Конспект урока ОРКСЭ "Совесть"; 4 класс
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Школа №810
города Москвы
Конспект урока ОРКСЭ
(модуль Светская
этика)
в 4 классе
«Совесть»
Подготовила учитель начальных классов
Небольсина Яна Игоревна
Москва
2019
Цель: Помочь ученикам понять, что значит жить в ладу со своей совестью.
Задачи: Помочь детям осознать, что различать добро и зло человеку помогает совесть. Развивать логическое мышление, память, воображение, навыки сравнительного анализа. Развивать умение чётко и грамотно выражать свои мысли, познавательный интерес к предмету, умение работать с учебником.
Оборудование: учебник Основы светской этики 4-5 класс Автор А. Я. Данилюк. Москва Просвещение - 2013 г, интерактивная доска.
Тема: Совесть.
Организационный момент.
Приветствие.
Повторение пройденного материала.
Начнем наш урок с проверки домашнего задания.
Кто бы хотел прочесть свои сообщения о поэтах?
Ответы учащихся.
Я напомню вам притчу, над которой вы размышляли дома:
Когда-то дружили Вода, Ветер, Огонь и Честь. Они всегда были вместе, но как-то пришлось им разойтись, чтобы каждый мог заняться своими делами. При расставании стали они рассуждать, как им потом вновь найти друг друга. Вода сказала, что её можно найти там, где растет камыш. Ветер сказал, что он всегда находится там, где трепещут листья. Огонь сказал, что его можно найти по идущему вверх дыму. Лишь одна Честь стояла молча. Они спросили, почему она не называет своих признаков. Она сказала: «Вы можете и расходиться, и вновь сходиться, а мне это не позволено. Тот, кто однажды расстался со мною, расстался навсегда и уже со мной никогда не встретится.
Какова главная мысль данной притчи?
Какие вопросы ставит перед нами эта поучительная история?
Работа с вопросами и ответами учащихся.
Подведение к теме урока.
Эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку будет небольшой отрывок учебного документального фильма.
Посмотрев его, вы сможете сформулировать тему урока, а также обсудить проблемы, затрагивающиеся в фильме.
Просмотр отрывка фильма (6 минут).
Какова тема урока?
Ответы учащихся. (Совесть)
О чем фильм?
Почему большинство детей решили потерпеть, а потом вязь 2 шоколадки?
Как бы поступили на месте этих детей вы?
Почему?
Ответы учащихся.
Откройте параграф 23 на странице 48 – 49 и внимательно прочтите текст учебника.
Запишите в тетрадь тему сегодняшнего урока и определения понятия «совесть», которые вы найдете в учебнике.
Кто первым попытался понять и объяснить, что такое совесть?
Прочтите то, что вы записали в тетрадь на прошлом уроке.
Что общего у понятий «совесть», «Честь» и «достоинство»?
Чем они отличаются?
Честь и достоинство легко утратить, а можно ли утратить совесть?
Ответы учащихся.
Рассмотрите иллюстрации на развороте.
Какие чувства испытывают изображенные на них персонажи?
Ответы учащихся.
Чем различаются понятия «стыд» и «совесть»?
Ответы учащихся, их рассуждения.
Я прочту вам рассказ Аркадия Гайдара «Совесть». Внимательно послушайте, а затем мы с вами его обсудим. Но сначала ответьте, что вы знаете об Аркадии Гайдаре.
Ответы учащихся.
Совесть
Нина
Карнаухова не приготовила урока по
алгебре и решила не идти в школу.
Но,
чтобы знакомые случайно не увидели, как
она во время рабочего дня болтается с
книгами по городу, Нина украдкой прошла
в рощу.
Положив
пакет с завтраком и связку книг под
куст, она побежала догонять красивую
бабочку и наткнулась на малыша, который
смотрел на нее добрыми, доверчивыми
глазами.
А
так как в руке он сжимал букварь с
заложенной в него тетрадкой, то Нина
смекнула, в чем дело, и решила над ним
подшутить.
—
Несчастный прогульщик! — строго сказала
она. — И это с таких юных лет ты уже
обманываешь родителей и школу?
—
Нет! — удивленно ответил малыш. — Я
просто шел на урок. Но тут в лесу ходит
большая собака. Она залаяла, и я
заблудился.
Нина
нахмурилась. Но этот малыш был такой
смешной и добродушный, что ей пришлось
взять его за руку и повести через рощу.
А
связка Нининых книг и завтрак так и
остались лежать под кустом, потому что
поднять их перед малышом теперь было
бы стыдно.
Вышмыгнула
из-за ветвей собака, книг не тронула, а
завтрак съела.
Вернулась
Нина, села и заплакала. Нет! Не жалко ей
было украденного завтрака. Но слишком
хорошо пели над ее головой веселые
птицы. И очень тяжело было на ее сердце,
которое грызла беспощадная совесть.
Сформулируйте основную идею рассказа.
Придумайте вопросы к рассказу и задайте их своим одноклассникам.
Будьте внимательны, чтобы вопросы и ответы не повторялись!
Вопросы и ответы учащихся.
В заключение урока вспомните случаи из вашей жизни, когда вы испытывали муки совести, что помогло вам избавиться от страданий?
Рассказы учащихся.
Домашнее задание:
Прочтите сказку Погорельского «Черная курица, или Подземные жители» и придумайте вопросы к тексту. Вопросы должны быть выполнены в письменном виде.
Текст вы найдете, пройдя по ссылке в вашем интерактивном пространстве.
Рефлексия. Что нового вы сегодня узнали?
Чему научились?
Ответы учащихся.
Поднимите руку те, кто хорошо поработал сегодня на уроке.
Поднимите руку, кто считает, что был сегодня недостаточно активен.
Я отмечу тех, кто был очень активен…
Особенно хочется отметить тех, кто подготовил интересные вопросы к рассказу «Косточка», вы прекрасно выступили в роли учителя.
Литература, использованная в работе:
Учебник Основы светской этики 4-5 класс Автор А. Я. Данилюк. Москва, Просвещение - 2013 год.
Интернет ресурсы, использованные в работе:
http://www.youtube.com/watch?v=dVQDoxizwvc#t=72
http://hobbitaniya.ru/skazka/skazka10.php
На странице приведен фрагмент.
Автор: Небольсина Яна Игоревна
→ Публикатор 05.10.2019 0 5007 97 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.