Разработка урока "Понятие конструкционного материала. Металл, древесина, ткань как конструкционный материал"


Паринова И.В. - учитель технологии   МБОУ СОШ №91 г. Воронеж

РАЗРАБОТКА УРОКА ТЕХНОЛОГИИ

Вводная часть:

1 Класс 5

2 Тема урока - Понятие конструкционного материала. Металл, древесина, ткань - как конструкционный материал.

3 Тип урока - Урок изучения нового материала с использованием мультимедийной презентации.

4 Программа - Модифицированная программа по курсу технология для неделимых 5-8 классов составленная на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

5 УМК - Учебники под редакцией В.Д.Симоненко «Технология» (Обслуживающий и Технический труд).

6 Соответствие стандарту образования: Используемый учебный материал конкретизирует содержание учебных тем программы, согласно действующим образовательным стандартам основного общего образования.

7 Компетенции, развивающиеся на этом уроке:

Учебные компетенции:

- Связывать воедино и использовать отдельные части знаний в области истории, знаний о природе и окружающем мире.

Исследовательские компетенции:

- Получать и обрабатывать информацию

- Видеть связи между настоящими и прошлыми событиями в истории развития человечества.

- Обращаться к различным источникам знаний и их использовать в своей образовательной деятельности.

Коммуникативные компетенции:

- Выслушивать своих товарищей и принимать во внимание их мнение.

- Высказывать своё мнение и выступать на публике.

8 Место данного урока в системе уроков по определённому разделу: Данная тема урока является вводным уроком в разделе программы 5 класса - Материаловедение.

9 Межпредметные связи: История Древнего мира 5 класс, География. Окружающий мир.

План конспект урока:


Цель урока: Познакомить учащихся с понятием конструкционный материал, видами конструкционных материалов и их классификацией.

Задачи урока:

Способствовать формированию новых понятий по разделу материаловедение.

Обеспечить условия развития мышления, обогащению словарного запаса, привития интереса к предмету, умений анализировать, устанавливать закономерности, обобщать и делать выводы.

Способствовать воспитанию дисциплинированности, внимательности и уважительного отношения друг к другу.

Оборудование урока: Компьютер, мультимедиапроектор.

Наглядный материал: Образцы конструкционных материалов: (стекло, металл, дерево, бумага, пластик, ткань…)

Ход урока:

1 Организационный момент.

2 Сообщение темы и цели урока. (Слайд 2)

3 Сообщение нового материала.


Вопрос классу: (Слайд 3)

Что использовал человек на раннем этапе своего развития для удовлетворения своих потребностей?

Рассмотрите картинки и ответьте на поставленный вопрос. (Слайд 4)

(Шкуры животных, каменные орудия, деревянные орудия, красивые камни, ракушки, семена высушенных растений из которых делались украшения, кости убитых животных, из которых тоже делали орудия охоты и труда.)

Иначе говоря человек использовал всё что давала ему природа для того чтобы удовлетворить свои насущные потребности.

Вопрос классу:

Давайте подумаем и вспомним, какие потребности должен был удовлетворять человек, чтобы выжить в таких тяжёлых условиях дикой природы? (Слайд 5)

(Потребность в орудиях труда, орудиях охоты, оружие, жилище, одежда и предметах домашнего быта)

Вопрос классу:

Какие материалы использовал человек для своих нужд?(Слайды 6,7)

Всё, что давала ему природа (Шкуры животных, деревья и растения, камни, кости убитых животных)

Но человечество в своём развитии прошло множество ступеней. Они характеризовались уровнем развития цивилизации: - развитием науки, (т.е. суммой знаний, которым овладевало человечество), соответственно развитием техники и технологий и уровнем культуры. Давайте рассмотрим, как развивались технологии и материалы, которые использовал человек на различных исторических этапах своего развития.

Краткие комментарии при показе слайдов 8,9,10,11,12,13.

На разных этапах исторического развития человечества мы видим, что одни материалы применялись с древнейших времён до наших дней, другие материалы начинали использоваться человеком по мере их открытия и приобретения навыков их обработки и использования в своих целях. Таким образом, мы видим с ростом уровня развития науки и технологий, и растёт количество применяемых человеком материалов. Так что такое же такое конструкционный материал.

Конструкционный материал это материал, из которого изготавливают детали конструкций машин, сооружений и множество других изделий. Это материалы способные воспринимать силовую нагрузку. Определяющим параметром этих материалов является механические свойства, что и отличает их от других материалов.

Давайте теперь рассмотрим, какие конструкционные материалы бывают. Конструкционные материалы подразделяются по природе материалов на металлические, неметаллические и композиционные. (Слайд 15)

Металлические конструкционные материалы (Слайд 16) это различные сплавы, компонующееся из различных металлов, которые выпускает наша металлургическая промышленность. Но в природе металлов в чистом виде существует очень мало (самородки золота, серебра, железа…) Поэтому сырьём для получения металлов служат всевозможные геологические руды (полезные ископаемые, залегающие в недрах земли)

Из добываемой руды по определённым технологиям и плавят различные металлы и получают различные сплавы.

(Слайд 17) Таким образом, металл, как конструкционный материал это сплавы на основе различных металлов:

Сталь и чугун это сплавы на основе железа из него выпускают основную массу металлических заготовок и конструкций для машиностроительной промышленности, строительных материалов и мн. др.

Алюминиевые сплавы - служат для изготовления корпусов самолётов, вертолётов, ракет, морских судов и различных строительных конструкций, пищевую фольгу и фантики для конфет.

Никелевые сплавы, титановые сплавы и кобальтовые сплавы применяют в авиационных и ракетных двигателях, паровых турбинах.

Магниевые сплавы применяются преимущественно в виде литья в конструкциях летательных аппаратов, в автомобилестроении, в текстильной и полиграфической промышленности.


Вопрос классу:

Приведите конкретные примеры использования металлических конструкционных материалов, с которыми вы сталкиваетесь в повседневной жизни?


Неметаллические конструкционные материалы. (Слайд 18)

Включают в себя множество материалов. (Пластики, полимеры, керамика, стекло, резины, древесина, ткань, бумага и др.)

Древесина, как конструкционный материал один из самых древних материалов используемых человеком. Следует понимать различие между понятиями дерево и древесина. (Слайд 19) Дерево это живое растение, а древесина это уже материал, являющийся сырьём для производства множества изделий. Это натуральный и экологичный материал не утратил своей актуальности и сегодня. Но область его применения значительно сузилась, в основном оно используется в строительстве и производстве мебели.

Ткань, как конструкционный материал, в настоящее время используется

очень широко. (Слайд 20) Её применяют в быту, в качестве отделочных материалов стен помещений, как текстиль для дизайна комнат. Из неё изготавливают спортивную обувь и одежду, для изготовления парусов и различного туристического снаряжения, специальной защитной одежды и мн. др. А что же является сырьём для производства тканей, из чего её изготавливают?

(Слайд 21) Посмотрите, на слайде вы видите виды животных и растений, являющихся изначально сырьём для производства тканей человеком. В настоящее время, с развитием химической отрасли к ним добавились и отходы нефтехимической и газовоперерабатывающих отраслей промышленности. Они поставляют сырьё для производства тканей из химических волокон.


Вопрос классу:

Приведите конкретные примеры использования неметаллических конструкционных материалов, которые окружают вас?


Композиционные конструкционные материалы. (Слайд 22)

Это огромное множество материалов, достижение наших современных технологий. Человек научился компоновать различные виды материалов между собой. Таким образом, получались материалы способные сочетать положительные свойства обеих используемых материалов. Стекло научились компоновать с пластиком, тканью и волокнами, получая такие материалы, как стеклоткань, стеклопластик, стекловолокно - эти материалы широко используются в производстве строительных материалов, судостроении, производстве спортивного инвентаря. Углепластик - это очень дорогой в производстве материал поэтому его используют при производстве высокотемпиратурных узлов деталей ракетных двигателей и сверхзвуковых самолётов. Широко известны сегодня и такие материалы, как металлопластики и металлокерамика. Они используются в машиностроении, при производстве деталей сопла ракет и реакторов атомных станций и при производстве множества строительных материалов.


Закрепление пройденного материала

Мы сегодня с вами ознакомились с множеством материалов, которые используются человеком, новыми понятиями. Давайте ещё раз вспомним их.

Вопрос классу:

Что называют конструкционным материалом? (Слайд 23)


Задание классу:

Разгадайте кроссворд (Слайд 24)


1.Первый материал, который использовал человек для производства орудий труда.

2. Очень пластичный материал, основа для изделий в технике «Оригами»

3. Конструкционный материал, производимый на основе железа, сырьё для машиностроения.

4. Неметаллический конструкционный материал, прозрачный, пропускающий дневной свет.

5. Неметаллический конструкционный материал, один из первых использовался в строительстве, очень горюч.

6. Неметаллический конструкционный материал, из которых делают «обувь» для машин.

7. Растение, кустарник, являющийся сырьем для производства хлопчатобумажных тканей.

8. Конструкционный материал, относящийся к разряду ценных металлов.

9. Что добывают геологи в недрах земли и что является сырьём для производства

различных металлов и их сплавов?




Подведение итогов урока:


Вопрос классу: (Слайд 25) Что узнали на уроке?

Опираясь на схемы, которые выведены на слайде, дети делают вывод о том, с чем познакомились на уроке, какие новые понятия узнали.


Уборка кабинета.


Список литературы для составления конспекта урока:


Характеристика композиционных материалов: интернет источники -

http://www.coolreferat.com

http://slovari.yandex.ru/

http://slovari.yandex.ru/книги /БСЭ/Конструкционные материалы

В, Д. Симоненко Технология. Базовый уровень: 10-11 классы Учебник для общеобразовательных школ.- М. : Вентана-Графф. 2009г.




Паринова И.В. - учитель технологии   МБОУ СОШ № 91 г. Воронеж


Тезисы к уроку технологии по теме

« Понятие конструкционного материала. Металл, древесина, ткань - как конструкционный материал»


Занятие является первым в разделе изучения «Материаловедения» для 5-го класса. Данный урок разработан для учащихся, обучающихся по модифицированной программе для совмещённых классов (мальчики, девочки), но может использоваться и для обычных делённых классов. Материаловедение – прикладная наука, изучающая строение и свойства материалов. Занятие, прежде всего, даёт целостное понятие, что такое конструкционный материал направлено на восприятие информации по видам конструкционных материалов, как развивались эти материалы в контексте развития человечества. Ведь развитие материального мира представляет собой бесконечный процесс отмирания старого и возникновения нового. А новое – это то, что прогрессивно, более совершенно и жизнеспособно, что растет, развивается и приходит на смену старому. Объем современного материаловедения чрезвычайно велик и охватывает все области техники и производства. В процессе урока учащиеся должны иметь понятие, что только на основе глубоких и всесторонних знаний в области материалов можно разработать современную технологию, изготавливать изделия высокого качества. В процессе урока используются интерактивные виды деятельности и межпредметный подход к подаче информации. Использование презентации по теме – один из важных приемов развития у школьников положительной мотивации и познавательного интереса к окружающему их миру.




Слайд 1
МБОУ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 91 Разработка урока технологии для 5-х совмещённых классов по теме: КОНСТРУКЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ. Паринова И.В. учитель технологии Высшая квалификационная категория. Воронеж 2013 год
Слайд 2
Тема урока: Понятие конструкционных материалов. Металл, древесина, ткань, как конструкционный материал. • Конструкционные материалы в истории развития человека. • Определение конструкционных материалов. • Классификация конструкционных материалов.
Слайд 3
Что использовал человек на раннем этапе своего развития для удовлетворения своих потребностей? Рассмотрите внимательно картинки и дайте ответ на поставленный вопрос.
Слайд 4
Слайд 5
Потребности человека Орудия труда. Орудия охоты, оружие. Домашняя утварь. Жилище человека. Одежда, украшение.
Слайд 6
Какие материалы использовал человек на ранних этапах своего развития для удовлетворения своих потребностей?
Слайд 7
Слайд 8
Орудия труда человека. Орудия труда первобытных людей Орудия труда человека периода от средних веков до 19 века Орудия труда человека в наши дни.
Слайд 9
Орудия охоты, оружие. Охота на мамонта первобытных людей Оружие и воины 18 -19 века Воины 18 века Воин средневековой Руси Воины и вооружение современности
Слайд 10
Домашняя утварь Посуда из шкур Посуда из дерева Посуда из глины Посуда и приборы из металла
Слайд 11
Жилища человека прошлого. Каменные пещеры древних людей Деревянное жилище древних славян Деревянный Московский Кремль Первый каменный Кремль в Москве
Слайд 12
Жилища человека наших дней. Современные небоскрёбы из стекла. стали и бетона. Современные каменные «джунгли».
Слайд 13
Одежда и украшения. Первобытные люди Древний Египет Древняя Греция и Рим Одежда Средневековой Европы Одежда Европы 17 -18 века Одежда Одежда конца конца 19 19 начало начало 20 20 века века Русская национальная одежда
Слайд 14
Что такое конструкционный материал? Конструкционные материалы это материалы, из которых изготавливают детали конструкций машин, сооружений и многих других изделий. Это материалы воспринимающие силовую нагрузку. Определяющим параметром для этих материалов является механические свойства, отличающих их от других технических материалов.
Слайд 15
Конструкционные материалы МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ НЕМЕТАЛЛИЧЕСКИЕ КОМПОЗИЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Слайд 16
Металл, как конструкционный материал. Марганцевая Никелевая руда руда Медная руда Оловянная руда Геологические руды, залегающие в недрах земной коры. Являются сырьём для производства сталей и различных сплавов. Золотоносная Железная руда руда Листовая сталь Стальные стержни, трубы Сталь, конструкционный материал, являющийся сырьём для изготовления всевозможных металлических изделий (машин, станков, кораблей, самолётов и стройматериалов и мн.др.)
Слайд 17
Металлические конструкционные материалы. Сталь, чугун – (сплавы на основе железа) алюминиевые сплавы Производство строительных материалов и сырьё для машиностроения Никелевые и кобальтовые сплавы. Производство паровых турбин для электростанций, ракетные и авиационные двигатели, Титановые сплавы и сплавы на основе золота. Производство деталей авиационных и ракетных двигателей. Медицинские инструменты.
Слайд 18
Неметаллические конструкционные материалы. Пластик, полимеры, стекло Производство строительных материалов и текстильных изделий. Посуда и др. предметы быта. Природный , Природный камень, камень, огнеупорная огнеупорная глина, глина, резина. резина. Производство строительных материалов, шины автомобилей, предметы быта. Древесина, ткань Производство одежды и обуви, строительные материалы. мебель и предметы быта.
Слайд 19
Древесина, как конструкционный материал: Дерево, это растение, имеющее корни, ствол и крону. Древесина, это конструкционный материал, обладающий физико-механическими свойствами и из которого производят множество изделий.
Слайд 20
Ткань, как конструкционный материал. Тканевые обои Это сырьё для производства множества изделий. Туристическое снаряжение Волокно Обивка мебели Спортивная обувь Канаты Швейные нитки Пряжа Одежда Защитные костюмы Паруса
Слайд 21
Животные, дающие сырьё для производства шерстяных и шёлковых тканей Кашемировые козы овца Растения, дающие сырьё для производства тканей и других текстильных изделий Лён Долгунец Бамбук Лама Як Отходы древесных производств Верблюд Ангорский кролик Тутовый шелкопряд Хлопчатник Конопля
Слайд 22
Композиционные конструкционные материалы.(Обладают свойствами как металлических, так и неметаллических материалов). Стеклопластики Стекловолокно Производство строительных материалов, судостроение, спортинвентарь и мн. др. Углепластики. Производство высокотемпиратурных узлов ракетных двигателей и сверхзвуковых самолётов Металлопластики Металлокерамика. Производство деталей сопла ракет, атомных реакторов строительных материалов и др.
Слайд 23
Что называется конструкционным материалом? ea1s0T#V
Слайд 24
Отгадайте кроссворд. 1 К А 2 Б У М 3 С 4 С Т 5 Д 6 Р Е З 7 Х Л О П 8 З 9 Р У М А Т Е Р И Ч А О Л Д Ы Е Н Ь Г А А Л Ь К Л О Е В Е С И Н Н А Т Н И К О Т О 1.Первый материал, который использовал человек для производства орудий труда. 2. Очень пластичный материал, основа для изделий в технике «Оригами» 3. Конструкционный материал, производимый на основе железа, сырьё для машиностроения. 4. Неметаллический конструкционный материал, прозрачный, пропускающий дневной свет. 5. Неметаллический конструкционный материал, из первых использовался в А один строительстве, очень горюч. 6. Неметаллический конструкционный материал, из которых делают «обувь» для машин. 7. Растение, кустарник, являющийся сырьем для производства хлопчатобумажных тканей. 8. Конструкционный материал, относящийся к разряду ценных металлов. 9. Что добывают геологи в недрах земли и что является сырьём для производства различных металлов и их сплавов?
Слайд 25
Что мы узнали на уроке? Историческое развитие материалов в контексте истории развития человечества. Что называют конструкционным материалом. Какие конструкционные материалы бывают, их классификацию. Что использовал человек для удовлетворения своих потребностей в древности.
Слайд 26
Материалы, использующиеся для создания презентации: композиционные материалы их характеристика: http://www.coolreferat.com http://slovari.yandex.ru/ Картинки для презентации: • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • http://rusmudr.ru/wp-content/uploads/2012/08/image5.jpg http://www.millioncars.ru/ddata/image-big/124892.jpg http://im8-tub-ru.yandex.net/i?id=94818370-53-72&n=21 http://ru-zodchestvo.ru/images/statikonopatka/shlifovka21.jpg http://i00.i.aliimg.com/photo/v0/107114404/Stainless_Steel.jpg http://www.booksite.ru/ancient/reader/work_2_01.htm http://www.globeinfo.ru/docfoto/doc2862.jpg http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=419380564-70-72&n=21 http://img-fotki.yandex.ru/get/5000/109876041.b9/0_7096b_4839189b_XL http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=595159431-07-72&n=21 http://xvatit.com/school/sch-online/compet/82734-case-history-tableware.html http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=181489779-27-72&n=21 http://xvatit.com/school/sch-online/compet/82734-case-history-tableware.html http://sfw.so/index.php?newsid=1148972653 http://rl.foto.radikal.ru/0709/d7/88149096ff9d.jpg http://www.vokrugsveta.ru/img/cmn/2007/09/093.jpg http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=195524452-28-72&n=21 http://ogon-yavlenie.narod.ru/abor2.jpg http://elementy.ru/images/news/neandertal_600.jpg http://savepic.net/91889.jpg http://im8-tub-ru.yandex.net/i?id=56956463-66-72&n=21 http://kostum4you.ru/wp-content/uploads/2011/09/stil-barokko2-5.jpg http://www.supercook.ru/images-skazki-vypusk/vs-ivanov-3-12.jpg http://ljplus.ru/img4/z/i/zidanio/YA1869org_krestyane_yarosl_gub.jpg

Полный текст материала Разработка урока "Понятие конструкционного материала. Металл, древесина, ткань как конструкционный материал" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Паринова Ирина Владимировна  parinowa
24.03.2013 3 9915 1075

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК