Классный час "Служба в армии: за и против"; 11 класс
Классный час «Служба в армии: за и против» для учащихся 11 класса.
Автор работы:
Тимофеева Ольга Викторовна
учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ п.Зерновой
Саратовская область
Дергачевский район
п. Зерновой
Пояснительная записка
Название работы: Классный час «Служба в армии: за и против» для учащихся 11 класса.
Классный час может проводиться не только накануне праздника, посвящённого Дню Защитника Отечества, но в любое другое время. Приглашены могут быть учащиеся не только 11 класса, но и все старшеклассники.
Подготовительный этап:
Время для подготовки мероприятия отводится много, так как необходимо собрать дополнительный материал по данному вопросу, пересмотреть вновь вышедшие законы, которые касаются воинской службы, составить пригласительные билеты и уточнить удобное время для приглашённых. Необходимо заранее провести анкетирование ребят, чтобы знать, каково их мнение по поводу данного вопроса, какой материал необходимо собрать, чтобы урок имел успех и был полезен для участников. Форму проведения урока выбирает сам учитель в зависимости от класса, от количества приглашённых, от методов проведения урока. Хорошо, если к уроку будет прилагаться наглядный материал (это могут быть не только презентации, но и обычные фотографии, оформленные на стенде).
Для проведения данного мероприятия необходимо эстетично оформить помещение, где оно будет проходить . Желательно соблюдение строгой формы, настраивающую на серьёзный разговор. Необходимо помнить, чтобы приглашённые к разговору гости чувствовали себя комфортно. Роль ведущего в этом мероприятии принадлежит учителю, именно он должен следить за корректностью вопросов и ответов участников и умело заполнять паузы. Возможно, учащиеся самостоятельно познакомятся с повестью Ю. Полякова «Сто дней до приказа», если такой возможности нет, то это делает учитель, передав краткое содержание повести и зачитывая отдельные отрывки.
Цели: проверка теоретических знаний о современной армии старшеклассников.
Задачи:
- воспитание дружбы, взаимопомощи;
- воспитание культуры отношений, навыков общественной жизни;
- воспитание гражданской позиции, ответственности и достоинства;
-- воспитание чувства патриотизма, любви к Родине, ее истории и традициям.
Область применения, возрастные группы:
В работе любого образовательного учреждения одной из главных задач является воспитание подрастающего поколения. Одна из важнейших составляющих процесса воспитания – формирование и развитие патриотических чувств, гражданской позиции. В последнее время, к сожалению, очень часто наблюдается факт уклонения от воинской службы, чтобы как-то предотвратить боязнь перед армией, показать и положительные стороны, но не приукрашивать факты, и проводится данный классный час. Он несёт в себе познавательный характер. Учащиеся многие впервые знакомятся с теми законами, которые стоят на их защите. Данное мероприятие предназначено для старшеклассников, которые осознано могут делать выбор.
Ожидаемые результаты:
В результате воспитанники получают теоретические знания, которые в дальнейшем они смогут применить в самостоятельной жизни. Рассказы уже отслуживших помогли им понять, что армия становится неотъемлемой частью каждого, попавшего туда. Знания, полученные на этом уроке, помогут сделать правильный выбор.
При таком построении и организации работы открываются возможности:
- для формирования определенных моральных ценностей, служащих базой для развития патриотических чувств;
- для активной жизненной позиции и проверке личных способностей каждого воспитанника.
Содержательная часть.
Классный час «Обязательная воинская служба: за и против».
Цели: воспитания патриотизма, чувства ответственности за собственные поступки, уважения друг к другу, воспитание гражданской позиции.
Форма проведения: круглый стол.
Предварительная работа: анкетирование учащихся 11 класса, сбор материала из периодической печати, пригласительные билеты участникам круглого стола.
Ход урока:
Есть такая профессия – Родину защищать.
Организационный момент.
Вступительное слово ведущего круглого стола, классного руководителя 11 класса.
- Накануне замечательного праздника Дня Защитника Отечества поздравляю вас всех, желаю вам всего самого светлого: исполнения ваших желаний, любящих и любимых людей рядом с вами, крепкого здоровья и, конечно же, мирного неба над нашими головами. Эпиграф нашего урока, взятый из любимого мною кинофильма «Офицеры», говорит сам за себя. Сегодня у нас предстоит серьёзный разговор о нашей армии, о тех, от кого зависит её будущее, будущее наше с вами, о вас.
3. Результаты анкетирования.
- Кто из мальчишек не мечтал в детстве стать военным, взять в руки автомат, надеть гимнастёрку с начищенным до блеска ремнём и воевать за справедливость? Девчонки с завистью смотрят на военных, с их выправкой, звёздочками на погонах. Так почему же, достигнув совершеннолетия, эти желания проходят: юные защитники уклоняются от службы в армии, а у девушек замирает сердце от страха за своего любимого, который отправляется на службу?
Накануне было проведено анкетирование в вашем классе, и на один из вопросов, «нужно ли молодому человеку служить в армии?», было получено 8 утвердительных ответов из 10, содержание которых звучит приблизительно следующим образом « молодой человек должен служить в армии, это его долг перед Родиной;» « …..так как Родина – вторая мать, её необходимо защищать;» «….армия делает мальчишку мужчиной;» «…проверить, на что способен ты;» «……воспитывает характер;»
«….хотя в нашей армии много недостатков, но она наша и, надеюсь, станет самой лучшей!»
Один воздержался от ответа, один ответил шуточно: «Армия - лучшая школа, но её лучше пройти заочно».
Работа по основной теме урока.
- На самом деле многие запуганы службой в армии, переживают мамы, волнуются девушки, всяческим образом пытаются «откосить» от армии юноши. Человек боится того, о чём мало знает или наоборот: слишком много наслышан негатива. Сегодня мы с вами постараемся разобраться, что же происходит в армии, можно ли избежать конфликтных ситуаций, на самом ли деле так страшен чёрт, как его малюют, говоря русской пословицей. С этой целью я пригласила тех, кто прошёл службу в армии, перебрала множество периодических изданий, чтобы ответить на ваши вопросы, которые, я думаю, будут возникать в ходе нашего разговора.
Я рада представить вам нашего гостя – Санхаев Сергей Владимирович, проходивший срочную службу в войсках морской пехоты в Астрахани.
Итак, начнём наш разговор.
Не секрет, что больше всего нас волнует одна из главных проблем армии – это неуставные отношения или ,проще говоря,«дедовщина». С экрана телевизора, в печати стали появляться вести о неуставных отношениях в воинских частях. Всех нас шокировала трагедия, произошедшая с Сычёвым. И в это самое время, когда хлынула «борьба с дедовщиной», мы узнали о подобном случае, произошедшим с нашим земляком, служившим в Хабаровске – Евгении Кобловым. Неужели у нас армия вне закона? С этим вопросом я обращаюсь к нашему гостю.
( ответ Санхаева С. В.)
- Очень трудно ответить на ваш вопрос однозначно. Это проблема, о которой стоит говорить, но нельзя сгущать краски. Да, все сталкиваются с «дедовщиной», но в каждой части свои отношения. В части, где служил я, не было такого ужаса. Да, мы чувствовали себя «салагами», нам на это неоднократно указывали «деды», но применение физических наказаний, сопровождаемых тяжёлыми последствиями, никто из новобранцев не испытывал. Армия не в не закона, но, к сожалению, в ней законы устанавливают те, кто стоит у руководства каждой воинской части. Прежде всего закон должен применяться к ним, а не только к старослужащим, занёсшим руку на человека.
- Как вы думаете, в чём причина неуставных отношений?
( ответы учащихся).
- Я хотела бы вам процитировать отрывок из повести Юрия Полякова «Сто дней до приказа», вышедшей в 1987 году. Она тогда наделала много шуму. Сразу же появились отклики разного содержания. «…в повести всё правда, и ничего, кроме правды, в ней нет. К сожалению». «…извините за резкость, но мне кажется, что это повесть заурядного нарушителя воинской дисциплины», «…повесть Полякова – первое произведение искусства (без кавычек) о нашей армии», «Как же можно печатать такое ? Даже сегодня. До чего же дойдёт наша гласность?» и многое другое. Так вот как автор повести устами своего героя пытается ответить на вопрос, в чём причина возникновения неуставных отношений. («Говорят, всё началось после сокращения сроков службы в 67 году… «трёхлетки» стали срывать зло на «двухлетках»…А дальше нечто цепной реакции…понимаете, комбат командует батареей, а не вашими отношениями! Нужно, чтобы воины сами прониклись!»)
По социологическим опросам, 27% опрошенных ответили, что «дедовщина» есть не только в армии, но и на гражданке. Вам был задан этот же вопрос, и из 10 - 7 ответили утвердительно, что это касается и гражданки. Приводя примеры, вы говорите об отношениях в школе, когда большинство испытывают на себе влияние старшеклассников. А вот что об этом говорит Поляков в своей повести ( « Ты думаешь, люди на «стариков» и «салаг» делятся только в армии? Ошибаешься! Разуй глаза: эти на работу пехом шлёпают, а те в чёрных бугровозах ездят, эти в очередях давятся, а те в спецсекциях отовариваются, эти…» ). Исходя из этого, мы приходим к мысли, что армия – это одно из звеньев государственной власти, что на неё влияют перемены, случающиеся в обществе.
Если большинство из нас думают, что «дедовщина» - явление не только в армии, но и в школе, так почему же мы с вами не испытываем такого чувства страха, идя в школу, когда мы идём в армию? Может быть, и на самом деле всё зависит от каждого из нас? Умеем ли мы постоять за себя? Насколько мы уважительно относимся друг к другу?
Опять же обращаясь к повести Полякова «Сто дней…», нельзя не вспомнить об одном важном эпизоде: рассказ о «дембелях», которые своими жизнями, не дожидаясь приказа, спасли новобранцев от душманов. («…Самолёт быстро заправился, принял, как говорится, на борт тех, кто возвращался в Союз…Тут стало известно, что душманы громят кишлак, и в бой было решено бросить только-только сошедшую с трапа молодёжь! Сразу Интернациональный долг! И тогда «старики» вышли из самолёта и сказали: «Не надо! Они же ещё ничего не умеют – зря ребят положите. А мы уж в последний раз тряхнём…стариной!...Они улетели на следующий день, но не все»)
Насколько становятся близкими людьми те, с которыми прошагал плечо к плечу два года? Этот вопрос я адресую Сергею.
- В армии я нашёл новых друзей, мы перезваниваемся, я скучаю по ним, потому что столько вместе пережито. Это как в фильме: очередной кадр, без которого не будет целого фильма.
- В заключении, чтобы как-то поддержать вас, я хотела бы ещё раз обратить ваше внимание, чтобы избежать неприятностей, не стоит от армии «косить», а, возможно, на то найдётся законное основание.
Ну, и наконец, если вдруг вас коснулась проблема неуставных отношений, помните, это преступление, которое по закону, должно быть наказано. По закону, вы вправе, минуя командиров, обратиться с жалобой в военную прокуратуру. Адреса и телефоны военных прокуратур, которые отвечают за вашу часть, должны быть на информационном стенде в каждой роте. Помните, что по статье 337, если вы отсутствовали в части меньше двух суток, это не считается преступлением. За это время вы можете добровольно «сдаться» в прокуратуру, вас признают невиновным, если к этому вынудило «тяжёлое стечение обстоятельств», и на время расследования переведут в другую часть.
-Я думаю, есть что пожелать вам нашему гостю.
(Слово Санхаеву Сергею Владимировичу).
- Я горжусь, что служил в армии, это не громкие слова. Я многому научился, я многое понял. Я научился ценить то, что у меня есть. Я понял цену настоящей дружбы. Я ни к чему вас не призываю: каждый делает сам свой выбор. Пусть ваш выбор будет правильным. Желаю удачи!
- Я даже не знаю, что добавить к пожеланиям нашего гостя. Но я точно знаю, что мой сын будет служить в армии. И я хочу, чтобы о людях в погонах, многие из которых десятилетиями служат в далёких гарнизонах, говорили с уважением.
«Есть такая профессия – Родину защищать» - говорил герой фильма «Офицеры». И дороже этой профессии не должно быть. С праздником вас, будущие защитники Отечества!
Источники разработки:
Юрий Поляков, «Сто дней до приказа», Издательство: Росмэн-Пресс, 432 с., 2004 г.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Тимофеева Ольга Викторовна
→ Ольга_Викторовна 13.02.2012 0 14704 2954 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.