Урок технологии "Орнаменты художественной вышивки. Разработка эскиза орнамента для вышивания столовой салфетки"; 5 класс


Ермоленко Ольга Георгиевна.

учитель технологии

ГБОУ СОШ №98 г. Москвы.










































Тема3: Орнаменты художественной вышивки. Разработка эскиза орнамента для вышивания столовой салфетки.(5 кл)

Цели и задачи урока: Ознакомление обучающихся с традиционными разновидностями орнаментов художественной вышивки, способами размещения узоров на скатертях, полотенцах, салфетках, символикой русской народной вышивки. Формирование навыков по разработке эскиза орнамента для вышивания столовой салфетки, подбору гармоничных цветовых решений для изготовления изделий. Воспитание эстетического вкуса.

Материальное обеспечение урока:

1)Учебник «Технология»-5-6 кл.тВ.Д.Симоненко.изд. «Вентана-Графф» Москва 2010г.

Дидактическое обеспечение урока:

1.Компьютерная презентация: «Разновидности орнаментов художественной

вышивки, способы размещения орнаментов (узоров) на скатертях, полотенцах, салфетках».

2. Плакат: «Символика русской народной вышивки».

3.Готовые изделия с образцами плоскостной, орнаментальной и декоративной вышивки.

4.Карточки с заданиями.

5. Иллюстрации с изображением орнаментов изделий промыслов «Гжели», «Хохломы», «Павловского Посада», «Дымково».

Техническое оснащение урока:

1.Мультимедийный проектор.

2.Компьютер.

Оборудование на партах:

1) Учебник.

2) Тетрадь и принадлежности, альбомный лист, цветные карандаши, циркуль.

3) Раздаточный материал:

а) Карточки с заданиями. (Задание: нарисуйте эскиз орнамента углового размещения, для вышивания столовой салфетки используя элементы орнаментов характерные для «Гжели», «Хохломы», «Павлово- Посадских платков», «Дымково».)

б) Иллюстрации с изображением орнаментов изделий промыслов «Гжели», «Хохломы», «Павловского Посада», «Дымково».

Тип урока: Урок сообщения и формирования знаний, приемов и навыков.

Методы обучения : Объяснительно- иллюстративный, репродуктивный.

Ход урока:

1.Организационный этап:

-приветствие уч-ся;

-проверка наличия уч-ся в классе;

-выявление готовности уч-ся к уроку;

-сообщение темы и цели урока.

2.Изучение новых понятий и способов действия:

Нарисует мастерица на ткани контур узора и вышивает по нему гладью, тамбурным и стебельчатым швами. На ткань ложатся изображения цветов, листьев, веток, растений, зверей, птиц. Все выглядит как в жизни, только вместо красок вышивальщица использует иглу и разноцветные нитки. Такую вышивку принято называть художественной. Художественная вышивка может быть: плоскостной, декоративной и орнаментальной.

Учитель демонстрирует готовые вышитые изделия выполненные данными способами. (Готовые изделия можно заменить иллюстрациями с их изображениями).


Названия способов выполнения художественной вышивки записываются уч-ся в тетрадь.

Вопрос уч-ся: Как вы считаете, в чем отличия вышивок на данных изделиях?

Ответ: Первое изделие представляет собой картину, где вся поверхность полотна покрыта вышивкой. Второе изделие представляет собой композиционный рисунок украшающий одежду. Третье изделие украшено вышивкой, в которой элементы орнамента периодически повторяются.

Плоскостная вышивка используется для вышивания картин, декоративная- для украшения одежды, аксессуаров, орнаментальная чаще всего применяется для отделки скатертей, салфеток, полотенец и т.д.

Запись уч-ся в тетрадь

Орнамент – в переводе с греческого «ornamentum»-украшение. На Руси употребляли слово «узор» происходящее от древнеславянского слова «узреть»- увидеть красоту. Орнамент образуется при периодичном повторении элементов рисунка или их группы.

Демонстрация орнамента.

Вопрос уч-ся: Из каких элементов состоит данный орнамент?

Ответ: Цветов, листьев, травинок-завитков.

-Как можно назвать орнамент, состоящий из цветов, листьев, завитков-травинок?

-Орнамент, состоящий из ромбов, квадратов, линий?

- Орнамент, состоящий из птиц, оленей, рыб?

Ответы: растительный, геометрический и зооморфный.

Уч-ся записывают в тетрадь виды орнаментов.

Просмотр презентации: «Разновидности орнаментов художественной вышивки, способы размещения орнаментов (узоров) на скатертях, полотенцах, салфетках».

Вы записали основные виды орнаментов, на самом деле разновидностей гораздо больше, например, существуют орнаменты:

-геральдические (гербовые),

-пейзажные - изображающие дома, деревья, храмы,

-с изображением человеческих фигур,

- меандровые - в виде непрерывных ломаных линий, часто встречаются в Греции,

-предметные-с изображением кувшинов, оружия и т.д.

Многие элементы, из которых в прежние времена состоял орнамент, имели тайные обозначения, таким образом, через вышитое изделие мастерица могла рассказать о своей жизни.

Работа с плакатом : «Символика русской народной вышивки».

Изображение ромба могло означать – солнце, плодородие, земледелие,

горизонтальной волнистой линии - воду,

жар птицы - вешнее солнце,

орла, сокола или петуха- огонь,

цветочных орнаментов - процветание, богатство, рождение детей.

Цветовое решение орнамента могло быть разным, все зависело от национальных предпочтений народов населяющих Россию. Вышивка могла быть однотонной -например «белое шитье по белому полотну», гармоничной по подбору цветовых сочетаний и контрастной, яркой как например на юге России.

По расположению орнаменты (узоры) бывают ленточными, сетчатыми, розеточными и угловыми.

Запись уч-ся в тетрадь разновидностей расположения орнаментов.

Просмотр презентации: «Разновидности орнаментов художественной вышивки, способы размещения орнаментов (узоров) на скатертях, полотенцах, салфетках».

3.Учебно-тренировочный этап:

Учащимся раздаются карточки с изображениями узоров «Гжели», «Хохломы», «Павлово- Посадских платков», «Дымково».

Задание: нарисуйте эскиз орнамента углового расположения, для вышивания столовой салфетки используя элементы орнаментов характерные для «Гжели», «Хохломы», «Павлово-Посадских платков», «Дымково».

4.Заключительнвй этап: проверка задания выполненного уч-ся, оценки за урок. Вывод урока . Д\з.



Карточка №1

Задание: нарисуйте эскиз орнамента углового расположения, для вышивания столовой салфетки используя элементы орнаментов характерные для «Гжели», «Хохломы», «Павлово- Посадских платков», «Дымкова».


Гжель Павлово-Посадский платок.





Хохлом


Дымково




Используемые интернет ресурсы:


1.http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=110927780-70-72&n=21

2. http://t3.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcSTRYh9q6aCcmU-VAWGKue3PewhEIxcwI9zHSw0y6TGIdR84lq96g

3. http://img-fotki.yandex.ru/get/6101/105877511.87/0_62814_9b42c39b_L.jpg

4. http://img-fotki.yandex.ru/get/6623/121088187.3e/0_79846_cbff4cd0_S

5.http://t1.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcQgofKq4CVu8z3piMpGG0T6jXebXsrEgjqxT8cdubRD5SGLReDV

6. http://mdnovo.ru/media/thumbs_003/14053/img_1334906895_1_250x250.jpg

7.http://t1.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcSaejV98D6Nj2rWPXp084xgZcOcggdVwiwtHVC03p5cRAHQHVECrWzD3w

8.http://t1.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcS4qw9vpkhPcRu2n8zGwmoNH1p4dzKI9FsO2vdVLGkGATCr0XW6bkrAqTTt

9.http://t1.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcQLmBrmGTGUfndueRi53YikxantAZ3VdV9qYlFfayE2UCiq8ZTp

10. http://uzelky.ru/THImage.aspx?id=3221&size=180x180&name=2290-152.jpg

11.http://www.koalenok.ru/published/publicdata/KOALENOKKK/attachments/SC/products_pictures/833_enl.jpg

12. http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=43699496-71-72&n=21


Используемая литература:

  1. Учебник «Технология» В.Д.Симоненко изд. «Вентана-Графф»М.2013г

  2. «Вышивка -первые шаги» М.Максимова, М Кузьмина.изд. «ЭКСМО» М.1997г.

  3. «Энциклопедия рукоделий» Лусинда Дункана изд. ООО «АСТ-ПРЕСС КНИГА» М.2002г.

  4. «Английская королевская школа вышивания» Салли Сандерс ЗАО «Издательская группа «Контэнт»» Тверь. 2009г.


Полный текст материала Урок технологии "Орнаменты художественной вышивки. Разработка эскиза орнамента для вышивания столовой салфетки"; 5 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ермоленко Ольга Георгиевна  orang
13.09.2013 0 10533 1275

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК