Мастер-класс "Милосердие"; 4 класс
|
Мастер-класс по теме "Милосердие" (предмет ОРКСЭ) |
|
|
Тема урока |
«О милосердии» |
|
Класс |
4 |
|
Тип урока |
Урок открытия новых знаний |
|
Цель |
Формирование усвоения понятий милосердие, сострадание как основу отношений между людьми; способствовать пониманию обучающимися «быть милосердными». |
|
Задачи |
Образовательные: показать проявление милосердия и сострадания в различных жизненных ситуациях. Развивающие: формировать чувство сопричастности к другому человеку. Воспитательные: сформировать представление о том, что милосердие-важное качество человека. Живущего по законам этики, воспитывать добропорядочность, неравнодушное отношение к окружающим людям. |
|
Основные понятия |
Сочувствие, сопереживание, сострадание, милосердие, участие, благодарность. |
|
Межпредметные связи |
Литературное чтение, тема «Жизнь дана на добрые дела», окружающий мир, тема «Общество» |
|
Планируемые результаты
|
Предметные: знать и понимать что такое милосердие. Уметь видеть чувства другого человека, проявлять внимание и милосердие. Личностные: воспитание доброжелательности, понимания и сопереживания чувствам других людей. Адекватно оценивать собственное поведение и поведение других людей. Метапредметные: устанавливать причинно-следственные связи, овладеть навыками смыслового чтения, осознанного построения речевых высказываний. |
|
Принципы обучения |
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви. |
|
Формы организации |
Беседа, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге. |
|
Методы и приемы |
Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, словесный, наглядный, практический. |
|
Ресурсы |
Учебник «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики» А.И. Шемшуриной, М., «Просвещение», 2024г, карточки с заданиями. |
|
Информационные сервисы |
|
|
Технология проведения урока Этап 1. Организационный момент |
||||
|
|
Задача |
Включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне. |
|
|
|
|
Приветливые, доброжелательные слова учителя, спокойная, уверенная манера являются условием выполнения задач данного этапа. |
|
||
|
|
Длительность |
1 мин. |
|
|
|
|
Деятельность учителя |
- Ребята, давайте настроимся на хорошую, благодатную работу на уроке. Закройте, пожалуйста, глаза. Вспомните, какой добрый поступок сегодня совершил ваш друг или близкий человек. Улыбнитесь этому поступку, порадуйтесь за своего друга. А теперь вспомните, какой добрый поступок совершили сегодня вы. Улыбнитесь ему, порадуйтесь за себя. - А теперь откройте глаза. Я очень рада была видеть, что не осталось ни одного равнодушного лица. Наш класс просто расцвёл от улыбок. |
|
|
|
|
Деятельность обучающихся |
Настраиваются на рабочий лад. |
|
|
Этап 2. Мотивация к учебной деятельности. Формулировка темы и цели урока
|
Задача |
Осознанное вхождение в учебную деятельность. |
|
Длительность |
5 мин. |
|
Деятельность учителя |
Просмотр мультфильма «Пальто» - Какие мысли и чувства у вас появились после просмотра мультфильма? ( чувства жалости, сопереживание, сострадания, гордость за мальчика, который не пожалел своё пальто. - Как поступил мальчик? ( мальчик бескорыстно отдал другому ребёнку то, в чём тот нуждался. Он молодец, у него доброе сердце. - Каким качеством обладал мальчик? На экране нужно выбрать из 4 качеств человека одно, которое подходит к мальчику. Равнодушие Эгоизм Жадность Милосердие [Презентация 2, слайд2] - Определите тему нашего занятия …(«Милосердие»). - Мы сегодня поговорим о милосердии. О милом сердце… - Как вы, ребята, понимаете слово «милосердие»? - Какими качествами должен обладать милосердный человек? - Кто нуждается в милосердии? - Какие дела можно считать милосердными? |
|
Деятельность обучающихся |
Участвуют в диалоге. По очереди высказывают своё мнение. Предполагают, о чем пойдет речь на уроке. |
Этап 3. Актуализация знаний
|
Задача |
Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания». |
||||||
|
Длительность |
4 мин |
||||||
|
Деятельность учителя |
Работа с информацией. -Итак, сегодня нам предстоит найти ответ на вопрос "Что такое милосердие". - Где можем найти определение? Обратимся за помощью к словарям. (Словари лежат на столах) (Одна группа находит информацию в электронных словарях)
- Какое из определений вам ближе? - Слово милосердие, говорит о сердце, которое милует, любит и жалеет. - Любое слово, как магнит притягивает к себе другие слова. Какие слова "притянет" к себе слово "милосердие"? Посмотрите, ребята, на «Облако слов» |
||||||
|
Деятельность обучающихся |
Работают с информацией. Работа со словарями. Отвечают и обосновывают ответ. Участвуют в диалоге. |
Этап 4. Восприятие и первичное осознание нового материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения
|
Задачи |
Организовать работу по определению темы урока и цели, обучающимися. |
|
Длительность |
8 мин. |
|
Деятельность учителя |
Работа в парах - А теперь давайте попробуем понять, из чего же состоит милосердие, разгадав кроссворд. Милосердие подвигает нас на доброделание. Помогая другим, ты помогаешь себе, потому что творение добра доставляет благополучие и удовольствие для тебя самого. Быть милосердным – значит жить в радости. Можно отыскивать радости во внешнем – играть в футбол, ходить в кино, лакомиться сладостями. Но, как вы думаете, навечно ли такая радость остается в нашем сердце? (дети отвечают) Такая внешняя радость скоро проходит, она не поселяется в нашем сердце. А когда безвозмездно помогаешь другому человеку, душа озаряется светом и данный свет остается в твоем сердце навсегда. И чем больше ты совершаешь добра, тем светлее у тебя на сердце. |
|
Деятельность обучающихся |
Самостоятельная работа в парах. Выполняют задания по карточкам. Отвечают на вопросы педагога. |
|
|
|
|
Физическая минутка |
|
|
Задача |
Снятие усталости, напряжения, внести эмоциональный заряд. |
|
Длительность |
2 мин. |
|
Деятельность учителя |
Организует физическую минутку Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.) Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.) Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.) Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.) Солнце утром лишь проснется, Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.) |
|
Деятельность обучающихся |
Выполняют движения под музыку. |
|
Комплекс упражнений даст возможность улучшить мозговое кровообращение, снять умственную утомляемость. |
|
|
Этап 5. Осознание и осмысление учебного материала |
|
|
Задача |
Сотрудничать в поиске и выборе информации. |
|
Длительность |
12мин. |
|
Деятельность учителя |
- И так, мы выяснили, что означает понятие «милосердие». - А в чем проявляется милосердие? - По отношению к кому проявляют милосердие? - А в чём же проявляется милосердие? (дети отвечают) - Прочитайте текст учебника на с.90 - Какую проблему поставил перед нами автор учебника? – - Одинаковы ли понятия жалость и милосердие? - Обратимся к учебнику. Стр. 91. - Опишите ситуацию, изображенную на странице учебника. - Что случилось с дедушкой? - Что делает девочка? - Почему она отложила свои дела? - Какими качествами она обладает? - Что девочка поставила на первое место? - С каким понятием сравнили Милосердие? СОСТРАДАНИЕ - Прочитаем об этом на стр.92. - Приведите примеры, когда вы сами проявили милосердие и к кому? -Можно ли милосердие считать проявлением человечности? - Как вы думаете, кто может проявить милосердие? - И когда оно проявляется? - А нужно ли ждать благодарность за проявление милосердия? - Найдите ответ на стр. 92. - Много прекрасных традиций произросло из любящего русского сердца. Отдельно хочется затронуть добрую традицию, которая возникла на рубеже 19-20 века под не хитрым названием «Дни белого цветка». Эта благотворительная акция широкой волной милосердия и любви прошла по широким просторам России, объединяя всех такой понятной и простой истиной «Спешите делать добро». Благотворительная акция «Белый цветок» проводилась при поддержке и активном участии Царской семьи. 20 апреля 1911 года в Санкт-Петербурге по инициативе императора Николая II состоялся первый день «Белого цветка». В ходе акции все, кто вносил пожертвования в помощь больным туберкулезом, получали в благодарность цветы. Игра «Цветок милосердия» – На столе лежат лепестки с названием человеческих качеств, давайте выберем те, которые связаны с понятием «милосердие». - Прикрепите лепестки на доску. – У нас получился цветок из замечательных качеств, составляющих основу милосердия. (Приложение 4) |
|
Деятельность обучающихся |
Работа по учебнику. Ведут диалог. Отвечают на вопросы. |
Этап 6. Первичное закрепление
|
Задача |
Выявить уровень овладения знаниями и способами. |
|
Длительность |
5 мин. |
|
Деятельность учителя |
- Подумайте, из чего же состоит милосердие? Сколько ни говори о милосердии – это лишь мысленное представление, до тех пор, пока оно не реализовано в добрых делах. Надо оказывать помощь тем, кто в ней нуждается, но помощь эта должна быть незаметной, бескорыстной, благородной. Символ милосердия – это сердце. Символ милосердия – красный крест. - Профессии каких людей вы бы назвали милосердным? (Волонтёры, спасатели, врачи, медсёстры, священнослужители, сёстры милосердия в монастырях, бескорыстно стремящиеся помочь человеку в беде и болезни, печали и несчастии) - А как в Российской империи появились сёстры милосердия? Дарья Севастопольская - первая в мире отважная фронтовая сестра милосердия. Она продала всё имущество, что у неё было, на эти деньги купила повозку и с ней в 1854 году отправилась на фронт, на Крымскую войну. Легендарную повозку с белой парусиновой крышей считают первым в истории передвижным перевязочным пунктом. 17 ноября 1854 года по инициативе великой княгини Елены Павловны была открыта Крестовоздвиженская община сестёр милосердия. «Ангелы в белых платочках». [Презентация 2, слайды 8-9] В 1867 года император Всероссийский Александр II утвердил устав «Российского общества попечения о раненых и больных воинах» и под таким названием в Санкт-Петербурге была создана организация, с 1879 года широко известная в последующем как «Российский Красный Крест». В 1879 году Общество было переименовано в «Российское общество Красного Креста» Почётными членами этого Общества стали сам император, все великие князья и княгини. Великая княгиня Елизавета Фёдоровна ухаживала за ранеными солдатами в Москве во время Первой мировой войны. В Москве она устроила госпиталь для раненых, который сама постоянно посещала, основала комитеты по обеспечению вдов и сирот погибших на фронте солдат и офицеров. Елизавета Федоровна стала образцом доброты и сердечности для большинства женщин. Общество «Российский красный крест» и в настоящее время продолжает свою работу: оказывая гуманитарную, социальную и правовую помощь населению. Это доставка медикаментов, розыск людей, оказание помощи после стихийных бедствий и многое другое. С самого начала специальной военной операции медсёстры со всей России отправляются в госпитали ЛНР и ДНР, чтобы помочь и бойцам, и гражданским. Работа медсестры — не только выполнить назначения врача, но и поддержать, подбодрить, успокоить. Улыбки и забота женщин спасают военных не только от ран, но и от уныния. Слово «милосердие» обретает новые краски — вновь женщины Руси становятся для всех воинов сёстрами и матерями». Помимо помощи раненым, медики развозят лекарства и продукты мирным жителям, общаются с населением и выясняют, чем помочь людям. Вспомните о добрых делах сделанными учениками нашей школы, а также и вами. Старшеклассники помогают одиноким ветеранам. Ребята старших классов с концертом выступили в «Доме-интернате для престарелых и инвалидов». Наш класс принял участие во всероссийской акции «Письмо солдату СВО» Сделаем вывод: «Милосердие — труд, который равен служению человеку и Богу. Это высокая честь. Быть милосердным — это возможность научиться любви к ближнему. |
|
Деятельность обучающихся |
Беседуют о своих добрых делах. Описывают милосердие. |
|
Этап 7. Рефлексия учебной деятельности |
|
|
Задача |
Самооценка обучающимися собственной учебной деятельности. |
|
Длительность |
2 мин. |
|
Деятельность учителя |
- Ребята, чтобы милосердие и доброта согревали нашу жизнь, нужно начать с самого себя. Делайте людям добро, а не зло, любите, уважайте друг друга, будьте готовыми прийти на помощь в любую минуту. Я надеюсь, что вы вырастите добрыми, вежливыми, порядочными людьми и будете соблюдать законы доброты, потому что добрые дела живут вечно. - Мне хочется верить, что сегодня наш урок не прошёл даром и вы смогли прикоснуться к истокам истинного милосердия и осмыслить его настоящий смысл. -Как вы считаете, тема, проблема, над которой мы работали, важна для вас лично? -Как вы поняли, что самое главное в проявлении милосердия? |
|
Деятельность обучающихся |
Продолжают предложение. Описывают добрые дела, которые делали сегодня на уроке. |
|
Этап 8. Информация о домашнем задании |
|
|
Задача |
Сообщить обучающимся о домашнем задании. |
|
Длительность |
1 мин. |
|
Деятельность учителя |
|
|
Деятельность обучающихся |
Записывают домашнее задание в дневник. |
На странице приведен фрагмент.
|
Автор: Овсянникова Елена Александровна
→ Публикатор |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.