Тема
урока:
«Профессиональная
деятельность в торговле и общественном
питании»
Тип
урока:
урок
комплексного использования новых знаний
(комбинированный урок).
Цель:
Формирование
знаний о
профессиональной
деятельности в торговле и общественном
питании
Задачи:
Познакомить
учащихся с предприятиями, занимающимися
торговой деятельностью, с профессиями
в сфере торговли и в сфере общественного
питания;
Развивать
мышление, кругозор учащихся, умение
высказывать свою точку зрения;
Воспитывать
интерес к предмету, к профессиональной
деятельности.
Оборудование:
Компьютеры
по количеству учащихся, карточки
«Мордашки» (приложение 3), презентация
к уроку (приложение 1), электронный
вариант теста (приложение 2), мультимедийный
комплекс (компьютер, экран, проектор).
План
урока:
Организационное
начало урока.
а)
вход в урок;
в)
диагностика «Мордашки»;
б)
целевая установка.
Повторение
изученного материала.
а)
выполнение теста (электронный вариант);
б)
задание на доске.
Объяснение
нового материала.
а)
«Да» и «нет» говорите («Да – нетка»);
б)
«Из уст в уста»;
в)
рассказ учителя.
Закрепление,
тренировка, отработка умений.
а)
работа с учебником;
б)
решение проблемной ситуации (с последующей
аргументацией)
Повторение
пройденного на уроке.
-
повторяем с контролем
Проверка
понимания учащимися нового материала.
-
найти соответствие между понятиями в
одной колонке и определениями в другой
Подведение
итогов урока.
а)
учитель подводит итог;
б)
диагностика «Мордашки».
Инструктаж
о выполнении домашнего задания.
-
Задание массивом.
Ход
урока:
Организационное
начало урока.
-
Здравствуйте, ребята! Садитесь!
Посмотрите
на меня.
У
вас есть карточки - «Мордашки», покажите,
пожалуйста, мне одну из них, соответствующую
вашему настроению.
(Здесь
важно, что ребенок сам осознает свое
состояние и делится этим с учителем,
что повышает его самоуправляемость.
Сверхэффект: дети видят внимание к себе.
А учителю дается возможность
подкорректировать настроение двумя –
тремя фразами, дополнительно настроить
на работу.)
-
Сегодня мы с вами продолжим знакомство
с миром профессий и профессиональной
деятельностью человека. Я, надеюсь, на
сотрудничество и взаимопонимание.
Повторение
изученного материала.
-
Прежде, чем приступить к изучению новой
темы, я предлагаю вам вернуться и
поработать над ранее изученным материалом.
А для этого в течение 3 минут вы должны
индивидуально выполнить электронные
тесты (приложение 2).
(Учащиеся
выполняют задания теста, затем
автоматически подсчитывается количество
правильных ответов и выставляется
оценка)
-
Поднимите руку те девочки, кто получил
оценку «5», (оценку «4», оценку «3», оценку
«2»).
-
А сейчас вам необходимо вставить в
предложения пропущенные по смыслу
слова. (Приложение 1, слайд1)
(Учащиеся
вставляют самостоятельно слова, затем
зачитывают получившиеся предложения)
-
Давайте проверим, верны ли ваши
предположения.
(Приложение
1, слайд 2)
Объяснение
нового материала.
-
Мы с вами изучили некоторые отрасли
народного хозяйства, но сегодня на уроке
нам предстоит познакомиться еще с одной
отраслью. А вот как она называется, вам
предстоит догадаться.
(Игра
«Да - нетка». Учитель загадывает
существительное ТОРГОВЛЯ. Ученики
пытаются найти ответ, задавая вопросы.
На эти вопросы учитель отвечает только
словами: «да», «нет», «и да и нет». Если
вопрос задается некорректно, учитель
отказывается от ответа заранее
установленным жестом. После игры
обязательно краткое обсуждение: какие
вопросы были сильными? Какие (и почему)
– слабыми?
(Учащиеся
делают вывод о том, что речь пойдет о
сфере торговли)
-
Итак, сегодня мы с вами познакомимся с
профессиональной деятельностью в
торговле и общественном питании. Откройте
тетради, запишите число, тему урока.
(Приложение 1, слайд 3).
-
Сейчас я хочу акцентировать ваше внимание
на том, что предприятия, занимающиеся
торговой деятельностью, имеют свою
специфику и делятся на несколько групп.
-
А для знакомства с группами я предлагаю
вам принять участие в форме работы «Из
уст в уста», согласно которой девочки
1 ряда для всех остальных будут давать
характеристику предприятиям в сфере
торговли. При этом представители 2 ряда
в момент рассказа поочередно выходят
за дверь, их задача – воспроизвести
услышанное от представителей 3 ряда.
И
как вы уже догадались, девочки 3 ряда
наряду со всеми остальными очень
внимательно слушают объяснение ребят
с опережающим заданием, а затем как
можно точнее передают услышанное для
тех, кто удаляется за дверь.
Итак,
работаем.
(Рассказ
учащихся учитель сопровождает показом
иллюстраций) (приложение 1, слайд 4-8)
-
Важное место в народном хозяйстве
занимают предприятия общественного
питания. Эти предприятия производят и
реализуют кулинарную продукцию, организуя
питание различных групп населения.
(Приложение
1, слайд 9).
(Рассказ
учителя о типах предприятий общественного
питания)
-
Девочки, как вы думаете, о каком предприятии
я не рассказала? Какое название вы бы
дополнили в существующий на слайде
список?
(правильный
ответ – столовая)
-
Как вы думаете, чем схожи эти предприятия?
-
В чем их различие?
(ответы
учащихся)
Закрепление,
тренировка, отработка умений.
-
А сейчас откройте учебники, стр.28 – 29.
Таблица 8, таблица 9.
Ознакомьтесь
самостоятельно с профессиями в сфере
торговли и общественного питания,
содержанием труда, а так же с
профессиональными качествами.
(Учащиеся
выполняют задание)
-
Если вас заинтересуют в дальнейшем
данные профессии, вы можете продолжить
обучение в средних и высших профессиональных
учебных заведениях.
-
Мы сегодня познакомились с различными
группами предприятий, как в сфере
торговли, так и в сфере общественного
питания. Каждая группа предприятий
существует в нашем поселке, районе,
области. Так ли это? Докажите примером.
Работу вы будете выполнять в парах,
время 3 минуты.
(Учащиеся
подбирают конкретные названия предприятий,
записывают, затем зачитывают свои
варианты).
Повторение
пройденного на уроке.
-
Теперь
я предлагаю вам вернуться к тексту в
учебнике. Вам необходимо будет составить
серию вопросов к изученному на уроке
материалу.
(Учащиеся
выполняют задание)
Затем
ученики задают свои вопросы, другие по
вызову учителя или спрашивающего
одноклассника на них отвечают.
Проверка
понимания учащимися нового материала.
-
А сейчас посмотрим, насколько хорошо
или плохо вы усвоили новый материал.
(Приложение 1, слайд 10). Вам необходимо
установить соответствие между понятиями
и определениями, вписав пропущенное
название предприятия.
Проверяем.
(Приложение 1, слайд 11)
- Молодцы!
Подведение
итогов урока.
-
Итак,
сегодня на уроке вы узнали еще об одной
отрасли народного хозяйства. Очень
хорошо поработали в коллективе и
самостоятельно и думаю, что получили
от этого определенное удовлетворение.
-
А сейчас, скажите мне:
1)
Что на уроке было главным?
2) Что было
интересным?
3) Что нового сегодня
узнали?
4) Чему научились?
5)
Какие вопросы остались после урока?
-У
вас есть карточки «Мордашки».
Просигнализируйте их, пожалуйста.
(Если
улыбок стало больше – урок удался!)
Инструктаж
о выполнении домашнего задания.
Задание
массивом – дается большой массив заданий
сразу – в рамках изучаемой темы, а
учащиеся выбирают для себя любой
посильный уровень.
1
Уровень:
Обязательный
минимум – понятно и посильно любому
ученику:
Стр.
27 – 31, практическая работа.
2
Уровень:
Тренировочный
– его выполняют ученики, которые желают
хорошо знать предмет и без особой
трудности осваивают программу:
Подготовить
список учебных заведений Ростовской
области торгового профиля. Дополнить
список профессий в сфере торговли и
общественного питания, используя новые,
неизвестные профессии.
3
Уровень:
Творческое
задание – выполняется на добровольных
началах и стимулируется учителем высокой
оценкой и похвалой:
-
составить кроссворд к изученной теме;
-
изготовить плакаты – опорные сигналы
по теме.