Урок технологии, ОБЖ "Меры первой помощи пострадавшему от электрического тока"
Оказание первой медицинской помощи при электротравмах (П.М.П)
Электрический ток вызывает местное поражение тканей в месте входа, выхода электрического тока и на пути распространения в виде электрических ожогов, внешне похожие на термические ожоги 3-4 степени. При воздействии тока высокого напряжения возможно расслоение тканей, их разрыв, иногда полный отрыв конечностей. Помимо разрушительного действия на ткани, электрический ток наносит вред всему организму в целом. В легких случаях это проявляется ОБМОРОКОМ, ОЩУЩЕНИЕМ УСТАЛОСТИ, РАЗБИТОСТИ, ГОЛОВОКРУЖЕНИЕМ, НЕРВНЫМ ПОТРЯСЕНИЕМ. В тяжелых случаях электрический ток вызывает угнетение особо важных центров головного мозга, нарушение кровообращения, остановку сердца и дыхания и судорожные сокращения мышц. При этом пострадавший иногда непроизвольно хватается за токоведущий предмет, не в силах от него оторваться (так называемый неотпускающий ток). Из-за спазмы голосовых связок пострадавший не может крикнуть и позвать на помощь.
Состояние пораженного в момент электротравмы может быть настолько тяжелым, что внешне мало чем отличается от умершего: бледная кожа, отсутствие дыхания и пульса - «мнимая смерть», широкие, не реагирующие на свет зрачки.
При повреждениях, сопровождающихся легкими общими явлениями (обморок, головокружение, головная боль, боли в области сердца). П. м. п. заключается в создании покоя и доставки больного в лечебное учреждение. Необходимо помнить, что общее состояние больного может резко и внезапно ухудшиться в ближайшие часы после травмы: возникают нарушения кровоснабжения мышцы сердца (стенокардия и инфаркт миокарда), явление вторичного шока. Подобные состояния наблюдаются даже у пораженных с самыми легкими общими проявлениями (головная боль, слабость).
В качестве ПМП могут быть болеутоляющие (0,25г. анальгина), успокаивающие (настойка Валерьяны, сердечные средства). При тяжелых общих явлениях, сопровождающихся состоянием клинической смерти, единственной мерой п. м. п. является - искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.
.
Методы реанимации. Этапы реанимации.
Этап А: обеспечение проходимости дыхательных путей.
Запрокинуть голову назад.
Выдвинуть нижнюю челюсть вперед.
Открыть рот.
0чистить ротовую полость от инородных тел.
Большим и указательным пальцами плотно зажать нос пострадавшего.
Глубокий вдох (не менее 1 литра).
Максимально плотно прижаться губами к губам пострадавшего.
С силой вдуть воздух.
Глазами следить - поднимается ли грудная клетка пострадавшего!
Сделать следующий вдох. При этом грудная клетка пострадавшего пассивно опускается. Продолжать искусственное дыхание с частотой 1 раз в 5 секунд.
Этап С.(Непрямой массаж сердца)
Пострадавший должен лежать на твердой поверхности.
Пострадавший должен находиться на уровне колен реанимирующего (т. е лежать на полу, земле).
Ваши плечи должны располагаться параллельно грудине больного.
Ваши руки должны быть прямые и усилие создается за счет спины.
Давление должно оказываться на нижнюю треть грудины пострадавшего.
Одну ладонь надо положить на грудину, а другой ладонью усилить воздействие.
Пальцы обеих рук надо приподнять -это позволяет избежать переломов ребер.
Сила давления должна смещать грудину у взрослых пострадавших на 4-5 см, у детей - на 2-4,у новорожденных на 1-2см.
Частота сдавливания у взрослых-60-80 раз в минуту; у младенцев-100-120 раз в минуту.
Ссылки на источники изображений.
Министерство образования и науки Республики Татарстан
МБОУ «Межшкольный учебный комбинат №1»
Семинар – практикум
«Меры первой помощи пострадавшему от электрического тока»
Организаторы:
Преподаватель высшей квалификационной категории
Приходько Наталья Ивановна- электрорадиотехнология
Преподаватель первой квалификационной категории
Кречетова Ольга Павловна - основы медицинских знаний
ЭЛЕКТРИЧЕСТВО-ОСНОВА СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
КАЗАНЬ
Интегрированный или парный урок относится к активным формам методической работы.
Обычно такие уроки разрабатываются на цикловых методических объединениях, включающих учителей смежных дисциплин.
В нашем случае урок разработан преподавателями совершенно разных профилей.
Эти уроки позволяют:
- избежать дублирования излагаемого материала;
- выработать общие методические приемы его изложения;
- расширить кругозор обучающихся по конкретной теме;
- активизировать работу самих учителей
ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКА
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ПРОФИЛЯМ ЭЛЕКТРОРАДИОТЕХНОЛОГИЯ, ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ
ТЕМА: Меры первой помощи пострадавшему от электрического тока
ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
ЦЕЛИ УРОКА
Образовательная – получение новых и систематизация ранее полученных знаний по теме, ознакомление с характеристиками терминальных состояний пострадавшего от электрического тока, правилами оказания первой медицинской помощи .
Развивающая– умение анализировать, логически излагать мысли, сравнивать, обобщать; формировать навыки самоконтроля и взаимоконтроля; переносить знания в новую ситуацию, уметь представить модель будущей деятельности.
Воспитательная – развитие чувства взаимопонимания и взаимопомощи в процессе совместных действий, способствовать формированию воспитания правильного отношения к общечеловеческим ценностям: ответственность за жизнь пострадавшего, чувство гражданского долга.
Профориентационная – обобщить у обучающихся знания о трудовой деятельности врача-реаниматолога, врача скорой медицинской помощи, профессиями электротехнической направленности; осознать сферы своих интересов и соотнести их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.
ЗАДАЧИ
Приобретение учащимися познавательно-исследовательской компетентности, которая проявляется в овладении универсальными способами приобретения умений ПМП при электротравмах; умений диагностики ожогов разны степеней;
Освоение обще-учебных умений и компетенций: анализ учебной ситуации и моделирование своей деятельности для достижения цели.
ТИП И ВИД УРОКА
Интегрированный урок смешанного типа с использованием информационных технологий.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
1 .Диалогическая форма на этапе контроля знаний предыдущей темы;
2.Создание проблемной ситуации с элементами демонстрации на этапе объяснения нового материала;
3. Самостоятельная практическая работа на этапе закрепления.
МЕТОД ПРЕПОДАВАНИЯ – инструктивно - стимулирующий
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ УРОКА
Дидактическое обеспечение - кадры из фильма «Методические рекомендации по реанимационным действиям», комплект слайдов по изучаемой теме, методические разработки: «Памятка по электробезопасности», «Памятка по оказанию ПМП при электротравмах» (см. приложение); мультимедийная презентация «Ожоги».
Материально-техническая база — мультимедийный проектор, ноутбук.
ХОД УРОКА
1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Фронтальный опрос по темам:
причины поражения электрическим током
предупреждение электротравматизма
освобождение пострадавшего от тока
клиническая картина терминальных состояний пострадавшего
2. ФОРМИРОВАНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ - показать и рассказать:
методы реанимации и их значение
краткая характеристика этапов реанимации (А В С)
техника искусственной вентиляции легких (ИВЛ)
техника непрямого массажа сердца
формулы реанимации (1:5, 2:15)
ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА - комплекс упражнений по снятию усталости и напряжения (см. приложение).
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ В ВИДЕ Самостоятельной практической работы:
тренинг по проведению приемов искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца;
анализ и систематизация практических действий (самооценка проделанной работы)
- Работа по карточкам-заданиям: оформление конспекта по материалу пройденной темы.
5. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ - круглый стол
- взаимооценка обучающихся;
- обсуждение ошибок;
- оценка преподавателем работы группы в целом по фронтальному опросу и новой теме.
6. Задание на дом:
- Отработка приемов ПМП при электротравмах;
- Найти выход из ситуации - индивидуальная работа над конкретной задачей по освобождению пострадавшего от тока по карточкам заданиям.
Межшкольный учебный комбинат №1
Казань
Причины поражения электрическим током:
Прикосновение к токоведущим частям, находящимся под напряжением;
Прикосновение к отключенным частям, на которых напряжение может иметь место;
в случае остаточного заряда;
в случае ошибочного включения электрической установки или несогласованных действий обслуживающего персонала;
в случае разряда молнии в электрическую установку или вблизи;
Прикосновение к металлическим не токоведущим частям или связанного с ними электрооборудования (корпуса, кожухи, ограждения) после перехода напряжения на них с токоведущих частей (возникновение аварийной ситуации - пробой на корпусе)
Поражение напряжением шага или пребывание человека в поле растекания электрического тока, в случае замыкания на землю.
Поражение через электрическую дугу при напряжении электрической установки выше 1 кВ, при приближении на недопустимо-малое расстояние.
Действие атмосферного электричества при газовых разрядах
Освобождение пострадавшего от электрического тока:
Отключить источник питания;
Оттащить пострадавшего за сухие концы одежды;
Убрать провод сухой деревянной палкой;
Перерубить провод, каждую жилу отдельно.
Предупреждение электротравматизма:
Применение личных защитных устройств:
резиновые перчатки, боты, коврики.
Специальные плакаты;
Применение устройств для проверки наличия напряжения.
Организационные мероприятия: заземление, барьеры, кожухи и т.д.
Монтаж, ремонт, наладка оборудования производится при отключенном электропитании!!!
Ссылки на источники изображений.
СНИМАЕТ УСТАЛОСТЬ И СТРЕСС
|
2.
|
|
Способствует восстановлению кровообращения. |
Способствует расслаблению суставов и мышц плечевого пояса. |
Способствует разгрузке мышц шеи.
|
Встать на кончики пальцев ног, пока не почувствуете мышцы лодыжки. Повторить 10 раз.
|
Вытянуть руку и сильно надавить на воображаемую стену. Каждая сторона-3 раза |
Обопритесь на кулаки и вытяните руки так, чтобы не касаться сиденья. Одновременно подтяните подбородок к груди-5 раз. |
|
5.
|
|
Способствует расслаблению мышц шеи. |
Способствует растяжению мышц шеи. |
Способствует перераспределению нагрузки мышц спины, снимает усталость. |
Подтянуть подбородок к груди, соединить руки на затылке и надавить слегка головой на руки, расслабить, снова надавить. Повтор 10 раз.
|
Положите руку на голову и надавите слегка сверху. Опустите правое плечо и оставайтесь в этом положении 20 с. Каждая сторона по 1 разу. |
Свободно обопритесь предплечьями на расставленные ноги. Наклоните расслабленное тело и голову. Оставайтесь в этой позе 30 мин.
|
На странице приведен фрагмент.
Автор: Коллектив авторов
→ NataliPrihodko 11.04.2013 2 3328 693 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.