любовь окружающих? _________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Карпова Надежда Александровна, учитель русского языка и литературы,

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №5 города Углегорска Сахалинской области



ДАЙ СЕРДЦА ТВОЕГО КОСНУТЬСЯ СЕРДЦЕМ…

ИСТОРИЯ ЗАКХЕЯ. СТРАНИЦЫ НОВОГО ЗАВЕТА

Цели урока:

обучающая – познакомить учащихся со страницами Нового Завета; раскрыть идейно-нравственное значение образа Закхея; продолжить работу по обучению аналитическому чтению текста; создав проблемную ситуацию, побудить учеников к высказыванию собственной точки зрения о жизненных

принципах, о необходимости признавать свои ошибки, о необходимости раскаяния;

развивающая – содействовать формированию навыков публичного выступления, умения отстаивать свою точку зрения; включить ребят в творческий процесс постижения текстов из Евангелия; развивать ассоциативно-образное мышление;

воспитывающая – воспитание вкуса и внимания к слову; способствовать разрушению стереотипного отношения к оценке событий и людей; помочь ребятам задуматься над смыслом человеческой жизни.

Домашнее задание к уроку:

1.Вспомните человека, которого вы могли чем-то обидеть. Можете ли вы попросить у него прощения? Сделайте это.

2.Вспомните примеры, когда человек мог изменить свою жизнь коренным образом.

Кому-нибудь представилась возможность выполнить это задание?

Какова была реакция этого человека? Он простил вас?

Изменилось ли что-либо в ваших отношениях? Сегодня на уроке мы вновь обратимся к страницам Нового Завета, к Евангелию от Луки. Вы никогда не задумывались, почему в основе законодательства многих стран мира лежат нравственные принципы учения Христа и Его учеников? Почему даже годы своей истории человечество отсчитывает от даты рождения Иисуса Христа? Вы сможете ответить на эти вопросы, если продолжите знакомство с жизнью основателя христианства. Многие слова и поступки Христа шли наперекор сложившимся традициям того времени, а многие из них поражают нас и поныне. Сегодня вы услышите рассказ о человеке по имени Закхей, узнаете, что может произойти, если относиться к своим ближним с добротой и сочувствием. (Воспроизведение аудиозаписи, Евангелие от Луки, 19:1-10. На столах у учеников – распечатанная глава из Евангелия.)

Кто такой Закхей? (Мытарь, сборщик податей, служил римским угнетателям, обогащаясь за счет народа. Имел богатство, но не имел друзей.)

Как относились жители Иерихона к Закхею? Почему? (Закхея в Иерихоне никто не любил, потому что он плохо относился к людям и накопил свои богатства нечестным путём. Например, мы слышим презрительный голос старика: «Это сборщик податей!»)

Итак, Господь входит в Иерихон, окружённый толпой людей. Среди них был и Закхей, мытарь, но не простой мытарь, а начальник мытарей, человек очень богатый. Богатство его складывалось в результате того, что он обижал своих ближних: собирая деньги для римских оккупантов, он на самом деле большую часть оставлял себе, обирая вдов и никого не щадя. Вместе с богатством он приобрёл и власть, и высокое положение в обществе, но вот любви народа не приобрёл. В духовном смысле мытари были отринуты израильским обществом.

Почему Закхей так хотел увидеть Христа, что даже залез ради этого на дерево? Как вы думаете, что чувствовал Закхей в это время? (Народ толпится, теснится, Закхей слышит о том, что пришёл в город Тот, Кого почитают Мессией. А Закхей не может пробиться через толпу людей, стена стоит перед ним, стена из его грехов, потому что каждый человек несёт на себе отпечаток своей злости, ненависти и корысти. Стоит эта стена и не пускает Закхея ко Христу, не даёт возможности увидеть Его. Рвётся к Нему Закхей, но пробиться не может.

И вот тут Закхей совершает один простой, но очень важный поступок: он взбирается на смоковницу, чтобы хотя бы издали увидеть Христа. Маленький, неуклюжий человек, потому что он не может увидеть Христа из-за голов людей, взбирается на дерево и тем самым лишается всего того, что приобрёл своим неправедным богатством. В этот момент он становится смешным и абсолютно беспомощным в глазах всего народа. Над человеком, который взбирается на дерево, начинают смеяться и бросать в него камнями, он уже никто, он лишился своего величия. В этот момент Закхей забывает, кто он и как к нему должны относиться люди, ему безразлично, что он смешон, жалок, глуп и ненавидим теми людьми, которые его окружают, потому что все знают, что он награбил свои богатства… Он совершенно не думает об этом, потому что сейчас самое главное для него — это увидеть Господа. Он не думает о том, что может нелепо выглядеть со стороны, как мы часто думаем: “А как на нас посмотрят? Как этот мой шаг поймут остальные люди?”. Такие вопросы, не дающие человеку поступить по совести, задаёт себе тот, кто живёт ложной жизнью. А Закхей перестаёт заботиться о том, что о нём будут думать, он забывает обо всём на свете, ему важно только одно — увидеть Христа).

Напишите в тетрадях те качества, которые мы находим в приятном для нас человеке, а рядом – в том, кто нам неприятен.

Приятный человек:

дружелюбный,

правдивый,

открытый,

щедрый,

весёлый.

Неприятный человек:

недружелюбный,

лживый,

ворчливый,

скупой,

грубый

Каким человеком был Закхей? (Это был человек, облечённый властью, живущий по законам мира сего, как и мы с вами чаще всего живём по этим законам, а не по законам Божьим. Законы мира часто очень жёсткие, они не дают человеку свободы, не позволяют быть самим собой. А Бог как раз даёт нам такую возможность. И более того, Он нас как бы вынуждает быть самими собой: никогда не надевать на себя маску, никогда не играть чужую роль, вообще ничего в жизни не играть, никаких ролей, а всегда и постоянно быть самими собой).

Как Христос отнёсся к Закхею? (В тот момент, когда человек думает только о том, как на него посмотрит Господь, Господь смотрит на него, как Он посмотрел и увидел Закхея, который забрался на дерево, приподнялся над землей, стал выше. Господь замечает его и говорит: “Мне надо быть в твоём доме”. Бог, Который ни в чём не нуждается, Который ничем не ограничен и не связан, должен быть в доме Закхея, обязан к нему прийти… “Мне надо быть у тебя в доме, скорее слезай. Я к тебе иду, ни к кому другому”… Такое ощущение, что весь путь в Иерихон Господь проделал специально, чтобы прийти в гости к этому странному человеку, чтобы крепость его греха была сокрушена любовью Христовой).

Как вы думаете, Он знал, что Закхея в городе никто не любит? Имело ли это обстоятельство какое-то значение для Иисуса?

Знаете ли вы кого-нибудь, кто не пользуется популярностью? Нужен ли ему друг?

Иисус сказал Закхею, что желает поужинать у него дома. В еврейской культуре той эпохи согласие поужинать у кого-то в доме означало, что вам этот человек нравится. Почему так поступил Иисус? (Христос полюбил Закхея. Он видел, каким хорошим человеком тот способен стать, а не только то, каким он был.)

Интересно, что подумал Закхей, когда Иисус Христос назвал его по имени и объявил, что собирается прийти к нему домой? Как на это реагировала толпа? (Голос молодого человека: «Неужели кто-то захочет зайти в его дом?» Женский голос: «Откуда Закхей знает Иисуса?»)

Жители Иерихона полагали, что Закхей может совершать только дурные поступки, то есть такие, которые называются грехом. Что произошло, когда Христос пришёл в дом Закхея?

Какое неожиданное решение принял Закхей?

Какова была реакция его соседей? ( Мужской голос: «Я не верю своим ушам! Наверное, я ослышался! Сборщик налогов хочет вернуть отнятое? Невероятно!»)

Что же Закхей смог в себе изменить? Напишите это.

Задание. Напишите, какое впечатление произвела на вас история с Закхеем, о том, как и почему человек внезапно может изменить свою жизнь. (Иисус Христос снизошёл до Закхея, беседовал с ним. Это, несомненно, тронуло душу скряги.)

Можете ли вы вспомнить другие примеры, когда человек смог коренным образом изменить свою жизнь? Как вы думаете, это на самом деле возможно?

А вы могли бы что-то изменить в жизни другого человека? А в своей жизни?

Тема для размышления. Как вы понимаете слова: «Не жди, пока кто-то другой всё исправит»? (Ты можешь сам в себе многое изменить, ты можешь помочь измениться другим.)

Знаете ли вы кого-нибудь в нашей школе, к кому окружающие относятся так же, как люди относились к Закхею до его встречи с Христом? Кого у нас дразнят? Над кем смеются? Почему?

Как вы думаете, что чувствует этот человек в такие моменты? А как бы почувствовал себя этот человек, если бы кто-то отнёсся к нему так, как Иисус отнёсся к Закхею? Как можно дать понять такому человеку, что и он достоин любви и уважения?

Да, любой человек способен изменить свою жизнь, если к нему отнестись так, как относился к людям Иисус Христос, с любовью. Любовь творит чудеса. В этом убеждает нас и русский поэт Константин Бальмонт в своём стихотворении «Люби». (Чтение учеником стихотворения наизусть.)

Святой праведный Иоанн Кронштадтский нередко приходил домой босиком, полураздетым – слишком много обездоленных видел он на своём пути. Так вот, он говорил, что кончина мира произойдет тогда, когда иссякнет любовь, а зло умножится и настолько завладеет людьми, что не станет смысла продолжать жизнь на земле. Прочитайте тему урока. Как вы понимаете эти слова?

Жизнь Закхея после встречи с Христом изменилась. Христиане сказали бы, что отношения Закхея с Богом были восстановлены благодаря прощению его грехов. Свидетельством тому было изменившееся поведение Закхея.

Послушайте стихотворение священника Олега Моленко «Обращение Закхея».

Ребята, вы доказали, что вы талантливые читатели с чуткой душой. Посмотрим, насколько вы внимательны к слову. Придумайте акростих (акростих (букв. – краестишие) – стихи, в которых начальные буквы (реже – слоги или слова) составляют слово или фразу; рассчитан на зрительное восприятие) к слову «добро». Для этого нужно подобрать связанные с этим понятием слова, каждое из которых начиналось бы с одной из букв, входящих в слово «добро». Например: Доверие

Обходительность

Бесстрашие

Решительность

Обязательность

Дома: заполнить страницу Рабочей тетради по теме «Раскаяние» (см. приложение).




Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Дай сердца твоего коснуться сердцем… Страницы Нового Завета История Закхея Карпова Н.А., учитель русского языка и литературы МБОУ средняя общеобразовательная школа №5 г.Углегорска Сахалинской области
Слайд 4
Лк. 19, 1-10 1 Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил через него. 2 И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, 3 искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом, 4 и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее. 5 Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. 6 И он поспешно сошел и принял Его с радостью. 7 И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку; 8 Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. 9 Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, 10 ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.
Слайд 5
Слайд 6
Мытари (от слова мыто - дань) были сборщиками налогов. Они часто обирали народ, взимая с него дань большую, чем предусматривал закон. Поэтому народ ненавидел мытарей.
Слайд 7
Слайд 8
Всякий мытарь автоматически считался грешником: если человек имел возможность брать лишнее, все были убеждены, что он так и делал; кроме того, они были ритуально нечистыми, т.к. общались с самыми разными людьми; к тому же они состояли на службе у оккупантовязычников.
Слайд 9
Слайд 10
Приятный человек • Дружелюбный • Правдивый • Открытый • Щедрый • Веселый
Слайд 11
Неприятный человек • Недружелюбный. • Лживый. • Ворчливый. • Скупой. • Грубый.
Слайд 12
Закхей на дереве.
Слайд 13
Грех 1. У верующих: нарушение религиозно-нравственных предписаний. 2. Предосудительный поступок, ошибка, недостаток.
Слайд 14
Слайд 15
Грехи Закхея • Был очень скупым. • Обирал людей. • Жадно копил богатства. • Обижал своих ближних
Слайд 16
Их исправление • Проявил щедрость. • Воздал людям вчетверо больше. • Раздал половину своего имущества бедным. • Смягчил свое каменное сердце.
Слайд 17
Смоковница Закхея. Иерихон.
Слайд 18
Слайд 19
Слайд 20
Слайд 21
Акростих- (букв. краестишие) это стихи, в которых начальные буквы (реже-слоги) составляют слово или фразу; рассчитан на зрительное восприятие.
Слайд 22
Доверие Обходительность Благородство Радушие Обходительность
Слайд 23
Источники материалов http://images.yandex.ru http://ru.goodsalt.com/detail http://guide-israel.ru/attractions/12897-drevo-zakxeya/http://vsekommentarii.com/news… http://gubkin.forumbook.ru/t31… http://tamarabannikowa.blogspo bibleonline.ru/children/ibt/185/ http://experiment-opk.pravolimp.ru/lessons/10 http://ru.wikipedia.org/wiki/%C7%E0%EA%F5%E5%E9 http://www.soln-nikolai.ru/index.php/Неделя_о_Закхее_(проповедь)http://www.zelen-hram.ru/photo http://www.praisman.com/?mid=45&eid=107

Полный текст материала Урок по теме "Раскяние" курса ОРКиСЭ модуля "Основы православной культуры"; 4 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Карпова Надежда Александровна  nadejda777
12.05.2013 0 5211 895

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК