Конспект урока ОРКиСЭ "Любовь и уважение к Отечеству"; 4 класс


Гоменок Светлана Викторовна,

 учитель начальных классов

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ТЕМЕ

«ЛЮБОВЬ И УВАЖЕНИЕ К ОТЕЧЕСТВУ»

 

Цель:

  • формирование у школьников патриотических чувств, любви и уважения к малой родине, Отечеству.

Задачи:

  • актуализировать понятия «Отечество», «малая родина», «любовь», «уважение», «патриотизм»

  • развивать познавательный интерес к истории нашей Родины, истории своего города; развивать устную речь учеников, формировать коммуникативные навыки;

  • формировать умения действовать сообща, прислушиваться к мнению окружающих.

Оборудование: мультимедийный проектор; флаг, герб, карта; портреты великих людей, листы с заданиями для групп; аудиозапись песни «С чего начинается Родина», толковый словарь С.И.Ожегова.

.Универсальные учебные действия:

  • регулятивные: осознание учеником, какими качествами должен обладать человек, любящий и уважающий своё Отечество;

  • познавательные: формирование представлений о духовных качествах патриота;

  • коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, способность включаться в продуктивный диалог с учителем и одноклассниками

Ожидаемый результат:

- понимание учащимися значения понятия «патриотизм»;

- овладение учащимися коммуникативными навыками.

Тип урока: комбинированный, форма: урок – диалог

Технологии достижения цели:

технология проблемно-диалогического обучения на основе деятельностного метода работы,

Формы работы: фронтальная, работа в группах разного состава

Учебно-методическое обеспечение: Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 кл. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений.– М. Просвещение, 2010 г.

 

 

 

 

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Мотивация, самоопреде

ление к деятельности

Приветствие “Здравствуйте!” 

  • желаю (соприкасаются большими пальцами);

  • успеха (указательными);

  • большого (средними);

  • во всём (безымянными);

  • и везде (мизинцами);

  • Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)

Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев

 

 

Дети организованы для работы в 3группах

II. Актуализация опорных знаний

- На уроках светской этики мы с вами узнали много терминов, понятий. Сейчас вы повторим эти понятия, разгадав кроссворд.

В группах дети разгадывают кроссворд, вычленяя ключевое слово – Отечество

III. Формулирование, вхождение в тему.

 

 

-Какое ключевое слово у вас получилось?

- О чём будем говорить сегодня на уроке?

-Конкретизируем тему несколько позже. Назовите синонимы к слову Отечество.

-Какие образы у вас возникают, когда произносим слово «Родина»?

Отечество

 

Что такое Отечество.

 

 

Отчизна, родина

 

Ответы детей

IV. Первичное усвоение новых знаний

- А сейчас предлагаю вашему вниманию песню, которая называется. «С чего начинается родина»

- С чего начинается родина?

- О какой родине поётся в песне?

-Малая родина - это место родное для человека. Это село, город, дом, где человек родился, вырос, где жили его предки

Звучит песня «С чего начинается Родина…» (музыка В.Баснера, слова М.Матусовского)

С букваря, с тропинки у дома, с товарищей, с колыбельной матери…

Малая родина - кластер

V. Первичная проверка понимания

- А с каким деревом у вас ассоциируется наша родина - Россия?

- Давайте попробуем расположить на нашем дереве эти понятия. С чего начинается родина?

- А как нужно относиться к родине?

- Тема нашего урока «Любовь и уважение к Отчеству»

-О чём пойдёт речь на уроке? Найдите ключевые слова в названии темы урока.

- С берёзой

Дети заполняют внутренний круг словами – родители, семья, дом, школа, Архангельск, внешний круг словами – Россия, Родина. Отечество

Заботиться о ней, любить, гордиться и т.д.

Ключевые слова: любовь, уважение, Отечество.

Речь пойдёт о любви к Отечеству, об уважении к своей Родине.

VI.Этап включения в систему знаний и повторения

1)--Без чего не может вырасти дерево? Дерево держится корнями. - А чем держится человек, что является его корнями?

- Давайте вспомним и наши корни – наших предков.

 

 

 

 

 

 

- Для чего мы изучаем жизнь и культуру поморов?

Как человек не может жить без Родины, так и дерево не может жить без корня. А корни нашего дерева уходят в глубокую древность. Поэтому историю своих предков должен знать каждый из вас, так как именно человек является носителем исторической памяти.

-Вспомним традиционные поморские промыслы, кухню и устаревшие слова.

 

Без корней.

Его предки

Мы называемся поморами, т.к. живём по берегам Белого моря. Поморы – мужественные люди, занимающиеся рыболовным промыслом. Наши знаменитые земляки – М.В.Ломоносов, Б Шергин С.Г.Писахов, А Борисов.

-Каждый человек должен знать свои корни, изучать историю и культуру своего края. Мы гордимся, что мы – поморы. На Севере не было крепостного права, у нас много знаменитых на весь мир земляков.

1 группа – соединить слово с его значением

2 группа – вспомнить и написать поморские промыслы.

3 группа – блюда поморской кухни

 

Физминутка

 

Поморская игра «Кри-кри»

 

2)- Возьмите на парте понравившийся вам листочек и раскрасьте его. (Раскрашенные листочки дети прикрепляют к берёзе – рисунок на доске) Встретились ли одинаковые? Почему?

- Мы все разные – с разным цветом волос, глаз, голосом, но всех нас объединяет что- то одно?

- У нас получилось красивое разноцветное дерево. Посмотрите на другое дерево. (два дерева: одно цветущее, а другое высыхающее)

- Почему оно стало таким?

- Такое не должно случиться с нашей Родиной. А что мы должны для этого сделать?

 

 

 

 

- Прочитаем ещё раз тему нашего урока «Любовь и уважение к Отечеству»

- Давайте же все-таки уточним, что значит любить Родину, любить своё Отечество

 

 

- Кем гордится каждый человек нашей Родины?

- Это лучики света, которые так необходимы нашему дереву. (Дети называют фамилию и прикрепляют лучик к солнцу над деревом)

Листочки все разные. Каждый раскрасил так, как представил себе листочек. - Настроение разное.

 

 

 

Мы – россияне, нас объединяет Родина, наше Отечество, мы - поморы. Культурные традиции, историческая память, вера, язык.

- Его не поливали, за ним не ухаживали, оно получало мало света.

- Бережно относиться к нашей Родине, убирать мусор, сажать деревья, защищать её, любить её, украшать её.

Защищать, уважать, ценить, беречь, заботиться о людях, которые жертвовали собой во время войны, чтоб мы сейчас жили в мире, гордиться, любить свою семью, родителей, друзей, одноклассников…

- Екатерина Великая, М.В.Ломоносов, Г.Седов, Ю.А.Гагарин - первый космонавт, А.С.Пушкин, фронтовиками, героями труда и т.д

 

3)-А теперь объедините всё и скажите, что значит уважать Отечество?

Помнить о прошлом.

Помогать ветеранам и пенсионерам. Сохранять семейные традиции.

Быть гостеприимным.

Изучать историю Поморья, своей Родины - России.

 

4) Вспомните знаменитое Стихотворение С.Есенина: Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою».

-Мы читали с вами много стихов, посвящённых Родине. Как С. Есенин относился к Родине?

Понятие слов «Патриот», «Патриотизм».

Обобщение Из толкового словаря С.И.Ожегова

Патриот – человек одушевлённый патриотизмом.

Любовь ко всему тому, что любили и защищали наши отцы и деды, наши предки - Основа патриотизма 

Единая Родина. Это общая земля. Общая история. Общие законы. Общий язык. Но важнее всего – общие ценности, духовные традиции.

 

 

 

 

 

 

- Он очень любил родину, её красоту, посвящал стихи, был патриотом.

Патриот - человек, который любит свою Родину, любит свою историю, национальные традиции, знает и изучает их

Патриотизм – преданность и любовь к своему народу, и готовность к любым подвигам во имя интересов своей Родины.

VII. Домашнее задание

Задание по выбору:

Найти и записать пословицы о Родине. Составить словарь по тексту параграфа учебника.

 

VIII. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Сегодня мы вырастили дерево и ухаживали за ним. Мы подарили ему свет, тепло своих сердец, любовь и уважение. Наше дерево стало сильным и крепким, так давайте сделаем наш мир вокруг себя чище, добрее, справедливее, и вы сделаете лучше себя, вы почувствуете, как возрастает в мире любовь!

Учащиеся работают в группах – составляют синквейн, представляют результаты своей работы

 


Полный текст материала Конспект урока ОРКиСЭ "Любовь и уважение к Отечеству"; 4 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Гоменок Светлана Викторовна  Публикатор
04.11.2022 0 1024 103

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК