Технологическая карта урока ОРКиСЭ "Человек рождён для добра"; 4 класс


Технологическая карта урока

Класс: 4

Предмет: «Основы религиозных культур и светской этики»

Учитель: Овсянникова Е.А.

Учебник: А.И. Шемшурина, А.А.Шемшурин. Основы светской этики. Учебник для 4-го класса: Москва «Просвещение» 2024г.



Тема урока

Человек рождён для добра

Класс

4

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Цель

познакомить обучающихся с общечеловеческими ценностями, через развитие их представлений о добре и зле.

Задачи

Образовательные: помочь осмыслить понятия «добро» и «зло»;

познакомить с закономерностями их проявления в личности человека и в окружающей среде.

Развивающие: создавать условия для развития речи, развивать коммуникативные навыки; обогащать словарный запас обучающихся; развивать умения вести наблюдения, сравнивать, делать выводы, оформлять результаты.

Воспитательные: воспитывать доброту и милосердие. Доброжелательность, уважение друг к другу и окружающим; формировать стремление совершать добрые дела.

Основные понятия

Добро и зло как основные этические понятия. Морально добрый поступок, морально злой поступок.

Межпредметные связи

Литературное чтение, тема «Жизнь дана на добрые дела»

Планируемые результаты


Предметные: формировать представление о нравственной ответственности человека за содеянное; обобщить знание об особенностях морали, этики; формировать четкие определения о данных этических категориях: добро и зло.

Личностные: понимать ответственность за свои поступки. Бережно относиться к людям и окружающему миру.

Метапредметные: понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнять и оценивать свои достижения, извлекать информацию из рассказа учителя, выполнять практическую работу в группе.

Принципы обучения

Ценность - человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию.

Формы организации

Фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа

Методы и приемы

Устно-словесные (беседа, рассказ, объяснение), метод проблемной ситуации, наглядно-иллюстративный (демонстрация слайдов), практический (работа в парах).

Ресурсы

Учебник «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики» А.И. Шемшуриной, М., «Просвещение», 2024г, интерактивная доска, презентация, конверты с заданиями для групп.

Информационные сервисы

https://slovarozhegova.ru/ словарь С.И.Ожегова


Технология проведения урока

Этап 1. Организационный. Эмоциональный настрой учеников


Задача

Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность.



Приветливые, доброжелательные слова учителя, спокойная, уверенная манера являются условием выполнения задач данного этапа.



Длительность

2 мин.



Деятельность учителя

Приветствует обучающихся, создает психологический настрой.

- Друг на друга посмотрели, улыбнулись, тихо сели.

- А теперь посмотрите друг на друга и сделайте недовольное выражение лица. Что вам приятнее видеть?

-Чтобы настроение на весь урок было хорошим, давайте улыбнёмся себе, друг другу.

-Мир - это большое зеркало и улыбаясь кому-то, ваша улыбка будет возвращаться к вам с радостью.

-Ребята, я положила вам на парту маленькие сердечки (Приложение 3) , чтобы передать каждому частичку своей теплоты. В конце урока вы напишите на них своё пожелание друзьям или своим близким.



Деятельность обучающихся

Эмоционально настраиваются на урок. Включаются в учебную деятельность.


Этап 2. Мотивация к учебной деятельности

Задача

Мотивировать обучающихся к учебной деятельности.

Длительность

3 мин.

Деятельность учителя

-Я хочу начать урок с прочтения притчи [Презентация 1, слайд2] (Приложение 3)

- Ребята, вам жалко цветок? Почему?

-А мальчик поступил хорошо?

- Ребята, цветку, который пожалел мальчика, несмотря на пережитую боль, мы помочь не сможем, а вот мальчику попробуем. Все ваши хорошие поступки будут нести любовь и милосердие нашим близким и окружающим людям. Мир наполнится добротой.

- Любите и будьте милосердны и добры к людям!

Деятельность обучающихся

Участвуют в диалоге. Предполагают, о чём пойдет речь на уроке. Формулируют цель.

Этап 3. Постановка цели и задач урока

Задача

Формулирование темы и задач урока.

Длительность

4 мин.

Деятельность учителя

Помогает определить тему урока, цель деятельности.

- Чтобы узнать, о чём будем говорить сегодня на уроке, надо восстановить пословицы, из которых потерялись слова. [Презентация 1, слайд 3] (Приложение 3)

  • Жизнь дана на …. дела.

  • Мир не без …людей.

  • .желаешь – …и делай.

  • Истинное …всегда просто.

  • слово человеку – что дождь в засуху.

- Правильно вы догадались. А что объединяет все эти слова?

- Подумайте, чему будет посвящен наш урок?

[Презентация 1, слайд 4]

- Для чего же живёт человек?

- Теперь вы можете назвать тему нашего урока?

 «Человек рождён для добра» [Презентация 1, слайд 5]

- Как вы думаете, что совершать легче добро или зло?

- Почему?

- На какие вопросы мы должны найти ответы в ходе урока?

- А какую цель мы перед собой поставим?

Правильно, сегодня мы поговорим с вами о главных моральных ценностях в жизни каждого человека, о добре и зле. Именно этими ценностями руководствуются люди, совершая поступки.

Деятельность обучающихся

Участвуют в диалоге. Формулируют тему урока.

Этап 4. Актуализация знаний

Задачи

Организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения.

Длительность

6 мин.

Деятельность учителя

Задаёт наводящие вопросы, помогает делать выводы, даёт пояснения.

- Что такое добро?

- У вас есть рабочий лист, подумайте и распределите в 2 столбика, что для вас – добро, а что – зло.

(Приложение 3)

А теперь попробуйте дать определения:

Добро – это...

Зло – это...

– Заглянем в книгу мудрости – в толковый словарь С.И. Ожегова.

- Совпадёт ли с вашим ответом? [Презентация 1, слайд 6]

« Добро - нечто положительное, хорошее, полезное,

противоположное злу; добрый поступок», а «доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим».

Добро – это то, что способствует росту души человека, помогает другим людям.

В словаре С. Ожегова зло – «Нечто дурное, вредное,

противоположное добру; злой поступок». Зло – это

несовершенство, это незнание, это невежество, это слабость, и поэтому зло старается показать себя сильным, запугать, потому что само должно обороняться от света, от добра.

В православии зло - это то, что удаляет от добрых целей и губит душу человека.

У зла мало друзей, и зло осуждается всем миром, и в

конечном результате всегда побеждает добро.

Деятельность обучающихся

Размышляют и отвечают на вопросы, работают со словарём, доказывают.

Физическая минутка

Задача

Снятие напряжения, усталости.

Длительность

2 мин.

Деятельность учителя

Организует физическую минутку

- Все вы любите сказки. Одной из главных тем русских народных сказок была тема добра и зла.

- В сказках встречаются добрые и злые герои. Сейчас поиграем в игру. Я буду называть сказочного героя, а вы будете отвечать, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, ели злой – топаете ногами.

- Каких героев больше добрых или злых? Конечно, добрых героев больше. [Презентация 1, слайд7]



Деятельность обучающихся

Выполняют упражнения.

Снятие умственной утомляемости, эмоционального и физического напряжения.

Этап 5. Включение изученного в систему знаний

Задача

Формирование учебной деятельности на основе системы знаний о добре и зле и закрепление обучающимися  системы знаний через способы действий, умения анализировать.

Длительность

13 мин.

Деятельность учителя

Предлагает обучающимся выполнить задания в соответствии с пошаговой инструкцией.

Работа с текстом. Чтение притчи. (Приложение 3)

- Сейчас я вам поведаю ещё одну притчу, но в течение рассказа я буду останавливаться, задавать вам вопросы и просить выполнить задания. Вы будете работать с веточками, которые мы собрали на экскурсии.

- Послушайте «притчу об отце и сыне» и сделайте вывод.

- У доброго, всеми уважаемого отца-горца был непутевый сын: людей обижал, старых не почитал, всякие неправедные поступки совершал. Совсем опечалился отец. Подумал и сделал вот что. Отец вкопал против дома столб и стал в него гвозди вбивать: как совершит сын плохой поступок – вобьет один гвоздь, совершит другой – еще гвоздь, третий, четвертый... – и каждый раз по гвоздю. Не успел оглянуться – как весь столб был утыкан гвоздями.

- Я делаю остановку.

- У вас на парте лежат маленькие веточки. И, наверное, каждый из вас совершал плохие поступки.

Работа в паре.

-Вспомните, пожалуйста, недобрые поступки, которые, вы, когда – либо совершали, скажите о них соседу по парте и воткните кнопку в вашу веточку.

- Начните работу в паре.

(Дети друг другу называют плохие поступки, которые, они, когда – либо совершали и вставляют кнопку в веточку)

-Закончили общение.

-Какое чувство вы испытываете?

-Слушайте притчу дальше.

       Призвал тогда отец сына и сказал: “Вот видишь, сынок, всю меру несчастья отцовского. Мне уж скоро в мир иной уходить. Как я могу такого недоброго сына людям оставить?” Стыдно стало сыну, он и отвечает: “Клянусь, отец, отныне я буду только добрые дела творить”. Так и повелось. Свершит сын доброе дело – отец один гвоздь вынимает, свершит другое – второй гвоздь долой, за ним – третий, четвертый, пятый... Быстро пролетело время. И на столбе не осталось ни одного гвоздя.

Фронтальная работа

- Ребята, а на ваших веточках ещё остались кнопочки.

- Вы, наверное, тоже хотите их вытащить?

- О добрых делах говори смело.

-Вспомните хорошие поступки, совершённые вами, скажите нам о них, а мы все будем вынимать кнопки из веточки.

(Дети вслух называют хорошие поступки, которые, они, когда – либо совершали и вынимают из веточки кнопку).

- Я вижу, что вы вытащили все свои кнопочки.

- Какое чувство вы испытываете теперь?

- Слушайте притчу дальше.

        Гордый и довольный собой сын пришел к отцу и говорит: “Ну, вот видишь, отец, я свое слово сдержал: люди видят от меня только хорошие дела, и столб остался без единого гвоздя. Твое сердце должно успокоиться, и ты можешь жить спокойно”.

        На что отец с грустью ответил: “Это так, сынок. Гвоздей-то на столбе не осталось ни одного, но ….

-Посмотрите на ваши веточки, проведите по ним пальчиками и скажите

- Что ответил отец сыну?

(Предположительные ответы детей)

посмотри на него – он весь испещрен зарубками от гвоздей. Так и раны на сердце отцовском оставляют рубцы навсегда. Ничто в нашей жизни не проходит бесследно. Помни об этом, сынок”.

- Гвоздей нет, но дырки от них остались.

- Раны на столбе -  израненные души любящих сына родителей.

(Учитель даёт время детям осмыслить содержание притчи).

- Какое чувство вызвала у вас притча?

(волнение, радость, разочарование, гордость)

  - Что же остаётся на веточке после кнопок?

 - Что же остаётся на сердце людей от недобрых поступков окружающих?

-Каким человеком нужно быть, чтобы приносить людям радость?

- Каким был отец? (доброжелательный, вежливый, умеет прощать обиды, чуткий, отзывчивый, помогает в беде, ласковый, внимательный).

-А каким стал сын? (доброжелательный, вежливый).

- Когда человек хочет, он всего добивается.

- Читайте, ребята, притчи, рассказы, сказки, и берите пример с положительных героев. Ведь недаром гласит народная мудрость «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок».

Деятельность обучающихся

Работают, объединившись парами, выполняют задание. Беседуют о своих добрых делах.

Этап 6. Включение в систему знаний и повторение

Задача

Самостоятельная работа.

Длительность

6 мин.

Деятельность учителя

Предлагает обучающимся определить их уровень доброты и внимательности к окружающим.

Тест «Добрый ли Вы человек?» Напишите на листочке ответы

«Да» или « Нет» (Приложение 3)

1 . У вас появились деньги. Могли бы вы истратить все, что у вас есть на подарки друзьям?

2 . Товарищ рассказывает вам о своих невзгодах. Дадите ли вы ему понять, что это вас мало интересует, даже если это так?

3 . Если ваш партнер плохо играет в шахматы или другую игру,

будете ли вы иногда ему поддаваться, чтобы сделать «приятное»?

4 . Часто ли вы говорите «приятное» людям, чтобы поднять

им настроение?

5 . Любите ли вы злые шутки?

6 . Вы злопамятны?

7 . Сможете ли вы терпеливо выслушивать даже то, что вас

совершенно не интересует?

8 . Умеете ли вы на практике применять свои способности?

9 . Бросаете ли вы игру, когда начинаете проигрывать?

10.Если вы уверены в своей правоте, отказываетесь ли вы слушать аргументы оппонента?

11.Вы охотно выполняете просьбы?

12.Станете ли вы подтрунивать над кем-то, чтобы развеселить

окружающих?

Засчитайте 1 очко за ответ «да» на вопросы: 1,3,4,7,11 и «нет»

на вопросы 2,5,6,8,9,10,12.

Больше 8 очков — вы любезны, нравитесь окружающим, умеете общаться с людьми. У вас много друзей. Одно предостережение: никогда не пытайтесь иметь хорошие отношения со всеми — всем не угодишь, да и на пользу это не пойдет.

4-8 очков. Ваша доброта — воля случая, добры вы далеко не со всеми.

Для одних вы можете пойти на все, но общение с вами более чем «не приятно» для тех, кто вам не нравится. Это не так уж и плохо, но наверное надо стараться быть ровным со всеми, чтобы люди не обижались.

Меньше 4 очков. Общение с вами, надо признаться, порой бывает просто мукой даже для самых близких вам людей. Будьте доброжелательны, и у вас будет больше друзей. Ведь дружба требует доброго отношения.

Из этого теста, я думаю, вы узнали что-то новое о себе.

Я сегодня всех благодарю за теплый, доверительный разговор,

за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе.

Деятельность обучающихся

Отвечают на вопросы.

Этап 7. Рефлексия учебной деятельности

Задача

Самооценка обучающимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

Длительность

3 мин.

Деятельность учителя

Вместе с обучающимися подводит итоги урока. Организует рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке.

-А теперь, когда мы подробно разобрали значение понятий «добро» и «зло», попробуйте сами для себя ответить на вопросы:

-Всегда ли я делаю добро окружающим людям?

- На ваших партах лежат сердечки. Подумайте, кому вы их хотите подарить, напишите на них пожелание, которое будет созвучно теме нашего урока. Тем самым вы подарите частичку своей теплоты.

- Если у вас не возникло дополнительных вопросов по теме урока, покажите мне ваши две ладошки.

- Если вы затруднялись при ответах, покажите одну ладошку.

- А если вы были неактивны на уроке, то ладошки не поднимайте.

-Закончить урок я хотела бы мудрой мыслью, которая, я надеюсь, останется в вашей памяти и в вашем сердце:

[Презентация. Слайд 8]

Делая добро другим, - делаешь добро и себе. (У Чэнъэнь)

Деятельность обучающихся

Пишут пожелания.

Этап 8. Информация о домашнем задании

Задача

Сообщить обучающимся о домашнем задании.

Длительность

1 мин.

Деятельность учителя

Дает комментарий к домашнему заданию.

Домашнее задание (на выбор):

Учебник стр.89.

1. Напиши сказку о добре.

2. Нарисуй сказочный сюжет на тему занятия.

Деятельность обучающихся

Записывают домашнее задание в дневник.




Полный текст материала Технологическая карта урока ОРКиСЭ "Человек рождён для добра"; 4 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Овсянникова Елена Александровна  Публикатор
11.11.2025 0 75 1

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.