Статья "Формирование профессиональной компетентности будущего учителя технологии и предпринимательства"
Формирование профессиональной компетентности
будущего учителя технологии и предпринимательства
А.В. Подскребалина
(учитель технологии и предпринимательства
МОУ СШ №81 города Волгограда)
В связи с вхождением России в общеевропейское образовательное пространство и модернизацией российского образования становится очевидным, что на сегодняшний день наиболее актуальным являются проблемы повышения качества подготовки специалиста сферы образования. Особая роль образования в современном мире, превращение его в самую важную область человеческой деятельности делают проблему подготовки специалистов одной из приоритетных.
Созрела объективная потребность в компетентных кадрах, способных творчески организовывать образовательный процесс в конкретных социально-экономических условиях, умеющих быстро ориентироваться в информационном поле, самостоятельно совершенствоваться и развиваться. На первый план выступает не формальная принадлежность к профессии, а профессиональная компетентность, то есть соответствие специалиста требованиям профессиональной деятельности.
В связи с этим остро встает проблема подготовки профессионально компетентных педагогов, формирование которых идет на протяжении всего учебно-воспитательного процесса в вузе.
Несмотря на многочисленные исследования, проведенные, например, Орловой А. А., Левитовым Н. Д., Лернером И. Я., Скаткиным М. Н., Колесниковой И. А., Сластениным В. А. и др., этот вопрос остается полностью не раскрытым, поэтому в данной статье сделана попытка рассмотреть профессиональную компетентность учителя технологии и предпринимательства.
Профессиональная компетентность учителя - интегративная характеристика деловых и личностных качеств специалиста, отражающая не только уровень знаний, умений, опыта, достаточных для достижения целей профессиональной деятельности, но и социально-нравственную позицию личности [5].
Разделяя подход к пониманию профессиональной компетентности, выработанный в научной школе В.А. Сластенина, профессиональная компетентность учителя технологии – это интегративное качество личности, обусловленное его проектной деятельностью в процессе изучения дисциплин предметной подготовки и готовностью к будущей профессиональной деятельности [1].
Также можно говорить о том, что профессиональная компетентность вырабатывается и формируется в социуме, и является социальной по своему содержанию, проявляется в социально-профессиональной деятельности человека при его взаимодействии с другими людьми и основывается на знаниях, умениях и навыках, формирующихся в образовательном процессе.
Содержание профессионального развития зависит от особенностей, профессии и профессиональной деятельности. Профессиональное развитие необходимо для становления учителя и обуславливает успех его деятельности. Недостаточное профессиональное развитие затрудняет процесс адаптации к педагогической профессии, а иногда может привести и к невозможности выполнять педагогическую деятельность [6].
Изучив и проанализировав, имеющуюся в доступной научно – педагогической и специальной литературе информацию по вопросу формирования у будущих учителей технологии профессиональной компетентности, мы пришли к выводу, что последнюю для учителя технологии можно подразделить на начальную компетентность, психолого-педагогическую и базово - профессиональную компетентность.
Начальная компетентность – это компетентность, которой обладает студент при обучении в ВУЗе. В нее входят следующие ключевые компетенции: информационная, коммуникативная, самостоятельная, креативная, социальная.
Информационная компетенция – умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем.
Коммуникативная компетенция – умение эффективно сотрудничать с другими людьми.
Самостоятельная компетенция – умение самостоятельно подходить к обучению, умение ставить цели, планировать результаты.
Креативная компетенция – способность к творчеству.
Социальная компетенция – является показателем осознания социальной значимости профессии учителя. Она характеризует нравственную культуру, идеалы, духовные ценности.
Базово - профессиональная компетентность – это компетентность, которая формируется при окончании студентом ВУЗа (его профессиональные знания, умения и навыки, и приобретенный начальный опыт в дальнейшей его педагогической деятельности). В нее входят следующие базовые (специальные) компетенции: целевая, организаторская, содержательная, проектировочная, мониторинговая.
Целевая компетенция учителя технологии предполагает умение ставить и реализовывать образовательные цели различного уровня и направленности.
Организаторская компетенция учителя технологии - умение решать задачи реализации запланированного.
Содержательная компетенция характеризует знание учителем учебного предмета, умения творчески работать с учебной программой, разрабатывать рабочую программу, отражающую специфику региона, образовательного учреждения, а также возможности своего методического потенциала, информационного, технического обеспечения и, естественно, уровень подготовленности учащихся.
Проектировочная компетенция включает в себя умения педагога предвидеть результаты своей деятельности, определять последовательность своих действий при достижении цели.
Мониторинговая компетенция учителя технологии характеризует умения педагога отслеживать процесс обучения и соотносить реально полученные результаты с запланированными, т.е. обеспечить качество образования. Педагогическая диагностика – составная часть мониторинга, она включает в себя контроль, проверку, оценку, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, прогнозирование данных.
Также на профессиональную компетентность учителя технологии влияет готовность личности к профессиональной деятельности, т.е. психолого – педагогическая компетентность.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что профессиональная компетентность учителя, будучи сложным, многофакторным явлением, вместе с тем представляет собой единую, целостную структуру.
Психолого – педагогическая компетентность в сфере обучения предполагает владение педагогической диагностикой, умение строить педагогически целесообразные отношения с обучаемыми, осуществлять индивидуальную работу на основе результатов педагогической диагностики; знание возрастной психологии, психологии межличностного и педагогического общения; умение пробуждать и развивать у обучаемых устойчивый интерес к выбранной специальности, к преподаваемому предмету [7].
На основе изучения и анализа данного вопроса, нами предложена модель формирования профессиональной компетентности будущего учителя технологии и предпринимательства, из которой видно, что она включает в себя такие составляющие как: начальную, психолого – педагогическую и базово – профессиональную компетентности. Эти составляющие между собой взаимосвязаны, зависят от педагогических условий и имеют свои, свойственные будущему учителю технологии и предпринимательства, компетенции.
Таким образом, можно сказать, что профессиональная компетентность учителя технологии – это не только формирование готовности личности к осуществлению профессиональной деятельности, но и готовность личности, как исходное условие эффективности любой деятельности, в том числе и профессиональной (педагогической). Человек может обладать необходимыми знаниями, умениями, навыками, учебным и жизненным опытом, ценностным отношением к деятельности, мотивами деятельности, сформированными профессионально-важными качествами для осуществления этой деятельности, но если он не готов к осуществлению этой деятельности психолочески, если нет внутренней уверенности, настроенности на выполнение профессиональной деятельности, то мы не можем считать его профессионально компетентным учителем.
Литература
1. Сластенин, В.А., Исаев, И.Ф., Мищенко, А.И., Шиянов, Е.Н. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин. – М.: Школа-Пресс, 2004.
2. Дуранов, М.Е. Профессионально-педагогическая деятельность и исследовательский подход к ней: Монография / М.Е. Дуранов. – Челябинск: ЧГАКИ, 2002. – 276 с.
3. Ожегов, С.И. и Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры; - 3-е изд., стереотипное – М.: АЗЪ, 1996 – 928 с.
4. Модернизация общего образования: оценка образовательных результатов: Книга для учителя / Под ред. проф. В.В. Лаптева, проф. А.П. Тряпициной. – СПб.: Изд-во «СОЮЗ», 2002. – 112 с.
5. Энциклопедия профессионального образования: В 3-х тт. /Под ред. С.Я. Батышева. – М.: АПО, 1999, Т.2, С. 383
6. А.Н. Сергеев «Система формирования и развития профессиональной компетентности и компетнций будущего учителя».
7. В.А. Благова «Формирование профессиональной компетентности будущих учителей технологии и предпринимательства» / Технолого – экономическое образование: достижения, инновации, перспективы: Сб. ст. Х междунар. Науч. – практ. конф., посвященной 70-летию ТГПУ им. Л.Н. Толстого и 30-летию факультета технологии, экономики и сельского хозяйства: В 2 ч.- Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та Л.Н. Толстого, 2009.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Подскребалина Анастасия Васильевна
→ Публикатор 13.05.2018 0 2575 48 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.