Конспект урока труда "Токарно-винторезный станок: устройство, назначение. Профессия Наладчик-оператор токарного станка"


Иркутская область

Заларинский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Тагнинская основная общеобразовательная школа»

Учитель труда (технологии): Третьякова Елена Николаевна

 

Тема: Токарно- винторезный станок: устройство, назначение. Профессия Наладчик-оператор токарного станка с ЧПУ

 

Обоснование выбора темы урока: Тема урока «Токарно- винторезный станок: устройство, назначение. Профессия Наладчик-оператор токарного станка с ЧПУ», выбрана по программе предмета и тематическому планированию, после изучения графических изображений, САПР и изучения металлов и их свойств. В тематическом планировании, данная тема представлена как «Технологии механической обработки металлов с помощью ТВС».

 

Урок труд (технология) в 7 классе

 

Цель урока: Ознакомление с устройством, назначением токарно- винторезного станка, с профессией Наладчик-оператор токарного станка с ЧПУ.

Образовательная: формирование представления о токарно-винторезных станках, их устройстве и назначении. Знакомство с профессией наладчик-оператор токарного станка с ЧПУ.

Развивающая: создать условия для развития у учащихся памяти, логического мышления, воображения.

Воспитательная: воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, любознательности.

Оборудование урока: ТВС, металлические предметы, карточки для прочтения текста, листы-заготовки с ДР, ноутбук, проектор, экран.

Основные понятия урока: ведущие детали, коробка подач, суппорт, продольные салазки, поперечные салазки, верхние салазки, задняя бабка, токарный станок. Наладчик-оператор токарного станка с ЧПУ

 

План урока:

I. Организационный момент.

II. Повторение пройденного материала.

III. Изложение нового программного материала: Токарно- винторезный станок: устройство, назначение.

IV. Закрепление пройденного материала.

V. Знакомство с профессией наладчик-оператор токарного станка с ЧПУ.

VI. Д.З.

VII. Практическая работа: «Знакомство с устройством ТВС».

VIII. Итог урока.

 

Ход урока:

Этапы урока

Цель этапа

Образовательные технологии и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Характер взаимодействия педагога и обучающихся

I.Организационный момент

Настроить на урок, на усвоение новых знаний и плодотворную работу. Создать комфортную среду для деятельности.

Метод словесного сообщения

Приветствие учителя.

Здравствуйте ребята. Сегодня мы познакомимся с токарно- винторезным станком, с его устройством, назначением. А также узнаем о новой профессии Наладчик-оператор токарного станка с ЧПУ. Вы узнаете много нового о станке и профессии.

Ребята, как вы думаете, что можно обрабатывать на токарно-винторезном станке?

Отвечают на поставленный вопрос---(металл)

Рабочий, позитивный и доверительный.

 

Пассивный

II. Повторение пройденного материала.

 

 

Повторить пройденный материал, вспомнить виды металлов и сплавов и их свойства, среди представленных образцов назвать конкретные металлы и сплавы. Сделать небольшую динамическую паузу подняв ребят с мест и пригласив к столу с образцами металлов

Метод беседы,

 

Информационно-коммуникационные технологии,

 

 

 

 

 

 

 

 

Здоровьесберегающая технология

1)Па прошлом уроке мы рассматривали металлы и сплавы, и их механические свойства. На слайде представлены металлы и сплавы, назовите их. ----------------

2)Перечислите, какими механическими свойствами обладают эти металлы и сплавы.-------

3) Назовите, из каких металлов и сплавов сделаны образцы, детали, лежащие на столе.

 

Прочитайте чертеж детали цилиндрической формы

  1. Как называется деталь?

  2. Из какого материала сделана эта деталь?

  3. В каком масштабе выполнен чертеж?

  4. Какие габаритные размеры имеет эта деталь?

  5. Кроме цилиндрических поверхностей какие ещё поверхности имеет эта деталь?

Хорошо, молодцы! Материал прошлых уроков вы знаете.

Отвечают на поставленные вопросы, называют металлы и сплавы,

перечисляют их механические свойства, подойдя к столу, называют металлы и сплавы, из которых, предположительно, сделаны детали.

 

 

 

 

 

Ребята отвечают на вопросы с места, выходят и показывают на слайде масштаб, материал, габаритные размеры детали, показывают цилиндрические и шестиугольные поверхности.

Рабочий, подбадривающий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель помогает, направляет и оценивает работу обучающихся.

 

Активный

 

III. Изложение нового материала

Ознакомление с устройством и назначением ТВС, с механизмами передачи движения

Метод проблемного обучения, метод словесного сообщения и наглядного показа.

Ребята, как называется этот станок?

Сегодня мы познакомимся с устройством и назначением ТВС.

А почему его так называют?---------

В школьных мастерских применяются токарно-винторезные станки, которые предназначены для обработки тел вращения (валов, колец, дисков и др.), нарезания резьбы и сверления осевых отверстий. В токарно - винторезном станке, как в любой другой технологической машине (сверлильном станке, токарном станке по дереву и др.), есть электродвигатель, передаточный механизм, рабочий орган (шпиндель) и система управления. В передаточном механизме станка применяются механические передачи:

  • ременная,

  • зубчатая,

  • реечная.

Детали передач, которые передают движение, называются ведущими. Важной характеристикой механических передач является передаточное отношение. Оно показывает отношение частоты вращения ведущей детали к частоте вращения ведомой

Общий вид школьного токарно - винторезного станка ТВ-6.

 

Отвечают-----(токарно- винторезный станок).

 

 

 

Ребята предлагают разные варианты ответов--- (вытачивают, обрабатывают металлические заготовки)

 

 

 

 

 

 

 

 

Механические передачи знают и читают по слайду.

Вопросительно-повествовательный.

Учитель спрашивает, ученики отвечают на вопросы, слушают.

 

 

Интерактивный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель показывает и называет на станка основные его узлы и агрегаты, ученики слушают, смотрят и помогают, подсказывают.

 

 

IV. Закрепление пройденного материала.

Создать условия для развития у учащихся памяти, логического мышления, воображения.

Интерактивный групповой метод

Учитель спрашивает

1. Назовите основные виды механических передач?.

2. Что такое коробка подач? - (шпиндель)

3. Как называют детали передач, которые передают движение?

Молодцы ребята!

Ученики отвечают:

ременная,

зубчатая,

реечная;

Система состоящая из различных видов механической передачи от двигателя на рабочий орган шпиндель;

Ребята называют и показывают: Ремни, зубчатые колеса, рейки, шестеренки.

Интерактивный характер-активное взаимодействие всех обучающихся и учителя

Нацеливание на знакомство с новым материалом

Любознательность

Методы словесного сообщения

А знаете ли вы, как называется специалист, работающий на этом станке?_-------

Мир меняется, профессии, тоже усовершенствуются, в зависимости от оборудования.

На сайте ПРОЕКТОРИЯ, есть множество современных и востребованных профессий, с одной из них я бы вас хотела сегодня познакомить. А вы мне в этом поможете.

 

 

 

V. Знакомство с профессией

Знакомство с профессией наладчик-оператор токарного станка с ЧПУ.

Метод словесного сообщения

Учитель знакомит ребят с сайтом «ПРОЕКТОРИЯ», Шоу профессий, с профессией Наладчик-оператор токарного станка с ЧПУ. (С данного сайта информация была перенесена на слайды презентации)

 

Наладчик станков с ЧПУ (числовое программное управление) – это довольно востребованная и хорошо оплачиваемая профессия. Люди со специальностью наладчик-оператор нужны на машиностроительных фабриках и заводах, которые пользуются современными станками. Так как все больше оборудования автоматизируют, растет и спрос на эту профессию.

В машиностроении станки токарной группы составляют 40-50% от общего парка металлорежущих станков.

ЧТО ТАКОЕ СТАНОК С ЧПУ И КАК ОН РАБОТАЕТ ?

Ребята слушают и смотрят

Пассивный .

 

 

 

(Читают дети по листочкам- заранее распечатала и раздала перед уроком)

1)Станки с ЧПУ работают от управляющего компьютера. Он заставляет аппарат выполнять определенные функции, которые прописывают в программном коде. С помощью такой системы в автоматическом режиме производят всевозможные, операции по обработке материалов (в основном – металлов). До изобретения числового компьютерного управления практически всю работу за станком делали вручную.

Станок с ЧПУ может иметь в арсенале токарные резцы, фрезы, сверла, прессовочные формы и даже лазер. Посредством их можно делать самые точные и сложные детали: от автомобильных двигателей до запчастей для ракет. Управляет такими агрегатами наладчик и оператор станков с программным управлением.

 

2)Обязанности наладчика-оператора ЧПУ

В обязанности оператора ЧПУ, как правило, входит: настройка и обслуживание оборудования (ввод программы, установка и съем инструментов и заготовки); контроль процесса обработки; проверка качества готовых деталей; устранение мелких неполадок, подналадка основных узлов и механизмов станка.

Наладчик ЧПУ считается отдельной должностью, но, как правило, операторы одновременно являются и наладчиками. В обязанности работы наладчика ЧПУ входит разработка управляющих программ (УП) для изготовления деталей с определенными характеристиками и, собственно, наладка.

 

3) Вначале наладчик-оператор станков с ЧПУ просматривает чертежи и устанавливает последовательность инструкций, которые должна будет выполнить машина. По ним наладчик делает УП в числовом коде

Далее оператор-наладчик станков с ЧПУ должен делать наладку, то есть настроить станок на определенное действие. Кроме того, наладка подразумевает установку и настройку режущих и вспомогательных инструментов, зажимного устройства и заготовки. Описание и характеристика этих инструментов, а также необходимые инструкции находятся в технологическом задании и карте наладки.

Как только Управляющая Программа будет завершена, выполнение задачи может перейти от этого опытного наладчика к рабочему с квалификацией более низкого уровня (оператор). Многие начинают работать оператором, имея низкий квалификационный уровень, а со временем обучаются и выполняют задачи более высокой категории.

 

Пассивно- интерактивный

 

 

 

Где учиться?

Овладеть специальностью для работы на станке с числовым управлением можно, если пройти обучение по «Технологии машиностроения» в техникуме или на курсах. Операторами могут стать как мужчины, так и женщины. Квалификация имеет 5 разрядов. Разряды повышаются по мере накопления опыта. Например, оператор токарного станка с ЧПУ 2 разряда может делать только простые детали,

ПОКАЗАТЬ СВОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО ОБ ОКОНЧАНИИ ОБУЧЕНИЯ (Я токарь ВТОРОГО РАЗРЯДА простого ТВС), а после присвоения 3 и 4 разряда ему уже доверяют более сложные задачи, с большим количеством приспособлений и числом переходов. С присвоением 5 разряда оператор станка в состоянии выполнять обработку, во время которой нужно совершать комбинированное крепление и переустанавливать изготавливаемое изделие.

Чтобы качественно выполнять обязанности оператора, человек должен знать и понимать: строение и технические характеристики станков; технологию обработки деталей; свойства обрабатываемых материалов; варианты программирования ЧПУ; принципы работы с техническим заданием и картой наладки; признаки неисправности; правила использования измерительных и режущих инструментов, а также приспособлений.

 

Из школьных предметов больше всего пригодятся: 1 математика 2 тригонометрия 3 черчение 4 физика 5 информатика.

Ребята смотрят и слушают, выдвигают свои предположения о нужных предметах для этой профессии

Пассивное, интерактивное (частично)

 

 

 

Ребята продолжают знакомство с профессией читая по листочкам

 

4)ВНИМАНИЕ НА ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА!

Специальность «оператор станков с программным управлением» требует знаний по машиностроению, черчению, САПРу, математике, механике, электротехнике. Также профессия наладчик станков с ЧПУ подразумевает наличие таких личных качеств и умений: внимательность к мелочам; аналитическое мышление; аккуратность и четкая координация движений; хорошее зрение и слух; умение быстро реагировать при возникновении ЧП.

5)А как же зарплата?

Специалисты в этой области сегодня весьма востребованы на рынке труда. И это не удивительно, ведь все высокотехнологичное производство требует точной обработки деталей, а это могут обеспечить только станки с ЧПУ. Работа же станков с ЧПУ целиком и полностью зависит от работы высококвалифицированного специалиста-оператора.

Однако заработная плата оператора станков с ЧПУ сильно колеблется. Это зависит и от сферы производства, и от предприятия, где трудится оператор.

К примеру, операторы станков с ЧПУ на мебельном производстве и деревообработке обычно зарабатывают несколько меньше, чем их коллеги, обрабатывающие металл. Специалисты, работающие в отрасли машиностроения и имеющие опыт работы до 3 лет, могут рассчитывать на 50 тысяч рублей. Более опытные работники – на 70-80 тысяч рублей. А на крупных предприятиях операторы станков с ЧПУ могут получать уже от 100 тысяч рублей!

6)ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ПРОФЕССИИ

Как и в любой профессии, здесь есть свои плюсы и минусы.

Среди положительных факторов можно отметить достойную заработную плату, официальное трудоустройство, возможность карьерного роста на предприятии.

Минусы – высокие требования к квалификации, необходимость постоянно обучаться, большая ответственность.

Но если ты любишь узнавать новое, тебя не пугают трудности, ты готов постоянно совершенствовать свои знания, – тогда и эти минусы превратятся в плюсы.

-УЧИТЕЛЬ----------------НЕМНОГО ИСТОРИИ

Сегодня, cтанки с ЧПУ (числовое программное управление) являются важнейшей частью производственного процесса, позволяя производить детали с высокой точностью обработки, в большом количестве и с большой легкостью. ЧПУ – это, современная концепция в производстве и обрабатывающей промышленности. До того, как токарный станок стал компьютеризированным его история уходит далеко в прошлое. Первое доказательство использования токарного станка относится к 1300 году до нашей эры в Древнем Египте.

пассивный

Подведение промежуточных итогов

 

 

Молодцы ребята, спасибо! Может кого-то заинтересовала профессия ОПЕРАТОР СТАНКА С ЧПУ?

Активно отвечают на вопрос

интерактивный

 

 

Воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, любознательности.

Здоровьесберегающие технологии

Прежде чем включат и работать на станке, необходимо знать технику безопасности. Давайте ее прочитаем. Учитель демонстрирует и комментирует каждый пункт,

Софья читает, по листочку, ребята объясняют по пунктам, почему запрещается.

Техника безопасности -Работнику запрещается:

Включать станок без разрешения учителя

передавать предметы над работающим станком;

удалять стружку и другие отходы руками или струей воздуха;

фиксировать заготовку руками;

размещать посторонние предметы на станке;

чистить работающий станок;

использовать перчатки в ходе работы;

облокачиваться на станок;

проводить замеры на детали в процессе обработки;

смазывать детали тряпкой;

оставлять станок включенным без присмотра.

интерактивный

VI. ДЗ.

 

создать условия для развития у учащихся памяти, логического мышления,

Методы словесного сообщения и демонстрации

Ребята, я вам сейчас раздала карточки, в которых напечатана техника безопасности, рисунок с видами механических передач и схема токарного станка. Дома, разрежьте эту карточку, вклейте в рабочую тетрадь и подпишите рабочие органы ТВС возле стрелочек.

Ребята получили карточки и повторили, что нужно выполнить дома в РТ

Пассивный,

интерактивный

 

VII. Практическая работа

 

воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, любознательности,

воображения.

Методы практической работы учащихся и закрепления технико-технологических знаний.

Ребята, рассмотрите основные части станка, переместите резцедержатель по полозьям суппорта, включите и выключите станок. Работаем по очереди, не мешаем друг другу.

 

Ребята подошли к станку, рассматривают рабочие органы

активный

VIII. Итог урока

Самоанализ и самооценка о формировании и представления о токарно-винторезных станках, их устройстве и назначении

Интерактивный метод

Ребята, какие навыки вы сегодня приобрели, работая на станке?

Молодцы ребята. На уроке работали хорошо. Спасибо за внимание.

 

Отвечают на вопросы учителя

интерактивный

 

 

 

.
 

Интернет ресурсы: https://шоупрофессий.рф/multixismachining2

 

Учебник Технология 7 класс (вариант для мальчиков). | Симоненко В., Тищенко А.


Полный текст материала Конспект урока труда "Токарно-винторезный станок: устройство, назначение. Профессия Наладчик-оператор токарного станка" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Третьякова Елена Николаевна  Публикатор
10.12.2025 0 34 1

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.