Мастер-класс "Милосердие"; 4 класс


Мастер-класс по теме "Милосердие" (предмет ОРКСЭ)

Тема урока

«О милосердии»

Класс

4

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Цель

Формирование усвоения понятий милосердие, сострадание как основу отношений между людьми; способствовать пониманию обучающимися «быть милосердными».

Задачи

Образовательные: показать проявление милосердия и сострадания в различных жизненных ситуациях.

Развивающие: формировать чувство сопричастности к другому человеку.

Воспитательные: сформировать представление о том, что милосердие-важное качество человека. Живущего по законам этики, воспитывать добропорядочность, неравнодушное отношение к окружающим людям.

Основные понятия

Сочувствие, сопереживание, сострадание, милосердие, участие, благодарность.

Межпредметные связи

Литературное чтение, тема «Жизнь дана на добрые дела», окружающий мир, тема «Общество»

Планируемые результаты

 

Предметные: знать и понимать что такое милосердие. Уметь видеть чувства другого человека, проявлять внимание и милосердие.

Личностные: воспитание доброжелательности, понимания и сопереживания чувствам других людей. Адекватно оценивать собственное поведение и поведение других людей.

Метапредметные: устанавливать причинно-следственные связи, овладеть навыками смыслового чтения, осознанного построения речевых высказываний.

Принципы обучения

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.

Формы организации

Беседа, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге.

Методы и приемы

Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, словесный, наглядный, практический.

Ресурсы

Учебник «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики» А.И. Шемшуриной, М., «Просвещение», 2024г, карточки с заданиями.

Информационные сервисы

 


 

Технология проведения урока

Этап 1. Организационный момент

 

Задача

Включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

 

 

Приветливые, доброжелательные слова учителя, спокойная, уверенная манера являются условием выполнения задач данного этапа.

 

 

Длительность

1 мин.

 

 

Деятельность учителя

- Ребята, давайте настроимся на хорошую, благодатную работу на уроке. Закройте, пожалуйста, глаза. Вспомните, какой добрый поступок сегодня совершил ваш друг или близкий человек. Улыбнитесь этому поступку, порадуйтесь за своего друга. А теперь вспомните, какой добрый поступок совершили сегодня вы. Улыбнитесь ему, порадуйтесь за себя.

- А теперь откройте глаза. Я очень рада была видеть, что не осталось ни одного равнодушного лица. Наш класс просто расцвёл от улыбок.

 

 

Деятельность обучающихся

Настраиваются на рабочий лад.

 

Этап 2. Мотивация к учебной деятельности. Формулировка темы и цели урока

Задача

Осознанное вхождение в учебную деятельность.

Длительность

5 мин.

Деятельность учителя

Просмотр мультфильма «Пальто»

- Какие мысли и чувства у вас появились после просмотра мультфильма?

( чувства жалости, сопереживание, сострадания, гордость за мальчика, который не пожалел своё пальто.

- Как поступил мальчик?

( мальчик бескорыстно отдал другому ребёнку то, в чём тот нуждался. Он молодец, у него доброе сердце.

- Каким качеством обладал мальчик? На экране нужно выбрать из 4 качеств человека одно, которое подходит к мальчику.

Равнодушие Эгоизм Жадность Милосердие

[Презентация 2, слайд2]

- Определите тему нашего занятия …(«Милосердие»).

- Мы сегодня поговорим о милосердии. О милом сердце…

- Как вы, ребята, понимаете слово «милосердие»?

- Какими качествами должен обладать милосердный человек?

- Кто нуждается в милосердии?

- Какие дела можно считать милосердными?

Деятельность обучающихся

Участвуют в диалоге. По очереди высказывают своё мнение. Предполагают, о чем пойдет речь на уроке.

Этап 3. Актуализация знаний

Задача

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания».

Длительность

4 мин

Деятельность учителя

Работа с информацией.

-Итак, сегодня нам предстоит найти ответ на вопрос "Что такое милосердие".

- Где можем найти определение?

Обратимся за помощью к словарям. (Словари лежат на столах)

(Одна группа находит информацию в электронных словарях)

«Милосердие – сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, милостливость, мягкосердость»

В. Даль

 

«Милосердие – это готовность помочь кому-нибудь, простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия».

С.И. Ожегов

«Милосердие – готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается»

Д.Н. Ушаков

- Какое из определений вам ближе?

- Слово милосердие, говорит о сердце, которое милует, любит и жалеет.

- Любое слово, как магнит притягивает к себе другие слова. Какие слова "притянет" к себе слово "милосердие"?

Посмотрите, ребята, на «Облако слов»

Деятельность обучающихся

Работают с информацией. Работа со словарями. Отвечают и обосновывают ответ. Участвуют в диалоге.

Этап 4. Восприятие и первичное осознание нового материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения

Задачи

Организовать работу по определению темы урока и цели, обучающимися.

Длительность

8 мин.

Деятельность учителя

Работа в парах

- А теперь давайте попробуем понять, из чего же состоит милосердие, разгадав кроссворд.

Милосердие подвигает нас на доброделание. Помогая другим, ты помогаешь себе, потому что творение добра доставляет благополучие и удовольствие для тебя самого. Быть милосердным – значит жить в радости.

Можно отыскивать радости во внешнем – играть в футбол, ходить в кино, лакомиться сладостями. Но, как вы думаете, навечно ли такая радость остается в нашем сердце? (дети отвечают)

Такая внешняя радость скоро проходит, она не поселяется в нашем сердце. А когда безвозмездно помогаешь другому человеку, душа озаряется светом и данный свет остается в твоем сердце навсегда. И чем больше ты совершаешь добра, тем светлее у тебя на сердце.

Деятельность обучающихся

Самостоятельная работа в парах. Выполняют задания по карточкам. Отвечают на вопросы педагога.

 

Физическая минутка

Задача

Снятие усталости, напряжения, внести эмоциональный заряд.

Длительность

2 мин.

Деятельность учителя

Организует физическую минутку

Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)

Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.)

Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)

Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)

Деятельность обучающихся

Выполняют движения под музыку.

Комплекс упражнений даст возможность улучшить мозговое кровообращение, снять умственную утомляемость.

Этап 5. Осознание и осмысление учебного материала

Задача

Сотрудничать в поиске и выборе информации.

Длительность

12мин.

Деятельность учителя

- И так, мы выяснили, что означает понятие «милосердие».

- А в чем проявляется милосердие?

- По отношению к кому проявляют милосердие?

- А в чём же проявляется милосердие? (дети отвечают)

- Прочитайте текст учебника на с.90

- Какую проблему поставил перед нами автор учебника? –

- Одинаковы ли понятия жалость и милосердие?

- Обратимся к учебнику. Стр. 91.

- Опишите ситуацию, изображенную на странице учебника.

- Что случилось с дедушкой?

- Что делает девочка?

- Почему она отложила свои дела?

- Какими качествами она обладает?

- Что девочка поставила на первое место?

- С каким понятием сравнили Милосердие? СОСТРАДАНИЕ

- Прочитаем об этом на стр.92.

- Приведите примеры, когда вы сами проявили милосердие и к кому?

-Можно ли милосердие считать проявлением человечности?

- Как вы думаете, кто может проявить милосердие?

- И когда оно проявляется?

- А нужно ли ждать благодарность за проявление милосердия?

- Найдите ответ на стр. 92.

- Много прекрасных традиций произросло из любящего русского сердца. Отдельно хочется затронуть добрую традицию, которая возникла на рубеже 19-20 века под не хитрым названием «Дни белого цветка».

Эта благотворительная акция широкой волной милосердия и любви прошла по широким просторам России, объединяя всех такой понятной и простой истиной «Спешите делать добро».

Благотворительная акция «Белый цветок» проводилась при поддержке и активном участии Царской семьи. 20 апреля 1911 года в Санкт-Петербурге по инициативе императора Николая II состоялся первый день «Белого цветка». В ходе акции все, кто вносил пожертвования в помощь больным туберкулезом, получали в благодарность цветы.

Игра «Цветок милосердия»

На столе лежат лепестки с названием человеческих качеств, давайте выберем те, которые связаны с понятием «милосердие».

- Прикрепите лепестки на доску.

У нас получился цветок из замечательных качеств, составляющих основу милосердия. (Приложение 4)

Деятельность обучающихся

Работа по учебнику. Ведут диалог. Отвечают на вопросы.

Этап 6. Первичное закрепление

Задача

Выявить уровень овладения знаниями и способами.

Длительность

5 мин.

Деятельность учителя

- Подумайте, из чего же состоит милосердие?

Сколько ни говори о милосердии – это лишь мысленное представление, до тех пор, пока оно не реализовано в добрых делах. Надо оказывать помощь тем, кто в ней нуждается, но помощь эта должна быть незаметной, бескорыстной, благородной.

Символ милосердия – это сердце.

Символ милосердия – красный крест.

- Профессии каких людей вы бы назвали милосердным?

(Волонтёры, спасатели, врачи, медсёстры, священнослужители, сёстры милосердия в монастырях, бескорыстно стремящиеся помочь человеку в беде и болезни, печали и несчастии)

- А как в Российской империи появились сёстры милосердия?

Дарья Севастопольская - первая в мире отважная фронтовая сестра милосердия. Она продала всё имущество, что у неё было, на эти деньги купила повозку и с ней в 1854 году отправилась на фронт, на Крымскую войну. Легендарную повозку с белой парусиновой крышей считают первым в истории передвижным перевязочным пунктом.

17 ноября 1854 года по инициативе великой княгини Елены Павловны была открыта Крестовоздвиженская община сестёр милосердия. «Ангелы в белых платочках». [Презентация 2, слайды 8-9]

В 1867 года император Всероссийский Александр II утвердил устав «Российского общества попечения о раненых и больных воинах» и под таким названием в Санкт-Петербурге была создана организация, с 1879 года широко известная в последующем как «Российский Красный Крест». В 1879 году Общество было переименовано в «Российское общество Красного Креста» Почётными членами этого Общества стали сам император, все великие князья и княгини.

Великая княгиня Елизавета Фёдоровна ухаживала за ранеными солдатами в Москве во время Первой мировой войны. В Москве она устроила госпиталь для раненых, который сама постоянно посещала, основала комитеты по обеспечению вдов и сирот погибших на фронте солдат и офицеров. Елизавета Федоровна стала образцом доброты и сердечности для большинства женщин.

Общество «Российский красный крест» и в настоящее время продолжает свою работу: оказывая гуманитарную, социальную и правовую помощь населению. Это доставка медикаментов, розыск людей, оказание помощи после стихийных бедствий и многое другое.

С самого начала специальной военной операции медсёстры со всей России отправляются в госпитали ЛНР и ДНР, чтобы помочь и бойцам, и гражданским.

Работа медсестры — не только выполнить назначения врача, но и поддержать, подбодрить, успокоить. Улыбки и забота женщин спасают военных не только от ран, но и от уныния.

Слово «милосердие» обретает новые краски — вновь женщины Руси становятся для всех воинов сёстрами и матерями».

Помимо помощи раненым, медики развозят лекарства и продукты мирным жителям, общаются с населением и выясняют, чем помочь людям.

Вспомните о добрых делах сделанными учениками нашей школы, а также и вами.

Старшеклассники помогают одиноким ветеранам.

Ребята старших классов с концертом выступили в «Доме-интернате для престарелых и инвалидов».

Наш класс принял участие во всероссийской акции «Письмо солдату СВО»

Сделаем вывод:

«Милосердие — труд, который равен служению человеку и Богу. Это высокая честь. Быть милосердным — это возможность научиться любви к ближнему.

Деятельность обучающихся

Беседуют о своих добрых делах. Описывают милосердие.

Этап 7. Рефлексия учебной деятельности

Задача

Самооценка обучающимися собственной учебной деятельности.

Длительность

2 мин.

Деятельность учителя

- Ребята, чтобы милосердие и доброта согревали нашу жизнь, нужно начать с самого себя. Делайте людям добро, а не зло, любите, уважайте друг друга, будьте готовыми прийти на помощь в любую минуту. Я надеюсь, что вы вырастите добрыми, вежливыми, порядочными людьми и будете соблюдать законы доброты, потому что добрые дела живут вечно.

- Мне хочется верить, что сегодня наш урок не прошёл

даром и вы смогли прикоснуться к истокам истинного

милосердия и осмыслить его настоящий смысл.

-Как вы считаете, тема, проблема, над которой мы работали, важна для вас лично?

-Как вы поняли, что самое главное в проявлении милосердия?

Деятельность обучающихся

Продолжают предложение. Описывают добрые дела, которые делали сегодня на уроке.

Этап 8. Информация о домашнем задании

Задача

Сообщить обучающимся о домашнем задании.

Длительность

1 мин.

Деятельность учителя

 

 

Деятельность обучающихся

Записывают домашнее задание в дневник.


 


 


Полный текст материала Мастер-класс "Милосердие"; 4 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Овсянникова Елена Александровна  Публикатор
19.11.2025 0 54 1

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК