Изделия, связанные крючком в современной моде. Творческий проект «Подарок маме», 8 класс
Департамент образования города Москвы
Юго-Восточное окружное управление образования
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы
средняя общеобразовательная школа № 623
Методическая разработка урока
Тема: «Изделия, связанные крючком в современной моде. Творческий проект «Подарок маме»
Учитель технологии
Покровская Алла Николаевна
Высшая квалификационная категория
Москва 2011
ТЕМА УРОКА:
«ИЗДЕЛИЯ, СВЯЗАННАЫЕ КРЮЧКОМ
В СОВРЕМЕННОЙ МОДЕ.
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«ПОДАРОК МАМЕ»
Тип урока: комбинированный
Цель урока:
Образовательная – расширить кругозор учащихся в процессе изучения темы, формировать знания о модных тенденциях вязания, научить применять полученные знания на практике, уметь изготавливать вязаные изделия, формировать навыки творческой проектной деятельности
Развивающая – развивать у учащихся наглядно-образное мышление; развивать моторику рук, познавательный интерес, работать с дополнительной литературой и другими источниками информации
Воспитательная – воспитывать творческий исследовательский подход к работе, содействовать воспитанию эстетического вкуса, повышать интерес к рукоделию, воспитывать культуру, в том числе технологическую и экологическую, совершенствовать навыки общения.
Задачи:
познакомить учащихся с историей ручного вязания и тенденциями современной моды;
прививать интерес к рукоделию, искусству, истории декоративно-прикладного искусства разных времен и народов;
научить разрабатывать творческий проект;
развивать творческие способности, умения работать в группе
Методы обучения:
Объяснительно-иллюстрированный метод, метод проектов в практической творческой работе учащихся
Межпредметные связи:
Химия (свойства различных видов пряжи для вязания), русский язык и литература (новые слова и термины), история, МХК, ИЗО
Наглядный и иллюстративный материал:
Учебник «Технология-7», журналы для вязания, журналы моды «Вязание крючком», образцы изделий, выполненных в технике вязания крючком, презентация работ, выполненных учащимися
Дидактический материал
Инструкционная карта по выполнению различного вида петель
Оборудования, инструменты, материалы:
Мультимедиа проектор, крючки, ножницы, пряжа для вязания
Профориентация:
Профессия вязальщицы, художника-дизайнера, технолога, экономиста, рекламодателя
На доске: название темы
Время: 2 урока по 45 минут
ПЛАН УРОКА
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Организационный момент (2-5 минут) |
Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку, отмечает отсутствующих |
Приветствуют учителя, готовятся к уроку |
Сообщение темы и целей урока (2 минут) |
Сообщает тему и цель уроков |
Записывают темы в тетрадь |
Повторение пройденной темы (5 минут) |
Дает тесты на повторение пройденной темы |
Работают с тестами |
Изучение нового материала (10 минут) |
Демонстрация слайдов «История ручного вязания»; сопровождается рассказом |
Отвечают на вопросы и представляют подготовленную к уроку информацию |
Практическая работа. Проектная деятельность (60 минут) Погружение в проект
Планирование
|
Разбивает учащихся на группы. Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся, помогает в постановке целей
Предлагает идеи, высказывает предложения
Слушает, задает целенаправленные вопросы в роли рядового участника |
Распределяют роли в группе. Обсуждают предмет с учителем и получают при необходимости информацию, устанавливают цели, планируют траекторию работы Выполняют поиск информации, сбор данных и фактов истории, первично исследуют полученную информацию, решают промежуточные задачи Представляют свой план проекта |
Физкультминутка (2 минуты) |
Выполняет физические упражнения |
Выполняют физические упражнения |
Закрепление материала (3 минуты) |
Задает вопросы на закрепление |
Отвечают на вопросы |
Подведение итогов урока (5 минут)
|
Оценивает работу учащихся
Прощание |
Говорят о том, чему научились на уроке Убирают рабочие места. Прощание |
ХОД УРОКА
Организационный момент
Проверка готовности к уроку
Сообщение новой темы, цели и задачи
Здравствуйте, ребята. На прошлом занятии вы познакомились с приемами работы вязания крючком, научились выполнять крючком основные виды петель, изготовили различные образцы вязания крючком полотна. Тема сегодняшнего урока называется так: «Изделия, связанные крючком в современной моде. Творческий проект» (слайд 1)
Сегодня мы с вами:
- познакомимся с историей ручного вязания, с различными видами изделий, связанных крючком;
- разработаем мини проект по изготовления вязанного изделия «Подарок маме»
Девиз нашего урока: «Рукам работа – душе праздник!»
Повторение пройденной темы
Перед тем, как нам перейти к новой теме урока, давайте повторим пройденный материал. Предлагаю вам следующие тесты.
Тестовые задания по вязанию крючком
Хлопок
Алюминий
Лен
Пластмасса
Шерсть
Меланжевая пряжа
а) материал крючков №№ 2,5-15
б) пряжа из натуральных волокон животного происхождения
в) один из наиболее распространенных видов пряжи растительного происхождения
г) пряжа из смешанных волокон
д) материал крючков №№ 2-7
е) прочные небеленые нити растительного происхождения
Ответы:
1 – в; 2- д; 3 – е; 4 – а; 5 – б; 6 – г
Изучение нового материала
История ручного вязания
Ручное вязание – древнее, но нестареющее рукоделие. Оно является подлинно массовым искусством, собравшим по крупицам опыт художественного творчества всех эпох и народов. Вязание, как и любой другой вид прикладного искусства, постоянно развивается и совершенствуется.
Установить точно, когда родилось ручное вязание, трудно: ведь трикотаж не камень, не легко ему сохраниться тысячелетиями. Однако во время раскопок древнеегипетских гробниц был обнаружен вязаный детский носок, у которого большой палец был вывязан отдельно, вероятно, для того, чтобы можно было надеть сандалию. Ученые установили, что «возраст» этого носка около 5 тысяч лет.
Самыми искусными вязальщиками в древности считались арабы. Сложные многоцветные узоры они придумывали уже 2 тысячи лет назад. В ХII веке вязать научились испанцы и итальянцы, век спустя - французы, шотландцы и англичане. Вязали чулки, носки, перчатки. Большую известность получил национальный головной убор шотландцев – вязаный берет. Во Франции, начиная с ХIII века, стали вязать шляпки, береты, фуфайки, перчатки, а в ХIV – XV вв. научились вязать колпаки (капюшоны), носки и даже верхнюю одежду.
В России с давних времен крестьянки вязали чулки, носки и варежки из овечьей шерсти. Обычно они были одноцветными, но в некоторых северных губерниях, а также в Рязанской, Пензенской, Тульской праздничные вязаные изделия украшались нарядными орнаментами. В сочетании оригинальных узоров и цветовых комбинаций, применяемых в вязаных изделиях, проявлялась богатая творческая фантазия русского народа (слайд 2).
Вязание, безусловно, один из самых древних и полезных видов рукоделия.
С давних времен и до сегодняшних дней вязаные изделия из различных видов пряжи, связанные крючком, никогда не выходят из моды. Каких только изделий, связанных крючком, не увидишь в доме любого человека.
Вязанием крючком можно изготовить:
Одежду (свитера, кофты, жакеты, топы, шарфы, шапки, шали и т.д.) (слайд № 3)
Предметы домашнего обихода (салфетки, скатерти, наволочки и т.д.) (слайд № 4)
Игрушки (слайд № 5)
и многое другое.
Практическая работа. Проектная деятельность
Погружение в проект
Тема нашей работы «Подарок маме». Лучший подарок – это вещь, сделанная своими руками. Вы сейчас видели большое количество вязанных изделий. Все они интересны, красивы. Что же связать для мамы?
Так как практические навыки у девочек еще невелики, то в результате всеобщего обсуждения выбрали шаль. Из энциклопедии моды узнаем: «Шаль – это крупный платок из тонкой шерстяной ткани или пряжи. Название заимствовано из персидского языка и обозначает вязаное полотнище разного вида и размера. Шаль накидывают на плечи, чтобы преобразить скромное платье, сделать наряд более выразительным или просто согреть человека в холодные осенние или зимние дни. Сотни лет шаль играла важную роль в русском женском костюме. Женщины носили шали всегда. Они ценили и ценят в них красоту и изящество, тепло и уют» (слайд № 6)
Изделие, которое будет подарком маме, выбрано; можно приступать к работе.
Итак, мы приступаем в изготовлению подарка. Эта работа не проста, а требующая творческого подхода, состоящая из определенных этапов ее выполнения.
Такая работа называется творческим проектированием, выполняется под руководством учителя.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Изготовление любого изделия начинается с моделирования. Чтобы изделие получилось красивым, созданием художественной части проекта занимаются художники-дизайнеры. Они создают модель на бумаге в виде эскиза, учитывая, для чего изделие предназначено, индивидуальность заказчика (пол, особенность фигуры), эстетические направления (мода, стиль) гигиенические и экологические требования;
технолог (выбирает пряжу, крючок, составляет схему вязания и инструкционную карту);
экономист (выполняет предварительный расчет себестоимости);
рекламодатель (составляет рекламу изделия)
РАСПРЕДЕЛИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ОБЯЗАННОСТИ МЕЖДУ СОБОЙ
(слайд 7)
ПЛАНИРОВАНИЕ
Нарисуйте эскиз шали
Подберите пряжу, крючки, схему вязки
Рассчитайте себестоимость изделия
Заполните свой бланк-отчет
Представьте свою работу
Бланк – отчет дизайнера
Параметры |
Обоснование выбора |
Цвет шали |
|
Форма шали |
|
Декоративная отделка |
|
+ эскиз шали
Бланк – отчет-технолога
Параметры |
Обоснование выбора |
Вид пряжи (состав, толщина) |
|
Инструменты, необходимые в работе |
|
Экологические обоснование |
|
Схема вязания |
|
Технологическая последовательность |
Материалы, инструменты, приспособления |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Бланк – отчет экономиста
Наименование |
Цена, рублей |
Расход |
Сумму, рублей |
1. |
|
|
|
2. |
|
|
|
3. |
|
|
|
4. |
|
|
|
Рекламодатель придумывает рекламу своему изделию
Исследование
Учащиеся осуществляют поиск информации, сбор данных и фактов истории, первично исследуют полученную информацию, решают промежуточность задачи.
Далее каждый специалист отчитывается о своей работе
Для выбора цвета пряжи шали дизайнеру необходимо использовать знания по цветоведению.
В цвете заключена сила, которая влияет на человека, определяет его настроение, вызывает эмоции, ощущения. Язык цвета понимают без слов во всем мире, он не знает границ.
Приступая к выбору цветовой гаммы, мы решили заглянуть в энциклопедию и узнать, как влияют цвета на человека. Красный – цвет любви, крови и огня. Он делает нас активными, но раздражительными. Поднимается кровяное давление, учащается пульс, нас охватывает волнение и злость. Песочный – цвет пляжа, дюн, ракушек – повторяется во многих природных тонах. Ты становишься мягким, нежным, искренним, терпеливым человеком. Песочные тона могут быть и теплыми, и холодными, как сама природа. Желтый - цвет золота и солнца. Человеку этот цвет дает активность и вселяет оптимизм, освещает душу. Желтый рождает теплые чувства, он – символ счастья, освобождения от бремени, готовности к переменам. Коричневый - цвет каштанов и осенней листвы. Мы получаем ощущение комфорта и покоя. Как цвет земли, он рождает чувство безопасности и тепла, опоры, на которой мы стоим достаточно крепко. Зеленый - цвет весны, роста и процветания, расслабляет и успокаивает. Это цвет постоянства и терпения, цвет надежды, Синий – цвет неба и воды – приносит покой, пробуждает сентиментальные чувства, нежность. Делает дыхание глубже, пульс медленнее, а давление – ниже. Слишком много синего делает человека спокойным, но это спокойствие граничит с депрессией. Белый – нейтральный цвет.
За основу гармоничного подбора цветов берется цветовой круг, состоящий из цветов замкнутого спектрального ряда (слайд № 8)
При подборе ниток необходимо учитывать сочетания цветов, знать, как они влияют друг на друга. Для этого надо кратко познакомиться с основными свойствами взаимодействия цветов - цветовой гармонией. За основу гармоничного подбора цветов берется цветовой круг, состоящий из цветов замкнутого спектрального ряда.
Выбор материал
Материалами для вязания являются нитки или пряжа из натуральных и или химических волокон
Хлопок – один из наиболее распространённых видов пряжи, используемых для вязания крючком. В современной моде он занимает ведущее место. Хлопковые нитки разнообразны по цветовой гамме и качеству (блестящие, матовые, меланжевые, шелковистые и др.) Их используют для вязания любых узоров и видов изделий.
Лён – прочные, неотбеленные нитки – применяют для вязания в основном декоративных изделий.
Шерстяная пряжа – натуральный материал, получаемый из шерсти животных.
Шерстяная пряжа идеальна для вязания гладких, рельефных и многоцветных узоров.
Меланжевая пряжа – изготовлена из смешанных природных и синтетических волокон с добавлением нитей различной фактуры.
Акрил – это синтетическая пряжа, сырье для которой добаывают из природного газа.
Полиэстер – синтетическая полиэфирное волокно, отличающееся особым разнообразием.
Полиэстер в виде”Traffka”очень эффектно смотрится в шали.
Работа технолога заключается в разработке схемы вязания шали и подбора пряжи. В этом помог журнал «Маленькая Diana»
Схема вязания
Последовательность изготовления изделия
Выполнение: Шаль вяжется от середины длинной стороны (вязание углом). Начинать чёрной нитью по схеме 1 и связать 3 ряда. Затем чередуется 1 ряд меланжевой пряжей, 3 ряда чёрной пряжей, 2 ряда пряжей ” TRAFKA”, 3 ряда чёрной пряжей и т.д. Всего связать 55 рядов.
К последнему ряду довязать кайму из пряжи ”TRAFKA” следующим образом:
1-й ряд: ст. б/н под 2 ВП, *40 ВП, ст. б/н под эти же 2 ВП, 2 ВП, ст. б/н под следующие 2ВП* и т.д.
2-й ряд: 20 ВП, ст. б/н под арочку из 40 ВП, * 7 ВП , ст. б/н под следующую арочку из 40 ВП* и т.д.
Длинную сторону шали обвязать пряжей “TRAFKA” одним рядом ст. б/н
Экономический расчёт
Цена 100 г чёрной пряжи = 90 рублей
Нам нужно 300 г
90 * 3 = 270 рублей
Цена 100 г меланжевой пряжи в бело-голубых тонах = 70 рублей
70 * 1 = 70 рублей
Цена 100 г пряжи VIZANTIA “ TRAFKA ” = 60 рублей
Нам нужно 300г
3 = 180 рублей
Цена крючка №4 = 30 рублей
Стоимость работы не учитывается
Итого: 550 рублей
Экологическая экспертиза
Шаль является элементом верхней одежды, не прилегает непосредственно к телу, то небольшая добавка пряжи из синтетических волокон не нанесет вредного воздействия на организм человека.
Добавка акрила увеличит прочность шерсти, а использование “TRAFFKA” из полиэстера придает изделию эффектность.
Физкультминутка. Гимнастика для рук и глаз
Утром рано он закрыт,
Но к полудню ближе
Раскрывает лепестки,
Красоту их вижу.
К вечеру цветок опять
Закрывает венчик. И теперь он будет спать
До утра, как птенчик
Закрепление материала
Назовите наиболее распространенные виды пряжи
Что такое творческий проект?
Из каких основных этапов он состоит?
С какими профессиями вы познакомились?
Подведение итогов урока (слайд № 18)
Что нового вы узнали на уроке?
Чему вы научились на уроке?
Понравилось ли вам работать в группе?
Ваши вопросы и предложения
Учитель оценивает работу учащихся и выставляет оценки
Используемая литература
Андреева Р. Энциклопедия моды – СПб: Литера, 1997
Дворкина И. Ручное ткачество для всех// Наука и жизнь, 1994, №№ 2, 4, 5, 8 – 11
Журнал «Маленькая Diana» № 10 (2008)
Журнал «Чудесные Мгновения» № 12 (2006)
Иллюстрированная энциклопедия моды, Издательство «Артия», Прага, 1996 г.
Киреева Е. История костюма. – М.: Просвещение, 1976
Кирсанова Р. Костюм в русской художественной культуре XVIII – первой половины XX вв.. – М.: Большая российская энциклопедия, 1995
О. Вассердам «Из клубка ниток»
Подготовка и оформление пояснительной записки и приказов. Методическое пособие, Москва, 2006 года, Московский институт открытого образования
Современные требования к уроку. Рекомендации. Выпуск № 5. Москва «Авангард», 2005 год
Технология 7 класс. Симоненко В. Д., Синицыной Н. В., Кожиной О. А.
Фотографии учителя оригинальные, остальные отсканированы из указанных источников
На странице приведен фрагмент.
Автор: Покровская Алла Николаевна
→ alla3799 24.07.2012 0 8756 1323 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.