Разработка урока ОРКСЭ "Культура, рожденная религией"; 4 класс
Аристархова Оксана Юрьевна, учитель начальных классов, МБОУ Московской СОШ им.Ивана Ярыгина
с. Сизая Красноярского края
Урок по ОСРКиСЭ с использованием технологии критического мышления и электронной формы учебника.
Тема: Культура, рождённая религией
-Знакомство с видами религий и особенностями храмов в многообразии культур народов России
-Развитие сравнительного анализа у детей.
-Развитие коммуникативности детей.
Этапы урока |
Ход урока |
Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) |
Ι. Актуализация знаний.
|
1-2 мин: Солнечный круг. Приветствие и настрой на урок. - Ребята, здравствуйте, улыбнитесь мне, нашим гостям и, конечно, друг другу. Сегодня у нас на уроке учителя, ребята, а давайте мы скажем: какие самые красивые достопримечательности в Сизой, чтобы вы предложили гостям посетить? А какая церковь? А какие бывают?. 5 мин ЭФУ: Дан текст «Традиционные религии народов России». Учащиеся читают и выделяют два понятия, которые связаны с основной темой текста
СЛОВО «Религия» и слово «КУЛЬТУРА»( приём-составление синквейна и зачитывание его). Даётся задание 1 стол: синквейн слово «Религия» 2 стол-Синквейн слово «культура», 3 стол-работа по словарю Ожегова. -А теперь сравним Ваше представление о понятиях «Религия» и «Культура » с понятиями из словаря Ожегова( работа по словарям, которые лежат на отдельном столе, дети свободно к ним подходят)
|
Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
|
II. Формулирование проблемы.
|
1-2 мин – Сформулируйте тему и цель урока. ( Тема: Культура , рожд религией. Цель: познакомиться с различными культурами, рождёнными определёнными религиями: православием, исламом, буддизмом) с их особенностями. ( открывается на доске) 4 мин – Давайте составим план урока. (План-алгоритм прелставоен на доске и показывается после совместного обсуждения) - чтение текста ( выделение методом помет: знаем, не знаем, хотели бы узнать больше) -Представление каждой религии одним или группой детей ( на выбор учащихся-спикеров) -Сделать сравнительный анализ каждой религии по диаграмме Вена. ( диаграмма Вена лежит у каждого в группе)
– Что мы сейчас с вами делали? (Формулировали тему урока. Составляли план.)
2 мин - Сегодня я предлагаю побыть религоведами. Кто такие религоведы? Загляним всё в тот же словарь. ( Групповая работа)
- Прошу подойти ко мне и выбрать священные книги. ( На книгах отпечатаны обложки: БИБЛИЯ, КОРАН, ТРИПИТАКА). Кому какая книга досталась, тот и будет освещать религию этой книги.
|
Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебного текста 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию |
III. Развитие умений. |
5 мин Цель у нас единая, а задачи каждой группы религоведов разная. ( запись на доске) На столах каждого ребёнка лежат короткие тексты из ЭФУ с описанием каждой религии ( текст печатный, потому что на столах нет комп).
Учащиеся с помощью помет изучают и спикер заносит в ЛИСТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ записи, которые необходимо при представлении религиозной культуры. ( Лист совместной деятельности см. в приложении 1). Ребята, покажите, кто справился с первым пунктом нашего плана - чтением методом помет? ( показывают значки готовности) Переходим ко второму этапу нашего плана-алгоритма. Пока будут выступления и дополнения, каждый из Вас выполняет третий этап плана. Перед Вами диаграмма Вена. Необходимо в трёхпространственных окружностях выделить различия в религиях и найти общие признаки в верах. ( дети по мере слушания –заполняют диаграмму) 15 мин ( на каждую по пять) Выступление монахов: Православие(библия) рассказывает с помощью листа совместной деятельности и ЭФУ( я показываю через проектор). Вывод делают в группе после выступления: Что каждая религия имеет свою культуру
Ислам( КОРАН). Вывод делают в группе после выступления.
Буддизм ( Трипитака). Вывод делают в группе после выступления.
1 мин Минутка РЕЛАКСАЦИИ.
6 мин - А теперь задание для всех: Выберите верное высказывание У каждой группы лист Рефлексии с заданиями для ислами и будды, а для православия внимание на экран
( см.приложение 2, лист составлен только для ислама и буддизма, для провославия будут задания тестов.характера из ЭФУ, используются цифры при проверке-поднимают правил цифру при ответе на вопрос)
Вопросы к группам, выполнявшей работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что Вам нужно было сделать? – Удалось ли выполнить задание? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Какую отметку Вы бы себе поставили? – Сейчас мы вместе с группами учились оценивать свою работу
|
Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре. |
IV. Итог урока |
3 мин – Вспомните, какая была цель урока? Какие особенности каждой религии узнали?
– Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? Сегодня на уроке я узнал….. Мне понравилось….. Хотел бы больше узнать….. Рефлексия «Уборка в доме»: Корзина, Чемодан, Мясорубка: дети сами подходят к доске и прикрепляют магнит к понятиям уборки и сразу выходят из класса.
|
|
|
|
|
Приложение 1
Лист совместной деятельности:
Религия__________________
Место молебен и молитв_____________________________
Отличительные особенности храма:
-постройка
-купол
-внутреннее убранство
4.Основатель религии_______________
5.Священная книга__________________
Приложение 2
Рефлексивный лист:
Выбери верное высказывание и покажи правильный ответ с использовании ряда цифр.
1.Типитака- св книга ислама
2. Коран-св.книга христианства
3. Основатель ислама Синнхартка Гваутема
4. Истинные носители буддийской мудрости-монахи.
Приложение 3
Диаграмма Вена
На странице приведен фрагмент.
Автор: Аристархова Оксана Юрьевна
→ Публикатор 03.02.2016 0 7120 626 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы