Конспект урока ОРКиСЭ "Любовь и уважение к Отечеству"; 4 класс
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3
СТ. СТОРОЖЕВОЙ»
«ЛЮБОВЬ И УВАЖЕНИЕ К ОТЕЧЕСТВУ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ПРЕДМЕТУ
«ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
(МОДУЛЬ ОСНОВЫ МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР)
Класс: 4
Возраст детей 10 лет.
Срок реализации данной работы 1день
Разработчик:
ДжанибековаЗуридаСулеймановна,
учитель начальных классов
Карачаево - Черкесская республика, станица Сторожевая
Пятигорская и Черкесская Епархия
Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)
2023г.
Тема: «Любовь и уважение к Отечеству»
Цель урока :Формировать у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности и уважения к Родине, её историческим корням и национальным героям, способствовать пониманию и желанию воспитывать в себе качества настоящей личности , гражданина и патриота..
Задачи урока:
1) обобщить знания, понятия и представления о многообразии и единстве духовных традиций многонационального народа России;2) углубить и расширить представления у обучающихся в понятиях: служение и патриотизм;
3) создать условия для развития представлений о значении любви в отношениях между людьми и по отношению к Родине.
Планируемые результаты:
Личностные:сформированность истинных ценностей: любви к ближнему, к Отечеству.
Коммуникативные:слушать и понимать речь других; выражать свои мысли в устной форме; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Метапредметные:
Регулятивные:развивать умение высказывать предположение;
Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; обобщать и делать выводы на основе анализа объектов; находить ответы на вопросы в тексте, умение выделять главное в соответствии с учебным заданием.
Предметные:обобщат знания о духовных и культурных традициях многонационального народа России, их значении в жизни человека, семьи, общества; познакомятся с понятиями «служение», «патриотизм».
Межпредметные связи:
Окружающий мир, литературное чтение
Виды деятельности:тестовая работа, беседа, опрос, групповая работа, исследовательская работа, творческая работа, работа с иллюстративным материалом,, словарная работа, самостоятельная работа с источниками информации.
Основные термины и понятия: служение, патриотизм
Предварительная подготовка: подготовка песен для прослушивания, мини – исследование «Что такое Родина?», презентация , пословицы о Родине , из истории«Истинные патриоты своей страны» фотографии с музыкальным сопровождением , конверты с заданием, листики для записи, заучивание стихотворений и пословиц о Родине.
Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска,компьютер, колонки, набор фотографий, иллюстрации по теме, музыкальное сопровождение песен «У моей России длинные косички»», «Моя Россия, моя страна!»толковые словари Ожегова С.И. и Даля В.И.,презентация, учебники, тетради, электронное приложение к учебнику «Основы мировых религиозных культур. 4 класс» .
Ход урока.
I.ЭТАП.Мотивация к учебной деятельности.
Добрый день! Добрый час!
Как я рада видеть вас.
Прозвенел уже звонок
Начинается урок.
Улыбнулись. Подровнялись.
Друг на друга посмотрели
И тихонько дружно сели.
II.ЭТАП.Проверка домашнего задания.
Тестовая работа по прошедшей теме : «Долг ,свобода, ответственность, труд».
(Приложение 1)
(Слайд 3):
III.ЭТАП.Работа по теме урока.
1. Слушание музыки.
- Сегодняшний урок начнём с небольшой музыкальной викторины. (Слайд4)
-А теперь внимание на экран! (Презентация)
- Какими чувствами пронизана музыка, что хотели передать композиторы?(Чувство любви, восхищения, преданности.)
- А сейчас я,предлагает вам ,прочитать цитаты к уроку, подумать, какие слова пропущены.
- Прочтите слова А.С. Пушкина (Слайд 6):
«Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг,….. посвятим
Души прекрасные порывы!»
К,Г,Паустрвский(Слайд 7):
Человеку нельзя жить без……. ,как нельзя жить без сердца
- К чему призывают великие русские поэты?
(любви к Родине, к Отчизне, к своей семье )
- Молодцы!
- Вы, наверное, догадались, о чём мы будем говорить на этом уроке ?
- Сформулируйте тему нашего урока, постарайтесь отразить в ней те чувства, которые воспевают поэты и композиторы, посвящая свои творения Отечеству.
(Детивыводят тему урока)
2. Сообщение темы и цели урока.
Тема урока: «Любовь и уважение к Отечеству». (Слайд 8):
Найдите ключевые слова в теме урока:
( Учащиеся высказывают: любовь, уважение, Отечество).
3. Выступление группы «исследователей».
- Родина…Что же это такое? Как вы думаете?
(ответы детей)
- Чтобы подробнее разобраться в этом вопросе, мы обратимся к работе группы «исследователей». Они провели мини-исследование по теме: «Что такое Родина?» (Слайд 9):
Первый ученик:
Что такое Родина? В словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «Родина» означает отечество , отчизна, страна , в которой человек родился. Исторически принадлежащая данному народу территория с её природой, населением, особенностями исторического развития, языка , культуры, быта и нравов. В более узком смысле – чьёлибо место рождения.
Второй ученик:
В толковом словаре В.И. Даля дано следующее толкование: Страна, в которой
человек родился и гражданином которой является; отечество.
- Ребята, можем ли мы сказать, что слова РОДИНА и ОТЕЧЕСТВО обозначают одно и тоже?(Слайд 10):
А ещё близкое по значению слово? (Отчизна)
4. Работа в группах.
- У каждой группы есть задание, которое позволит нам вспомнить всё, что мы изучали по теме Родина на уроках ОРКСЭ и окружающего мира.
Задание 1 группе.
Государственные символы РФ.(Слайд.11):
Задание 2 группе.
Лексическое значение слов: культура, духовная культура, внутренний мир. (Слайд.12):
Задание 3 группе. (Слайд.13):
Как складывались духовные традиции России?
Выслушиваются ответы каждой группы.
– Итак, наша культура росла и укреплялась питаясь от разных духовных традиций .Традиции похожи на корни .Чем корней больше и чем они глубже, тем крепче ствол дерева и гуще его корни подобно этому дереву становится сильнее и крепче наша многонациональная страна. (Слайд 14):
-Что нас объединяет?(Слайд.15):
Нас всех объединяет любовь-к своей семье ,к близким людям ,к своей малой и большой Родине, к нашей России.
-А что такое любовь? ( ответы детей)
Любовь –это основа нашей жизни. (Слайд 16)
-Каждый человек хочет , чтобы его любили. Но если он останавливается только на этом чувстве , то превращается в эгоиста и себялюбца. Настоящая любовь начинается с бескорыстной любви к ближнему:к маме и папе, к брату и сестре,к друзьям,к одноклассникам.
И если вы сочувствуете и жалеете, пусть даже незнакомого человека, то проявляете любовь к ближнему.
- К кому же мы испытываем это светлое чувство? (Слайд 17):
- В чём же ценность любви?
(Выслушиваются ответы детей).
-Ценность любви не в том , что любят вас , а в том, что вы способны любить других.(Слайд 18):
Великий русский писатель Н.В.Гоголь в письме к сестре писал:
« Ты жалуешься ,что тебя никто не любит ,но какое нам дело ,любит ли нас или не любит ?Наше дело:любим ли мы ?»(Слайд.19):
Любовь- это когда можешь жизнь положить «за други своя».
Вас любят родители и другие близкие люди ,ничего не требуя взамен .Вы любите свою семью ,своих друзей, не требуя за это награду. Мы любим свою Родину уже за то ,что она у нас есть.(Слайд.20):
5.Работа по учебнику.
Комментированное чтение учебника страница110.
– Прочитайте
– Какое завещание оставил нам выдающийся писатель, актёр и режиссёр В. М. Шукшин? Почему? (… Помни это. Будь человеком! Он любил Родину и хотел, чтобы и потомки любили и берегли её)
-Прочитайте 3 и 4 абзацы и ответьте на вопрос: Из чего складывались духовные традиции России. (Из традиций народов, живущих в нашей стране.)
-Люди каких религий живут в нашей стране? (Иудаизм, ислам, христианство, буддизм)
-Благодаря какому чувству людям удаётся жить в мире и согласии в нашей стране? (Любовь, уважение).
-Любовь и уважение к кому? (Друг к другу, к стране, к Отечеству).
– Как же мы должны относиться к Родине? (Беречь, любить, уважать Родину).
Что значит для вас любить Родину? (знать историю, беречь культуру, приносить пользу…)
- С чего начинается настоящая любовь? (с бескорыстной любви к ближнему).
-В чём заключается ценность любви ? ( не в том , что любят вас , а в том, что вы способны любить других).
Как проявляется чувство любви по отношению к родным, друзьям, одноклассникам? (Заботой, вниманием, помощью).
- Значит, ЛЮБОВЬ – это служение, которое проявляется прежде всего в делах на благо людей ,на благо нашей Родины.
А что значит служить Родине? (Выслушиваются ответы детей).
2)Выборочное чтение.Работа с понятием патриот, патриотизм.
Найдите и прочитайте в учебнике, что такое Отечество?(родная страна)
ОТЕЧЕСТВО – это все мы.
- А в чём же проявляется любовь к своему Отечеству?(в делах и поступках человека).
-Подумайте ,что вы можете сделать для других? (сделать мир вокруг себя чище,добрее,справедливее).
- Ребята, а как называют тех, кто любит своё Отечество, предан своему народу и готов идти на жертвы во имя интересов своей Родины? (Патриот.)
(Слайд.21):
-А как вы понимаете слово патриотизм?
(Слайд.22):
-Запомните, ребята ,что от малых дел рождается большая любовь к ближнему, семье, народу, России. Всё это мы называем ПАТРИОТИЗМ.(Слайд.23):
IV ЭТАП. Примеры из истории «Прошлое и настоящее».
-В истории есть немало примеров проявления патриотизма, самопожертвования во имя Отечества. В нашем Отечестве жили и живут замечательные люди, которые любили и любят свою Родину, служили и служат ей, посвящали и посвящают Родине свои жизни, совершают ради неё подвиги .
Послушайте, что написал в своём письме брату Николай Кузнецовс фронта 27 июня 1942 году.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Джанибекова Зурида Сулеймановна
→ Публикатор 11.04.2023 0 1425 57 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы