Технологическая карта урока ОРКиСЭ "Человек рождён для добра"; 4 класс
Технологическая карта урока
Класс: 4
Предмет: «Основы религиозных культур и светской этики»
Учитель: Овсянникова Е.А.
Учебник: А.И. Шемшурина, А.А.Шемшурин. Основы светской этики. Учебник для 4-го класса: Москва «Просвещение» 2024г.
|
Тема урока |
Человек рождён для добра |
||
|
Класс |
4 |
||
|
Тип урока |
Урок открытия новых знаний |
||
|
Цель |
познакомить обучающихся с общечеловеческими ценностями, через развитие их представлений о добре и зле. |
||
|
Задачи |
Образовательные: помочь осмыслить понятия «добро» и «зло»; познакомить с закономерностями их проявления в личности человека и в окружающей среде. Развивающие: создавать условия для развития речи, развивать коммуникативные навыки; обогащать словарный запас обучающихся; развивать умения вести наблюдения, сравнивать, делать выводы, оформлять результаты. Воспитательные: воспитывать доброту и милосердие. Доброжелательность, уважение друг к другу и окружающим; формировать стремление совершать добрые дела. |
||
|
Основные понятия |
Добро и зло как основные этические понятия. Морально добрый поступок, морально злой поступок. |
||
|
Межпредметные связи |
Литературное чтение, тема «Жизнь дана на добрые дела» |
||
|
Планируемые результаты
|
Предметные: формировать представление о нравственной ответственности человека за содеянное; обобщить знание об особенностях морали, этики; формировать четкие определения о данных этических категориях: добро и зло. Личностные: понимать ответственность за свои поступки. Бережно относиться к людям и окружающему миру. Метапредметные: понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнять и оценивать свои достижения, извлекать информацию из рассказа учителя, выполнять практическую работу в группе. |
||
|
Принципы обучения |
Ценность - человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию. |
||
|
Формы организации |
Фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа |
||
|
Методы и приемы |
Устно-словесные (беседа, рассказ, объяснение), метод проблемной ситуации, наглядно-иллюстративный (демонстрация слайдов), практический (работа в парах). |
||
|
Ресурсы |
Учебник «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики» А.И. Шемшуриной, М., «Просвещение», 2024г, интерактивная доска, презентация, конверты с заданиями для групп. |
||
|
Информационные сервисы |
https://slovarozhegova.ru/ словарь С.И.Ожегова
|
||
|
Технология проведения урока Этап 1. Организационный. Эмоциональный настрой учеников |
|||
|
|
Задача |
Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность. |
|
|
|
Приветливые, доброжелательные слова учителя, спокойная, уверенная манера являются условием выполнения задач данного этапа. |
|
|
|
|
Длительность |
2 мин. |
|
|
|
Деятельность учителя |
Приветствует обучающихся, создает психологический настрой. - Друг на друга посмотрели, улыбнулись, тихо сели. - А теперь посмотрите друг на друга и сделайте недовольное выражение лица. Что вам приятнее видеть? -Чтобы настроение на весь урок было хорошим, давайте улыбнёмся себе, друг другу. -Мир - это большое зеркало и улыбаясь кому-то, ваша улыбка будет возвращаться к вам с радостью. -Ребята, я положила вам на парту маленькие сердечки (Приложение 3) , чтобы передать каждому частичку своей теплоты. В конце урока вы напишите на них своё пожелание друзьям или своим близким. |
|
|
|
Деятельность обучающихся |
Эмоционально настраиваются на урок. Включаются в учебную деятельность. |
|
Этап 2. Мотивация к учебной деятельности
|
Задача |
Мотивировать обучающихся к учебной деятельности. |
|
Длительность |
3 мин. |
|
Деятельность учителя |
-Я хочу начать урок с прочтения притчи [Презентация 1, слайд2] (Приложение 3) - Ребята, вам жалко цветок? Почему? -А мальчик поступил хорошо? - Ребята, цветку, который пожалел мальчика, несмотря на пережитую боль, мы помочь не сможем, а вот мальчику попробуем. Все ваши хорошие поступки будут нести любовь и милосердие нашим близким и окружающим людям. Мир наполнится добротой. - Любите и будьте милосердны и добры к людям! |
|
Деятельность обучающихся |
Участвуют в диалоге. Предполагают, о чём пойдет речь на уроке. Формулируют цель. |
Этап 3. Постановка цели и задач урока
|
Задача |
Формулирование темы и задач урока. |
|
Длительность |
4 мин. |
|
Деятельность учителя |
Помогает определить тему урока, цель деятельности. - Чтобы узнать, о чём будем говорить сегодня на уроке, надо восстановить пословицы, из которых потерялись слова. [Презентация 1, слайд 3] (Приложение 3) Жизнь дана на …. дела. Мир не без …людей. ….желаешь – …и делай. Истинное …всегда просто. …слово человеку – что дождь в засуху. - Правильно вы догадались. А что объединяет все эти слова? - Подумайте, чему будет посвящен наш урок? [Презентация 1, слайд 4] - Для чего же живёт человек? - Теперь вы можете назвать тему нашего урока? «Человек рождён для добра» [Презентация 1, слайд 5] - Как вы думаете, что совершать легче добро или зло? - Почему? - На какие вопросы мы должны найти ответы в ходе урока? - А какую цель мы перед собой поставим? – Правильно, сегодня мы поговорим с вами о главных моральных ценностях в жизни каждого человека, о добре и зле. Именно этими ценностями руководствуются люди, совершая поступки. |
|
Деятельность обучающихся |
Участвуют в диалоге. Формулируют тему урока. |
Этап 4. Актуализация знаний
|
Задачи |
Организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения. |
|
Длительность |
6 мин. |
|
Деятельность учителя |
Задаёт наводящие вопросы, помогает делать выводы, даёт пояснения. - Что такое добро? - У вас есть рабочий лист, подумайте и распределите в 2 столбика, что для вас – добро, а что – зло. (Приложение 3) – А теперь попробуйте дать определения: Добро – это... Зло – это... – Заглянем в книгу мудрости – в толковый словарь С.И. Ожегова. - Совпадёт ли с вашим ответом? [Презентация 1, слайд 6] « Добро - нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; добрый поступок», а «доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим». Добро – это то, что способствует росту души человека, помогает другим людям. В словаре С. Ожегова зло – «Нечто дурное, вредное, противоположное добру; злой поступок». Зло – это несовершенство, это незнание, это невежество, это слабость, и поэтому зло старается показать себя сильным, запугать, потому что само должно обороняться от света, от добра. В православии зло - это то, что удаляет от добрых целей и губит душу человека. У зла мало друзей, и зло осуждается всем миром, и в конечном результате всегда побеждает добро. |
|
Деятельность обучающихся |
Размышляют и отвечают на вопросы, работают со словарём, доказывают. |
|
Физическая минутка |
|
|
Задача |
Снятие напряжения, усталости. |
|
Длительность |
2 мин. |
|
Деятельность учителя |
Организует физическую минутку - Все вы любите сказки. Одной из главных тем русских народных сказок была тема добра и зла. - В сказках встречаются добрые и злые герои. Сейчас поиграем в игру. Я буду называть сказочного героя, а вы будете отвечать, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, ели злой – топаете ногами. - Каких героев больше добрых или злых? Конечно, добрых героев больше. [Презентация 1, слайд7] |
|
|
|
|
Деятельность обучающихся |
Выполняют упражнения. |
|
Снятие умственной утомляемости, эмоционального и физического напряжения. |
|
|
Этап 5. Включение изученного в систему знаний |
|
|
Задача |
Формирование учебной деятельности на основе системы знаний о добре и зле и закрепление обучающимися системы знаний через способы действий, умения анализировать. |
|
Длительность |
13 мин. |
|
Деятельность учителя |
Предлагает обучающимся выполнить задания в соответствии с пошаговой инструкцией. Работа с текстом. Чтение притчи. (Приложение 3) - Сейчас я вам поведаю ещё одну притчу, но в течение рассказа я буду останавливаться, задавать вам вопросы и просить выполнить задания. Вы будете работать с веточками, которые мы собрали на экскурсии. - Послушайте «притчу об отце и сыне» и сделайте вывод. - У доброго, всеми уважаемого отца-горца был непутевый сын: людей обижал, старых не почитал, всякие неправедные поступки совершал. Совсем опечалился отец. Подумал и сделал вот что. Отец вкопал против дома столб и стал в него гвозди вбивать: как совершит сын плохой поступок – вобьет один гвоздь, совершит другой – еще гвоздь, третий, четвертый... – и каждый раз по гвоздю. Не успел оглянуться – как весь столб был утыкан гвоздями. - Я делаю остановку. - У вас на парте лежат маленькие веточки. И, наверное, каждый из вас совершал плохие поступки. Работа в паре. -Вспомните, пожалуйста, недобрые поступки, которые, вы, когда – либо совершали, скажите о них соседу по парте и воткните кнопку в вашу веточку. - Начните работу в паре. (Дети друг другу называют плохие поступки, которые, они, когда – либо совершали и вставляют кнопку в веточку) -Закончили общение. -Какое чувство вы испытываете? -Слушайте притчу дальше. Призвал тогда отец сына и сказал: “Вот видишь, сынок, всю меру несчастья отцовского. Мне уж скоро в мир иной уходить. Как я могу такого недоброго сына людям оставить?” Стыдно стало сыну, он и отвечает: “Клянусь, отец, отныне я буду только добрые дела творить”. Так и повелось. Свершит сын доброе дело – отец один гвоздь вынимает, свершит другое – второй гвоздь долой, за ним – третий, четвертый, пятый... Быстро пролетело время. И на столбе не осталось ни одного гвоздя. Фронтальная работа - Ребята, а на ваших веточках ещё остались кнопочки. - Вы, наверное, тоже хотите их вытащить? - О добрых делах говори смело. -Вспомните хорошие поступки, совершённые вами, скажите нам о них, а мы все будем вынимать кнопки из веточки. (Дети вслух называют хорошие поступки, которые, они, когда – либо совершали и вынимают из веточки кнопку). - Я вижу, что вы вытащили все свои кнопочки. - Какое чувство вы испытываете теперь? - Слушайте притчу дальше. Гордый и довольный собой сын пришел к отцу и говорит: “Ну, вот видишь, отец, я свое слово сдержал: люди видят от меня только хорошие дела, и столб остался без единого гвоздя. Твое сердце должно успокоиться, и ты можешь жить спокойно”. На что отец с грустью ответил: “Это так, сынок. Гвоздей-то на столбе не осталось ни одного, но …. -Посмотрите на ваши веточки, проведите по ним пальчиками и скажите - Что ответил отец сыну? (Предположительные ответы детей) … посмотри на него – он весь испещрен зарубками от гвоздей. Так и раны на сердце отцовском оставляют рубцы навсегда. Ничто в нашей жизни не проходит бесследно. Помни об этом, сынок”. - Гвоздей нет, но дырки от них остались. - Раны на столбе - израненные души любящих сына родителей. (Учитель даёт время детям осмыслить содержание притчи). - Какое чувство вызвала у вас притча? (волнение, радость, разочарование, гордость) - Что же остаётся на веточке после кнопок? - Что же остаётся на сердце людей от недобрых поступков окружающих? -Каким человеком нужно быть, чтобы приносить людям радость? - Каким был отец? (доброжелательный, вежливый, умеет прощать обиды, чуткий, отзывчивый, помогает в беде, ласковый, внимательный). -А каким стал сын? (доброжелательный, вежливый). - Когда человек хочет, он всего добивается. - Читайте, ребята, притчи, рассказы, сказки, и берите пример с положительных героев. Ведь недаром гласит народная мудрость «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок». |
|
Деятельность обучающихся |
Работают, объединившись парами, выполняют задание. Беседуют о своих добрых делах. |
Этап 6. Включение в систему знаний и повторение
|
Задача |
Самостоятельная работа. |
|
Длительность |
6 мин. |
|
Деятельность учителя |
Предлагает обучающимся определить их уровень доброты и внимательности к окружающим. Тест «Добрый ли Вы человек?» Напишите на листочке ответы «Да» или « Нет» (Приложение 3) 1 . У вас появились деньги. Могли бы вы истратить все, что у вас есть на подарки друзьям? 2 . Товарищ рассказывает вам о своих невзгодах. Дадите ли вы ему понять, что это вас мало интересует, даже если это так? 3 . Если ваш партнер плохо играет в шахматы или другую игру, будете ли вы иногда ему поддаваться, чтобы сделать «приятное»? 4 . Часто ли вы говорите «приятное» людям, чтобы поднять им настроение? 5 . Любите ли вы злые шутки? 6 . Вы злопамятны? 7 . Сможете ли вы терпеливо выслушивать даже то, что вас совершенно не интересует? 8 . Умеете ли вы на практике применять свои способности? 9 . Бросаете ли вы игру, когда начинаете проигрывать? 10.Если вы уверены в своей правоте, отказываетесь ли вы слушать аргументы оппонента? 11.Вы охотно выполняете просьбы? 12.Станете ли вы подтрунивать над кем-то, чтобы развеселить окружающих? Засчитайте 1 очко за ответ «да» на вопросы: 1,3,4,7,11 и «нет» на вопросы 2,5,6,8,9,10,12. Больше 8 очков — вы любезны, нравитесь окружающим, умеете общаться с людьми. У вас много друзей. Одно предостережение: никогда не пытайтесь иметь хорошие отношения со всеми — всем не угодишь, да и на пользу это не пойдет. 4-8 очков. Ваша доброта — воля случая, добры вы далеко не со всеми. Для одних вы можете пойти на все, но общение с вами более чем «не приятно» для тех, кто вам не нравится. Это не так уж и плохо, но наверное надо стараться быть ровным со всеми, чтобы люди не обижались. Меньше 4 очков. Общение с вами, надо признаться, порой бывает просто мукой даже для самых близких вам людей. Будьте доброжелательны, и у вас будет больше друзей. Ведь дружба требует доброго отношения. Из этого теста, я думаю, вы узнали что-то новое о себе. Я сегодня всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе. |
|
Деятельность обучающихся |
Отвечают на вопросы. |
|
Этап 7. Рефлексия учебной деятельности |
|
|
Задача |
Самооценка обучающимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. |
|
Длительность |
3 мин. |
|
Деятельность учителя |
Вместе с обучающимися подводит итоги урока. Организует рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке. -А теперь, когда мы подробно разобрали значение понятий «добро» и «зло», попробуйте сами для себя ответить на вопросы: -Всегда ли я делаю добро окружающим людям? - На ваших партах лежат сердечки. Подумайте, кому вы их хотите подарить, напишите на них пожелание, которое будет созвучно теме нашего урока. Тем самым вы подарите частичку своей теплоты. - Если у вас не возникло дополнительных вопросов по теме урока, покажите мне ваши две ладошки. - Если вы затруднялись при ответах, покажите одну ладошку. - А если вы были неактивны на уроке, то ладошки не поднимайте. -Закончить урок я хотела бы мудрой мыслью, которая, я надеюсь, останется в вашей памяти и в вашем сердце: [Презентация. Слайд 8] Делая добро другим, - делаешь добро и себе. (У Чэнъэнь) |
|
Деятельность обучающихся |
Пишут пожелания. |
|
Этап 8. Информация о домашнем задании |
|
|
Задача |
Сообщить обучающимся о домашнем задании. |
|
Длительность |
1 мин. |
|
Деятельность учителя |
Дает комментарий к домашнему заданию. Домашнее задание (на выбор): Учебник стр.89. 1. Напиши сказку о добре. 2. Нарисуй сказочный сюжет на тему занятия. |
|
Деятельность обучающихся |
Записывают домашнее задание в дневник. |
На странице приведен фрагмент.
|
Автор: Овсянникова Елена Александровна
→ Публикатор |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.