Интегрированный урок физической культуры и химии "Баскетбол. Химические вещества"; 8 класс
Авторы: учитель физической культуры Вакуленко Наталья Анатольевна, учитель химии Бобырева Светлана Витальевна
Школа: МБОУ «Новоборисовская сош им. Сырового А.В.»
Борисовский район Белгородской области
Интегрированный урок физической культуры и химии «Баскетбол. Химические вещества»
Цель: организовать работу по обобщению и углублению навыков ведения мяча, знаний классификации неорганических веществ, типов реакций, металлов и неметаллов.
Задачи:
1.Совершенствовать ведения мяча с изменением направления; передачи мяча; броска мяча произвольным способом. Закрепления знаний основных классов неорганических веществ.
2. Развивать координационные способности, быстроту реакции, логическое мышление при выполнении упражнений.
3. Воспитывать дисциплинированность, самостоятельность при выполнении упражнений, формирование мотивации к уроку химии с помощью физической культуры.
Инвентарь и оборудование: баскетбольные мячи-15 шт,; стойки-8 шт., сигнальные карточки; печатный материал в виде карточек с формулами по химии; гимнастические коврики-3шт.; компьютер, проэктор, свисток .
Ход урока
Вводная часть (12-15 мин.)
Построение, приветствие. Учителя физической культуры и химии объявляют задачи урока, ставят цели для учеников.
Ребята! Сегодня мы проводим необычный интегрированный урок химии и физической культуры. На нашем уроке присутствуют гости. Я попрошу вас посмотреть на наших гостей и подарить им улыбку. Пусть эта улыбка станет хорошим началом нашего урока, поднимет настроение вам и нашим гостям, придаст вам бодрости, прилив энергии и сил.
Рефлексия. Учитель физической культуры спрашивает, с каким настроением учащиеся пришли на урок, и предлагает им присесть на гимнастические коврики разного цвета по настроению. Красный-отличное настроение, синий - нормальное, зелёный- плохое.
Презентация на тему: Спорт без допинга
Проверка домашнего задания, техника безопасности при ведении и передаче мяча.
ОРУ с мячами в движении:
а) ходьба на носках, руки вперёд, мяч на верхней поверхности кисти, правая рука сверху ( 20 м);
б) на пятках, руки вперёд, мяч на верхней поверхности кисти, левая рука сверху (20м). Соблюдать дистанцию, руки не опускать, следить за осанкой;
в) на внешней стороне стопы, мяч в левой руке, правая на пояс(20м). Темп выполнения средний, выполнять по показу учителя;
г) на внутренней стороне стопы, мяч в правой руке, левая на пояс (20м). Соблюдать дистанцию, следить за правильностью расположения кисти.
5. Бег:
а) «змейкой», через ориентиры с высоким отскоком мяча при ведении мяча левой рукой (30м);
б) «змейкой», через ориентиры с высоким отскоком мяча при ведении мяча правой рукой (30м);
в) правым боком, приставными прыжками, ведение мяча левой рукой (30м);
г) левым боком, приставными прыжками, ведение мяча правой рукой (30м). Соблюдать дистанцию. Темп выполнения средний.
д) ведение мяча правой, левой рукой, передвигаясь спиной вперёд ( по 30м). Выполнять по сигналу учителя.
6. Упражнения в ходьбе с восстановлением дыхания: руки дугами наружу, правая рука вверх, мяч в левой руке; правая рука вниз. Тоже с левой руки (14-16 раз). Выполнять самостоятельно; глубокий вдох, выдох.
7. Упражнения в движении:
а) и.п. – мяч перед собой; 1-мяч вверх; 2- мяч за голову; 3- мяч вверх; 4-и.п. (14-18 раз).
Соблюдать дистанцию, темп выполнения средний, переходящий в быстрый;
б) и.п.- мяч в левой руке; поочерёдное подбрасывание мяча из руки в руку, с изменением высоты подбрасывания (12-14 раз). Темп выполнения средний;
в) и.п.- то же; круговые вращения мячом из руки в руку, вокруг туловища влево, вправо (по12-14 раз); по сигналу при вращении мячом в обратном направлении, мяч не касается туловища;
г) и.п.- мяч перед собой, подбросить мяч на высоту 3-4 метра, приняв упор присев, поймать мяч; передвижение в упоре присев; бросив мяч на высоту 3-4 м, встать и поймать мяч двумя руками (12-14 раз). Соблюдать дистанцию, темп выполнения средний. Выполнять по сигналу учителя.
8. Работа с сигнальными карточками. Ведение мяча по кругу. Учитель показывает карточки разного цвета. Зелёная карточка- ведение в движении, красная- ведение на месте, жёлтая - ведение на месте правой и левой рукой.
9. Перестроение. «налево, в колонну по два!».
Основная часть (20 мин)
Спортивные задания чередуются с заданиями по химии:
«Передача мяча с химическими элементами»
Класс делится на 2 команды. Становятся в колоны друг против друга. 1 колона передает мяч от груди 2 руками, а 2 передает мяч от пола, называя при этом одна команда – химические элементы, а вторая – металлы или неметаллы. Кто ошибся – выполняет 5 прыжков через скакалку.
«Передача мяча с названиями кислот»
Первая команда передает мяч двумя руками из-за головы, а другая – одной рукой от плеча, называя при этом формулы кислот – названия кислот.
«Ведение мяча змейкой»
На стене спортивного зала развешены листы с уравнениями реакций. Учащиеся выстраиваются в 2 колоны напротив этой стены. Учащиеся из каждой команды ведут мяч змейкой до стены, где останавливаются, выполняют передачу мяча назад и выполняют задание по химии (записывают тип реакции). Затем возвращаются назад, продолжает следующий участник команды.
«Поле чудес»
Команды выстраиваются в колоны по одному на противоположных сторонах площадки. На стенах возле каждой команды развешены химические термины, в которых закрыты буквы. Ведение мяча до баскетбольного щита, выполняет бросок в кольцо, если попадает – открывает букву в слове. Слова состоят из 7 букв, дается 7 бросков из разных точек. Если ученик не забросил, или забросил мало, то разрешается открыть 2 любые буквы. После этого отгадывают химические термины.
Эстафеты с ведением и передачей мяча.
а) ведение мяча по прямой
б) ведение мяча змейкой
в) ведение мяча восьмеркой
г) ведение мяча спиной.
Выигрывает та команда, которая быстрее закончила эстафету.
Упражнения на восстановление дыхания.
Построение в одну шеренгу «Класс, в одну шеренгу становись!»
Заключительная часть.
Игра на внимание «Динамика».
Учащиеся выстраиваются в шеренгу, рассчитываются на 1-4 и выстраиваются в 4 шеренги. «Согласно своим номерам становись!»
Учитель химии показывает формулы классов веществ, 1 номера приседают на формулах оксидов, 2 – на основаниях, 3 – на кислотах, 4 – на солях. Кто ошибается – выходит из игры, выполняет броски мяча из руки в руку.
Подведение итогов.
Выставление оценок.
Домашнее задание: составить кроссворд преимущественно из названий элементов техники баскетбола и из химических терминов на 20 слов.
Рефлексия. Учитель физической культуры спрашивает учеников, как изменилось настроение к концу урока и предлагает присесть на гимнастические коврики разного цвета.
В это время звучит спокойная музыка, учащиеся закрывают глаза, учитель проводит релаксацию.
Организованный выход из зала.
Ребята! Сегодня мы проводим интегрированный урок физкультуры и химии.
- Кто мне скажет, как взаимосвязаны химия и спорт?
- Спортсмены могут использовать какие-нибудь химические вещества?
Я уверена, что каждый из вас слышал что-нибудь о допинге, особенно часто во время различных соревнований. Что же такое ДОПИНГ и почему он запрещён для спортсменов во время выступлений?
К допингам (английское doping; от dope – давать наркотики) относятся вещества, временно усиливающие физическую и психическую деятельность организма и запрещённые для применения спортсменами во время соревнований и тренировок. Исторические факты говорят о том, что стимуляторы в спорте использовались задолго до нашей эры. Более восьми веков назад их употребляли гладиаторы. Древнегреческие атлеты применяли допинг на олимпиадах. В средние века к таким же ухищрениям прибегали участники рыцарских турниров. С конца XIX столетия началась печальная летопись смертей от применения допинг-препаратов в спорте. В 1896 году от передозировки фармакологических препаратов скончался велосипедист. Но, как и в наши дни, эта смерть не остановила других спортсменов – они продолжали применять сомнительные препараты и повышенные дозы лекарственных средств с целью получения преимуществ над соперниками. Борьба международной спортивной общественности с допингом официально началась с создания первой антидопинговой комиссии во Франции в 1959 году и вскоре в Австрии, Бельгии и Франции появились антидопинговые законодательства. С 1962 года борьбу с допингом в спорте возглавил Международный олимпийский комитет (МОК). В 1967 году была образована Медицинская комиссия МОК и начиная с 1968 года стали проводиться тестирования на допинг перед соревнованиями.
Существуют 3 вида допинга:
1. Эритропоэтины – их действие основано на увеличении уровня гемоглобина на 10-30%, что приводит к увеличению снабжения тканей кислородом и питательными веществами, а значит к приросту спортивной работоспособности, что может выступить в качестве основной причины победы. Но при употреблении эпитропоэтинов может повышаться артериальное давление, могут наблюдаться головная боль, слабость, головокружение, боли в мышцах. Есть вероятность развития тромбозов и микротромбозов, а также желтухи. Возможна индивидуальная непереносимость препарата.
Российские олимпийские чемпионы по лыжным гонкам Юлия Чепалова и Евгений Дементьев были уличены в употреблении допинга. Положительный результат дали пробы, взятые в январе 2009 года. Именно из-за этого им пришлось уйти из большого спорта.
2. Энергетики – вещества, тонизирующие и ускоряющие обменные процессы. Самые известные энергетики: кофеин, витамины, энергетические напитки.
Люди пользовались природными стимуляторами с древнейших времён. На Ближнем Восток это был кофе; в Юго-Восточной Азии и Китае – чай; в Индии пили и чай, и кофе; в Южной Америке – мате, в Африке – орехи кола. На Дальнем Востоке, в Сибири и Монголии и сегодня популярны такие стимулирующие растения, как лимонник китайский, элеутерококк, женьшень, аралия. Были и сильные стимуляторы – например, эфедра - в Азии, и кока – в странах Южной Америки.
Энергетические напитки появились на рынке в последней четверти ХХ века, когда один австрийский предприниматель, побывав в Азии, решил открыть их промышленное производство. И сегодня реклама энергетических напитков преследует нас везде: на улице, дома по телевизору, по радио, Интернет и т.д. В рекламе обещают при употреблении энергетика вернуть нам силы, бодрость, энергию, а иногда такие вещи, в которые просто трудно поверить.
Мнение, что тоник насыщает энергией, абсолютно неправдиво. Содержимое банки, как ключ, открывает дверь к внутренним резервам организма. Иными словами – банка не дает энергии, она высасывает ее из тебя. Человек использует свои собственные ресурсы, а проще говоря, берет их у себя взаймы. Долг, разумеется, рано или поздно приходится возвращать, расплачиваясь усталостью, бессонницей, раздражительностью и депрессией.
С употреблением «энергетиков» было связано несколько судебных разбирательств. Один из ирландских спортсменов умер прямо на баскетбольной площадке, после того, как выпил три банки энергетического напитка, а в Швеции трое скончались на дискотеке, смешав энергетический напиток с алкоголем.
3. Стероидные гормоны - это препараты, которые помогают синтезировать нуклеиновые кислоты, белки, разнообразные ферменты. Естественно, обмен веществ изменяется, что влияет на организм в целом. Происходят даже изменения во внутренних органах. В конечном итоге, употребление стероидов приводит к росту массы тела, поскольку усиливается рост мышечной ткани, уменьшается частица жировой ткани, увеличивается работоспособность организма, его выносливость в спорте. Вот почему стероиды особенно популярны в силовых видах спорта.
Одной из причин растущего употребления анаболических/андрогенных стероидов является растущая популярность бодибилдинга
Несомненно, стероиды приведут к росту мышц и увеличению выносливости организма, однако это может быть на пределе возможностей организма. При любых изменениях могут наступить необратимые процессы, ведущие к летальному исходу. Кроме этого, стероиды оказывают значительное негативное влияние на организм человека: "зашлаковывание", нарушение клеточной структуры печени; из-за приема стероидных препаратов происходят необратимые процессы в половой сфере, что грозит бесплодием; повышенное кровяное давление, повышенный уровень холестерина, инфаркт; раздражения кожи, повышенная проникаемость кожных инфекций; беспричинная агрессия и раздражительность, неврастения, переходящая в психозные состояния, нарушения сна, головные боли, подавленное настроение; постепенное ослабление иммунитета.
Официально применение стероидов и других подобных средств запрещено по закону, а виновники попадают под соответствующие санкции.
Большинство наших спортсменов не пачкают свою честь и совесть применением допингов, своей силой мы отличались давно, о чём мы очень много читали в былинах и сказках.
В былинах и сказаниях отображены черты нашего народа – трудолюбие, храбрость, могучая сила. Арабский писатель 11 века Абубекри писал, что славяне – народ столь могущественный, что если бы они не были разделены на множество родов, никто бы ни мог им противостоять. Борьба с суровой природой, внешними врагами выработала у них качества, достойные восхищения. Сильные, вольнолюбивые, закалённые, не боящиеся ни холода, ни жары, не избалованные излишествами и роскошью – такими были наши предки даже по описанию их врагов. В преданиях русский народ наделял своих героев необычайной силой, прославлял их богатырские подвиги в труде и при защите Родины от врагов. Труд и любовь к родной земле в представлениях народа неотделимы друг от друга. Среди русского народа было немало людей с богатырской силой. О них сохранились многие записи. В 1807 году в сражении с турками был убит капитан Дмитрий Александрович Лукин прозванный на фронте «русским Геркулесом». Очевидцы описывали его победу с 12 матросами над толпой в несколько сотен человек. Он легко ломал подковы, мог держать пудовые ядра в распростёртых руках, пальцем вдавливал гвозди в стену. Известен знаменитый волжский богатырь – бурлак Никитушка Ломов. Он делал чудеса своей огромной силой. Один вбивал сваи чугунной бабкой, которая была бы под силу лишь восьми рабочим. Никогда, конечно, не забудется имя грузчика Ивана Максимовича Поддубного – «чемпиона чемпионов», которого Горький называл «олицетворением силы нашего народа». В парижском музее хранится рельс, согнутый Иваном Заикиным во время его гастролей во Франции. Павел Кольянов разрывал цепи. В Мадриде он убил ударом кулака разъярённого быка. Русские гиревики и штангисты восхищали весь мир силой и красотой мускулатуры.
2Zn + O2 = 2ZnO
2Fe + 3Сl2 = 2FeCl3
2Al + 3S = Al2S3
2H2 + O2 = 2H2O
2Al(OH)3 = Al2O3 + 3H2O
2NH3 = N2 + 3H2
CaCO3 = CaO + CO2
C + H2O =CO + H2
Zn + H2O = ZnO + H2
Mg + H2SO4 = MgSO4 + H2
Fe + CuSO4= Cu + FeSO4
2Na + 2HCl = 2NaCl + H2
HCl + NaOH = NaCl + H2O
H2SO4 + 2LiOH = Li2SO4 + 2H2O
AgNO3 + HCl = AgCl + HNO3
На странице приведен фрагмент.
Автор: Вакуленко Н.А., Бобырева С.В.
→ Sv8517 02.04.2012 1 6813 949 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.