Конспект урока ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры") "Золотое правило этики"; 4 класс
Золотое правило этики
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Образовательная
цель:
дать
представление о сути и Евангельском
контексте золотого
правила этики, углубление
представлений о нравственных православных
категориях; неосуждение, как проявление
милосердия..
Задачи:
1.
Познакомить учащихся с золотым правило
этики.
2. Способствовать воспитанию
ответственности ребенка за свои поступки.
Планируемые результаты
Предметные: узнать золотое правило этики, руководствоваться им в своих поступках;
понимать значение слова неосуждение;
объяснять значение изучаемых понятий, при необходимости пользоваться словарем
Метапредметные
Регулятивные УУД:
принимать и сохранять учебную задачу.
Коммуникативные
УУД:
подтверждать аргументы фактами; слушать,
сотрудничать с одноклассниками при
работе в паре; участвовать в учебном
диалоге, аргументировать свою точку
зрения, учиться правильно указывать
человеку на его ошибки.
Познавательные
УУД:
ориентироваться в своей системе знаний,
перерабатывать полученную информацию:
наблюдать и делать самостоятельные
выводы.
Личностные: учащиеся задумаются, почему неосуждение – проявление милосердия к человеку; будут учиться строить общение на уроке и вне урока с опорой на золотое правило этики; развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе золотого правила этики.
Ход урока
Орг.м.
2. Мотивация познавательной деятельности
- Предлагаю начать урок с чтения стихотворения А.С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...»
- Как вы думаете, в каком значении поэт употребил слово «падший»? (согрешивший)
- Какую тему мы поднимали на прошлом уроке? (Милосердие и сострадание)
- Кого называют милосердным?
- Что такое сострадание?
- Приведите примеры милосердия и сострадания из своей жизни.
3. Актуализация необходимых знаний
1) Показываю слайд с картинкой из мультфильма «Кот Леопольд» Слайд 2
- Кто смотрел этот мультфильм?
- Какое впечатление на вас произвели герои мультфильма?
- Как пытается выстроить отношения с мышами кот Леопольд?
(Кот относится к мышам хорошо и хочет такого же отношения к себе).
2) - Задумывались ли вы над тем, как сделать так, чтобы люди жили в мире и в гармонии между собой, чтобы не обижали, не огорчали друг друга, не причиняли боль ближним?
3)-Как вы думаете, чему будет посвящён наш урок?
- Сегодня вы узнаете, что Иисус Христос говорил о человеческих отношениях, как нужно относится к друг другу.
Слайд 3
- Посмотрите, на экран я вывела часть страницы учебника, а именно рубрику «Вы узнаете». Прочитайте.
- Главное правило человеческих отношений - это золотое правило этики, которому уже несколько тысяч лет. Именно ему мы посвятим наш урок.
- Тема урока - «Золотое правило этики» Слайд 4
Организация познавательной деятельности
1) - А что такое "этика"?
- Где мы можем найти значение этого слова? (толковый словарь русского языка ).
-
Найдите в словаре толкование слова
"этика".(
Словарь С. Ожегова. 1. Философское учение
о морали, её развитии, принципах, нормах
и роли в обществе. 2. Совокупность норм
поведения.)
2) - Как вы понимаете выражения: Слайд 5, 6
• золотые руки (руки, которые умеют всё делать)
• золотое сердце (доброе сердце)
• золотое кольцо (сделано из золота)
(Золотое кольцо – здесь слово золотое употреблено в прямом значении, а в остальных - в переносном).
- А что значит выражение "золотое правило"? Слайд 7
- В каком значении здесь употребляется слово «золотое»? (в переносном)
- Каким словом можно заменить? (ценное, важное)
- Золотое правило – ценное правило, главное, самое важное.
3) -Знаете ли вы как появилось это правило?
-
Это правило Иисус Христос дал людям в
Нагорной проповеди.
Нагорную Проповедь Иисус Христос
произнес в первый год Своего служения,
поднявшись на невысокую гору, расположенную
на северном берегу Галилейского озера
около города Капернаум.
Слайд
8
4) Работа с учебником. Стр. 46.
Прочитайте 1-ый абзац. Христос сказал: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».
Это правило принято называть золотым правилом этики. Слайд 9
5) Слайд 10
- Посмотрите, на экран я вывела часть страницы учебника, рубрику «Это интересно». Прочитайте слова Христа из Евангелия:
Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего. Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними. Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд. Прощайте, и прощены будете.
- Найдите в тексте, как звучит золотое правило этики? ( «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними») Слайд 11
- Найдите слова, которые говорят, что не надо делать, чтобы выполнить это правило?
- «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить».
- А чтобы не судить других, что нужно делать? («Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд. Прощайте, и прощены будете»).
- Вы хотите, чтобы люди были к вам милосердны?
6). Работа с учебником. стр.46 .
- С чем сравниваются сплетни?
- О чем нужно помнить, чтобы не осуждать других?
- Важно помнить, что сплетник часто переносит на другого человека ту грязь, которая есть в нем самом.
- Как избежать осуждения человека?
- Уберечься от осуждения помогает память о своих собственных ошибках и недостатках. Мы не должны осуждать других, потому что судить – это замечать все недостатки (сучки) ближнего твоего, при этом не обращать внимания на свои собственные (бревна).
7) Первичное закрепление
- Чем раньше мы начнём выполнять «Золотое правило», тем меньше сделаем ошибок в жизни.
Слайд 13, 14. «Христос и грешница». Поленов В.Д.
- Рассмотрите картину «Христос и грешница». Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Что изображено на картине? (Мы видим Христа, людей, которые привели женщину).
-Зачем эти люди пришли сюда? (Чтобы наказать ее за что-то.)
-Однажды люди привели ко Христу женщину, которую по законам того времени надо было забросать камнями до смерти.
- Как Христос защитил женщину?
- Христос не стал призывать людей к нарушению этого закона. Он просто сказал: «Пусть первый камень бросит тот из вас, кто сам не грешил». Люди задумались, каждый вспомнил что-то свое. И они тихо разошлись.
8) - А вот почему не надо торопиться осуждать других, вы узнаете из материала учебника на с.47 (со 2 абзаца – до конца).
- Что такое неосуждение?
Неосуждение – это различение оценки поступка и оценки самого человека. Если Саша солгал, и я скажу – «в этом Саша солгал» - я скажу правду. Но если я скажу «Саша лжец», я сделаю шаг к осуждению. Потому что такой формулой я растворю человека в одном его поступке и поставлю на нем клеймо.
Зло надо обличать и надо его ненавидеть. Но человек и его дурной поступок (грех) – не одно и то же. Поэтому в православии есть правило: «Люби грешника и ненавидь грех». А «любить грешника» означает помочь ему избавиться от его греха.
Рефлексия деятельности
Работа в парах (у детей в конвертах части пословиц) Слайд 15, 16
- «Соберите» пословицы. Какие из них подходят для нашего урока?
Как аукнется, так и откликнется.
Что посеешь, то и пожнёшь.
Не рой другому яму, сам в неё попадёшь.
Не плюй в колодец, придётся воды напиться.
Кто добро творит, того Бог благословит.
- Что бы вы хотели рассказать своим родителям о нашем уроке?
6. Итог урока
- Назовите золотое правило этики.
- Чему учит золотое правило этики?
- Как уберечься от осуждения других людей?
- Было ли такое в вашей жизни, чтобы вы осуждали других людей? Стали бы вы делать это ещё раз?
- Как бы вы хотели, чтобы к вам относились другие?
Слайд17
Попробуй не наступить, а уступить.
Не захватить, а отдать.
Не кулак показать, а протянуть ладонь.
Не спрятать, а поделиться.
Не кричать, а выслушать.
Не разорвать, а склеить.
- Думайте о других. Что принесут людям ваши поступки: добро или зло?
Старайтесь не причиняйте боль другим. Ставьте себя на место другого человека.
7. Домашнее задание
- Придумайте и запишите правила дружбы на основе "Золотого правила этики".
- учебник, стр. 47 № 4
Литература
Кураев
А.В.
Основы
духовно-нравственной культуры народов
России. Основы православной культуры.
– 4-5 класс. – М.: Просвещение
Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Обернихина Г.А. Методическое пособие для учителя.
https://toyskola.ucoz.ru/petina/metodicheskoe_posobie_po_opk.pdf
Основы православной веры в презентациях .Свѣточъ
Основы мировых религиозных культур: Поурочные разработки: Технологические карты уроков: 4 класс: Пособие для учителей общеобразовательных организаций./ И. А. Бубнова, М. В. Бойкина, Н. И. Роговцева.— M.; СПб.: Просвещение, 2016.— 63 с.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Жижина Екатерина Александровна
→ Публикатор 01.01.1970 0 4722 92 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.