Конспект внеклассного мероприятия "Афганистан болит в моей душе"
Урок мужества
«Между Россией и Афганистаном лежит пространство под названьем ПАМЯТЬ…»
(посвящается 45-летию ввода войск в Афганистан)
Номинация: методическая разработка внеклассного мероприятия
Зеленогайский филиал МБОУ Заворонежской СОШ
Краевская Марина Владимировна,
учитель русского языка и литературы,
учитель начальных классов, педагог-психолог.
Детство есть та великая пора жизни, когда кладется основание всему будущему нравственному человеку.
Н. В. Шелгунов
Трудно не согласиться с этим утверждением, потому что именно в детстве закладываются основы патриотизма, гражданственности, духовности, уважения к своей истории, к людям, в разные века защищавшим Родину.
Урок мужества «Между Россией и Афганистаном лежит пространство под названьем ПАМЯТЬ…» направлен на совершенствование патриотического и духовно – нравственного воспитания учащихся Зеленогайского филиала МБОУ Заворонежской СОШ. В начале 2024 года наша страна уже отметила 35 – ую годовщину вывода и в декабре этого же года будет отмечать 45-летие ввода войск в ДРА. Ставшая одной из самых бесславных и непонятых, эта война до сих пор вызывает ожесточенные споры, заставляет задумываться, размышлять, анализировать. Сегодня, когда ситуация в мире крайне не стабильна, учитывать это особенно важно. Отсюда актуальность выбранной тематики мероприятия.
Цель: способствовать формированию патриотизма, воспитывать чувство любви к Родине, военной службе.
Задачи урока:
познакомить обучающихся с историей Афганской войны (1979 – 1989 гг.);
показать мужество и героизм советских воинов;
учить объективной оценке исторических событий, поступков отдельных людей;
приобщать учащихся к военной поэзии, музыке через современные литературно – музыкальные композиции;
воспитывать чувство уважения к прошлому страны и ратному подвигу солдат-интернационалистов, чувство милосердия и сострадания.
Компетенции, реализуемые в ходе мероприятия:
ценностно-смысловые компетенции (способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих поступков);
общекультурные компетенции (быть осведомленным в особенностях национальной и общечеловеческой культур, духовно-нравственных основах жизни человека и человечества);
учебно-познавательные компетенции (уметь добывать знания непосредственно из окружающей действительности, уметь отличать факты от домыслов);
информационные компетенции (иметь навыки деятельности по отношении к информации в учебных предметах, а также окружающем мире); коммуникативные компетенции (владение устной речью (диалог, монолог);
компетенции личностного самосовершенствования (умение создавать условия для самопознания и самореализации).
Необходимое оборудование и реквизиты: проектор, доска, ноутбук, колонки, плакаты, посвященные войне в Афганистане и транспорант с надписью «Между Россией и Афганистаном лежит пространство под названьем ПАМЯТЬ…».
В ходе мероприятия используются: видеоролик из х/ф «9 рота», видеоклип песни «Ордена не продаются» в исполнении ансамбля Голубые береты, видеоклип на песню «Зажгите свечи».
Данное внеклассное мероприятие подходит для учащихся 8-9 классов. Местом проведения может быть актовый зал школы, класс, школьный коридор и т.д.
Приглашенные гости: ветераны Афганской войны Мичуринского округа, члены РВСА г. Мичуринска (по индивидуальной договоренности).
Урок не исключает возможности приглашения ветеранов войны, участников локальных конфликтов.
В предложенном варианте внеклассное мероприятие по времени составляет 60 минут, эмоционально насыщенно и не утомительно для учащихся.
Ход мероприятия.
На экране проецируется один за другим первые 3 слайда.
Ведущий:
Я вижу мост через пограничную реку Аму, так называют местные жители Амударью. Вижу сотни женских глаз, устремленных туда, где стоит у шлагбаума пограничник, и откуда вот-вот должна появиться очередная колонна с нашими солдатами… Тот пограничный мост стал мостом ожидания, а река Аму – рекой ожидания… В те минуты главное было – увидеть, заметить, не пропустить своего в многоликих колоннах. Случалось, что и пропускали… Солдаты возвращались с войны… возвращались не победителями, но и не побежденными… Так зачем же была нужна… непонятная эта война?..
Со временем историки разберутся почему и как эта война начиналась, кто стоял у ее истоков… Решать эти проблемы – не наша задача. Наш долг состоит в том, чтобы сохранить эту войну в памяти, сохранить такой, какой запомнили ее отправившиеся воевать в далеком 79-м году советские мальчишки… Воскрешению этой памяти и посвящен наш с вами сегодняшний вечер (на экране крупными буквами – надпись «Между Россией и Афганистаном лежит пространство под названьем память…»)
Но давайте же вспомним, с чего все начиналось?
1-ый рассказчик (параллельно рассказу на экране медленно транслируется слайдовая презентация из фотографий с советско-афганской войны):
В далеком 1978-м году в результате Апрельской революции прежний правитель Афганистана был смещен, а правительство страны возглавил Нур Мухаммед Тараки, сторонник и друг СССР. Отныне Афганистан объявил себя Демократической республикой и сокращенно стал называться ДРА. Однако власть в своих руках Тараки надолго задержать не удалось, и уже через год он был смещен и убит своим же ближайшим советником Амином, который был ближе к Америке и не вызывал доверия у нашей страны. Нарастала угроза потери Афганистана СССР как своего важнейшего союзника. Тогда и появилась идея замены Амина более прогрессивным деятелем. Таким человеком на тот момент являлся Бабрак Кармаль. Так это или нет, однако именно свержение Амина явилось первой задачей советских войск при вступлении их в Афганистан.
В итоге в результате совещания узкого круга лиц в СССР было принято решение о введении в Афганистан ограниченного контингента советских войск, или ОКСВ, с целью поддержания порядка в этом, граничащем с нами регионе.
И 25 декабря 1979 года в 15:00 по московскому времени в Кабуле и Баграме самолетами военно-транспортной авиации был высажен десант – первые части ОКСВ перешли границу…
Так началась эта война… Которая немного-немало, а продолжалась долгих 9 лет…
2-ой рассказчик:
Но чем была для нас эта война? И что такое вообще – Афганистан?.. (на экране – карта Афганистана).
В современных границах Афганистан расположен в восточной части Иранского нагорья. Это нагорье – самое большое и пустынное из всех нагорий Ближнего и Среднего Востока. Четыре пятых Афганской территории занимают горы, самыми крупными из которых является горный хребет Гиндукуш. Железные дороги в стране абсолютно отсутствуют, все передвижение осуществляется по малочисленным шоссе и горным тропам, а также воздушным путем. Афганистан беден, практически безводен и безлес. Жаркий климат летом, когда температура зашкаливает за максимальный показатель термометра, зимой сменяется морозом, особенно сильным из-за веющего здесь сухого, но резкого ветра – афгани. Контраст природы, так непривычный для обычного жителя средней полосы СССР усиливается еще и самим характером афганского народа. Это горячие и свободолюбивые люди. Обычаи Афганистана складывались не одну сотню лет, и укоренились настолько, что стали неотъемлемой частью их жизни. Не соблюсти обычай, значит – обидеть, а за обиду платят кровью… (на экране транслируется отрывок из х/ф «9 рота»)
(После просмотра отрывка) Со всем этим уже в первые дни войны и пришлось столкнуться еще необстрелянным, совсем юным и неопытным русским мальчишкам, и не один раз подобная неопытность стоила им жизни…
3-ий рассказчик:
Первоначально предполагалось, что советские войска будут только помогать местным жителям защищаться от вторгшихся из вне банд, оказывать населению содействие продовольствием и предметами первой необходимости – горючим, тканями, мылом т. д. Втягиваться в серьезные военные действия, а тем более увеличивать контингент советских войск на первых порах никто не собирался.
Тем не менее время рассудило иначе, и мы ввязались в одну из самых бесславных и нежелательных для России военных кампаний, в которых когда-либо случалось ей участвовать…
(Голос за кадром):
«Не подумай, что я трус… Я не хочу идти на задание. Но знаешь ведь, что все равно пойду. У меня такое предчувствие, что меня завтра убьют. Только маму жалко, дочку и жену…».
Кого-кого, а Вовку мы знали хорошо. Хулиган первый, но и друг хороший. В бою на него можно положиться, а вот в часы отдыха… Не мог Очкур на базе жить без приключений: ходит, мучается, чтобы натворить такое…
Все было тихо до 12 часов 46 минут… Тогда все и началось… Душманы напали внезапно… Давно прозвучала команда «отходить», но отходить никто не решался… Деды приняли решение остаться под шквальным огнем, чтобы молодые ребята спаслись… Вовка Очкур не выполнил приказа. То что произошло дальше, поразило всех. Он не спеша, как на стрельбище, установил АГС и навел на горы. Снайперы притихли, не понимая, что делает глупый шурави.
– Отходи, прикрою! – крикнул Очкур.
Первая очередь легла шахматным порядком среди зелени, откуда велся наиболее интенсивный огонь. Это и позволило основной группе наших ребят добежать к реке. Первую коробку патронов расстреляли без приключений, но на второй Вовку ранило в руку. От боли он упал, но быстро поднялся и бросился к гранатомету. Однако стрелять долго не пришлось – вторая пуля разворотила ему грудь. Его отбросило назад, на камни. Вовка заплакал… Не от боли, а от досады, что ранило. НО он не смирился со своим положением, стиснул зубы и пополз к АГСу. Но выстрелить не сумел, курок не поддался. Тогда он схватил автомат и вдарил сочной очередью в сторону противника.. Больше не сумел – упал без сознания. Его ползком хотели оттащить, но враг медленно добивал его. Сначала бил по ногам, потом по рукам, а когда его почти уже удалось спрятать за камнем, пуля вошла в затылок и вылетела изо рта… Очкур только вздохнул и затих…
Ведущий: В марте 1985 г. – на пленуме ЦК КПСС Генеральным секретарем избран М. С. Горбачев. В октябре того же года состоялась его первая встреча с руководством ДРА и рекомендовано пересмотреть свою политику; СССР твердо заявил о намерении вывести свои войска из Афганистана.
Как результат этого 14 апреля 1988 г. при посредничестве ООН в Женеве были подписаны соглашения министрами иностранных дел Афганистана, Пакистана и в качестве гарантов их выполнения СССР и США. Основой этих соглашений явилось обязательство о прекращении вооруженного или другого вмешательства в дела Афганистана извне.
В соответствии с этими договоренностями СССР взял обязательства вывести свои войска из Афганистана в 9-месячный срок, начиная с 15 мая 1988 года.
И 15 февраля 1989 года вывод советских войск из Афганистана был полностью завершен. Последняя колонна 40-й армии ОКСВ перешла границу.
Советско-афганская война завершилась… в истории… официально… Но было ли это завершением в душах русских солдат, солдат, которые выполнили с лихвой свой интернациональный долг, а вернувшись в мирную жизнь России, поняли, что здесь этот долг был никому не нужен?..
Выходят чтецы и по очереди читают стихотворения:
1-ый чтец:
Из пламени Афганистана…
Строчит пулемет,
Поднимается взвод.
Но многие больше не встанут.
И к Родине сын никогда не придет
Из пламени Афганистана.
Здесь горы в снегах
И селенья в бегах,
Горят кишлаки и Кораны.
И выпустит вряд ли «неверных» Аллах
Из пламени Афганистана…
2-ой чтец:
Вот и всё… мы сегодня уходим домой,
В край снегов, край рябин и стремительных сосен.
Здесь, в Афганских горах, каждый камень чужой,
За собой мы не знаем вины и прощенья не просим.
Все пройдет, все уйдет, только боль остается.
Сердце ранит вопрос: чья же все-таки это вина?..
Нет неправых средь тех, кто в свой дом никогда не вернется…
Так была ли нужна непонятная эта война?..
3-ий чтец:
Вышли из войны, как из купели!..
Вышли из войны, как из купели!..
И, не доверяя тишине,
Перед жизнью словно оробели,
Словно бы остались на войне.
Их высокой чести и печали
Обучали пламя и свинец.
Школы до сердец не достучались –
Пули достучались до сердец!
Им сегодня тесно на Арбате…
Музыка для них не весела –
Где-то в Кандагаре, иль Герате
Раненая молодость прошла.
И Отчизна, что сказала: «Надо...
Выстоять в пороховом дыму!»
На героев смотрит виновато,
И сама не знает почему.
Просмотр видеоклип на песню «Ордена не продаются».
Ведущий (возможна символическая фигура, с двумя надписями, спереди – «Прошлое», сзади - «Будущее»)
Когда-нибудь настанет день, когда человек научится понимать сущность всего живого, осознает свое ненасытное желание познавать мир во всех тонкостях и изгибах, который ребенком понимается с первым криком. В общем-то это не так сложно, хотя этому учатся всю жизнь. В древности русичи ребенку, который встал на ноги и едва научился произносить простые фразы, давали в руки острый нож, зная, что он будет с ним играть, как с простой игрушкой, не подозревая, какую опасность тот таит в себе. Любознательности ребенка хватало до тех пор, пока он не проводил пальчиком по острому лезвию. «А-ай!» - только и успевал крикнуть будущий воин, глядя на купающую кровь и заливаясь криком от неожиданной боли… «Вот, сынок, - говорил отец, - теперь ты знаешь, что такое боль, и никогда не причинишь ее другим!» Сегодня маленькому человечку дают в руки игрушечный автомат, и он бегает по улице, стреляя во все стороны и получая удовольствие оттого, что убивает вроде «понарошку». Как важно сегодня, сейчас, вернуться ко всему изначальному. Как важно, чтобы проснулась душа от осознания любви к ближнему, который такая же живая плоть… И эта война, несправедливая, неизвестная, и еще бог весть знает какая, должна стать для нас уроком, а память о ней – вечным завещанием… того, что мы не должны повторять.
Где только нет сынов твоих, Россия!..
Где только нет сынов твоих, Россия!
Они сражались, побеждая зло…
В Отечественной скольких покосило!
В земле Афганской сколько полегло!..
Пусть несопоставимы эти войны,
И не сравнима численность потерь,
Но сыновья отцов своих достойны –
Они лежат в одной земле теперь!..
Какая вера и какая сила
Их повела в последний смертный бой?..
Между Афганистаном и Россией
Лежит пространство под названьем «БОЛЬ»…
Она с годами – нет – не утихает:
По всей земле убитые кричат!
И зарево кроваво полыхает
Над братскими могилами солдат…
Оставшиеся будут неустанно
Бессмертный подвиг молодости славить.
Между Россией и Афганистаном
Лежит пространство под названьем «ПАМЯТЬ»!..
Просмотр видеоклипа на песню «Зажгите свечи». Слайд-шоу фотографий участников Афганской войны г. Мичуринска и мичуринского округа, погибших в ходе боевых действий.
Выступление приглашенных ветеранов. Живое общение с детьми по вопросам об Афганской войне, стойкости и мужестве русского солдата.
Предварительные выводы по мероприятию: данный урок мужества будет способствовать формированию патриотизма, воспитывать чувство любви к Родине, военной службе у4 подрастающего поколения на живых примерах-свидетельствах истории локального конфликта – Советско-афганской войны.
Список использованных источников.
Громов Б. В. «Ограниченный контингент». — М.: Прогресс, Культура, 1994. — 352 с.
Кожухов М. Ю. Над Кабулом чужие звёзды. — М.: Олимп; Эксмо, 2010. — 352 с.
Ляховский А. А., Забродин В. М. Тайны афганской войны. — М.: Планета, 1991. — 272 с.
Ляховский А. А. Трагедия и доблесть Афгана — М.: Искона, 1995. — 720 с.
Майоров А. М. Правда об Афганской войне. Свидетельства главного военного советника. — М.: Права Человека, 1996.
Нешумов Ю. А. Границы Афганистана: Трагедия и уроки. — М.; Жуковский: Граница; Кучково поле, 2006.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Краевская Марина Владимировна
→ Публикатор 16.12.2024 0 72 1 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы