Презентация + конспект урока технологии по теме "Дефекты тканей"; 6 класс



Прокопенко Валентина Васильевна, учитель технологии высшей квалификационной категории Муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 4 города Жирновска» Волгоградской области.

Почетный работник общего образования РФ, Почетная грамота Министерства образования и науки РФ, Почетная грамота Администрации Волгоградской области, Обладатель Гранта Президента.

Sunjakina@mail.ru

403792 ул. Фадеева д. 1 г. Жирновск Волгоградская обл.


Презентация + конспект урока технологии по теме «Дефекты тканей» для 6 класса.

На уроке учащиеся знакомятся с основными видами дефектов (пороков) тканей, имеют возможность самостоятельно определить их вид непосредственно на образцах тканей. В процессе данной работы у учащихся формируются профессиональное внимание и навыки. В целях закрепления знаний по получению волокна, выявляются причины возникновения дефектов в процессе ткачества, отделки тканей (крашение, печатание).

Урок проводится в форме деловой игры. Учащиеся выступают в различных ролях: покупателей, товароведов – бракеров, имеют возможность познакомиться ближе с данными профессиями. Работа с творческим групповым проектом позволяет учащимся обобщить полученные знания и определить, где эти знания они смогут применить на практике, в жизни.



Прокопенко Валентина Васильевна, учитель технологии высшей квалификационной категории МОУ «СОШ № 4 города Жирновска» Волгоградской области.

Презентация + конспект урока технологии по теме «Дефекты тканей» для 6 класса.


Цели урока: Формирование представления о видах дефектов тканей и способах

определения качества ткани.

Формирование навыков осуществления проверки качества ткани.

Формирование проектного и критического мышления, навыков

самостоятельной работы с информацией.

Способствовать формированию и развитию трудовых, эстетических и

экономических качеств личности.


Методическое оснащение урока:

1. Материально – техническая база: компьютер, интерактивная доска, наборы тканей с

дефектами, презентация темы.

2. Дидактическое обеспечение: таблицы определения дефектов тканей, карта

дефектов ткани, карточки – настроения, шляпы рефлексии.


Методы обучения: познавательные, проблемно- поисковые, исследовательские, мозгового штурма.


Формы организации познавательной деятельности учащихся: коллективная,

групповая.


Тип урока: урок изучения нового учебного материала, формирование специальных

умений по предмету.


Вид урока: урок – деловая игра.


I. Организационный момент (2 слайд): (2 мин.)

  • приветствие;

  • знакомство;

  • проверка готовности к уроку;

  • настрой учащихся на урок.


- Вы готовы к занятию по технологии?


Перед вами лежат карточки настроений. Определите, какое сейчас у вас настроение и поднимите нужную карточку вверх, чтобы я увидела.

Хорошо! Я рада, что у многих отличное настроение и, мы можем приступить к работе!


II. Актуализация знаний учащихся (3 слайд): (3 мин.)

Пошив швейного изделия при выполнении творческого проекта не может не включать выбор ткани. В настоящее время на прилавках магазинов появилось множество новых и красивых тканей. Какую же лучше выбрать, чтобы изделие получилось не только красивым, но и отличного качества.




1. Что вам известно о тканях?

2. Вы покупали сами ткань? А с мамой7 Для чего?

3. На что при покупке ткани вы обращали внимание?


Очень часто при покупке ткани мы можем встретить и такую! (4 слайд)


1. Что необычного вы заметили на образцах этих тканей?

2. Можно ли использовать такую ткань при изготовлении швейных изделий?

3. Почему?

4. Что значит «качество ткани»?

5. Для чего необходимо проверять качество ткани?

6. Как можно назвать эти изменения на ткани? (5 слайд)

Тема нашего урока «Дефекты тканей». На этом занятии мы познакомимся с различными видами дефектов и научимся определять качество ткани.


III. Изучение нового материала (6 слайд): (7 мин.)

- Как вы думаете, из – за чего могут возникать дефекты при производстве тканей?


В процессе производства ткани иногда происходит разладка станков или обрыв нитей. Если своевременно не устранять неполадки в оборудовании или невнимательно работать, то на ткани будут появляться дефекты. Их называют ещё – пороки. Готовая ткань, упакованная в рулоны поступает на фабрику для изготовления изделий.


- Скажите, нужно ли осуществлять проверку качества ткани поступившую на фабрику?

- Если бы вы работали на фабрике, каким способом осуществляли проверку качества ткани?

- Как бы вы называли профессию этих людей?


Качество ткани и её сортность проверяется на производстве в отделе технического контроля контролерами (7 слайд):

1. по дефектам внешнего вида ткани;

2. по показателям свойств тканей.


В настоящее время в промышленности применяют браковочно-измерительную машину марки PC, которую обслуживает один рабочий. На смотровой доске этой машины рабочий просматривает пороки, а подсчет длины и ширины ткани в куске приборы машины выполняют автоматически и записывают данные на бумажную ленту. При проверке ткани на каждый кусок составляют паспорт, в который заносят ярлычную (запись на ярлыке) и фактическую длину куска, длину условных разрезов, наличие текстильных пороков, их характер и месторасположение и ширину кусков ткани, измеренную через каждые 3 метра. По результатам проверок ткани устанавливают их сортность.

Сортность ткани определяют путем суммирования баллов различных пороков с пересчетом их на условную длину куска. Полученное число баллов сопоставляют с числом допустимых по ГОСТ на прием тканей и определяют их сортность.


- Знаете ли вы, что такое ГОСТы, для чего они существуют?


Все ткани должны проходить проверку на качество. Показатели качества определяются в соответствии с требованиями государственных стандартов – ГОСТов.

Если ткань не будет соответствовать основным требованиям ГОСТа, её выбраковывают и снижают сортность. У работников данного отдела очень ответственная работа, от результатов их проверки зависит репутация производства.


- Куда после изготовления поступает готовая ткань?

- Ткань может повреждаться при перевозке?

- В магазине проверяют качество ткани?

- Как называется профессия этих людей?


Вторично в магазине проверку качества ткани производят товароведы – бракеры (8 слайд):

Товароведы – бракеры!

- По названию профессии мы можем понять, чем занимаются эти люди?

- Зачем проверяют товароведы – бракеры качество ткани?


Они выбраковывают ткань и в зависимости от вида дефекта, снижают ее стоимость при продаже.

- А покупатель, приобретая ткань, должен проверять ее качество? (9 слайд):


1. Когда вы покупаете ткань, на что вы обращаете внимание?

2. Часто ли вы покупали бракованную ткань?

3. Важно при покупке ткани знать правила проверки ее качества?


Внешние дефекты (пороки) ткани на всех этапах проверки качества производится по определенному алгоритму (10 слайд):


1. Определяют лицевую и изнаночную стороны ткани.

2. Ткань просматривают с лицевой стороны.

- Как вы думаете, почему?

3. Выявляют дефекты на ткани.

- Как бы вы отметили дефекты на ткани?

- С какой стороны необходимо отмечать дефект, почему?

4. Фиксирование дефектов цветными нитками.

- Какие будут последствия, если мы не отметим дефект?

- Что будем делать, если мы купили бракованную ткань? (11 слайд)

- На что нужно обращать внимание при раскладке выкроек на ткани?


Думаю, что вы готовы проверить свои знания на практике?


IV. Инструктаж по выполнению практической работы (12 слайд): (4 мин.)

Перед началом занятия вы разделились на две группы. Сегодня вы не просто учащиеся.

Первая группа – работники отдела технического контроля производства по проверке качества тканей.

Вторая группа – товароведы – бракеры в магазине тканей.

А я – покупатель. Вы должны проверить качество ткани в том порядке, в каком она проходит проверку после ее производства до прилавков магазинов.

Задача каждой группы – изучить вид дефектов по предложенной карте дефектов тканей, определить вид дефекта на образцах тканей. (13 слайд)


Виды дефектов необходимо занести в таблицу напротив каждого номера ткани. Вместе с таблицей вы будете работать и с карточкой проверки знаний. На кармашках карточки указаны номера ткани. Определив вид дефекта, листок с дефектом вставляется в кармашек на свое место по номеру ткани.

Начинать заполнять карточку нужно с нижнего ряда.


Каждая группа на нашем занятии сможет поработать в отделе рационализаторских предложений по разработке минипроектов. (14 слайд)

Проекты у вас будут разные. Вашим главным консультантом по проектированию буду я. Ваша задача – создать банк идей и предложений для наших будущих проектов. Главное правило рационализатора – быстро записывать все на бумагу. Важна сама идея, даже если она покажется вам фантастической!

Сегодня вы познакомитесь с методом мозгового штурма, который сможете использовать не только в учебе, но и в жизни при решении важных проблем.

1 группа выполняет проект «Использование бракованной ткани».

2 группа - «Советы покупателю».


(Для каждой группы выдается лист с алгоритмом работы над минипроектом)


Алгоритм работы с проектом: Алгоритм защиты проекта:

1. Сбор идей и предложений. 1. Актуальность темы сегодня.

2. Сортировка по группам. 2. Экономическая часть проекта

3. Корректировка, уточнение. 3. Экологическая часть проекта

4. Подготовка к защите проекта. 4. Где возможно применения вашей

разработки (сегодня, в будущем)?


Использование бракованной ткани

1

2

3

на производстве

в школе

дома

Советы покупателю

1

2

3

Проверка качества при покупке

По выявлению дефектов после покупки

Перед раскроем изделия











Обратите внимание на схему передвижения каждой группы. (15 слайд)

Эта схема в течение всей практической работы будет находится на доске.


Задайте вопросы, если вам что-то непонятно?


Вы сегодня должны работать вместе, дружно, без заминок и, тогда у нас все получится.

Я буду работать вместе с вами!

Желаю вам успехов в приобретении новых знаний! Приступайте к работе!


V. Практическая работа (16 слайд): (20 мин.)

Самостоятельная работа групп.

Текущий контроль за выполнением, консультации, рекомендации, оказание помощи в выполнении практической работы группам. Замечания, рекомендации.

Подготовка учащихся к защите творческих проектов.


VI. Подведение итогов урока (17 слайд): (5 мин.)

Молодцы! Вы отлично и дружно сработали в своих группах!

Давайте проверим, что же у вас получилось!

Проверка карточек показала, что вы отлично знаете основные дефекты тканей, научились находить их на тканях и сможете применить полученные знания и умения при выполнении творческих проектов.

Особенно хочется отметить работу………


Группы готовы к защите проектов?

Приступаем!

Я приглашаю 1 группу для защиты минипроекта «Использование бракованной ткани».

2 группу - «Советы покупателю»


- Подумайте и ответьте, что дает работа над проектами?

- Вам может пригодиться это в жизни?

Я прошу вас принять участие в подведении итогов нашего занятия. (18 слайд)

На доске только начало предложения, постарайтесь подумать и закончить предложение. (19 слайд)


VII. Домашнее задание: (2 мин.)

Домашнее задание - посетить магазин тканей, определить качество тканей по 2 – 3 образцам, используя алгоритм определения качества ткани. Составить отчет о работе.

Творческое задание – придумать рекламный лист для покупателя по определению качества ткани при покупке в магазине.

Я благодарю вас за совместную деятельность на этом занятии. Мне очень интересно было сегодня общаться с вами.

Чтобы узнать, интересно ли вам было на занятии, я попрошу вас выбрать одну из шляп на вашем столе: красную – очень интересно, синюю – интересно, зеленую – было неинтересно. Поднимите выбранную шляпу. (20 слайд)


Ну, вот мы и попрощаемся, как это было принято всегда на Руси. Я прощаюсь красной шляпой, мне с вами сегодня было очень интересно! (21 слайд)

Спасибо за урок!

До свидания!


VIII. Уборка класса. (2 мин.)


Уборка рабочих мест.




Источники информации:

  1. Технология. Обслуживающий труд:6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений./под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2009. – 192 с.:ил.

  2. http://www.odeon1.ru/images/Image/igla_1P_b.jpg

  3. http://images.yandex.com/

  4. http://img.babyblog.ru/

  5. http://foto.cheb.ru/foto/novchik/

  6. http://www.textilprom.com.ua/

  7. http://www.katiagreen.ru/img/jarn/fiber/

  8. http://www.booksite.ru/flax/field/




Слайд 1
Прокопенко Валентина Васильевна, учитель технологии МОУ «СОШ № г. Жирновска» Волгоградской области
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14
Слайд 15
Слайд 16
Слайд 17
Слайд 18
Определение качества ткани по внешнему виду № ткани Вид дефекта 1 утолщение 2 поднырки 3 подплетина 4 шишковатость 5 недосеки 6 засечки засечки недосеки шишковатость подплетина поднырки утолщение
Слайд 19
Слайд 20
Слайд 21
2 2 Образцы тканей 1 1
Слайд 22
Слайд 23
засечки поднырки недосеки подплетина шишковатость утолщения
Слайд 24
Слайд 25
Слайд 26
Слайд 27
Слайд 28
Слайд 29

Полный текст материала Презентация + конспект урока технологии по теме "Дефекты тканей"; 6 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Прокопенко Валентина Васильевна  Вита1496
02.02.2011 11 23935 3520

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК