Дополнительная образовательная программа проектной деятельности учащихся 6 класса "Саратов в годы Великой Отечественной войны"; 6 класс
Название работы: «Дополнительная образовательная
программа проектной деятельности
учащихся 6 класса по теме: «Саратов
в годы Великой Отечественной войны»
Автор работы: Кирсанова Маргарита Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
МОУ – Лицей № 62 г. Саратова,
Содержание
Стр.
Пояснительная записка ………………………….. 3-4
Содержательная часть
Учебно-тематический план…………………………. 5
Содержание дополнительной образовательной
программы ………………………………………. 6-9
Приложения
Методическое обеспечение дополнительной
образовательной программы ……………………10-11
Список литературы………………………………… 12
Пояснительная записка
Название работы: «Дополнительная образовательная программа проектной деятельности учащихся 6 класса по теме: «Саратов в годы Великой Отечественной войны».
Данная образовательная программа реализуется в рамках социально – педагогической направленности и направлена на развитие познавательных навыков учащихся, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Одно из самых сильных и благородных человеческих чувств – любовь к своей родине. «Патриотизм есть не что иное, как желание трудиться на пользу своей страны», - писал Н.А. Добролюбов.
Данная программа построена на изучении истории Саратова и области. Выбран конкретный период изучения – Великая Отечественная война.
Никакая другая страна мира не испытала тех ужасных агрессий, которые пережила наша земля. В огне справедливых освободительных войн выковывался характер народов России: стойкий и мужественный, героический, способный на подвиг и самопожертвование ради своей страны и своего народа.
Русские войны совершали подвиги не ради наград и славы, а во имя Отечества. 64 года назад российский народ ценою огромных жертв и невиданных разрушений принёс свободу Европе и всему миру от фашизма.
Всё это должны знать наши дети. Знать и ценить ратный и трудовой подвиг, который совершили их деды и прадеды ради их мирной жизни.
В наши дни вновь актуальной становится проблема патриотического воспитания. Перестройка и годы, последовавшие за ней, к сожалению, нивелировали такие понятия, как патриотизм, гражданственность, честь, чувство долга. На наших глазах происходит девальвация духовных ценностей, пересмотр с негативных позиций исторического прошлого Воспитание гражданственности и патриотизма - это целенаправленная и систематическая деятельность по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Оно направленно на развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время
Необходимо прививать детям любовь к своей родине, своему городу, своей улице. В наше непростое время эти вопросы становятся всё более и более актуальными. В связи с этим данная образовательная программа актуальна и педагогически целесообразна.
Цель данной программы: воспитать в детях чувство любви к родине, чувство гордости за свою страну, свой край, свой город, за людей, живущих в этом городе.
Задачи: 1) формировать кругозор учащихся, наблюдательность.
2)формировать умение высказывать свою точку зрения,
своё отношение к событиям.
3) развивать умение сравнивать, обобщать, делать
выводы.
4) создать каждому ученику условия для проявления
своих способностей, интеллектуальных умений.
Отличие данной дополнительной образовательной программы от уже существующих в том, что познавательные способности детей формируются в процессе исследования краеведческого материала, что способствует воспитанию у детей чувства патриотизма.
Программа рассчитана на учащихся 6-х классов.
Данная дополнительная образовательная программа рассчитана на один учебный год (16 занятий в год).
Занятия должны проводиться 2-3 раза в месяц (последний месяц работы-март, в марте проводится защита проектов).
Формы проведения занятий:
1 – 4, 6, 8, 9 занятия проводятся в форме бесед.
5, 7 занятия - в форме экскурсий в музей.
10 занятие – в форме встречи
11 – 12 занятия – в форме викторины.
13 – 14 занятия – в форме консультаций.
Итогом реализации данной дополнительной образовательной программы должно послужить создание проектов и презентации по выбранной теме. Способ подведения итогов - защита проектной работы.
Учебно-тематический план
№ п/п |
Содержание занятия |
1 |
Обсуждение темы проекта, задач, деление на группы |
2 |
Беседа по теме: «Великая Отечественная война». |
3 |
Беседа. Саратов в годы Великой Отечественной войны. |
4 |
Беседа. Жители тыла – фронту. |
5 |
Экскурсия в музей Краеведения. Вов и Саратовский край. |
6 |
Беседа. Вклад моей семьи в победу в Вов. |
7 |
Экскурсия в музей Боевой славы на Соколовой горе. |
8 |
Обзор. Уголки Саратова, связанные с Вов. |
9 |
Беседа. Имя улицы – страничка истории. |
10 |
Встреча с ветераном Вов. Война глазами очевидца. |
11 |
Подготовка викторины «Саратов в годы Великой Отечественной войны » |
12 |
Проведение викторины |
13 |
Консультация по созданию и оформлению проектов |
14 |
Консультация по созданию и оформлению проектов |
15 |
Защита проектов |
16 |
Защита проектов |
Содержание дополнительной образовательной программы
Занятие № 1.
Тема. Обсуждение темы проекта, задач и деление на группы.
План.
Знакомство учащихся с направлением работы.
Основная тема работы – краеведение.
Основополагающий вопрос – Знаешь ли ты, какой вклад внёс Саратов в победу в Великой Отечественной войне?
Проблемные вопросы (темы, предлагаемые для разработки проектным группам):
Саратов в годы Великой Отечественной войны.
Кто они, приблизившие победу?
«Никто не забыт, ничто не забыто..» ( Экскурсия по памятным местам Саратова, связанным с Великой Отечественной войной)
Имя улицы – дань памяти герою.
Вклад моей семьи в победу в Великой Отечественной войне.
Деление на группы для работы над темами проектов.
Занятие № 2.
Тема. Беседа по теме: Беседа по теме: «Великая Отечественная война».
Оснащение: иллюстрации, выставка книг о Великой Отечественной войне.
План.
Вступительное слово учителя о Великой Отечественной войне.
Сообщение учащихся:
А) Начало войны.
Б) Первые защитники страны от фашистов.
В) Крупные сражения в ходе войны.
Г) Подвиги россиян на фронте
Д) Тыл помогает фронту
Е) Долгожданная победа.
Занятие № 3.
Тема. Беседа. Саратов в годы Великой Отечественной войны.
Оснащение: книги, альбомы с фотографиями видов Саратова.
План.
Доклады учащихся о Саратове в годы Великой Отечественной войны.
Беседа об источниках сбора материала.
Занятие № 4.
Тема. Беседа. Жители тыла – фронту.
План.
Рассказ учителя о тяжёлом положении города во время войны.
Доклады учащихся о героях тыла.
Беседа об источниках сбора информации по данной теме.
Занятие № 5.
Тема Экскурсия в музей Краеведения. Вов и Саратовский край.
План.
1.Посетить музей Краеведения и познакомиться с материалами, рассказывающими о Саратовском крае во время Великой отечественной войны.
2. Оформить полученную информацию в форме сообщения.
Занятие № 6.
Тема. Беседа. Вклад моей семьи в победу в Великой Отечественной войне.
План.
Вступительная беседа учителя.
Рассказ учащихся о своих родственниках, участвовавших в Великой Отечественной войне.
Индивидуальная беседа с учащимися, которые выбрали эту тему темой своей проектной работы.
Занятие № 7.
Тема. Экскурсия в музей Боевой славы на Соколовой горе.
План.
1.Посетить музей Боевой славы на Соколовой горе и познакомиться с материалами, рассказывающими о Саратовском крае во время Великой отечественной войны.
2. Оформить полученную информацию в форме сообщения.
Занятие № 8 .
Тема: Обзор. Уголки Саратова, связанные с Вов.
План.
1). Вступительное слово учителя о том, как жители города сохранили память о войне 1941-1945 годов.
2). Доклады учащихся о памятных местах города.
3). Индивидуальная беседа с учащимися, которые выбрали эту тему темой своей проектной работы.
Занятие № 9.
Тема: Беседа. Имя улицы – страничка истории.
План.
Рассказ учителя о разнообразии улиц города Саратова.
В честь кого и в честь чего называют улицы Саратова?
Рассказ о 2-3 центральных улицах города.
4. Индивидуальная беседа с учащимися, которые выбрали эту тему темой своей проектной работы.
Занятие № 10.
Тема: Встреча с ветераном Вов. Война глазами очевидца.
План.
Встреча с ветеранов Великой Отечественной войны.
Оформить полученную информацию в форме презентации или сочинения.
Занятие № 11.
Тема. Подготовка викторины «Саратов в годы Великой Отечественной войны »
Оснащение: книги, иллюстрации, фотографии.
План.
Обработка материала и подготовка вопросов для викторины
(работа проводится с 4 -5 учащимися).
Подготовка иллюстративного материала для викторины.
Занятие № 12.
Проведение викторины.
Занятия № 13 – 14.
Консультации по созданию и оформлению проектов.
Занятия № 15 – 16.
Защита проектов.
Методическое обеспечение образовательной программы
Занятие № 1.
Форма занятия: беседа, занятия по группам
Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса: метод индивидуальных бесед.
Дидактический материал, техническое оснащение: книги о Саратове, фотографии, открытки.
Занятия № 2-4.
Форма занятия: беседа.
Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса: метод анализа и изучения литературы, посвящённой изучаемой проблеме, метод наглядности.
Дидактический материал, техническое оснащение: книги о Саратове в годы Великой Отечественной войны.
Занятия № 5.
Форма занятия: экскурсия.
Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса: метод наблюдений, метод наглядности.
Дидактический материал, техническое оснащение: экспонаты музеев.
Занятие № 6.
Форма занятия: беседа
Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса: метод анализа и изучения литературы, посвящённой изучаемой проблеме, метод наглядности.
Дидактический материал, техническое оснащение: книги о Саратове в годы Великой Отечественной войны.
Занятие № 7.
Форма занятия: экскурсия.
Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса: метод наблюдений, метод наглядности.
Дидактический материал, техническое оснащение: экспонаты музеев.
Занятия № 8 -9.
Форма занятия: обзор, беседа
Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса: метод анализа и изучения литературы, посвящённой изучаемой проблеме, метод наглядности.
Дидактический материал, техническое оснащение: книги о Саратове в годы Великой Отечественной войны.
Занятие № 10.
Форма занятия: встреча.
Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса: метод беседы.
Дидактический материал, техническое оснащение: плакаты, иллюстрации, книги о Великой Отечественной войне.
Занятия № 11-12.
Форма занятия: викторина
Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса: занятия в группах.
Дидактический материал, техническое оснащение: плакаты, иллюстрации.
Занятия № 13-16.
Форма занятия: занятия в малых группах.
Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса: метод индивидуальных бесед, работа над созданием презентации, метод анализа литературы по теме.
Дидактический материал, техническое оснащение: компьютер, иллюстрации, книги по теме.
Форма подведения итогов: защита проектов и презентации по выбранным темам.
Список литературы
Малинин, Г.А. Памятники и памятные места Саратовской области.
Саратов, 1979.
Максимов, Е.К. Имя твоей улицы. Саратов, 1986.
Максимов, Е.К., Валеев, В.Х. Саратов на старых открытках. Саратов, 1990.
Дьяконов, В.А. Лицедей, певчие, музыканты. Саратов, 1991.
Терёхин, С.О. Века и камни. Саратов, 1990.
Малинин, Г.А. Саратов: Очерк – путеводитель. Саратов, 1980.
Энциклопедия Саратовского края ( в очерках, фактах, событиях, лицах)- Саратов: Приволжское кн. изд-во, 2002
Энциклопедия саратовского просвещения: образование, культура, спорт. Саратовская губерния. Книга 2.- Саратов: Редакционно-издательский центр «Поволжье» СПР, 2008
Энциклопедический словарь биографий современников «Провинция-душа России» Саратовская губерния. Книга 3.- Саратов: Редакционно-издательский центр «Поволжье» СПР, 2006
Максимов, Е.К. Имя твоей улицы.- ООО «Приволжское издательство», 2007
На странице приведен фрагмент.
Автор: Кирсанова Маргарита Анатольевна
→ М-Рита 18.05.2013 0 2800 378 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.