Статья "Формирование естественнонаучной грамотности на уроках технологии"
Методическое объединение учителей технологии
Тема выступления: «Формирование естественнонаучной грамотности на уроках технологии»
Наше время – это время перемен. Меняется все – обычаи и традиции, ценности и приоритеты. Меняются и требования, предъявляемые к выпускникам современной школы. Сейчас недостаточно научить ученика выполнять определенные алгоритмы, решать типовые задания, действовать в соответствии с заранее построенной моделью. Школа в современных условиях должна обеспечить развитие у учащихся умения использовать свои знания в повседневной жизни. Такие знания помогут выпускнику активнее и успешнее включиться во взрослую жизнь, занять устойчивую жизненную позицию, влиять на процессы, происходящие в обществе.
Исходя из вышесказанного, главная цель учителя – развивать такие умения, знания и навыки, которые обеспечивают успешность выпускников во взрослой жизни.
Естественнонаучная грамотность - это способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.(Определение используемое в PISA «Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся»).
Содержание предмета «Технология» обладает огромным потенциалом для развития естественнонаучной грамотности. Однако для повышения эффективности необходимо, чтобы задания соответствовали определённым критериям. Содержание заданий должно увлекать ученика, а это значит, что данные должны быть актуальными и соответствовать зоне ближайшего развития каждого ребёнка. Одной из важнейших особенностей уроков «Технологии» является связь с другими предметами, в число которых входят: биология, физика, химия, геометрия, литература
Педагог должен моделировать ситуации, в которых ученикам предстоит выбрать из имеющихся методов или конструировать самим новый, требуемый в задании метод решения.
Текстильные материалы растительного, животного происхождения. Текстильные химические материалы, их свойства
Виды и свойства конструкционных материалов.
Свойство древесины, металла и пластмасс.
Снятие мерок для построения швейного изделия
Первая помощь при порезах, ожогах паром или кипятком и другое.
Таким образом, изучая технологию, школьник может увидеть явную взаимосвязь школьных предметов, убедиться в том, что между различными отраслями знаний не существует резких границ, что все области науки взаимно связаны между собой..
Как я работаю в формировании естественнонаучной грамотности на уроках технологии.
1.Натуральные волокна животного, химического происхождения. Виды и свойства конструкционных материалов . Здесь прослеживается прямая связь таких дисциплин, как химия , биология, математика.
2. Снятие мерок для построения чертежа швейного изделия.
Учащиеся могут иметь понятие о видах изделий, чертеже, техническом рисунке, эскизе, линиях чертежа и особенностях их начертания, правилах нанесения размеров на чертеже, некоторых условных обозначениях, применяемых в геометрии, а также иметь общее представление о конструкторской деятельности, системе расположения изображений, об основной надписи и её содержании, схемах и простейших обозначениях на них..
Технология по своей сути является комплексным и интегративным учебным предметом. В содержательном плане он предполагает реальные взаимосвязи практически со всеми предметами основной школы:
Математика – тема моделирование, преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр., выполнение расчетов, вычислений при изучении темы конструирование.
Изобразительное искусство – изучая тему моделирование, использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкции, изготовление изделии на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна.
Химия – рассмотрение и анализ химических волокон и текстильных материалов химического производства, изучая тему материаловедение.
Физика –включает в себя подробное изучение устройства и работы швейных машин. Знания, приобретенные на уроках физики, поспособствуют ясному усвоению данного материала.
Биология – использования знаний анатомии человека при снятии мерок для построения чертежа изделия, а также знаний о природе как источника сырья с учетом экологических проблем.
Русский язык – развитие устной речи. При описании различных конструкций, видов изделий, механизма всевозможных приборов, при обсуждении материалов и способов обработки, анализе проделанной практической работы, учитель способствует развитию навыков устной речи на уроке технологии.
Литература – работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии. Литература помогает на уроках технологии, в первую очередь, преобразить формы работы со школьниками. Преподаватель иногда может использовать отрывки из произведений художественной литературы. Например, раздел «Создание изделий из текстиля» содержит тему Текстильные волокна. Производство тканей довольно сложная тема для учащихся 5-6 классов, поэтому для облегчения усвоения материала, предлагаю вспомнить слова «Сказки о царе Салтане»:
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
География – в особенности, в процессе изучения темы натуральных волокон растительного происхождения. Вполне уместно будет напомнить ученикам о производстве льняных тканей в Египте, которые были необыкновенно тонкими. 1 кг пряжи состоял из нити длиной 240 км (современная тончайшая нить ровно вдвое тоньше). Ткали ее мужчины в темных, сырых подвалах. А вот, к примеру, тема, которую можно обсудить с учащимися вместе, - натуральные волокна животного происхождения. Как известно, Китай является родиной шелка. По преданию, шелк открыла китайская императрица Си Ли Ши, прогуливаясь по парку. .
История – упоминание различных исторический фактов и событий. Например, при изучении темы «Вышивка», учитель может обратиться к археологическим данным, где раскрывается значение вышивки, как ее использовали в древние времена, с какой целью ею украшали предметы быта и т.д. .
Итак, умелое и своевременное использование межпредметных связей на уроках технологии пробуждает у учащихся интерес к изучаемому материалу, помогает им осознать и лучше запомнить пройденное. Кроме того, учителю технологии предоставляется еще одна возможность для эстетического воспитания.
Основу
естественнонаучной грамотности
составляет способность использовать
естественнонаучные знания для выделения
в реальных ситуациях проблем и решения
их с помощью научных методов. .
Спасибо за внимание!
На странице приведен фрагмент.
|
Автор: Емельянова Татьяна Николаевна
→ tataemelyanova |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.