Изделия, связанные крючком в современной моде. Творческий проект «Подарок маме», 8 класс




Департамент образования города Москвы

Юго-Восточное окружное управление образования



Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы

средняя общеобразовательная школа № 623







Методическая разработка урока



Тема: «Изделия, связанные крючком в современной моде. Творческий проект «Подарок маме»












Учитель технологии

Покровская Алла Николаевна

Высшая квалификационная категория



Москва 2011

ТЕМА УРОКА:

«ИЗДЕЛИЯ, СВЯЗАННАЫЕ КРЮЧКОМ

В СОВРЕМЕННОЙ МОДЕ.

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«ПОДАРОК МАМЕ»

Тип урока: комбинированный

Цель урока:

  1. Образовательная – расширить кругозор учащихся в процессе изучения темы, формировать знания о модных тенденциях вязания, научить применять полученные знания на практике, уметь изготавливать вязаные изделия, формировать навыки творческой проектной деятельности

  2. Развивающая – развивать у учащихся наглядно-образное мышление; развивать моторику рук, познавательный интерес, работать с дополнительной литературой и другими источниками информации

  3. Воспитательная – воспитывать творческий исследовательский подход к работе, содействовать воспитанию эстетического вкуса, повышать интерес к рукоделию, воспитывать культуру, в том числе технологическую и экологическую, совершенствовать навыки общения.

Задачи:

  • познакомить учащихся с историей ручного вязания и тенденциями современной моды;

  • прививать интерес к рукоделию, искусству, истории декоративно-прикладного искусства разных времен и народов;

  • научить разрабатывать творческий проект;

  • развивать творческие способности, умения работать в группе

Методы обучения:

Объяснительно-иллюстрированный метод, метод проектов в практической творческой работе учащихся

Межпредметные связи:

Химия (свойства различных видов пряжи для вязания), русский язык и литература (новые слова и термины), история, МХК, ИЗО

Наглядный и иллюстративный материал:

Учебник «Технология-7», журналы для вязания, журналы моды «Вязание крючком», образцы изделий, выполненных в технике вязания крючком, презентация работ, выполненных учащимися

Дидактический материал

Инструкционная карта по выполнению различного вида петель

Оборудования, инструменты, материалы:

Мультимедиа проектор, крючки, ножницы, пряжа для вязания

Профориентация:

Профессия вязальщицы, художника-дизайнера, технолога, экономиста, рекламодателя

На доске: название темы

Время: 2 урока по 45 минут

ПЛАН УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. Организационный момент (2-5 минут)

Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку, отмечает отсутствующих

Приветствуют учителя, готовятся к уроку

  1. Сообщение темы и целей урока (2 минут)

Сообщает тему и цель уроков

Записывают темы в тетрадь

  1. Повторение пройденной темы

(5 минут)

Дает тесты на повторение пройденной темы

Работают с тестами

  1. Изучение нового материала

(10 минут)

Демонстрация слайдов «История ручного вязания»; сопровождается рассказом

Отвечают на вопросы и представляют подготовленную к уроку информацию

  1. Практическая работа. Проектная деятельность

(60 минут)

Погружение в проект


Планирование


Разбивает учащихся на группы. Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся, помогает в постановке целей


Предлагает идеи, высказывает предложения



Слушает, задает целенаправленные вопросы в роли рядового участника

Распределяют роли в группе. Обсуждают предмет с учителем и получают при необходимости информацию, устанавливают цели, планируют траекторию работы

Выполняют поиск информации, сбор данных и фактов истории, первично исследуют полученную информацию, решают промежуточные задачи

Представляют свой план проекта

  1. Физкультминутка (2 минуты)

Выполняет физические упражнения

Выполняют физические упражнения

  1. Закрепление материала

(3 минуты)

Задает вопросы на закрепление

Отвечают на вопросы

  1. Подведение итогов урока (5 минут)


Оценивает работу учащихся


Прощание

Говорят о том, чему научились на уроке

Убирают рабочие места. Прощание


ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

Проверка готовности к уроку

  1. Сообщение новой темы, цели и задачи

Здравствуйте, ребята. На прошлом занятии вы познакомились с приемами работы вязания крючком, научились выполнять крючком основные виды петель, изготовили различные образцы вязания крючком полотна. Тема сегодняшнего урока называется так: «Изделия, связанные крючком в современной моде. Творческий проект» (слайд 1)


Сегодня мы с вами:

- познакомимся с историей ручного вязания, с различными видами изделий, связанных крючком;

- разработаем мини проект по изготовления вязанного изделия «Подарок маме»

Девиз нашего урока: «Рукам работа – душе праздник!»



  1. Повторение пройденной темы

Перед тем, как нам перейти к новой теме урока, давайте повторим пройденный материал. Предлагаю вам следующие тесты.


Тестовые задания по вязанию крючком


  1. Хлопок

  2. Алюминий

  3. Лен

  4. Пластмасса

  5. Шерсть

  6. Меланжевая пряжа


а) материал крючков №№ 2,5-15

б) пряжа из натуральных волокон животного происхождения

в) один из наиболее распространенных видов пряжи растительного происхождения

г) пряжа из смешанных волокон

д) материал крючков №№ 2-7

е) прочные небеленые нити растительного происхождения


Ответы:

1 – в; 2- д; 3 – е; 4 – а; 5 – б; 6 – г


  1. Изучение нового материала

История ручного вязания

Ручное вязание – древнее, но нестареющее рукоделие. Оно является подлинно массовым искусством, собравшим по крупицам опыт художественного творчества всех эпох и народов. Вязание, как и любой другой вид прикладного искусства, постоянно развивается и совершенствуется.

Установить точно, когда родилось ручное вязание, трудно: ведь трикотаж не камень, не легко ему сохраниться тысячелетиями. Однако во время раскопок древнеегипетских гробниц был обнаружен вязаный детский носок, у которого большой палец был вывязан отдельно, вероятно, для того, чтобы можно было надеть сандалию. Ученые установили, что «возраст» этого носка около 5 тысяч лет.

Самыми искусными вязальщиками в древности считались арабы. Сложные многоцветные узоры они придумывали уже 2 тысячи лет назад. В ХII веке вязать научились испанцы и итальянцы, век спустя - французы, шотландцы и англичане. Вязали чулки, носки, перчатки. Большую известность получил национальный головной убор шотландцев – вязаный берет. Во Франции, начиная с ХIII века, стали вязать шляпки, береты, фуфайки, перчатки, а в ХIVXV вв. научились вязать колпаки (капюшоны), носки и даже верхнюю одежду.

В России с давних времен крестьянки вязали чулки, носки и варежки из овечьей шерсти. Обычно они были одноцветными, но в некоторых северных губерниях, а также в Рязанской, Пензенской, Тульской праздничные вязаные изделия украшались нарядными орнаментами. В сочетании оригинальных узоров и цветовых комбинаций, применяемых в вязаных изделиях, проявлялась богатая творческая фантазия русского народа (слайд 2).

Вязание, безусловно, один из самых древних и полезных видов рукоделия.

С давних времен и до сегодняшних дней вязаные изделия из различных видов пряжи, связанные крючком, никогда не выходят из моды. Каких только изделий, связанных крючком, не увидишь в доме любого человека.

Вязанием крючком можно изготовить:

  • Одежду (свитера, кофты, жакеты, топы, шарфы, шапки, шали и т.д.) (слайд № 3)



  • Предметы домашнего обихода (салфетки, скатерти, наволочки и т.д.) (слайд № 4)




  • Игрушки (слайд № 5)



и многое другое.

  1. Практическая работа. Проектная деятельность

Погружение в проект

Тема нашей работы «Подарок маме». Лучший подарок – это вещь, сделанная своими руками. Вы сейчас видели большое количество вязанных изделий. Все они интересны, красивы. Что же связать для мамы?

Так как практические навыки у девочек еще невелики, то в результате всеобщего обсуждения выбрали шаль. Из энциклопедии моды узнаем: «Шаль – это крупный платок из тонкой шерстяной ткани или пряжи. Название заимствовано из персидского языка и обозначает вязаное полотнище разного вида и размера. Шаль накидывают на плечи, чтобы преобразить скромное платье, сделать наряд более выразительным или просто согреть человека в холодные осенние или зимние дни. Сотни лет шаль играла важную роль в русском женском костюме. Женщины носили шали всегда. Они ценили и ценят в них красоту и изящество, тепло и уют» (слайд № 6)


Изделие, которое будет подарком маме, выбрано; можно приступать к работе.

Итак, мы приступаем в изготовлению подарка. Эта работа не проста, а требующая творческого подхода, состоящая из определенных этапов ее выполнения.

Такая работа называется творческим проектированием, выполняется под руководством учителя.

  1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Изготовление любого изделия начинается с моделирования. Чтобы изделие получилось красивым, созданием художественной части проекта занимаются художники-дизайнеры. Они создают модель на бумаге в виде эскиза, учитывая, для чего изделие предназначено, индивидуальность заказчика (пол, особенность фигуры), эстетические направления (мода, стиль) гигиенические и экологические требования;

  • технолог (выбирает пряжу, крючок, составляет схему вязания и инструкционную карту);

  • экономист (выполняет предварительный расчет себестоимости);

  • рекламодатель (составляет рекламу изделия)

РАСПРЕДЕЛИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ОБЯЗАННОСТИ МЕЖДУ СОБОЙ

(слайд 7)

ПЛАНИРОВАНИЕ

  1. Нарисуйте эскиз шали

  2. Подберите пряжу, крючки, схему вязки

  3. Рассчитайте себестоимость изделия

  4. Заполните свой бланк-отчет

  5. Представьте свою работу



Бланк – отчет дизайнера

Параметры

Обоснование выбора

Цвет шали


Форма шали


Декоративная отделка


+ эскиз шали

Бланк – отчет-технолога

Параметры

Обоснование выбора

Вид пряжи (состав, толщина)


Инструменты, необходимые в работе


Экологические обоснование


Схема вязания



Технологическая последовательность

Материалы, инструменты, приспособления







Бланк – отчет экономиста

Наименование

Цена, рублей

Расход

Сумму, рублей

1.




2.




3.




4.





Рекламодатель придумывает рекламу своему изделию

Исследование

Учащиеся осуществляют поиск информации, сбор данных и фактов истории, первично исследуют полученную информацию, решают промежуточность задачи.

Далее каждый специалист отчитывается о своей работе

Для выбора цвета пряжи шали дизайнеру необходимо использовать знания по цветоведению.

В цвете заключена сила, которая влияет на человека, определяет его настроение, вызывает эмоции, ощущения. Язык цвета понимают без слов во всем мире, он не знает границ.

Приступая к выбору цветовой гаммы, мы решили заглянуть в энциклопедию и узнать, как влияют цвета на человека. Красный – цвет любви, крови и огня. Он делает нас активными, но раздражительными. Поднимается кровяное давление, учащается пульс, нас охватывает волнение и злость. Песочный – цвет пляжа, дюн, ракушек – повторяется во многих природных тонах. Ты становишься мягким, нежным, искренним, терпеливым человеком. Песочные тона могут быть и теплыми, и холодными, как сама природа. Желтый - цвет золота и солнца. Человеку этот цвет дает активность и вселяет оптимизм, освещает душу. Желтый рождает теплые чувства, он – символ счастья, освобождения от бремени, готовности к переменам. Коричневый - цвет каштанов и осенней листвы. Мы получаем ощущение комфорта и покоя. Как цвет земли, он рождает чувство безопасности и тепла, опоры, на которой мы стоим достаточно крепко. Зеленый - цвет весны, роста и процветания, расслабляет и успокаивает. Это цвет постоянства и терпения, цвет надежды, Синий – цвет неба и воды – приносит покой, пробуждает сентиментальные чувства, нежность. Делает дыхание глубже, пульс медленнее, а давление – ниже. Слишком много синего делает человека спокойным, но это спокойствие граничит с депрессией. Белый – нейтральный цвет.

За основу гармоничного подбора цветов берется цветовой круг, состоящий из цветов замкнутого спектрального ряда (слайд № 8)

При подборе ниток необходимо учитывать сочетания цветов, знать, как они влияют друг на друга. Для этого надо кратко познакомиться с основными свойствами взаимодействия цветов - цветовой гармонией. За основу гармоничного подбора цветов берется цветовой круг, состоящий из цветов замкнутого спектрального ряда.

Выбор материал

Материалами для вязания являются нитки или пряжа из натуральных и или химических волокон

Хлопок – один из наиболее распространённых видов пряжи, используемых для вязания крючком. В современной моде он занимает ведущее место. Хлопковые нитки разнообразны по цветовой гамме и качеству (блестящие, матовые, меланжевые, шелковистые и др.) Их используют для вязания любых узоров и видов изделий.

Лён – прочные, неотбеленные нитки – применяют для вязания в основном декоративных изделий.

Шерстяная пряжа – натуральный материал, получаемый из шерсти животных.

Шерстяная пряжа идеальна для вязания гладких, рельефных и многоцветных узоров.

Меланжевая пряжа – изготовлена из смешанных природных и синтетических волокон с добавлением нитей различной фактуры.

Акрил – это синтетическая пряжа, сырье для которой добаывают из природного газа.

Полиэстер – синтетическая полиэфирное волокно, отличающееся особым разнообразием.

Полиэстер в виде”Traffka”очень эффектно смотрится в шали.

Работа технолога заключается в разработке схемы вязания шали и подбора пряжи. В этом помог журнал «Маленькая Diana»


Схема вязания



Последовательность изготовления изделия

Выполнение: Шаль вяжется от середины длинной стороны (вязание углом). Начинать чёрной нитью по схеме 1 и связать 3 ряда. Затем чередуется 1 ряд меланжевой пряжей, 3 ряда чёрной пряжей, 2 ряда пряжей ” TRAFKA”, 3 ряда чёрной пряжей и т.д. Всего связать 55 рядов.

К последнему ряду довязать кайму из пряжи ”TRAFKA” следующим образом:

1-й ряд: ст. б/н под 2 ВП, *40 ВП, ст. б/н под эти же 2 ВП, 2 ВП, ст. б/н под следующие 2ВП* и т.д.

2-й ряд: 20 ВП, ст. б/н под арочку из 40 ВП, * 7 ВП , ст. б/н под следующую арочку из 40 ВП* и т.д.

Длинную сторону шали обвязать пряжей “TRAFKA” одним рядом ст. б/н

Экономический расчёт

  1. Цена 100 г чёрной пряжи = 90 рублей

Нам нужно 300 г

90 * 3 = 270 рублей

  1. Цена 100 г меланжевой пряжи в бело-голубых тонах = 70 рублей

70 * 1 = 70 рублей

  1. Цена 100 г пряжи VIZANTIATRAFKA ” = 60 рублей

Нам нужно 300г

3 = 180 рублей

  1. Цена крючка №4 = 30 рублей

  2. Стоимость работы не учитывается

Итого: 550 рублей

Экологическая экспертиза

Шаль является элементом верхней одежды, не прилегает непосредственно к телу, то небольшая добавка пряжи из синтетических волокон не нанесет вредного воздействия на организм человека.

Добавка акрила увеличит прочность шерсти, а использование “TRAFFKA” из полиэстера придает изделию эффектность.

  1. Физкультминутка. Гимнастика для рук и глаз

Утром рано он закрыт,

Но к полудню ближе

Раскрывает лепестки,

Красоту их вижу.

К вечеру цветок опять

Закрывает венчик. И теперь он будет спать

До утра, как птенчик

  1. Закрепление материала

  1. Назовите наиболее распространенные виды пряжи

  2. Что такое творческий проект?

  3. Из каких основных этапов он состоит?

  4. С какими профессиями вы познакомились?

  1. Подведение итогов урока (слайд № 18)

  1. Что нового вы узнали на уроке?

  2. Чему вы научились на уроке?

  3. Понравилось ли вам работать в группе?

  4. Ваши вопросы и предложения

Учитель оценивает работу учащихся и выставляет оценки

















Используемая литература

  1. Андреева Р. Энциклопедия моды – СПб: Литера, 1997

  2. Дворкина И. Ручное ткачество для всех// Наука и жизнь, 1994, №№ 2, 4, 5, 8 – 11

  3. Журнал «Маленькая Diana» № 10 (2008)

  4. Журнал «Чудесные Мгновения» № 12 (2006)

  5. Иллюстрированная энциклопедия моды, Издательство «Артия», Прага, 1996 г.

  6. Киреева Е. История костюма. – М.: Просвещение, 1976

  7. Кирсанова Р. Костюм в русской художественной культуре XVIII – первой половины XX вв.. – М.: Большая российская энциклопедия, 1995

  8. О. Вассердам «Из клубка ниток»

  9. Подготовка и оформление пояснительной записки и приказов. Методическое пособие, Москва, 2006 года, Московский институт открытого образования

  10. Современные требования к уроку. Рекомендации. Выпуск № 5. Москва «Авангард», 2005 год

  11. Технология 7 класс. Симоненко В. Д., Синицыной Н. В., Кожиной О. А.



Фотографии учителя оригинальные, остальные отсканированы из указанных источников





5




Полный текст материала Изделия, связанные крючком в современной моде. Творческий проект «Подарок маме», 8 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Покровская Алла Николаевна  alla3799
24.07.2012 0 8726 1323

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК