Разработка урока ОРКСЭ "Культура, рожденная религией"; 4 класс


Аристархова Оксана Юрьевна, учитель начальных классов, МБОУ Московской СОШ им.Ивана Ярыгина

с. Сизая Красноярского края

































Урок по ОСРКиСЭ с использованием технологии критического мышления и электронной формы учебника.

Тема: Культура, рождённая религией

-Знакомство с видами религий и особенностями храмов в многообразии культур народов России

-Развитие сравнительного анализа у детей.

-Развитие коммуникативности детей.



Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)


Ι. Актуализация знаний.


1-2 мин:

Солнечный круг. Приветствие и настрой на урок.

- Ребята, здравствуйте, улыбнитесь мне, нашим гостям и, конечно, друг другу. Сегодня у нас на уроке учителя, ребята, а давайте мы скажем: какие самые красивые достопримечательности в Сизой, чтобы вы предложили гостям посетить? А какая церковь? А какие бывают?.

5 мин

ЭФУ: Дан текст «Традиционные религии народов России».

Учащиеся читают и выделяют два понятия, которые связаны с основной темой текста












СЛОВО «Религия» и слово «КУЛЬТУРА»( приём-составление синквейна и зачитывание его). Даётся задание 1 стол: синквейн слово «Религия»

2 стол-Синквейн слово «культура», 3 стол-работа по словарю Ожегова.

-А теперь сравним Ваше представление о понятиях «Религия» и «Культура » с понятиями из словаря Ожегова( работа по словарям, которые лежат на отдельном столе, дети свободно к ним подходят)


Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.


II. Формулирование проблемы.


1-2 мин

Сформулируйте тему и цель урока. ( Тема: Культура , рожд религией.

Цель: познакомиться с различными культурами, рождёнными определёнными религиями: православием, исламом, буддизмом) с их особенностями.

( открывается на доске)

4 мин

Давайте составим план урока. (План-алгоритм прелставоен на доске и показывается после совместного обсуждения)

- чтение текста ( выделение методом помет: знаем, не знаем, хотели бы узнать больше)

-Представление каждой религии одним или группой детей ( на выбор учащихся-спикеров)

-Сделать сравнительный анализ каждой религии по диаграмме Вена. ( диаграмма Вена лежит у каждого в группе)


Что мы сейчас с вами делали? (Формулировали тему урока. Составляли план.)


2 мин

- Сегодня я предлагаю побыть религоведами. Кто такие религоведы? Загляним всё в тот же словарь. ( Групповая работа)



- Прошу подойти ко мне и выбрать священные книги. ( На книгах отпечатаны обложки: БИБЛИЯ, КОРАН, ТРИПИТАКА). Кому какая книга досталась, тот и будет освещать религию этой книги.


Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебного текста

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию

III. Развитие умений.

5 мин

Цель у нас единая, а задачи каждой группы религоведов разная. ( запись на доске)

На столах каждого ребёнка лежат короткие тексты из ЭФУ с описанием каждой религии ( текст печатный, потому что на столах нет комп).











Учащиеся с помощью помет изучают и спикер заносит в ЛИСТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ записи, которые необходимо при представлении религиозной культуры.

( Лист совместной деятельности см. в приложении 1).

Ребята, покажите, кто справился с первым пунктом нашего плана - чтением методом помет?

( показывают значки готовности)

Переходим ко второму этапу нашего плана-алгоритма. Пока будут выступления и дополнения, каждый из Вас выполняет третий этап плана. Перед Вами диаграмма Вена. Необходимо в трёхпространственных окружностях выделить различия в религиях и найти общие признаки в верах. ( дети по мере слушания –заполняют диаграмму)

15 мин ( на каждую по пять)

Выступление монахов:

Православие(библия) рассказывает с помощью листа совместной деятельности и ЭФУ( я показываю через проектор). Вывод делают в группе после выступления: Что каждая религия имеет свою культуру












Ислам( КОРАН). Вывод делают в группе после выступления.






Буддизм ( Трипитака). Вывод делают в группе после выступления.



1 мин

Минутка РЕЛАКСАЦИИ.


6 мин

- А теперь задание для всех: Выберите верное высказывание

У каждой группы лист Рефлексии с заданиями для ислами и будды, а для православия внимание на экран








( см.приложение 2, лист составлен только для ислама и буддизма, для провославия будут задания тестов.характера из ЭФУ, используются цифры при проверке-поднимают правил цифру при ответе на вопрос)


Вопросы к группам, выполнявшей работу (начало формирования алгоритма самооценки):

Что Вам нужно было сделать?

Удалось ли выполнить задание?

Какие умения формировались при выполнении этого задания?

Какую отметку Вы бы себе поставили?

Сейчас мы вместе с группами учились оценивать свою работу




Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.


Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

IV. Итог урока

3 мин

Вспомните, какая была цель урока? Какие особенности каждой религии узнали?



Что у вас получалось сегодня лучше всего?

В чём испытали затруднения?

Сегодня на уроке я узнал…..

Мне понравилось…..

Хотел бы больше узнать…..

Рефлексия «Уборка в доме»: Корзина, Чемодан, Мясорубка: дети сами подходят к доске и прикрепляют магнит к понятиям уборки и сразу выходят из класса.







Приложение 1

Лист совместной деятельности:

  1. Религия__________________

  2. Место молебен и молитв_____________________________

  3. Отличительные особенности храма:

-постройка

-купол

-внутреннее убранство

4.Основатель религии_______________

5.Священная книга__________________

















Приложение 2

Рефлексивный лист:

Выбери верное высказывание и покажи правильный ответ с использовании ряда цифр.

1.Типитака- св книга ислама

2. Коран-св.книга христианства

3. Основатель ислама Синнхартка Гваутема

4. Истинные носители буддийской мудрости-монахи.

































Приложение 3

Диаграмма Вена






Полный текст материала Разработка урока ОРКСЭ "Культура, рожденная религией"; 4 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Аристархова Оксана Юрьевна  Публикатор
03.02.2016 0 7120 626

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК