Элективный курс "Слагаемые выбора профессии"
Раздел |
Тема |
Кол-во часов |
Диагностика профессиональных интересов учащихся.
|
Методика выявления профессиональных типов личности Д.Голланда. Дифференционально-диагностический опросник (ДДО) Е.А. Климова Опросник структуры темперамента (ОСТ) Русалова В.М. Методика ПИОН (Профессиональные Интересы, Опыт, Навыки) |
1
1 |
Пути получения профессионального образования. |
Уровни образования. Государственные и негосударственные учебные заведения. Как можно получить бесплатное образование. Всегда ли платное образование лучше. Можно ли получить образование самостоятельно. |
1
1
|
Поиск работы начинается с выбора профессии. |
Что такое профессия. Типы и классы профессий. Как выбрать профессию. |
1 |
Как и где искать работу. Портфолио. |
Где и как искать информацию о возможных местах работы. Структура портфолио. Основные разделы. Составление резюме. Написание автобиографии.
|
1
1 1 1 |
Профориентационные игры |
Угадай профессию. Формула профессии. Консультант по профессиям. Устройство на работу. |
1 1 1 1 |
Прохождение собеседования и психологического тестирования. |
Как пройти собеседование. Практическое занятие. Прохождение психологического тестирования.
|
1
1 |
Проектирование жизненной карьеры. |
Обучение технике проектирование жизненной карьеры. Защита проектов. |
1
1 |
|
Пояснительная записка
Для многих старшеклассников выбор профессии – очень важный шаг в жизни. Практически каждый школьник задает себе вопрос: «Кем стать?». Для того чтобы помочь ребятам сделать правильный выбор, сориентироваться в многообразии предлагаемых современным обществом профессий, которые соответствовали бы их интересам и способностям разработан данный элективный курс.
Цель данного курса:
- открыть перед учащимися перспективу в дальнейшем личностном развитии;
- помочь определить свои жизненные планы и в соответствии с ними выстроить алгоритм действий;
- оказание психолого-педагогической поддержки учащимся;
- построения диаграммы направленности карьерного развития с помощью компьютерной программы «Эффектон».
- расширить у учащихся теоретические представления и понятия, связанные с миром профессий;
Основные задачи курса:
- формирование эффективного поведения учащихся в условиях современного рынка труда;
- повышение психологической компетентности учащихся за счет определения своей позиции в жизни;
- развитие, у учащихся уверенности в своем будущем.
Актуальность предлагаемого курса
В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года и в Концепции профильного обучения в учреждениях общего среднего образования, заявлено, что важнейшим требованием к школе является ориентация образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и развитие его личности, познавательных и созидательных способностей, успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. При этом подчеркивается, что решение этих задач должно стать органической составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. В стратегических документах отмечается новая роль профессиональной ориентации как условия для психологической поддержки молодежи, помощи в выявлении профессиональных интересов, склонностей, определения реальных возможностей в освоении той или иной профессии.
Основное содержание курса
Предлагаемый элективный курс является ориентационным. Построен так, чтобы в нем сочетались практические задания (профориентационные игры, прохождение собеседования) и информационная поддержка (пути получения образования, поиск работы и т. д). Ребята учатся анализировать материалы о предоставлении работы в СМИ, знакомятся с современным рынком труда, с востребованностью тех или иных профессий.
Используемая программа «Эффектон» помогает ребятам определить профессиональные предпочтения, профессиональный личностный тип, работоспособность и т. д. После прохождения определенного пакета методик учащийся получает диаграмму направленности карьерного развития, которая помогает ребятам выбрать профессиональное направление, полученная информация учитывается при выборе профиля обучения.
Подробно мы останавливаемся на формировании портфолио, структуре и основных разделах.
Проектная работа «Мои жизненные планы» помогает ребятам сориентировать себя на позитивное будущее. Данная работа позволяет задуматься о будущей профессии, о возможных трудностях, которые могут встретиться при реализации своих планов, и путях решения этих трудностей .Защита проектной работы формирует у ребят навыки публичного выступления.
Элективный курс завершается индивидуальными консультациями с учащимися и родителями по результатам пройденной диагностики.
Занятия проводятся в кабинете педагога-психолога и в кабинете информатики.
Количество часов, отводимых на реализацию данного курса, в соответствии с программой, — 17
Описание планируемых результатов
В результате изучения данного курса у школьников должны быть сформированы:
знания и представления:
— о требованиях современного общества к профессиональной деятельности человека, о рынке профессионального труда и образовательных услуг;
— о выборе профиля обучения, о возможностях получения образования по избранному профилю;
— о способах находить выход из проблемных ситуаций, связанных с выбором профиля обучения, дальнейшего получения образования и поиска работы;
— объективно оценивать и учитывать свои индивидуальные возможности в соответствии с избираемой деятельность, учитывая направленность профессионального развития;
Тематическое планирование занятий
Раздел |
Тема |
Кол-во часов |
Диагностика профессиональных интересов учащихся.
|
Методика выявления профессиональных типов личности Д.Голланда. Дифференционально-диагностический опросник (ДДО) Е.А. Климова Опросник структуры темперамента (ОСТ) Русалова В.М. Методика ПИОН (Профессиональные Интересы, Опыт, Навыки) |
1
1 |
Пути получения профессионального образования. |
Уровни образования. Государственные и негосударственные учебные заведения. Как можно получить бесплатное образование. Всегда ли платное образование лучше. Можно ли получить образование самостоятельно. |
1
1
|
Поиск работы начинается с выбора профессии. |
Что такое профессия. Типы и классы профессий. Как выбрать профессию. |
1 |
Как и где искать работу. Портфолио. |
Где и как искать информацию о возможных местах работы. Структура портфолио. Основные разделы. Составление резюме. Написание автобиографии.
|
1
1 1 1 |
Профориентационные игры |
Угадай профессию. Формула профессии. Консультант по профессиям. Устройство на работу. |
1 1 1 1 |
Прохождение собеседования и психологического тестирования. |
Как пройти собеседование. Практическое занятие. Прохождение психологического тестирования.
|
1
1 |
Проектирование жизненной карьеры. |
Обучение технике проектирование жизненной карьеры. Защита проектов. |
1
1 |
Список литературы:
Волков Е.С. Зависимость ценностных ориентаций от смены вида деятельности. – М.: МГПИ, 1981.
Грачев Н.Н. Психология инженерного труда. – М., 1998.
Гейжан Н.Ф. Теория и практика профессиональной консультации. – М., 1991.
Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб.: Питер, 1999.
Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов-на-Дону, 1996.
Климов Е.А. Введение в психологию труда. – М., 1988.
Климов Е.А. Психология профессионала. – М., 1996.
Немов Р.С. Психология. Кн. 1: Основы общей психологии. – М., 2001.
Немов Р.С. Психология. Кн. 2: Психология образования. – М., 2001.
Психология. Словарь / под общей редакцией Петровского А.В., Ярошевского М.Г. – М.,1990.
Розенталь М., Юдин П. Краткий философский словарь. – М., 1954.
Ромек В.Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. – С-Петербург, 2005.
Резапкина Г.В. Отбор в профильные классы. – М., 2005.
Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. – Изд. дом «Бахрам - М», 2000.
Рубинштейн С.П. Основы общей психологии. – С-Петербург, 1999.
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. – М.,1998.
Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам. – М., 2005.
Смирнова Е.Е. На пути к выбору профессии. – С-Петербург, 2004.
Сазонов А.Д., Симоненко В.Д., Аванесов В.С., Бухалов Б.И. Профессиональная ориентация учащихся. – М., 1988.
Трошихина Е.Г. Тренинг развития жизненных целей. – С-Петербург, 2006.
Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф., Черкашин Е.О. Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования. / уч. пособие – М., 2004.
Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф., Черкашин Е.О. Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования. / книга для чтения – М., 2004.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Тиркия Лиля Рифульевна
→ likaya 16.09.2012 1 9537 2325 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.