Семинар-тренинг для родителей "Пути формирования бесконфликтных взаимоотношений с детьми"


Автор: Кожекина Наталья Александровна

педагог-психолог

Краснозерская МОУ СОШ №1


Семинар-тренинг для родителей

«Пути формирования бесконфликтных взаимоотношений с детьми».


Очень часто от родителей приходится слышать, что они не могут построить взаимоотношений со своими подрастающими детьми, дети их не слушают и не принимают во внимание их мнение. В школе и дома хотят, чтобы дети были «удобными», во всем слушались взрослых. И недоумевает взрослое поколение , почему сейчас дети стали такими непослушными и задаются вопросом, как найти путь к бесконфликтной дисциплине.


Цель: - научиться понимать внутренние мотивы ребенка, помочь

в построении нормальных отношений с ребенком


- выявить условия, необходимые для воспитания у ребенка

дисциплины;


Форма проведения: семинар-тренинг.


Категория: родители уч-ся 6-7 кл.


Ход собрания.



(Звучит спокойная музыка, стулья расставлены по кругу)


1.Упражнение-приветствие «Я рад вас видеть сегодня…» (клубок передается по кругу всем родителям, постепенно его разматывая).


-Вот так, как этой нитью, все мы связаны общей проблемой- как сформировать позитивные отношения с детьми, как найти путь к бесконфликтной дисциплине. Сегодня мы вместе попробуем разобраться в этой проблеме.


Теоретическая часть.

- Родителям может показаться неожиданным тот факт, что детям нужны порядок и правила поведения в семье, они хотят и ждут их! Правила и разумный распорядок дают ребенку чувство безопасности, уверенности. И если по этому поводу у вас существуют проблемы, то скорее всего дело не в самих правилах, а в способах их «внедрения». Поэтому сегодня мы рассмотрим правила, с помощью которых можно наладить и поддержать в семье бесконфликтную дисциплину.

Правила.

(вывешиваются поочередно на доске)


1.Правила должны быть обязательно в жизни каждого ребенка.


2.Взрослые должны согласовать правила между собой.


Даже если один родитель не согласен с требованиями другого, лучше в эту минуту промолчать, а потом уже без ребенка обсудить разногласия.


3.При наказании ребенка лучше лишать его хорошего, чем делать ему плохое.


4.Дайте свободу.

Спокойно свыкнитесь с мыслью, что ваш отпрыск уже вырос и далее удерживать его возле себя не удастся, а непослушание- это стремление выйти из-под вашей опеки.


5.Никаких нотаций

Больше всего подростков раздражают нудные родительские нравоучения. Измените стиль общения, перейдите на спокойный , вежливый тон и откажитесь от категорических оценок и суждений. Поймите: ребенок имеет право на собственный взгляд и собственные выводы.


6.Уступает тот, кто умнее.

Костер ссоры погаснет, если в него не подбрасывать дров. Когда и родители, и дети охвачены негативными эмоциями, способность понимать друг друга исчезает.


7.Не надо обижать.

Прекращая ссору, не стремитесь сделать больно ребенку с помощью язвительных замечаний или хлопанья дверьми. Умению достойно выходить из трудных ситуаций ребенок учится у вас.


При составлении или изменении правил в вашей семье следует помнить о таких моментах:


  1. Четкая формулировка запретов, ограничений (они должны быть выдержаны в позитивном стиле и иметь конкретный характер).


  1. Ограничения и запреты должны соответствовать возрасту ребенка (и его опыту)


3. Ограничение должно быть выполнимым.



Практическая часть.


Обсуждение ситуаций в группах (родителям раздаются листки с описанием ситуаций.).


Инструкция: «Прочтите описание каждой ситуации, определите, в чем ошибка родителей; скажите вариант более действенного высказывания».


  1. Ребенок обычно возвращается из школы раньше родителей. Поэтому родители говорят ему: «Как только ты приходишь домой, сразу же делай уборку в своей комнате!»


(Ответ: « Убери в своей комнате до моего возвращения». Не следует требовать выполнения сразу же.)



  1. Родители говорят своему ребенку: «Забудь о прогулках. Мы разрешим, когда ты будешь нас слушаться»


(Ответ: «Мы переживаем за тебя, поэтому приходи домой вовремя»)


  1. Родители говорят своему ребенку: «Не проси денег, ты все равно потратишь их впустую!»


(Ответ: « Разумно трать деньги, которые дают тебе на карманные расходы. Других денег не будет»)


  1. Родители своему ребенку: «Ты опять разбил бокал! Вечно у тебя все из рук валится!»


( Ответ: «Я знаю, что ты не хотел этого. Но надо быть внимательным. Убери все за собой и садись обедать.»)


После обсуждения ситуаций и обмена мнениями психолог делает выводы:


    • любую информацию можно преподнести в позитивном ключе;


    • дети, слушая , что им говорят, получают информацию о том, как надо вести себя.


- высказывания, способствующие повышению самооценки ребенка, также формируют у него и чувство ответственности.


Непослушных детей, а тем более «отбившихся от рук», принято обвинять На самом деле в число «трудных» обычно попадают дети не «худшие», а чувствительные и ранимые. Они «сходят с рельсов» под влиянием жизненных трудностей, реагируя на них сильнее, чем более устойчивые дети. «Трудный» ребенок нуждается в помощи, а не в критике или наказаниях. Причины стойкого непослушания ребенка следует искать в глубине его психики.


Причины отклонения в поведении детей.

( наглядно вывешивается поочередно на доске)


1.Борьба за внимание. Если ребенок не получает внимания, которое ему

так необходимо для нормального развития и эмоционального

благополучия, то он находит свой способ его получить: он не слушается.


  1. Борьба за самоутверждение. Это борьба против чрезмерной родительской власти и опеки.


  1. Желание отомстить. Дети бывают часто обижены на родителей, например, если мать разошлась с отцом, или ребенка отлучили от семьи(бабушка опекун ), или родители уделяют больше внимания младшему в семье. В глубине души ребенок переживает и даже страдает, а на поверхности все те же протесты, непослушание.


  1. Потеря веры в собственный успех. Ребенок переживает неблагополучие в какой-то одной области, а неудачи у него возникают совсем в другой. Например, у мальчика не сложились отношения в классе, а следствием стала запущенная учеба. Это происходит из-за низкой самооценки ребенка. Накопив горький опыт, ребенок теряет уверенность в себе и приходит к выводу: «Нечего стараться, все равно ничего не получиться». Это – в душе , а поведением он показывает: «Мне все равно…», «Пусть буду плохим…»


Всякое отклонение в поведении - это крик о помощи!



Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. Однако у каждого родителя в жизни бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит в тупик.

В своих ошибках вы не одиноки, все родители их время от времени совершают. Но всегда лучше учиться на чужих ошибках, не правда ли?


Упражнение «Эмоциональное восприятие».


-Уважаемые родители! Закройте на минуту глаза и представьте , что вы встречаете своего лучшего друга(подругу). Как вы показываете ему, что рады, что он вам дорог, близок?.

Теперь представьте, что это ваш собственный ребенок: что он приходит из школы и вы показываете, что рады его видеть.

Представили? В чем разница? Всегда ли мы показываем нашим детям свои чувства?


Упражнение «Чаша чувств»( каждый родитель по очереди вынимает из чаши листочек с каким-либо чувством, зачитывает вслух).


Мы поможем нашим детям общаться с нами, если наше отношение к ним будет

включать:


- принятие

  • внимание

  • признание(уважение)

  • одобрение

  • теплые чувства.

  • понимание

  • любовь

  • доверие

  • поддержка

  • юмор

Моделируя свое отношение к детям в соответствии с указанными принципами, мы научим их устанавливать добрые отношения с ровесниками и другими людьми.


Вывод.

Чтение стихотворения «Родителям…» (решение взаимоотношений детей и родителей через призму взаимоотношений в семье).


-Чем проповедь выслушивать,

Мне лучше бы взглянуть.

И лучше проводить меня,

Чем указать мне путь.

Глаза умнее слуха,

Поймут все без труда.

Слова порой запутаны,

Пример же- никогда.

Тот лучший проповедник-

Кто веру в жизнь провел.

Добро увидеть в действии-

Вот лучшая из школ.

И если все мне показать-

Я выучу урок.

Понятней мне движенье рук,

Чем быстрых слов поток.

Должно быть, можно верить

И мыслям, и словам,

Но я уж лучше погляжу, что делаешь ты сам.

Вдруг я неправильно пойму

Твой правильный совет.

Зато пойму, как ты живешь,

По правде или нет.


Памятки-рекомендации (раздаются всем родителям)


Выстраивайте позитивные отношения между Вами и ребенком.

  1. Беседуйте с ребенком дружелюбно, в уважительном тоне. Сдерживайте свой критицизм и создавайте позитивизм в общении. Тон должен демонстрировать только уважение к ребенку, как к личности.


  1. Будьте одновременно тверды и добры. Взрослый должен быть дружелюбным и не выступать в роли судьи.



  1. Контроль над подростком требует особого внимания взрослых. Ответный гнев редко приводит к успеху.


  1. Поддерживайте подростка. В отличие от награды поддержка нужна даже тогда, когда он не достигает успеха.



  1. Имейте мужество. Изменение поведения требует практики и терпения.


  1. Демонстрируйте взаимное уважение. Взрослый должен демонстрировать доверие к подростку, уверенность в нем и уважение к нему как к личности.


Успехов Вам!



Список литературы:


  1. Дереклеева Н.И. Родительские собрания в 1-11 кл.- М., 2001.

  2. Кривцова Е.В., Мухаматулина Е.А. Навыки конструктивного взаимодействия с подростками.- М., 2004.

  3. Монахова А.Ю.Психолог и семья: активные методы взаимодействия.- Ярославль, 2002.

  4. Практическая психология образования. Под ред. Дубровиной И.В.- М., 2000.



Полный текст материала Семинар-тренинг для родителей "Пути формирования бесконфликтных взаимоотношений с детьми" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Кожекина Наталья Александровна  natali786373
05.02.2011 8 13383 3574

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК