Разработка урока "Раскройные работы. Подготовка ткани к раскрою. Раскладка лекал фартука на ткани. Раскрой фартука"; 5 кл.


#����#####################################################-# #######D#o#t#u#m##��`####�`��#a########p�#a############ �#a########��#a########��#a########X�#a####

6


Урок по теме: РАСКРОЙНЫЕ РАБОТЫ. ПОДГОТОВКА ТКАНИ К РАСКРОЮ. РАСКЛАДКА ЛЕКАЛ ФАРТУКА НА ТКАНИ. РАСКРОЙ ФАРТУКА.

5 класс

2 часа (с применением ИКТ)

Тип урока: комбинированный – формирование умений и навыков; применение знаний на практике.

Вид урока: практическая работа.

Цели урока:

  • Научить учащихся экономной и технологически правильной раскладке фартука на ткани;

  • Воспитывать эстетический вкус, внимательность;

  • Прививать навыки культуры труда и аккуратности, интерес к предмету, используя на уроке ИКТ;

  • Развивать логическое мышление, координацию движения рук, конструкторские умения.

  • Улучшить качество обучения при использовании на уроке ИКТ.

Принципы обучения: доступности, наглядности, системности.

Методы обучения: стимулирующий, объяснительный, диалогический.

Методы научения: репродуктивный, практическая работа.

Методы воспитания: убеждение, поощрение, упражнение.

Дидактическое и материально – техническое оснащение урока: мультимедийная система, интерактивная доска, подготовленная ткань для изготовления фартука, выкройки деталей фартука, ножницы, сантиметровая лента, угольник, мелок, булавки, учебник; для преемственности – изделия из ткани, шаблоны и выкройки (2 – 4 класс), образцы швов: стачной, вподгибку с открытым и закрытым срезом; модели фартуков и его детали кроя; раскладка выкройки и разметка деталей фартука.

ХОД УРОКА

  1. ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКА. (2 мин.)

Проверка готовности учащихся к уроку.

  1. ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА. (5 -7 мин.) Устный опрос: тест с использованием интерактивной доски или работа с раздаточным тестом по двум вариантам. При работе со слайдами 5 мин, правильность ответов проверяется сразу (Слайд 2 - 12), при работе с раздаточным материалом 7 мин. результат в конце урока при подведении итогов.

I вариант

О твечая на вопрос «ДА», ставьте над номером вопроса ставьте дугу ( _____ ), если ответ отрицательный «НЕТ», то отрезок останется свободным ( _____ ).

_ ___________________________________________

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

  1. Мерка «полуобхват талии» обозначается «С б».

  2. Направление долевой нити на чертеже обозначается стрелкой.

  3. Ширина нижней части фартука зависит от мерки «С т».

  4. Мерки объема записываются полностью.

  5. Длина фартука измеряется горизонтально по линии бедер.

  6. Мерки снимают по правой стороне фигуры.

  7. Для расчета длины пояса используется мерка «С т».

  8. Построение чертежа выкройки изделия – это моделирование.

  9. Чтобы сшить любое изделие, необходимо иметь его выкройку.

  10. Приспособление для снятия мерок – линейка.

II вариант

О твечая на вопрос «ДА», ставьте над номером вопроса ставьте дугу ( _____ ), если ответ отрицательный «НЕТ», то отрезок останется свободным ( _____ ).

_ _____________________________________________

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

  1. Мерка «полуобхват талии» обозначается «С т».

  2. Направление долевой нити на чертеже обозначается буквами.

  3. Ширина нижней части фартука зависит от мерки «С б».

  4. Мерки длины записываются полностью.

  5. Мерки снимают по левой стороне фигуры.

  6. Основные размеры фигуры человека, полученные путем ее измерения – сантиметры.

  7. Сантиметровую ленту при снятии мерок натягивают.

  8. Для расчета длины пояса используется мерка «Д н».

  9. Процесс изменения чертежа выкройки называется - конструированием.

  10. Мерка «Д и» измеряется от линии талии вниз на желаемую длину.


  1. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ (5 мин)

Проверить приготовленные учащимися выкройки фартука, соответствие чертежа с

мерками учащихся, правильность моделирования, подготовленность ткани к раскрою.

Оценить выполненную работу.

  1. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА (15 – 20 мин)

  1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ.

Вопросы для повторения:

  1. Из каких деталей состоит фартук?

  2. Как называются срезы на деталях фартука?

  3. Что такое припуск на шов и для чего он делается?

  1. РАССКАЗ И ПОКАЗ НОВОГО МАТЕРИАЛА (записать тему урока в тетради, тема отображена на слайде)

Раскрой - это процесс получения тканевых деталей путем их вырезания из куска ткани в соответствии с деталями выкройки и с учетом припуска на швы (записать термин в тетради) Слайд 14

  1. При раскрое изделия необходимо соблюдать следующие требования (раздаточный материал, можно записать в тетради): Слайд 15

  • Перед раскроем ткань хорошо отгладить (провести декатировку – т.е. отутюжить ткань горячим утюгом с паром, чтобы предотвратить усадку ткани в готовом изделии), правильно сложить и сколоть.

  • При раскрое учитывать экономное расположение деталей выкройки на ткани.

  • Детали выкройки раскладывать с учетом направления долевой нити и рисунка. В не которых случаях допускается раскрой по поперечной нити.

  • Детали выкройки обводить тонко заточенным швейным мелом, мылом или простым карандашом, чтобы линия обводки была не толще 0,1 см.

  • Припуски на обработку срезов деталей должны соответствовать припускам, указанным на деталях выкройки.

  • Выкраивать детали точно по линиям приисков на швы.

  1. Рассказать о последовательности подготовки декатированной ткани к раскрою.

  • Выявить дефекты ткани. Слайд 16

  • Определить лицевую и изнаночную стороны ткани.

  • Определить направление долевой нити в ткани.

  1. Рассказ и показ учащимся способов раскладки лекал на ткани различной ширины. Обращаю внимание на то, что все детали (лекала) раскладывают одновременно, начиная с крупных деталей. При этом надо соблюдать направление долевой нити и помнить об экономной раскладке.

Учащиеся делают в рабочих тетрадях зарисовки раскладки лекал.

Выбрав рациональную раскладку лекал, учащиеся приступают к практической работе. Слайд 17 - 18

  1. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

«РАСКЛАДКА ЛЕКАЛ ДЕТАЛЕЙ ФАРТУКА С НАГРУДНИКОМ НА ТКАНИ И РАСКРОЙ» учебник стр. 70 (стр. 52 - 53)

Инструкционная карта: «Раскрой фартука»

Инструменты и принадлежности: ножницы, булавки, мел или мыло, ткань, выкройка, сантиметровая лента.

п/п

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ

1.

Сложи ткань пополам, «лицом к лицу», с учетом направления долевой нити.

2.

Разложи выкройки на ткани, учитывая обозначение долевой нити на выкройках и направление долевой нити на ткани.

3.

Приколи детали выкройки булавками на ткани.

4.

Обведи контуры выкроек.

5.

Отметь припуски на швы.

6.

Наметь месторасположения кармана.

7.

Раскрои фартук.

8.

Отколи детали выкроек от вырезанных деталей кроя. Сколи детали кроя булавками.

САМОКОНТРОЛЬ: проверить равномерность ширины припусков на швы, аккуратность выполнения линий обводки, равномерность срезов, наличие необходимых меловых линий.



Детали кроя это детали, из которых состоит фартук, выкроенные из ткани с припусками на швы. (стр. 70 рис.38) Слайд 19 – 20

Во время практической работы провожу физкультминутку.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (2 – 3 мин.)

  1. Исходное положение – стоя, ноги вместе, руки опущены. Выполнить рывки руками, поочередно поднимая вверх то правую, то левую. Повторить 6 – 8 раз.

  2. Исходное положения – сидя прямо, не опираясь на спинку стула; руки на поясе. На счет «раз» - наклониться вперед, коснуться руками носков ног, на счет «два» - вернуться в исходное положение. Повторить 10 – 12 раз.

  1. ЦЕЛЕВОЙ ОБХОД. Слайд 17

Во время целевого обхода показываю на одной ткани приемы выполнения практической работы. Напоминаю учащимся, что детали выкраиваются по линии припусков на швы. При раскрое острый конец ножниц должен скользить по столу. Выкраиваемые детали нельзя передвигать по столу, деталь нужно придерживать левой рукой. Меняя положение правой руки, выкраивать деталь по нанесенному контуру. Обрезки остаются в левой руке.

После выкраивания детали кроя скалывают булавками внутри контуров деталей. Все булавки располагаю в одном направлении параллельно контурам во избежание уколов рук.

При целевом обходе напоминаю учащимся о технике безопасности при работе с ножницами и булавками.

  1. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА (3 -5 мин)

В конце урока для закрепления даю таблицу, в которой необходимо указать последовательность технологических операций при раскладке выкройки на ткани:

Слайд 21 или раздаточный вариант таблицы для работы в 4 группах по 3 человека..

5

А) разложить мелкие детали

4

Б) разложить крупные детали

3

В) сколоть ткань булавками

7

Г) приколоть мелкие детали

6

Д) приколоть крупные детали

2

Е) определить лицевую сторону ткани

10

Ж) нанести контрольные линии и точки

9

З) разметить припуски на швы

8

и) обвести детали по контуру

1

К) определить долевую нить на ткани



  1. ИТОГ УРОКА

Подвожу итог урока, делаю необходимые замечания, оцениваю работу учащихся.

  1. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Слайд 22

В рабочей тетради описать последовательность раскладки выкроенных деталей фартука на ткани и раскрой.



ЛИТЕРАТУРА:

  1. Технология: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений (вариант для девочек). - /Под ред. В.Д.Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2005.

  2. Чернякова В.Н. – Технология обработки ткани: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений. - 2-е изд. – М.: Просвещение, 1999. – стр.83

  3. Маркуцкая С.Э. – Технология: обслуживающий труд. Тесты. 5 – 7 классы. – М.: Экзамен, 2006. – стр.46














Полный текст материала Разработка урока "Раскройные работы. Подготовка ткани к раскрою. Раскладка лекал фартука на ткани. Раскрой фартука"; 5 кл. смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Спиридонова Марина Юрьевна  marisa9258
22.01.2012 4 14604 2981

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК