Урок по технологии для 5 класса "Вышивка шелковыми лентами".
Тема : Вышивка шелковыми лентами.
5 класс
Цель урока:
Познавательная – научить учащихся технике вышивки шелковыми лентами.
Воспитательная – воспитывать аккуратность, интерес к профессии вышивальщицы.
Развивающая – развивать эстетический вкус, умения и навыки в выполнении вышивки.
Оснащение урока для учителя – книга «Вышивка шелковыми лентами». Планшеты – история вышивки, варианты изделий, картины.
Оснащение урока для учащихся – образцы изделий, наглядные пособия по закреплению ленты, технологии выполнения швов, рисунки, инструкционные карты – шов «узелки», шов «петельки по кругу», шов «вытянутый стежок с завитком», узор «роза». Материалы и инструменты – ткань для вышивки, шелковые ленты, нитки, ручные иглы, булавки, ножницы, карандаш.
Тип урока – нетрадиционный урок «Мастер-класс».
Межпредметная связь – история, изобразительное искусство.
Ход урока.
Организационный момент: проверка наличия учащихся, наличия принадлежностей.
Контроль знаний учащихся.
Вопросы: 1.Перечислить виды швов ручной вышивки.
2. Т. Б. с иглами и булавками, ножницами.
III. Изложение нового материала.
План.
Теоретическая часть урока.
Историческая справка о шелковых лентах.
Современное применение шелковых лент.
Практическая часть урока.
3.Выполнение вышивки.
Теоретическая часть урока.
1. Сегодня мы проведем нетрадиционный урок «Мастер – класс». Девочки из 9 класса расскажут и покажут некоторые из видов швов вышивки шелковыми лентами.
2 ученицы рассказывают об истории применения шелковых лент.
С давних времен узкие полоски ткани применялись в повседневной жизни и хозяйственной деятельности людей. Уже в Древней Греции женщины вплетали в волосы полоски тканей, чтобы «оживить» свой образ. Повязки, украшенные золотом и драгоценными камнями, вплетались в волосы и в Древнем Риме. Кроме того, цветными лентами отделывалась одежда, причем каждому социальному классу соответствовал свой цвет и материал. В Средние века в Италии лентами уже декорировали спинки стульев и балдахины, а также подвязывали тяжелые занавеси, которыми закрывали окна для защиты от холода в зимнее время.
Но только в XIV веке начало расширяться бытовое применение шелковых лент. Традиции ткачества в Лионе и благоприятные климатические условия юга Европы способствовали быстрому развитию производства ценной шелковой нити. После переезда папской курии в Авиньон, под опеку французского короля, знатные господа стали щеголять в роскошных одеждах, отделанных лентами с золотой каймой или парчовыми
лентами, соответственно рангу и происхождению носившего их.
В1446 году будущий король Людовик XI пригласил итальянских ткачей, чтобы они обучили своему искусству жителей Лиона. Из этой затеи ничего не вышло, но в город были завезены разнообразные станки, как для выделки шелка, так и для изготовления шелковых лент. Спрос на ленты продолжал расти, и Лион постепенно превращался в крупный текстильный центр. В1560 году в нем было уже пятьдесят тысяч ткачей, которые изготавливали разные, в том числе дорогие и экстравагантные, шелковые ленты, а южнее, в Велзи и Сент-Этьене, почти сорок пять тысяч человек трудились на производстве тесьмы. К1660 году в Сент-Этьене и окрестностях насчитывалось уже около восьмидесяти тысяч ткацких станков для выработки лент и триста семьдесят - для производства позументных изделий (позумент, галун, басон). В начале XVIII века спрос на эти товары резко возрос, и начался период бурного распространения роскошных и красивых лент. Король Франции Людовик XIV украшал лентами, унизанными драгоценными камнями, даже свою обувь и призывал двор одеваться оригинально и с выдумкой.
Наступила эпоха рококо, и стилем французского двора стало легкомыслие. Король Людовик XV любил вышивать и часто дарил придворным дамам милые безделушки, изготовленные им самим.
Платья стали объемными и просторными, богато украшенными лентами. В моду вошли «летящие платья» с незастроенными складками (защипами) на груди и многочисленными лентами. Именно в эти времена во Франции и появилась вышивка шелковыми лентами. Сначала знатные дамы стали украшать свои платья, оформляя корсажи мелкими розочками «а ля рококо», листьями и множеством разбросанных цветов с жемчужинами и хрусталиками. Затем настал черед белья. Оно становилось все более роскошным и утонченным. В ателье, носивших высокое звание
«Поставщики королевского двора», с помощью простой иглы и лент создавались настоящие шедевры. Теперь они красуются в музейных витринах по всему миру - от Лондона до Претории. Из Франции этот вид вышивки перекочевал
на острова, в Англию. А оттуда разошелся по всем странам бывшей Британской империи. Вместе с переселенцами из Старого Света он попал в Америку, где быстро завоевал популярность. Расцвет этого искусства пришелся на 70-е годы ХIХ столетия. К тому времени вышивку можно было увидеть не только на платьях, но и на зонтиках, абажурах, стеганых одеялах, безделушках для дома и шляпах. После Второй мировой войны интерес публики ко всем видам рукоделия стал снижаться. Но в течение двух последних десятилетий началось возрождение вышивки.
Вернулся интерес, и это искусство вновь заблистало всеми своими гранями. Ведь шить шелковыми лентами необычайно занимательно, это не требует сложных приспособлений и крупных предварительных расходов. К тому же здесь применяются простые и всем хорошо известные приемы вышивки. А объемный рисунок настолько привлекателен, что можно, без всякого сомнения, утверждать: в ближайшие годы этот вид вышивки ждет широкое распространение и успех!
2. Третья ученица рассказывает о применении лент в повседневной жизни.
Шелковые ленты и тесьма, применяемые для отделки, прочно вошли в нашу повседневную жизнь. О них обычно вспоминают перед праздниками и торжественными событиями, когда возникает необходимость украсить и расцветить окружающий нас мир. В Италии шумные и веселые торжества, удавшиеся на славу, даже называют «праздниками с бантиками». Красивая лента придает хорошо упакованному подарку изысканность, подчеркивая торжественность момента. Перевязанный ленточкой букет выглядит не только привлекательнее, но и богаче. Ленты «оживляют» прическу, а отделанные ими и тесьмой шляпки, сумочки и платья приобретают так называемую изюминку. Наверное, большинство из нас замирали от восхищения, рассматривая свадебные наряды невест, богато украшенные кружевами, лентами и рюшами! На Западе принято, готовясь к торжествам, украшать праздничный стол всевозможными бантами в тон скатерти. С их помощью стараются создать в доме праздничную атмосферу. Красные ленты и банты стали символом рождественских праздников. Их прикрепляют к входным дверям домов и украшают елки в преддверии Рождества и встречи Нового года. У нас же сложился обычай украшать автомобили свадебного кортежа лентами цветов государственного флага и перевязывать конверты с новорожденными голубыми или розовыми лентами, в зависимости от пола ребенка. Эта книга познакомит вас с совершенно новым применением шелковой ленты. История этой техники восходит к древним англосаксонским традициям. Для такого вида вышивки берется очень узкая лента, которая подходит к любым типам тканей. Она свободно проходит через самый плотный уток, не теряя своей формы. Особенность этой техники вышивки в том, что она придает рисунку объемность. Изучив пошаговое описание различных видов швов, вы без труда сможете их повторить и создать своими руками необыкновенно красивые вещи. Помимо этого у вас появляется возможность придать готовым изделиям неповторимый индивидуальный облик, украсив платье или шляпку. С помощью оригинального объемного рисунка или банта вы сможете - объединить в единый ансамбль несколько предметов вашего гардероба. Универсальность этого вида вышивки в том, что она позволяет оформить и детский полотняный рюкзачок, и дамскую вечернюю сумочку. Кроме того, вы научитесь делать красивые скатерти и салфетки, мешочки для флакончиков с духами, коробочки для драгоценностей и множество других милых вещичек.
Практическая часть урока.
Сегодня мы научимся вышивать несколько видов швов, но и с помощью них уже можно вышить небольшую картину или украсить изделия.
Девочкам предлагается рисунок по выбору.
Показывает учитель способы закрепления рабочей ленты в начале и в конце вышивки.
В начале работы:
Взять ленту длиной 50 см, вставить ее в иглу, подогнуть кончик на несколько миллиметров и вколоть иголку по центру. Придерживая ленту одной рукой и подтягивая другой, завязать узелок. Завязанный таким образом узел называется плоским узелком.
В конце работы:
1) способ: вывести ленту на изнаночную сторону, сделать небольшую петельку, провести иголку под стежками вышивки, придерживая пальцами стежки, легонько подтянуть ленту. Отрезать ленту в нескольких миллиметрах от последнего стежка.
2) способ: закрепление ленты непосредственно на ткани мелкими стежками, выполненными нитками мулине.
Выполнение швов показывают старшеклассники.
1ученица объясняет и показывает технологию выполнения шва «петельки по кругу».
2 ученица- узор «роза».
3 ученица – швы «вытянутый стежок с завитком», «узелки».
Весь класс делится на три группы. В каждой группе помогают и еще показывают как выполнять швы старшеклассники.
Проверить у каждого обучающегося качество выполненной работы.
Закрепление материала.
Способ закрепления ленты в начале и в конце работы.
Назвать виды швов выполненные шелковыми лентами.
V. Итог урока.
1) Назвать лучших учащихся.
2) Разобрать наиболее характерные недочеты в работе.
3) Достижение цели урока.
4) Оценить работу обучающихся.
VI. Домашнее задание.
Вышить изделие.
УЗОР
«РОЗА»
Вышейте основу цветка нитками мулине в тон ленты. Сделав традиционный узелок, протащите иголку налицо и выполните плоский стежок.
Вышейте нитками мулине
в два сложения в тон ленты звезду
с пятью лучами.
Поверните работу и хорошо закрепите нитку на изнанке. От этой подготовительной работы зависит прочность розочки.
Теперь возьмите ленту, сделайте
плоский узел и протяните ее
на лицевую сторону в центре звезды.
П ротащите иголку под первым стежком и пропустите второй. Продолжайте, поочередно пропуская иглу под или над лучами звезды.
Следите, чтобы лента не натягивалась слишком сильно, тогда розочка получится объемной. Выполняйте стежки по кругу до тех пор, пока лента не покроет все лучи. Протащите ленту на изнанку и закрепите ее. Эту розочку можно сделать из двух контрастных по цвету лент.
ШОВ «ПЕТЕЛЬКИ ПО КРУГУ»
Протяните иголку на лицо, воткните рядом с точкой, откуда она вышла, и вытащите на изнанку. Получилась петелька. Чтобы придать петельке округлость, вставьте в нее карандаш.
Вновь вытащите иголку на лицо и продолжайте вышивать. Когда первая петелька будет готова, закрепите ее булавкой.
Продолжайте, двигаясь по кругу и закрепляя все петельки
булавками. Сделав пять лепестков, закрепите ленту. А затем заполните центр цветка, использовав шов «узелки» или бусинки.
Теперь можете убрать булавки, и ваш цветок готов. Если вам захочется, добавьте несколько листочков. Для получения прелестных объемных цветков лучше воспользоваться лентой шириной от 7 до 9 мм.
Ш ОВ «УЗЕЛКИ»
Протяните иголку с лентой, натягивая ее другой рукой, на лицевую сторону работы.
Два раза перевейте иголку лентой. Продолжая удерживать ленту, распределите витки так, чтобы они не перекрывали друг друга. Затем воткните иголку в ткань, желательно в то же место, откуда она вышла.
Все время придерживайте ленту пальцами, чтобы при протаскивании на ней не образовались узелки.
Протяните иголку и ленту через ранее сделанные завитки.
Вышивая, закрепляйте каждый узелок по отдельности. При этом не нужно протаскивать иголку на изнанку, что уменьшает расход тесьмы.
Это наиболее известный и широко применяемый в вышивке шелковой лентой шов. Им выполняют лепестки, листочки и многое другое.
Протяните иголку налицо. Помогая себе большим пальцем, прижмите ленту к ткани и потяните ее на себя. Подобрав нужный для определенного лепестка размер, введите иголку в центр ленты. Проколов ленту и ткань, вытащите иголку на изнанку.
Н атягивайте ленту очень осторожно и медленно, до тех пор пока не образуется углубление. Таким образом формируется лепесток.
Если вы поспешите, то получите некачественный стежок. Чтобы стежок получился воздушным, затягивайте ленту постепенно, пока на ее конце не образуется маленький завиток.
Сделайте остальные лепестки.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Тимохина Ирина Леонидовна
→ Irina_cat 17.12.2009 2 18308 2278 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.