Конспект урока труда "Токарно-винторезный станок: устройство, назначение. Профессия Наладчик-оператор токарного станка"
Иркутская область
Заларинский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Тагнинская основная общеобразовательная школа»
Учитель труда (технологии): Третьякова Елена Николаевна
Тема: Токарно- винторезный станок: устройство, назначение. Профессия Наладчик-оператор токарного станка с ЧПУ
Обоснование выбора темы урока: Тема урока «Токарно- винторезный станок: устройство, назначение. Профессия Наладчик-оператор токарного станка с ЧПУ», выбрана по программе предмета и тематическому планированию, после изучения графических изображений, САПР и изучения металлов и их свойств. В тематическом планировании, данная тема представлена как «Технологии механической обработки металлов с помощью ТВС».
Урок труд (технология) в 7 классе
Цель урока: Ознакомление с устройством, назначением токарно- винторезного станка, с профессией Наладчик-оператор токарного станка с ЧПУ.
Образовательная: формирование представления о токарно-винторезных станках, их устройстве и назначении. Знакомство с профессией наладчик-оператор токарного станка с ЧПУ.
Развивающая: создать условия для развития у учащихся памяти, логического мышления, воображения.
Воспитательная: воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, любознательности.
Оборудование урока: ТВС, металлические предметы, карточки для прочтения текста, листы-заготовки с ДР, ноутбук, проектор, экран.
Основные понятия урока: ведущие детали, коробка подач, суппорт, продольные салазки, поперечные салазки, верхние салазки, задняя бабка, токарный станок. Наладчик-оператор токарного станка с ЧПУ
План урока:
I. Организационный момент.
II. Повторение пройденного материала.
III. Изложение нового программного материала: Токарно- винторезный станок: устройство, назначение.
IV. Закрепление пройденного материала.
V. Знакомство с профессией наладчик-оператор токарного станка с ЧПУ.
VI. Д.З.
VII. Практическая работа: «Знакомство с устройством ТВС».
VIII. Итог урока.
Ход урока:
|
Этапы урока |
Цель этапа |
Образовательные технологии и приемы |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Характер взаимодействия педагога и обучающихся |
|
I.Организационный момент |
Настроить на урок, на усвоение новых знаний и плодотворную работу. Создать комфортную среду для деятельности. |
Метод словесного сообщения |
Приветствие учителя. Здравствуйте ребята. Сегодня мы познакомимся с токарно- винторезным станком, с его устройством, назначением. А также узнаем о новой профессии Наладчик-оператор токарного станка с ЧПУ. Вы узнаете много нового о станке и профессии. Ребята, как вы думаете, что можно обрабатывать на токарно-винторезном станке? |
Отвечают на поставленный вопрос---(металл) |
Рабочий, позитивный и доверительный.
Пассивный |
|
II. Повторение пройденного материала.
|
Повторить пройденный материал, вспомнить виды металлов и сплавов и их свойства, среди представленных образцов назвать конкретные металлы и сплавы. Сделать небольшую динамическую паузу подняв ребят с мест и пригласив к столу с образцами металлов |
Метод беседы,
Информационно-коммуникационные технологии,
Здоровьесберегающая технология |
1)Па прошлом уроке мы рассматривали металлы и сплавы, и их механические свойства. На слайде представлены металлы и сплавы, назовите их. ---------------- 2)Перечислите, какими механическими свойствами обладают эти металлы и сплавы.------- 3) Назовите, из каких металлов и сплавов сделаны образцы, детали, лежащие на столе.
Прочитайте чертеж детали цилиндрической формы
Хорошо, молодцы! Материал прошлых уроков вы знаете. |
Отвечают на поставленные вопросы, называют металлы и сплавы, перечисляют их механические свойства, подойдя к столу, называют металлы и сплавы, из которых, предположительно, сделаны детали.
Ребята отвечают на вопросы с места, выходят и показывают на слайде масштаб, материал, габаритные размеры детали, показывают цилиндрические и шестиугольные поверхности. |
Рабочий, подбадривающий.
Учитель помогает, направляет и оценивает работу обучающихся.
Активный
|
|
III. Изложение нового материала |
Ознакомление с устройством и назначением ТВС, с механизмами передачи движения |
Метод проблемного обучения, метод словесного сообщения и наглядного показа. |
Ребята, как называется этот станок? Сегодня мы познакомимся с устройством и назначением ТВС. А почему его так называют?--------- В школьных мастерских применяются токарно-винторезные станки, которые предназначены для обработки тел вращения (валов, колец, дисков и др.), нарезания резьбы и сверления осевых отверстий. В токарно - винторезном станке, как в любой другой технологической машине (сверлильном станке, токарном станке по дереву и др.), есть электродвигатель, передаточный механизм, рабочий орган (шпиндель) и система управления. В передаточном механизме станка применяются механические передачи:
Детали передач, которые передают движение, называются ведущими. Важной характеристикой механических передач является передаточное отношение. Оно показывает отношение частоты вращения ведущей детали к частоте вращения ведомой Общий вид школьного токарно - винторезного станка ТВ-6.
|
Отвечают-----(токарно- винторезный станок).
Ребята предлагают разные варианты ответов--- (вытачивают, обрабатывают металлические заготовки)
Механические передачи знают и читают по слайду. |
Вопросительно-повествовательный. Учитель спрашивает, ученики отвечают на вопросы, слушают.
Интерактивный
Учитель показывает и называет на станка основные его узлы и агрегаты, ученики слушают, смотрят и помогают, подсказывают.
|
|
IV. Закрепление пройденного материала. |
Создать условия для развития у учащихся памяти, логического мышления, воображения. |
Интерактивный групповой метод |
Учитель спрашивает 1. Назовите основные виды механических передач?. 2. Что такое коробка подач? - (шпиндель) 3. Как называют детали передач, которые передают движение? Молодцы ребята! |
Ученики отвечают: ременная, зубчатая, реечная; Система состоящая из различных видов механической передачи от двигателя на рабочий орган шпиндель; Ребята называют и показывают: Ремни, зубчатые колеса, рейки, шестеренки. |
Интерактивный характер-активное взаимодействие всех обучающихся и учителя |
|
Нацеливание на знакомство с новым материалом |
Любознательность |
Методы словесного сообщения |
А знаете ли вы, как называется специалист, работающий на этом станке?_------- Мир меняется, профессии, тоже усовершенствуются, в зависимости от оборудования. На сайте ПРОЕКТОРИЯ, есть множество современных и востребованных профессий, с одной из них я бы вас хотела сегодня познакомить. А вы мне в этом поможете.
|
|
|
|
V. Знакомство с профессией |
Знакомство с профессией наладчик-оператор токарного станка с ЧПУ. |
Метод словесного сообщения |
Учитель знакомит ребят с сайтом «ПРОЕКТОРИЯ», Шоу профессий, с профессией Наладчик-оператор токарного станка с ЧПУ. (С данного сайта информация была перенесена на слайды презентации)
Наладчик станков с ЧПУ (числовое программное управление) – это довольно востребованная и хорошо оплачиваемая профессия. Люди со специальностью наладчик-оператор нужны на машиностроительных фабриках и заводах, которые пользуются современными станками. Так как все больше оборудования автоматизируют, растет и спрос на эту профессию. В машиностроении станки токарной группы составляют 40-50% от общего парка металлорежущих станков. ЧТО ТАКОЕ СТАНОК С ЧПУ И КАК ОН РАБОТАЕТ ? |
Ребята слушают и смотрят |
Пассивный . |
|
|
|
|
(Читают дети по листочкам- заранее распечатала и раздала перед уроком) 1)Станки с ЧПУ работают от управляющего компьютера. Он заставляет аппарат выполнять определенные функции, которые прописывают в программном коде. С помощью такой системы в автоматическом режиме производят всевозможные, операции по обработке материалов (в основном – металлов). До изобретения числового компьютерного управления практически всю работу за станком делали вручную. Станок с ЧПУ может иметь в арсенале токарные резцы, фрезы, сверла, прессовочные формы и даже лазер. Посредством их можно делать самые точные и сложные детали: от автомобильных двигателей до запчастей для ракет. Управляет такими агрегатами наладчик и оператор станков с программным управлением.
2)Обязанности наладчика-оператора ЧПУ В обязанности оператора ЧПУ, как правило, входит: настройка и обслуживание оборудования (ввод программы, установка и съем инструментов и заготовки); контроль процесса обработки; проверка качества готовых деталей; устранение мелких неполадок, подналадка основных узлов и механизмов станка. Наладчик ЧПУ считается отдельной должностью, но, как правило, операторы одновременно являются и наладчиками. В обязанности работы наладчика ЧПУ входит разработка управляющих программ (УП) для изготовления деталей с определенными характеристиками и, собственно, наладка.
3) Вначале наладчик-оператор станков с ЧПУ просматривает чертежи и устанавливает последовательность инструкций, которые должна будет выполнить машина. По ним наладчик делает УП в числовом коде Далее оператор-наладчик станков с ЧПУ должен делать наладку, то есть настроить станок на определенное действие. Кроме того, наладка подразумевает установку и настройку режущих и вспомогательных инструментов, зажимного устройства и заготовки. Описание и характеристика этих инструментов, а также необходимые инструкции находятся в технологическом задании и карте наладки. Как только Управляющая Программа будет завершена, выполнение задачи может перейти от этого опытного наладчика к рабочему с квалификацией более низкого уровня (оператор). Многие начинают работать оператором, имея низкий квалификационный уровень, а со временем обучаются и выполняют задачи более высокой категории.
|
Пассивно- интерактивный |
|
|
|
|
|
Где учиться? Овладеть специальностью для работы на станке с числовым управлением можно, если пройти обучение по «Технологии машиностроения» в техникуме или на курсах. Операторами могут стать как мужчины, так и женщины. Квалификация имеет 5 разрядов. Разряды повышаются по мере накопления опыта. Например, оператор токарного станка с ЧПУ 2 разряда может делать только простые детали, ПОКАЗАТЬ СВОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО ОБ ОКОНЧАНИИ ОБУЧЕНИЯ (Я токарь ВТОРОГО РАЗРЯДА простого ТВС), а после присвоения 3 и 4 разряда ему уже доверяют более сложные задачи, с большим количеством приспособлений и числом переходов. С присвоением 5 разряда оператор станка в состоянии выполнять обработку, во время которой нужно совершать комбинированное крепление и переустанавливать изготавливаемое изделие. Чтобы качественно выполнять обязанности оператора, человек должен знать и понимать: строение и технические характеристики станков; технологию обработки деталей; свойства обрабатываемых материалов; варианты программирования ЧПУ; принципы работы с техническим заданием и картой наладки; признаки неисправности; правила использования измерительных и режущих инструментов, а также приспособлений.
Из школьных предметов больше всего пригодятся: 1 математика 2 тригонометрия 3 черчение 4 физика 5 информатика. |
Ребята смотрят и слушают, выдвигают свои предположения о нужных предметах для этой профессии |
Пассивное, интерактивное (частично) |
|
|
|
|
Ребята продолжают знакомство с профессией читая по листочкам
4)ВНИМАНИЕ НА ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА! Специальность «оператор станков с программным управлением» требует знаний по машиностроению, черчению, САПРу, математике, механике, электротехнике. Также профессия наладчик станков с ЧПУ подразумевает наличие таких личных качеств и умений: внимательность к мелочам; аналитическое мышление; аккуратность и четкая координация движений; хорошее зрение и слух; умение быстро реагировать при возникновении ЧП. 5)А как же зарплата? Специалисты в этой области сегодня весьма востребованы на рынке труда. И это не удивительно, ведь все высокотехнологичное производство требует точной обработки деталей, а это могут обеспечить только станки с ЧПУ. Работа же станков с ЧПУ целиком и полностью зависит от работы высококвалифицированного специалиста-оператора. Однако заработная плата оператора станков с ЧПУ сильно колеблется. Это зависит и от сферы производства, и от предприятия, где трудится оператор. К примеру, операторы станков с ЧПУ на мебельном производстве и деревообработке обычно зарабатывают несколько меньше, чем их коллеги, обрабатывающие металл. Специалисты, работающие в отрасли машиностроения и имеющие опыт работы до 3 лет, могут рассчитывать на 50 тысяч рублей. Более опытные работники – на 70-80 тысяч рублей. А на крупных предприятиях операторы станков с ЧПУ могут получать уже от 100 тысяч рублей! 6)ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ПРОФЕССИИ Как и в любой профессии, здесь есть свои плюсы и минусы. Среди положительных факторов можно отметить достойную заработную плату, официальное трудоустройство, возможность карьерного роста на предприятии. Минусы – высокие требования к квалификации, необходимость постоянно обучаться, большая ответственность. Но если ты любишь узнавать новое, тебя не пугают трудности, ты готов постоянно совершенствовать свои знания, – тогда и эти минусы превратятся в плюсы. -УЧИТЕЛЬ----------------НЕМНОГО ИСТОРИИ Сегодня, cтанки с ЧПУ (числовое программное управление) являются важнейшей частью производственного процесса, позволяя производить детали с высокой точностью обработки, в большом количестве и с большой легкостью. ЧПУ – это, современная концепция в производстве и обрабатывающей промышленности. До того, как токарный станок стал компьютеризированным его история уходит далеко в прошлое. Первое доказательство использования токарного станка относится к 1300 году до нашей эры в Древнем Египте. |
пассивный |
|
|
Подведение промежуточных итогов |
|
|
Молодцы ребята, спасибо! Может кого-то заинтересовала профессия ОПЕРАТОР СТАНКА С ЧПУ? |
Активно отвечают на вопрос |
интерактивный |
|
|
Воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, любознательности. |
Здоровьесберегающие технологии |
Прежде чем включат и работать на станке, необходимо знать технику безопасности. Давайте ее прочитаем. Учитель демонстрирует и комментирует каждый пункт, |
Софья читает, по листочку, ребята объясняют по пунктам, почему запрещается. Техника безопасности -Работнику запрещается: • Включать станок без разрешения учителя • передавать предметы над работающим станком; • удалять стружку и другие отходы руками или струей воздуха; • фиксировать заготовку руками; • размещать посторонние предметы на станке; • чистить работающий станок; • использовать перчатки в ходе работы; • облокачиваться на станок; • проводить замеры на детали в процессе обработки; • смазывать детали тряпкой; • оставлять станок включенным без присмотра. |
интерактивный |
|
VI. ДЗ.
|
создать условия для развития у учащихся памяти, логического мышления, |
Методы словесного сообщения и демонстрации |
Ребята, я вам сейчас раздала карточки, в которых напечатана техника безопасности, рисунок с видами механических передач и схема токарного станка. Дома, разрежьте эту карточку, вклейте в рабочую тетрадь и подпишите рабочие органы ТВС возле стрелочек. |
Ребята получили карточки и повторили, что нужно выполнить дома в РТ |
Пассивный, интерактивный |
|
VII. Практическая работа
|
воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, любознательности, воображения. |
Методы практической работы учащихся и закрепления технико-технологических знаний. |
Ребята, рассмотрите основные части станка, переместите резцедержатель по полозьям суппорта, включите и выключите станок. Работаем по очереди, не мешаем друг другу.
|
Ребята подошли к станку, рассматривают рабочие органы |
активный |
|
VIII. Итог урока |
Самоанализ и самооценка о формировании и представления о токарно-винторезных станках, их устройстве и назначении |
Интерактивный метод |
Ребята, какие навыки вы сегодня приобрели, работая на станке? Молодцы ребята. На уроке работали хорошо. Спасибо за внимание.
|
Отвечают на вопросы учителя |
интерактивный |
.
Интернет ресурсы: https://шоупрофессий.рф/multixismachining2
Учебник Технология 7 класс (вариант для мальчиков). | Симоненко В., Тищенко А.
На странице приведен фрагмент.
|
Автор: Третьякова Елена Николаевна
→ Публикатор |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.