«Театрализованное представление «Край, в котором я живу»


1. Пискунова Галина Маликовна, МОУ «СОШ № 38», г. Норильск Красноярского края

2. Адрес электронной почты

3. «Духовно – нравственное воспитание»

4. «Театрализованное представление «Край, в котором я живу»

5. Сценарий театрализованного представления «Край, в котором я живу» писался вместе с детьми, которые принимали самое непосредственное участие в его создании. Введение новых предметов в курс школьной программы в рамках национально- регионального компонента расширяет знания учащихся о природе и экологии края, истории становления города Норильск на карте нашей Родины, о значимости людей всех профессий. Встречи главного героя представления Стаса с животными, растениями, представителями коренных народностей, фантастическим цветком позволяют ученикам проявить себя.

6. Познакомить учеников с новым для них предметом – краеведением, развивать их творческие способности, воспитывать любовь к природе, духовным ценностям коренного населения


Театрализованное представление

«Край, в котором я живу»


Учитель:

Ребята, Наше представление называется «Край, в котором я живу», сегодня мы с вами совершим небольшое путешествие, во время которого вы узнаете для себя много нового и интересного.


Ученицы 5 класса:

То черника, то морошка,

Кустик ивы над рекой,

Посидим давай немножко,

Помечтаем мы с тобой

С Путоран и до Бырранги,

От Дудинки до Хетты

Пролетим сейчас мы с вами,

Все увидим с высоты.

Люди все немного дети,

Вы представьте-ка себе,

Что летим мы над планетой,

Побываем мы везде.

Край красивый и суровый

С каждым взглядом узнаем,

Под счастливою звездою

Мы живем в краю родном


Учитель:

Жил в городе Талнахе мальчик Стас. Учился он в одной из городских школ, и очень любил ходить в тундру, как мы все. И вот однажды во время такой прогулки он очутился на опушке и увидел …

Стас: Мама дорогая! Это что за цветок? Лепестки у него разноцветные, а сам –то какой большой и необычный.

(раздаются звуки: Уху-ху!)

Стас пугается, прячется в сторонке

Сова (появляется на сцене):

Уху-ху! Как я устала! Пока везде побываешь, пока поговоришь со всеми, вот и день кончается.

Стас:

Ничего себе дела! Это что такое место здесь? И птица какая-то говорит человеческим голосом.

Сова:

Я не какая-то птица, а сова. Обыкновенная белая полярная сова. А голосом человеческим говорю потому, что цветок расцвел, а кто увидит этот цветок, сразу начнет понимать все разговоры птиц, животных и растений. А ты хочешь с ними пообщаться? Да что разговоры! Мы с тобой можем попасть даже в другое время!

Стас:

Да не может быть! Не бывает таких чудес на свете! 10 лет на свете живу, но про такое, чтобы животные и растения разговаривали – ни разу не слышал. А во времени только Иван Васильевич из известного фильма в другую эпоху попадал. И вообще, пока не увижу – не поверю!

Сова:

Давай рассмотрим первый лепесток

Стас:

А что его рассматривать? Зеленый он и есть зеленый. Только нарисованы на нем какие-то растения, животные

Сова:

Вот в этом лепестке все и дело. Разглядим его и увидим много-много интересного. А теперь пойдем со мной, я тебе что-то покажу

(отводит его в сторонку, где собрались в кружок деревца-девочки, они потихоньку шушукаются, хихикают)

Здравствуйте, мои хорошие! Мои красивые!

Стас: (несмело здоровается):

Здравствуйте!

Деревца отвечают им

Сова:

О чем спорите, хохотушки?

Лиственница- неженка:

Рассуди нас, бабушка – Сова! Не можем мы решить очень важный вопрос: кто из нас, красавиц, важнее всего? Я, например, думаю, что со мной по нужности никто сравняться не может: из моей древесины делают и мосты, и шпалы, и даже дома строят!

Елочка-зеленушка (перебивает ее):

Да я, я важнее всех, всех нужнее! Про меня люди даже загадку сочинили: зимой и летом одним цветом. Кто к ребятам на Новый год в гости приходит? Ты что ли? А ведь из меня еще бумагу делают, музыкальные инструменты, из шелка искусственного девочки платья нарядные носят

Березка-:

Да я сама как девочка стою в своем наряде: и красивая, и нежная. И самое главное, людям нужная, ведь мои ветки, кора, почки помогают почти от всех болезней. Я буду королевой тундры!

Березка- малышка (чуть не плачет):

Ну и что, что я самая маленькая и похожа на кустарничек. Мои маленькие листочки покрыты слоем воска, поэтому я не боюсь погибнуть от жары в тундре. Меня едят олени, а люди зимой топят моими ветками свои чумы.

Стас:

Не плачь, березка, у нас в тундре много красивых растений, и ты среди них выделяешься своей нежностью и миниатюрностью

Сова:

Уху-ху! Нашли о чем спорить. Вон ивушка стоит, скромная, не очень видная, а она тоже может рассказать о себе много интересного.

Ивушка - хохотушка:

Хоть я и карликовая, но польза от меня немалая. Сколько радости людям я приношу весной своими сережками, веточками. А сколько болезней можно вылечить: и от простуды избавиться, и температуру сбить. Вот так! А рябинке лишь бы красоваться!

Рябинка- краснощечка:

Вот и красуюсь! В моих ягодах – уйма витаминов. И птичек зимой подкармливаю, и видом своим людям радость приношу.

Стас:

Бабушка Сова! Это чудеса! Они разговаривают, и все-все о себе знают

Реплики:

я важнее, я! Нет, я! И т.д. (спорят, сердятся деревца)

Стас:

Бабушка Сова! Не могу я понять, почему они ссорятся! Ведь эти деревца для нашей тундры столько делают, столько пользы приносят! Угомони их!

Сова:

Деревца- красавицы!

Вы все нам очень нравитесь!

Ссориться не нужно!

Вы живите дружно!

Стас:

А скажите, деревца, ссоритесь только вы или еще другие растения тоже друг на друга обижаются?

Лиственница:

Да не только мы, бабушка Сова

Стас:

Идите же скорей, помирите всех в лесу, нечего делить нашим друзьям-растениям

(деревца уходят)

Сова ( садится, присаживает с собой Стаса):

Негоже друзьям-подружкам сердиться друг на друга. А ты думаешь, что они всех помирят?

Стас:

Конечно, кому же еще в тундре ссориться!

Сова:

А не скажи, под солнышко все хотят попасть. Вот и выживает в тундре сильнейший! Пойдем, погуляем немного!

(в это время на сцене появляются голубика, брусника, вероника, морошка, черника и олений мох)

Стас (видит их):

А это что за малышня здесь появилась?

Брусничка:

А мы не малышня! Мы – северные ягоды! Я – брусничка – невеличка! Цвета красно-бордового, вкуса терпкого. От всех болезней ягодка

Голубика:

Я – ягода голубичка! Ягодки у меня синего цвета. Варенье из меня замечательное!

Вероника:

А меня зовут вероникой или шикша, кому как нравится. Если захочешь в тундре пить, набери ягодок моих в ладошку, да и в рот. Сразу жажду утолишь!

Морошка:

Я – морошка, или северная малинка. Цвета желтого, оранжевого, компоты из меня – объедение.

Черника:

Я – черничка- невеличка! Избавляю людей от болезни глаз, дарю им много витаминов

Олений мох – ягель:

А я – настоящий олений мох. Правда, расту я очень медленно, но пользу приношу огромную: и людям, и оленям, и различным зверушкам в тундре.

Стас:

Бабашка Сова! Такого быть не может! Я до сих пор не могу поверить, что можно с растениями разговаривать

Сова:

Это еще что! Пойдем- ка на ту полянку! У меня там пациент один отлеживается!

Стас:

Какой пациент? Да это же олененок! Как, малыш, ты сюда попал?

Олененок:

Ножку поранил. Железа, стекла много в тундре валяется. Бабушка Сова меня лечит, примочки делает.

Сова:

Не волнуйся, Олененок, заживет твоя ножка, будешь бегать по тундре, нас радовать.

Стас:

Просто удивительно, бабушка Сова, что ты всех знаешь, всем помочь готова.

Сова:

Очень долго я прожила на свете, много летала, много видела, много знаю, да и возраст мой позволяет давать советы.

(олененок уходит)

Стас:

Ты говорила мне, что мы попадем в другое время

Сова:

Раз говорила, значит, попадем. Пойдем к нашему волшебному цветку. Какой лепесток будем рассматривать?

Стас:

Вот на этом узоры какие-то нарисованы, да узоры-то трехцветные.

Сова:

Узоры эти волшебные. С давних пор на Таймыре живут долганы, нганасаны, ненцы, эвенки и у них очень богатые культурные традиции, много у них сказок, легенд, песен, преданий и они повествуют нам о том, что красный цвет символизирует солнышко…

Стас (перебивает ее):

Белый цвет – это цвет снега, а черный – символ полярной ночи.

Сова:

Хорошо услышать об этом. Но еще лучше увидеть. Красивы национальные танцы народов Севера, много сил и умений прикладывают девушки, чтобы украсить свои наряды, а как они умеют веселиться – мы сейчас увидим!

( северный танец в исполнении участниц школьного хореографического ансамбля)

Сова:

Спасибо вам, девушки! Красиво вы танцуете! И наряды у вас замечательные! А как настроение нам подняли!

Стас:

Приходите к нам еще! Мы вас будем ждать! Как красиво и весело, оказывается, можно время проводить. А ты что молчишь? Не понравился тебе танец?

Сова:

Не всегда здесь хорошо было. Давай-ка поглядим на третий лепесток нашего волшебного цветка. Вот на этот темный и посмотрим!

Стас:

Какой-то он колючий! Весь в проволоке! И тяжестью несет от него!



Учитель:

Ребята, еще не так давно не было на Таймыре ни города Норильска, ни заводов, ни фабрик. Страной руководил Иосиф Сталин. Внешне все вроде было в порядке: нашли на Таймыре богатства невиданные – руды медно-никелевые, наша страна поднимала свою промышленность с помощью людей, которых привезли сюда насильно. Очень тяжело им было жить здесь, поэтому от цветка так и тянет холодом и голодом.

Стас:

Не понравился мне этот лепесток, бабушка Сова. Горько и больно слышать об этом.

Сова:

Да, горько и больно, но это было.

Учитель:

Люди не должны забывать свою историю, свои корни. Память должна храниться в сердце каждого гражданина своей Родины. А если посмотреть с другой стороны: город наш прекрасный существует, мы в нем живем, учимся, работаем. Сколько лепестков мы еще не рассмотрели?

Стас (с сожалением):

Всего один!

Сова:

Но зато какой! Что ты на нем видишь?

Стас:

Какие-то каски, молотки, машины. Ничего не понимаю!

Сова:

А еще в школу ходишь! Кому могут понадобиться все эти предметы?

Стас:

Я понял, понял! Ведь в нашем городе работают люди самых разных профессий: проходчики, плавильщики, инженеры, техники, водители. На всех предприятиях Норильска, Талнаха и Кайеркана трудятся наши родные и близкие люди.

(выходят ребята в касках рабочих)

И машинисты мы и плотник,

Поем мы песню о себе.

Мы и водители – проходчики,

Ведь подвиг нужен и тебе.

Нам ветер трепет кудри с высоты,

Работа всякая везде нужна,

Наш труд замечен всеми издали,

Прими металл, моя страна.

Здесь все работают усиленно,

Пурги, мороза не страшась.

Привыкли мы и очень сильно мы

Оберегаем нашу власть.

Пока работаем на Севере,

Где руки наши всем нужны,

И все мы чуем дух тот времени,

Когда рабочие важны.

Сова:

Да, умеют люди работать на Севере! Очень ценятся на мировом рынке наши металлы: медь, никель и кобальт. Ваши родители, ребята, имеют к ним самое непосредственное отношение.

Стас:

Бабушка Сова! А зачем мы так тщательно рассматривали лепесточки этого удивительного цветка?


Сова:

Неужели ты ничего не понял? Рассматривая первый лепесток, мы говорили о …

Стас (перебивает ее):

… о природе родного края!

Сова:

Разглядывая второй – узнали о жителях Таймыра, о их самобытном искусстве

Стас:

Третий лепесток позволил побывать нам в совсем недалеком прошлом, черные страницы которого никогда нельзя забыть.

Сова:

А четвертый показал нам, что самое ценное, что есть на свете – это люди, с которыми мы каждый день встречаемся

Стас:

А серединку цветка мы так и не рассмотрели

( переворачивает серединку, показывает всем)

И все, что мы здесь сегодня увидели, объединяет одно слово – КРАЕВЕДЕНИЕ – наука о родном крае.

Все участники выходят на сцену, декламируют по очереди стихи

Взгляни на карту, друг,

Там, за Полярным кругом

Медведем прикорнул

Наш край родной Таймыр

Здесь почва – чистый лед,

Здесь не пройдешься плугом,

И снег в горах застыл,

Похожий на пломбир.

Здесь не растут леса,

Зима всегда сурова,

А лета краткий жар

Глушат всегда дожди,

Но я люблю свой край,

Здесь все весною ново,

Зимою до весны

Лишь день ты подожди

Еще где встретишь

Ты такое буйство красок:

Морошка, Иван-чай,

Прекрасные жарки.

И все за пару дней

Как будто бы из сказки,

А впрочем, здесь весной

Так ночи коротки.

А летом – так вообще,

Когда в окно не глянешь,

Всегда светло, как днем,

Настал полярный день.

Зимой же вечно ночь,

Во сколько ты не встанешь,

Здесь солнышку вставать,

Увы, зимою лень!

Зима несет с собой

Свои печаль и радость,

Сугробы и снежки,

Поскрипыванье лыж.

Любой всегда готов

Хоть чуточку, хоть малость

Побегать, поиграть,

Не портя свой престиж.

А как богат Таймыр!

Металлы и пушнина,

Всего в избытке тут, -

Благословенный край!

Тут можно так прожить!

Рыбалка, оленина,

Чего еще желать?

Ну, настоящий рай!

Но лучше бы Таймыр

Не видел человека,

В невежестве своем

Мы губим все вокруг,

Чтоб раны залечить,

Не менее полвека

Природе нужен срок

Не просто так, не вдруг.

Так будем же беречь

Родимый край сильнее

И действовать на нем

Спокойней и нежней.

Желаю сердцем я

Всем людям быть добрее,

Желаю от души

Таймыру долгих дней!!!

Учитель

Ребята! Наш праздник закончился. Всем большое спасибо!















7



Полный текст материала «Театрализованное представление «Край, в котором я живу» смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Пискунова Галина Маликовна  K@tti
13.08.2009 0 16066 1939

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК