Методическая разработка занятия по программе «Эффективное взаимодействие детей и родителей» (рассчитана на родителей с детьми 5-12 лет)
Т.В. Склярова, Т.Н. Чикер
ГБОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической
медико-социальной помощи Центр психолого-медико-социального сопровождения Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Методическая разработка занятия по программе «Эффективное взаимодействие детей и родителей»
Программа «Эффективное взаимодействие детей и родителей» была разработана нами с целью оптимизации коммуникации и межличностных отношений между ребенком и его родителями, а также между ребенком и окружающими его людьми. Программа рассчитана на родителей с детьми 5-12 лет. В группу может входить от 8 до 12 родителей и их дети. Программа включает 17 занятий: 8 занятий с родителями, 6 занятий с детьми, 2 совместных занятия с родителями и детьми и одно заключительное занятие с родителями.
Мы представляем методическую разработку второго совместного занятия с родителями и детьми.
Второе совместное занятие проводится в технике сказкотерапии. Сказкотерапевтическое воздействие является глубинным и стойким, ибо затрагивает не только поведенческие пласты психики, но и ее ценностную структуру.
Участвуя в сказкотерапевтическом занятии, ребенок «вживается» в развитие сказочного сюжета. При этом развивается способность ребенка вставать на место другого, развивается его эмпатия. Кроме того, только в сказке нет невозможного, что делает применение метода сказкотерапии незаменимым для тревожных, неуверенных детей. В сказке не работает их привычная проблемная формула «это у меня не получится», ибо все неудачи временны и случаются оттого, что не все возможности еще исследованы, не все еще познано. Обретая опыт решения проблем «сказочными» способами, ребенок, взрослый переносит его на реальные ситуации.
Преодолевая «сказочные» проблемы, проживая все перипетии сказочного сюжета, родитель и ребенок учатся лучше понимать друг друга, их взаимодействовие становится более эффективным.
Желательно, чтобы ведущий имел опыт проведения сказкотерапевтических занятий, так как сюжет разрабатывается ведущим до начала занятия только в общих чертах. Большую роль в ходе занятия играет экспромт (дети и родители сами выбирают способы поведения в проблемных сказочных ситуациях). Эти способы зависят от ранее сложившихся стилей взаимодействия в реальном мире. Для каждой детско-родительской пары подбирается определенная проблемная ситуация, решение которой позволяет расширить спектр способов взаимодействия в данной паре. Расширение спектра стилей взаимодействия участников групповой работы позволяет оптимизировать как взаимоотношения в семье, так и адаптацию к условиям окружающего мира.
Задачей ведущего является создание «сказочной» среды, особой сказочной обстановки, способствующей раскрытию потенциальных возможностей личности участников. Занятие проводится в мягкой, недирективной манере, максимальная инициатива предоставляется участникам, что стимулирует развитие интуиции и фантазии, помогает принимать самостоятельные решения. Кроме того, ведущий должен обеспечить «победу добра и справедливости». Герои сказки, пройдя через выпавшие на их долю испытания, становятся более сильными и мудрыми, учатся прощать своих врагов, помогать другим и принимать помощь от других. «Хороший конец» дает участникам чувство психологической защищенности. Иногда полностью смысл сказки становится понятен не сразу, а через какой-то срок. Поэтому подробное обсуждение сказкотерапевтического занятия проводится на заключительном занятии. Проводится видеосъемка всего сказочного представления.
Вхождение в сказочную страну начинается со слов: «В некотором царстве, в некотором государстве…». Задается неопределенное место действия сказки, это подчеркивает, что такая история могла произойти где угодно: может быть, за тридевять земель, а может быть, совсем рядом. Определенность места действия психологически отдаляет участников от событий, происходящих в сказке.
Описываемое занятие носит название «Мы вместе» (сочиним сказку).
Целью занятия является:
Создание ситуации сотрудничества.
Создание атмосферы эмоционального единства.
Развитие эмпатии между родителями и детьми.
Развитие творческого потенциала.
Содержание занятия
Участники (родители, их дети и ведущие) приходят на занятие в костюмах сказочных героев. На предыдущем занятии родители и их дети сами выбирали сказочных персонажей, роли которых они хотели бы играть в ходе сказкотерапевтического занятия. Участники могут также выбрать персонаж из списка, предложенного ведущими (например: Дюймовочка, Красная шапочка, Золушка, Мальчик - с - пальчик, Иван - Царевич, Щелкунчик, Стойкий оловянный солдатик, Кот в сапогах, Емеля, Золотая рыбка, Конек - Горбунок, Иван - крестьянский сын, Царевна - Лебедь, Царевна - Лягушка и т. д.). Предпочтительнее, чтобы сказочные герои, выбранные семьей, были из одной сказки, однако при желании быть персонажами разных сказок, родители и их дети могут сделать такой выбор.
Дома сочиняются номера-презентации для своих героев, которых и будут представлять участники группового занятия. Также дома готовятся маски и костюмы для своих героев.
Проводится видеосъемка всего занятия.
Упражнение 1. «С чем пришли?» (самооценка настроения).
Цель: Оказание поддержки каждому участнику, повышение самооценки, уверенности в себе. Выяснение чувств, испытываемых участниками.
Участники группы рассказывают, с какими чувствами они пришли на занятие, рассказывают о позитивных изменениях, произошедших за период времени между занятиями.
Упражнение 2. «Вхождение в сказочную страну»
Цель: «Погружение» участников в атмосферу сказки, развитие творческого мышления.
«В некотором царстве, в некотором государстве…» - задается неопределенное место действия сказки, это подчеркивает, что такая история могла произойти где угодно: может быть, за тридевять земель, а может быть, совсем рядом. Определенность места действия психологически отдаляет участников от событий, происходящих в сказке.
Упражнение 3. « Мы-герои волшебной сказки»
Цель: Развитие навыков самопрезентации, раскрытие потенциальных возможностей личности участников, создание ситуации сотрудничества.
Участники занятия разыгрывают номера-презентации сказочных персонажей, заготовленные ими дома. Номера-презентации вставляются ведущими в контекст путешествия по сказочной стране. Сюжет «путешествия» составляется ведущими заранее в зависимости от того, какие сказочные герои выбраны и в зависимости от характера детско-родительских отношений в каждой семейной паре. В зависимости от характера детско-родительских отношений ведущие актуализируют ресурсы каждой семейной пары.
Далее разворачивается сказочный сюжет, составленный ведущими. Участники под руководством ведущих «отправляются в путешествие по сказочной стране».
В процессе путешествия по сказочной стране участники «идут по камешкам», «пробираются сквозь лесные заросли», «пробегают по горячему песку», «проходят по краю обрыва» и т. д..
Путешествие начинается с презентации одной семейной пары, постепенно к ним присоединяются другие семейные пары, показавшие свои номера-презентации.
Упражнение 4. «Перейди реку по качающемуся мосту»
Цель: Преодоление страха, развитие уверенности, доверия к окружающим.
Участники занятия подходят к «широкой бурной реке» (рулон бумаги голубого цвета расстеленный на полу). Через реку перекинут «подвесной мост» (плотное покрывало коричневого цвета, которое за углы держат четверо родителей на высоте 10-15 см от пола). Дети по очереди «переходят по мосту через реку». Они могут сделать это самостоятельно или с помощью «помощника-волшебника», который будет держать их за руку.
Упражнение 5. «Тоннель»
Цель: Преодоление страхов, развитие эмпатии между родителями и детьми.
Группа участников приближается к «волшебному тоннелю» (труба из пластмассовых обручей и ткани красного цвета). Тоннель обладает волшебным свойством: тот, кто пролезет через него, может избавиться от того что ему мешает жить: своих страхов, плохих оценок и т. д.. Но для этого это надо назвать вслух перед входом в тоннель.
Участники занятия подходят к тоннелю, который придерживают ведущие. Ведущие рассказывают детям и взрослым о «волшебных свойствах» тоннеля. Затем предлагают сначала детям решить и сказать от чего они хотят избавиться, а после этого пролезть через тоннель. На выходе из тоннеля каждого ребенка тепло встречает его мама или папа.
Упражнение 6. «Счастье по кругу»
Цель: Развитие эмпатии, коммуникативных навыков, улучшение эмоционального состояния.
После преодоления «волшебного тоннеля», дети с родителями подходят к «источнику счастья» и встают в круг. Один из ведущих (волшебник, фея и т. п.) набирает в сложенные ладони «счастье из источника» и передает его по кругу, переливая из своих ладоней в ладони соседа. Ведущий рассказывает о волшебном свойстве счастья: когда мы делимся счастьем с другими, наше счастье не уменьшается, а только увеличивается. Участники «делятся друг с другом счастьем». Затем ведущие сообщают, что хоть мы и брали счастье из одного источника, но у каждого оно свое. И предлагают участникам рассказать о своем счастье. Дети и родители рассказывают о своем счастье, а затем «присваивают его себе», прижав сложенные ладони к груди.
Упражнение 7. «Танец радости»
Цель: Создание атмосферы эмоционального единства, развитие навыков самовыражения.
Ведущие включают веселую музыку и предлагают станцевать «танец радости». Все участники и ведущие танцуют. Танец завершается «общим кругом».
Учитывая особенность сказкотерапевтического занятия, анализ упражнений проводиться в конце занятия с целью сохранения единого сказочного сюжета.
Рефлексия занятия.
Участники групповых занятий рассказывают о своих впечатлениях от прошедшего занятия, отслеживают на что они обратили внимание, что нового узнали, что было наиболее полезным для них.
Общее время проведения занятия 2 - 2,5 часа.
Литература
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Развивающая сказкотерапия. СПб., 2000.
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. СПб., 1998
Зинкевич Т.Д., Михайлов А.М. Теория и практика сказкотерапии. СПб., 1996.
Макшанов С.И., Хрящёва Н.Ю. Психогимнастика в тренинге. Каталог часть 1, Санкт-Петербург, 1993.
Макшанов С.И., Хрящёва Н.Ю., Сидоренко Е.В. Психогимнастика в тренинге. Каталог часть 2., Санкт- Петербург, 1993 .
Панфилова М.А. Игротерапия общения. М., 2001.
Рудестам К. Групповая психотерапия. СПб.: ЗАО «Питер», 1999.
Фопель К. Как научить детей сотрудничать. М., 1999.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Склярова Т. В., Чикер Т. Н.
→ Chiker 04.09.2012 0 7500 1977 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.