Конспект занятия "Наш дружный класс"; 7 класс
Тренинг на сплочение 7 класса « Наш дружный класс»
Цель: сплочение классного коллектива и построение эффективного командного взаимодействия учащихся друг с другом. Создание благоприятного психологического климата, преодоление барьеров в межличностных отношениях, развитие коммуникативных навыков.
Задачи:
-
формирование благоприятного психологического климата внутри класса;
-
преодоление барьеров в межличностном общении, развитие коммуникативных навыков;
-
осознание своей роли в классе;
-
развитие умения работать в команде;
-
сплочение класса.
Возраст: подростки 14-16 лет.
Состав участников: 15-20 человек.
Оборудование: ручки листы формата А4, маркеры.
Режим работы: 60 минут
Актуальность: Для того чтобы образовательные цели были успешно достигнуты необходим сплоченный коллектив класса. Товарищеские контакты во время учебы и по окончании ее, сотрудничество и взаимопомощь формируют хороший социально-психологический климат в классе. Желание идти в школу, стремление к осуществлению поставленных целей и задач во многом зависит от взаимоотношений в классе. И чем лучше эти отношения, тем выше результаты учебы каждого в целом. Поэтому проведение психологических тренингов становится неотъемлемой частью работы психолога в школе.
Структура тренинга:
-
Приветствие -5 мин.
-
Цель, задачи – 3 мин.
-
Разминка -5 мин.
-
Основная часть – 45мин.
-
Рефлексия – 5мин.
Ход тренинга:
-
Разминка
-
Упр. «Три слова о себе»
-
Упр. «Фотография нашего класса»
-
Упр. «Давайте построим»
-
Упр. «Цепочки»
-
Упр. «Если птичка, то какая»
-
Упр. « Счет до 10»
-
Упр. «Горячий стул»
-
Упр. «Моя проблема в общении»
-
Упр. «Мой портрет в лучах солнца»
Участники сидят на стульях, расставленных по кругу. Звучит расслабляющая музыка.
Вводный этап
-
Приветствие:
Цель: установление контакта с детьми.
Психолог представляется и говорит название тренинга, рассказывает правила работы в группе.
Психолог: Сегодня мы с вами примем участие в тренинге под названием «Наш дружный класс».
Инструкция: нам предстоит большая совместная работа, а поэтому нужно познакомиться и запомнить имена друг друга. В тренинге нам предоставляется возможность, обычно не доступная в реальной жизни, выбрать себе тренинговое имя. У вас есть 30 сек., чтобы придумать себе тренинговое имя и написать его на бейдже. А теперь представимся друг другу. Сделаем это следующим образом: по очереди, каждый называет свое тренинговое имя, свое хобби и мечту.
В каждом тренинге есть правила. Давайте и мы выработаем свои правила.
Время: 2 мин.
Ресурсы: ватман с уже написанными правилами. Психологом устанавливаются определенные правила работы в группе, которые необходимы для того, чтобы все участники, чувствовали себя комфортно.
Правила.
-
Здесь и сейчас (во время тренинга мы говорим только о том, что волнует каждого именно сейчас и обсуждаем только то, что с нами происходит именно здесь)
-
Говорю только за себя. Все высказывания должны идти только от своего имени: Я думаю, я считаю.
-
Право говорить и обязанность слушать.
-
Активность.
-
Правило «стоп».
-
Конфиденциальность. Всё, что говорится в группе относительно конкретных участников, остаётся внутри группы.
А теперь давайте выполним упражнение на знакомство.
Упр. «3 слова о себе».
Психолог достает мяч и предлагает с помощью него познакомиться поближе. Каждому участнику предлагается описать себя тремя словами. Имя за слово не считается.
-
Разминка:
Время -5 мин.
Цель: Поднять настроение, и настроится на дальнейшие упражнения; выравнивание эмоционального фона, сплочение участников группы в единую команду для достижения результата.
Упр. «Поменяйтесь местами те…»
-
Поменяйтесь местами те, кто сегодня умывался;
-
Поменяйтесь местами те, у кого хорошее настроение;
-
Поменяйтесь местами те, кто уверен в себе. (и др.)
-
Основная часть:
Упр. « Мой портрет в лучах солнца»
Цель: способствовать углубления процессов самораскрытия, учить находить в себе главные индивидуальные особенности, определять свои личностные особенности.
Ход упражнения: Каждому выдается лист бумаги в центре листа в круге написано «Я могу!». Подростки должны нарисовать лучи солнца, вдоль которых записывают то, что они могут сделать для другого в своем классе. Затем все записи зачитываются участниками занятия.
Упр. «Моя проблема в общении»
Время: 15мин.
Все участники пишут на листах бумаги в краткой форме ответ на вопрос: «В чем заключается моя основная проблема в общении?» Листки не подписываются. Листки сворачиваются и складываются в шкатулку. Затем каждый ученик произвольно берет любой листок, читает его и пытается найти прием, с помощью которого он смог бы выйти из данной проблемы. Группа слушает его предложения и оценивает, правильно ли понята соответствующая проблема и действительно ли предлагаемый прием способствует ее разрешению.
Упр. «Счет до 10»
Цель: прочувствовать друг друга, понять без слов и мимики.
Сейчас по сигналу «начали» все закроют глаза, опустят голову вниз и попытайтесь посчитать от одного до десяти. Но хитрость в том, что считать вы будите вместе. Кто-то скажет «один», другой человек скажет «два» и так далее. Однако в игре есть одно правило: слово должен произнести, только один человек. Если два голоса скажут «четыре», счет начинается сначала. Попробуйте понять друг друга без слов.
Обсуждение:
-
Что вы чувствовали?
-
Если не получилось, то почему?
Упр. «Горячий стул»
Инструкция: В центре ставится стул на него предлагается сесть добровольца. Предлагается всем оставшимся высказать свои впечатления и мнения об этом человеке, сказать о его положительных и отрицательных качествах.
Обсуждение: первый участник рассказывает про то, как осмелился быть первым? Все делятся: легко или тяжело это было сделать? Насколько тяжело было высказываться о человеке?
Упр. «Если птичка, то какая»
Время: 10-15мин.
Инструкция: Сейчас одним из вас представится возможность потренироваться в наблюдательности, а то что ждет других, пока останется в секрете. Кто хочет быть ведущим?» После того как ведущий найден, тренер просит его встать и отвернуться от группы. Можно попросить его выйти из комнаты. Группе же дается следующее задание: «Загадайте какого-то одного игрока, так чтобы ведущий не понял, кого вы хотите загадать.
Процедура проведения: Далее тренер предлагает ведущему отгадать, кого же загадала группа. Однако, вопросы можно задавать только особого рода, сравнивая загаданного участника с различными видами животных, растений, рыб, природных явлений. При этом можно задать не более трех вопросов. Вопросы могут быть на разные ассоциации. Вопросы строятся следующим образом: «Если цветок, то какой?», «Если птица, то какая?». На каждый вопрос ведущий просит сообщить конкретную ассоциацию, возникающую у каждого члена группы. После того как игрок отгадан или раскрыт (когда ведущий не может отгадать), тренер предлагает группе продолжить. При сохранении интереса в группе, можно пройти три круга.
Упражнение «Цепочки»
Участники встают в круг, закрывают глаза и протягивают перед собой правую руку. Столкнувшись, руки сцепляются. Затем участники вытягивают левые руки и снова ищут себе партнера. Ведущий следит за тем, чтобы каждый держал руки двух людей. Участники открывают глаза. Они должны распутаться, не разжимая рук (разрешается только изменение положения кистей, чтобы не происходило вывихов рук). В результате либо образуется круг, либо несколько сцепленных колечек из людей, либо несколько независимых кругов или пар.
Анализ упражнения:
-
Чем вам понравилось данное упражнение?
-
Что вы почувствовали, выполняя это упражнение?
-
Какие трудности вызвало у вас это упражнение?
Психолог: Итак, любой коллектив – это огромный механизм, работа которого зависит от работы каждого человека. С помощью ряда упражнений, мы попытаемся понять, как же налажена совместная работа в нашем коллективе.
Упражнение «Давайте построим…»
Цель упражнения: сплочение коллектива, понимание и прочувствование каждого участника.
Ведущий выстраивает всех участников в круг, затем просит участников закрыть глаза и перестроиться в квадрат. Психолог спрашивает участников, все ли уверены, что находятся в квадрате, открывать глаза можно только после того, как все участники будут уверены. Затем по аналогии можно построить и другие фигуры.
Анализ упражнения:
-
С какими трудностями вы столкнулись при выполнении данного упражнения?
-
Что понравилось вам в упражнении?
Упр. «Фотография нашего класса»
Каждый участник получает лист бумаги. Задача учащихся нарисовать смайлик с таким эмоциональным состоянием, которое чаще всего присутствует у них в классе. Затем все рисунки вывешиваются на доске, образуя общую фотографию класса.
Процедура «Спасибо за приятное занятие»
Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Игра проходит следующим образом: Один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятное занятие». Таким образом группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединиться последний участник, замкните круг и завершите церемонию безмолвным крепким, троекратным пожатием рук.
Упр. «Пожелания»
Участникам раздаются листочки с именами одноклассников. Каждый должен написать пожелание тому, кто указан на листочке. Затем пожелания отдаются тому, кому они предназначены.
Рефлексия:
-
Какие чувства испытывали?
-
Что нового узнали о себе и группе?
-
Чему научились?
-
Как это пригодится в будущем?
-
Что было важным?
-
Над чем вы задумались?
-
Что происходило с вами?
Завершение:
Спасибо вам большое, что пришли на данное занятие, надеемся, что она не пройдет бесследно в вашей жизни, надеемся, что хоть что-то вам пригодится и, что над чем-то вы задумались. До свиданья.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Попова Наталья Александровна
→ Публикатор 27.03.2023 0 5324 39 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы