Конспект урока "Внутреннее строение и убранство храма"


Цель урока:познакомить учащихся с внутренним устройством православного храма, закрепить знания о традициях поведения в нём.

Технология: интерактивная, информационно-коммуникативная, проектной деятельности

Формы работы: индивидуальная, групповая

Подходы: личностно-ориентированный, компетентностный


Актуальность.


В изучении православной культуры важное значение имеет изучение православного храма, как центра сосредоточения духовной жизни людей. Урокзнакомит учащихся с внешним и внутренним устройством православного храмачерез использование разнообразных видов деятельности: виртуальная экскурсия, беседа, устный рассказ (сообщение) по теме, работа со словарем. Тема важна для понимания что такое православный храм, и для чего он нужен, какие действия в нём совершаются. Через изучение данной темы учащимся дается возможность осмысления Православия.


Методы и приемы: наглядный, частично-поисковый, исследовательский



Личностный результат:


- воспитание у детей чувства уважения к истокам и традициям православной культуры;

- воспитание у учащихся уважительного отношения к другим людям, их мнениям (при работе с учителем, одноклассниками);

- знание православного храмового зодчества и его элементов;

- желание и готовность к дальнейшему изучению Смоленских храмов через исследовательские проекты;

- понимание роли храмовой архитектуры в изучении православной культуры;

- сотрудничать с одноклассниками при выполнении практических заданий.



.Метапредметныйрезультат:


- умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить;

- сопоставлять свои знания с информацией текста; умение работать с текстом учебного пособия;

- слажено работать в группах, делать выводы, оценивать свои достижения;

- умение работать с иллюстративным тестовым материалом;

- развивать мотивацию к изучению православной культуры;

- развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.


Предметный результат:


- познакомиться с историей возникновения храмов;

- иметь представление об устройстве православного храма;

- определять роль православных храмов в развитии православной культуры на Смоленщине.



Задачи:


1. Познакомить учащихся с понятием «православный храм».

2. Познакомить с внешним видом и внутренним устройством православного храма.

3. Формировать представление о храме как центре духовной жизни людей.

4. Развивать интерес к знаниям о храмах, мотивацию к изучению православной культуры.

5. Воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.








































Ход урока.


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

IОриентировочно-мотивационный этап
























































IIОперационно-исполнительный этап.



Загадка

Мы идем туда с надеждой,

С болью в сердце иль с бедой..

Если радость или праздник

Постучались в дом родной.


Там спокойно и надежно:

Запах ладана, свечей..

Как зовется это место

Отвечай же не робей.

Дом есть не только у человека. Раковина моллюска, пчелиный улей, птичье гнездо, но­ра зверька — тоже дома. Но храмы есть только у людей. Человек в мире, полном зла, несправедливости, всегда хотел выделить место, где обитала бы святость (мир, свет, любовь). Таким мес­том является храм.

Издавна на месте будущего поселения: деревни, села, города в первую очередь созидается церковь. В церковь на богослужение в воскресные дни и в великие церковные праздники приходят все или почти все жители села или города.

В храме, как правило, совершается крещение новорожденных, здесь же бывает венчание новобрачных, в храме отпевают умерших православных христиан. В храме также совершаются проводы защитников Отечества на войну и благодарственные службы после победы.

Около храма наши предки собирались на народные собрания, неподалеку от храма устраивалась и торговая площадь. Таким образом, православный храм на протяжении многих веков российской истории являлся и местом общих народных собраний, и местом освящения всех сторон человеческой жизни.

- Что такое храм?

Храм (церковь) — культовое сооружение, предназначенное для совершения богослужения и церковных обрядов.

Главная церковь города или монастыря называется собором

Задание: Записать определение «храм» и «собор» в рабочих листах.

Сегодня на уроке мы подробно разберем с вами устройство православного храма. А потом вспомним «Как правильно себя вести в храме».  

Беседа с учащимися.

1. Внешние особенности храма.

   Русские люди во все времена старались посвящать Богу самое лучшее, на что они способны.

Издавна храмы строили в самых красивых местах, но перед строительством обычно молились, чтобы Господь указал необходимое место. Узнав волю Божию, строители приступали к работе.

Каким образом храм отличается от всех остальных зданий?

- У него есть купол, на котором находится крест.

Храм Божий по своему внешнему виду отличается от прочих зданий.  По своей архитектуре храмы бывают разные:

  • В виде креста. Это означает, что храм посвящен Господу, распятому за нас на кресте.   

  • Храм может быть в виде продолговатого корабля. Это означает, что Церковь, подобно кораблю, по образу Ноева ковчега, ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царствие Небесном.

  • Храм иногда устраивается в виде круга, этим напоминается нам вечность Церкви Христовой.

  • Храм может быть устроен и в виде восьмиугольника, как бы звезды, означающей, что Церковь, подобно путеводной звезде, сияет в этом мире.

Здание храма завершается сверху куполом, изображающим собой небо.  

Как вы думаете, что по своей форме напоминает купол?

Купол заканчивается вверху главой, на которой ставится крест во славу Главы Церкви – Иисуса Христа. Часто на храме строят не одну, а несколько глав.

Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня, или звонница, т. е. башня, на которой висят колокола.

    Как вы думаете, зачем нужны колокола?

Раньше колокольным звоном созывали народ на собрание. Колокола звонили во время пожаров, набегов недругов, чтобы собрать всех. 

А сейчас мы выполним с вами задания  

2. Изучение устройства храма.

Давайте совершим экскурсию по храму.(видео обзор храма) Православные храмы строятся алтарем на восток в сторону света, где восходит солнце.Каждый храм посвящен какому-либо святому или знаменательному событию в истории нашей страны. Так мемориальными или храмами памятниками являются:

  • Храм Христа Спасителя – Москва. Построен в память о победе русского народа в Отечественной Войне 1812 года.

  • Храм Великомученика Георгия Победоносца на Поклонной горе

  • Знаменско-Петропавловский храм в селе Амосовка на месте Курской битвы.

  • Церковь Всех Святых на Мамаевом кургане(Волгоград) и многие другие

 Самыми большими храмами нашей страны являются:

  • Храм Христа Спасителя – г.Москва

  • Исаакиевский собор – г. Санкт-Петербург

  • Крестовоздвиженский собор Николаевского мужского монастыря – г. Верхотурье Свердловской области

Может быть, кто-то назовёт, из каких частей состоит храм.

- выслушиваем предположения детей

Мы поднимаемся по ступенькам и останавливаемся на площадке, которая называется папертью.  

Православный храм делится на три части:

  • притвор

  • собственно храм (средняя часть)

  • алтарь.

Мы входим в храм. Самая первая часть храма называется притвор.

В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся. Притворы в монастырских храмах часто использовались также в качестве трапезных. В настоящее время притвор сравнительно небольшой. Здесь продаются свечи, можно написать записки о здравии и об упокоении. В притворе дается очистительная молитва женщине по истечении 40 дней после родов, без чего она не имеет права входить в храм. В притворе, как правило, находится церковный ящик - место для продажи свечей, просфор, крестиков и икон.

Живопись притвора состоит из настенных росписей на темы райской жизни первозданных людей и изгнания их из рая.

Вот мы в самом храме. Вторая самая большая часть -  место для прихожан, собравшихся на церковное богослужение. В центре стоит аналой с иконой праздника. Здесь и у других икон мы можем поставить свечи о здравии наших близких и родных. С левой же стороны стоит панихидный столик(канун), здесь обычно ставятся свечи за упокой, служатся панихиды, т.е. заупокойные  богослужения.В самом храме мы видим: иконы, свечи.

Алтарь отделяется от храмаиконо­стасом -перегородкой, на которой в несколько рядов располагаются ико­ны, обращенные ликами к молящим­ся верующим.

В иконостасе есть 3 двери, главные из которых средние Царские врата.Справа от Царских врат всегда икона Христа, слева – Божией Матери. Справа от иконы Спасителя обычно находится храмовая икона, на которой изображено событие священной истории в честь которого возведён храм. Через них невидимо выходит Сам Христос — Царь Славы в Святых Да­рах.

    Главнейшая часть храма — это алтарь, место святое, поэтому в него не позволяется входить непосвященным.  Алтарь означает небо, где обитает Бог, а храм — землю.

Самое важное место в алтаре — престол - особо освященный четырехугольный стол.Престол - это стол прямо за Царскими дверями в алтаре, самая святая часть.

Престол означает гору Голгофу, на которой на кресте Иисус Христос принес собой кровавую жертву. Он же означает престол Божий, с которого Бог, как Царь, управляет миром. "Престол" значит "больший, важнейший из столов" (приставка пре- означает "больше", "важнее").

На престоле за литургией приносится святейшая жертва Тела и Крови Христовой, и с него преподается верующим святое причастие - святая пища.

Таким образом, престолом называют особо освященный четырехугольный стол, находящийся посередине алтаря и украшенный двумя одеждами: нижнею - белою, из полотна, и верхнею - из более дорогой материи, большею частью из парчи.

Считается, что на престоле невидимо присутствует сам Христос и потому касаться его могут только священники.

Входить в алтарь также могут только церковно- и священнослужители. В алтаре они облачаются в специальные одежды для службы – церковное облачение.

В православном храме нет случайных предметов, всё помогает верующим молиться, настраивает душу на молитву, создаёт особую обстановку.

Индивидуальная работа.

Давайте снова поработаем в рабочих листах.

Мотивация учащихся к изучению темы урока.







(Храм,церковь)



































Усвоение новых знаний.
















Заполнение рабочего листа




















См. в рабочие листы (формы храма)








































Заполнение рабочего листа







- Купол напоминает пламя свечи, форму луковицы














выслушиваем предположения детей






























































.























































Выполнение заданий в рабочих листах

III. Рефлексивно-оценочный этап.

Ребята, в завершении урока мы с вами споём песню о России. Ведь не зря говорили, что : «Нельзя жить в России, и не любить её». Полюбуемся нашей Россией и её храмами.

(исполняют песню + видео)

Какие чувства возникают у вас прослушивании стихотворения?

Прихожане в Божий храм

Ходят рано по утрам,

Пообщаться с Богом в нице,

Прислониться к плащанице.

Просят жизнь добрее стать,

Вам здоровья пожелать,

Свечи ставят на канон,

Свечи ставят у икон.

На помин чужой души

В Божьем храме помолчи,

Со слезою на глазах

Душа кается в грехах.

Приходите в Божий храм,

Очищайте душу там!

Часто ли вы бываете в храме?

Знаете ли вы, что в храме существуют особые правила поведения, называющиеся церковный этикет?

Сейчас вы услышите стихотворения, которые помогут вывести правила для мальчиков и девочек, посещающих храм:

Памятка мальчику:

Прежде чем зайти в собор,

Головной сними убор,

Злые мысли отгони:

Не нужны тебе они...

Памятка девочке:

Скромную надень одежду,

В брюках в храм идёт невежда,

Голову платком покрой

И тихонько в храме стой.

Мальчику и девочке:

Никого не осуждай,

Помощь нищему подай,

Поставь свечку и потом

Осени себя крестом.

Богомыслие храни,

Лень подальше прогони,

Душой с Богом примирись,

И со всеми ты молись.

Богомольцев не толкай,

К чину в храме привыкай.

Не гляди по сторонам —

Неполезно это нам...

Хоть старушка, хоть девица

Не посматривай на лица,

Глазки в землю опусти,

О грехах своих грусти.

  Учитель:        

И скажу я от души:

Выйти с храма не спеши,

Стой на службе до конца,

Слушай проповедь отца.

Приложись потом к кресту,

Обещание дай Христу,

Что исправиться намерен,

Слову своему будь верен.

Даром время не губи,

Службу Божию полюби.

Воскресенья подожди,

На молитву приходи.

О чём необходимо помнить мальчику, заходя в храм?

Как должны выглядеть девочки, приходящие на службу в церковь?

Как мы заходим в храм?

Как мы стоим во время богослужения?


















- выслушиваем детей.












(Учащиеся читают стихотворение по ролям)












































IY Домашнее задание

Домашнее задание


Индивидуальное:

- нарисовать храм и подписать его элементы;

- подготовьте рассказ о храме;

- подобрать стихотворение о храме.


Посетить Храм Святителя Алексия Митрополита Московского.





















Рабочий лист к уроку по теме «Внутреннее строение и убранство храма»


1 Дайте определение понятиям:


Храм (церковь)___________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Собор__________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



2 Архитектурные формы православного храма.



____________ ______________ _______________________


Схема храма






Лист с заданиями

Задание № 1 Какой обряд, совершаемый в храме, изображен на рисунке?


_____________________________________________


Задание № 2 Сделай подписи к картинкам.











Слова – подсказки: Царские врата, канун, икона, свеча, иконостас, кадило, священник.


Задание № 3 Запишите правила поведения в храме.

В храме разрешается: В храме воспрещается:

_______________________ ____________________________

____________________ ________________________

____________________ ________________________

____________________ ________________________

.___________________ ________________________

____________________ ________________________



Спасибо за работу!



Полный текст материала Конспект урока "Внутреннее строение и убранство храма" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Муралева Татьяна Александровна  Публикатор
25.04.2024 0 58 1

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК