Конспект урока ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры") "Золотое правило этики"; 4 класс



Золотое правило этики

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Образовательная цель: дать представление о сути и Евангельском контексте золотого правила этики, углубление представлений о нравственных православных категориях; неосуждение, как проявление милосердия..
Задачи:
1. Познакомить учащихся с золотым правило этики.
2. Способствовать воспитанию ответственности ребенка за свои поступки.



Планируемые результаты

Предметные: узнать золотое правило этики, руководствоваться им в своих поступках;

понимать значение слова неосуждение;

объяснять значение изучаемых понятий, при необходимости пользоваться словарем

Метапредметные

Регулятивные УУД:

принимать и сохранять учебную задачу.

 Коммуникативные УУД:   подтверждать аргументы фактами; слушать, сотрудничать с одноклассниками при работе в паре; участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения, учиться правильно указывать человеку на его ошибки.
Познавательные УУД:  ориентироваться в своей системе знаний, перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать  самостоятельные  выводы.

Личностные: учащиеся задумаются, почему неосуждение – проявление милосердия к человеку; будут учиться строить общение на уроке и вне урока с опорой на золотое правило этики; развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе золотого правила этики.























Ход урока

  1. Орг.м.

2. Мотивация познавательной деятельности

- Предлагаю начать урок с чтения стихотворения А.С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...»

- Как вы думаете, в каком значении поэт употребил слово «падший»? (согрешивший)

- Какую тему мы поднимали на прошлом уроке? (Милосердие и сострадание)

- Кого называют милосердным?

- Что такое сострадание?

- Приведите примеры милосердия и сострадания из своей жизни.


3. Актуализация необходимых знаний

1) Показываю слайд с картинкой из мультфильма «Кот Леопольд» Слайд 2

- Кто смотрел этот мультфильм?

- Какое впечатление на вас произвели герои мультфильма?

- Как пытается выстроить отношения с мышами кот Леопольд?

(Кот относится к мышам хорошо и хочет такого же отношения к себе).


2) - Задумывались ли вы над тем, как сделать так, чтобы люди жили в мире и в гармонии между собой, чтобы не обижали, не огорчали друг друга, не причиняли боль ближним?


3)-Как вы думаете, чему будет посвящён наш урок?

- Сегодня вы узнаете, что Иисус Христос говорил о человеческих отношениях, как нужно относится к друг другу.

Слайд 3

- Посмотрите, на экран я вывела часть страницы учебника, а именно рубрику «Вы узнаете». Прочитайте.

- Главное правило человеческих отношений - это золотое правило этики, которому уже несколько тысяч лет. Именно ему мы посвятим наш урок.

- Тема урока - «Золотое правило этики» Слайд 4


  1. Организация познавательной деятельности

1) - А что такое "этика"?

- Где мы можем найти значение этого слова? (толковый словарь русского языка ).

- Найдите в словаре толкование слова "этика".( Словарь С. Ожегова. 1. Философское учение о морали, её развитии, принципах, нормах и роли в обществе. 2. Совокупность норм поведения.)

2) - Как вы понимаете выражения: Слайд 5, 6

золотые руки (руки, которые умеют всё делать)

золотое сердце (доброе сердце)

золотое кольцо (сделано из золота)

олотое кольцо – здесь слово золотое употреблено в прямом значении, а в остальных - в переносном).

- А что значит выражение "золотое правило"? Слайд 7


- В каком значении здесь употребляется слово «золотое»? (в переносном)

- Каким словом можно заменить? (ценное, важное)

- Золотое правило – ценное правило, главное, самое важное.


3) -Знаете ли вы как появилось это правило?

- Это правило Иисус Христос дал людям в Нагорной проповеди. Нагорную Проповедь Иисус Христос произнес в первый год Своего служения, поднявшись на невысокую гору, расположенную на северном берегу Галилейского озера около города Капернаум.
Слайд 8

4) Работа с учебником. Стр. 46.

Прочитайте 1-ый абзац. Христос сказал: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

Это правило принято называть золотым правилом этики. Слайд 9


5) Слайд 10

- Посмотрите, на экран я вывела часть страницы учебника, рубрику «Это интересно». Прочитайте слова Христа из Евангелия:

Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего. Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними. Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд. Прощайте, и прощены будете.


- Найдите в тексте, как звучит золотое правило этики? ( «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними») Слайд 11


- Найдите слова, которые говорят, что не надо делать, чтобы выполнить это правило?

- «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить».

- А чтобы не судить других, что нужно делать? («Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд. Прощайте, и прощены будете»).

- Вы хотите, чтобы люди были к вам милосердны?


6). Работа с учебником. стр.46 .

- С чем сравниваются сплетни?

- О чем нужно помнить, чтобы не осуждать других?

- Важно помнить, что сплетник часто переносит на другого человека ту грязь, которая есть в нем самом.

- Как избежать осуждения человека?

- Уберечься от осуждения помогает память о своих собственных ошибках и недостатках. Мы не должны осуждать других, потому что судить – это замечать все недостатки (сучки) ближнего твоего, при этом не обращать внимания на свои собственные (бревна).


7) Первичное закрепление

- Чем раньше мы начнём выполнять «Золотое правило», тем меньше сделаем ошибок в жизни.

Слайд 13, 14. «Христос и грешница». Поленов В.Д.

- Рассмотрите картину «Христос и грешница». Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Что изображено на картине? (Мы видим Христа, людей, которые привели женщину).

-Зачем эти люди пришли сюда? (Чтобы наказать ее за что-то.)

-Однажды люди привели ко Христу женщину, которую по законам того времени надо было забросать камнями до смерти.

- Как Христос защитил женщину?

- Христос не стал призывать людей к нарушению этого закона. Он просто сказал: «Пусть первый камень бросит тот из вас, кто сам не грешил». Люди задумались, каждый вспомнил что-то свое. И они тихо разошлись.


8) - А вот почему не надо торопиться осуждать других, вы узнаете из материала учебника на с.47 (со 2 абзаца – до конца).

- Что такое неосуждение?

Неосуждение – это различение оценки поступка и оценки самого человека. Если Саша солгал, и я скажу – «в этом Саша солгал» - я скажу правду. Но если я скажу «Саша лжец», я сделаю шаг к осуждению. Потому что такой формулой я растворю человека в одном его поступке и поставлю на нем клеймо.

Зло надо обличать и надо его ненавидеть. Но человек и его дурной поступок (грех) – не одно и то же. Поэтому в православии есть правило: «Люби грешника и ненавидь грех». А «любить грешника» означает помочь ему избавиться от его греха.


  1. Рефлексия деятельности

Работа в парах (у детей в конвертах части пословиц) Слайд 15, 16


- «Соберите» пословицы. Какие из них подходят для нашего урока?

Как аукнется, так и откликнется.

Что посеешь, то и пожнёшь.

Не рой другому яму, сам в неё попадёшь.

Не плюй в колодец, придётся воды напиться.

Кто добро творит, того Бог благословит.


- Что бы вы хотели рассказать своим родителям о нашем уроке?

6. Итог урока

- Назовите золотое правило этики.

- Чему учит золотое правило этики?

- Как уберечься от осуждения других людей?

- Было ли такое в вашей жизни, чтобы вы осуждали других людей? Стали бы вы делать это ещё раз?

- Как бы вы хотели, чтобы к вам относились другие?

Слайд17

Попробуй не наступить, а уступить.

Не захватить, а отдать.

Не кулак показать, а протянуть ладонь.

Не спрятать, а поделиться.

Не кричать, а выслушать.

Не разорвать, а склеить.

- Думайте о других. Что принесут людям ваши поступки: добро или зло?

Старайтесь не причиняйте боль другим. Ставьте себя на место другого человека.


7. Домашнее задание

- Придумайте и запишите правила дружбы на основе "Золотого правила этики".

- учебник, стр. 47 № 4

















Литература

  1. Кураев А.В.
    Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. – 4-5 класс. – М.: Просвещение

  2. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Обернихина Г.А. Методическое пособие для учителя.

https://toyskola.ucoz.ru/petina/metodicheskoe_posobie_po_opk.pdf

  1. Основы православной веры в презентациях .Свѣточъ

http://www.svetoch-opk.ru/load/prezentacii_polzovatelej/quot_svetoch_quot/zolotoe_pravilo_ehtiki/112-1-0-828


  1. Основы мировых религиозных культур: Поурочные разработки: Технологические карты уроков: 4 класс: Пособие для учителей общеобразовательных организаций./ И. А. Бубнова, М. В. Бойкина, Н. И. Роговцева.— M.; СПб.: Просвещение, 2016.— 63 с.



Полный текст материала Конспект урока ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры") "Золотое правило этики"; 4 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Жижина Екатерина Александровна  Публикатор
01.01.1970 0 4722 92

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК