Особенности взаимоотношения в системе тренер-спортсмен
Содержание.
Введение…………………………………………………………………………………... 3
Глава 1. Особенности психологии взаимоотношения между тренером испортсменом………………………………………………………………………………4
1. 1Модель личности тренера…………………………………………………………….4
1. 2Тренер и спортсмен как главные участники межпредметной связи спорта и психологии. ……………………………………………………………………………….7
1. 3Предстартовое состояние спортсмена и пути управление им со стороны тренера. ………………………………………………………………………………………………7
Глава 2. Изучение особенностей межличностного взаимодействия а процессе воспитании спортсменов………………………………………………………………….. 9
2. 1 Особенности межличностного взаимодействия в спортивном коллективе…………………………………………………………………………….……..9
Заключение…………………………………………………………………………………..11
Использованная литература……………………………………………………………..….12
Приложение………………………………………………………………………………….13
Введение
На международном форуме «Молодежь – Наука - Олимпизм», проходившем в дни Всемирных юношеских игр в Москве, было сказано немало слов о принципе «Фейр – плей», о необходимости утверждение в современном спорте гуманных, добрых взаимоотношений. Эта проблема весьма актуальна, так как нередко приходится видеть, как тренеры, особенно работающие с детьми, то и дело кричат на них, почему – то полагая, что таким способом помогаю процессу обучения.
А ведь есть работы, в частности Л. Н. Рогалевой, показавшие, что при авторитарном стиле руководства рост спортивных результатов идет хуже, чем там, где преобладает демократический подход к обучающимся. Следовательно, тренеры, исповедующие авторитаризм, не знают, что мешают себе, делу, когда кричат или как – то «давят» на своих учеников. Авторитарный стиль руководства, как единственно эффективный способ управление людьми, обществом, государством, сформировался за годы советской власти. Тем не менее, и в последние годы, несмотря на то, что социальная структура общества во многом изменилась и сейчас казалась, бы нет больших причин жить в атмосфере прежнего страха, все еще немало сторонников авторитарного руководства подчиненными, полагающих, что именно страх – основная сила в процессе управления людьми. К сожалению, такой вариант взаимоотношений начинается и в спорте высших достижений.
Глава 1. Особенности психологии взаимоотношения между тренером и спортсменом.
1. 1. Модель личности тренера.
В спорте тренер, безусловно, самый главный наставник, причем для юного спортсмена он является еще и ориентиром в становление личности. В нашей стране тренеру кроме прямых профессиональных обязанностей приходится выполнять функции селекционера, менеджера, администратора и естественно, психолога.
В случае с психологией существуют дополнительные «подводные камни». Это, во-первых, незаметность проблемы для неопытного глаза до возникновения кризиса, когда спортсмен вдруг становится неуправляемым, не слушает никого, замкнувшись на собственных переживаниях. Во-вторых, базовые знания по психологии, которые получены в ИФК или из популярной литературы, нередко создают иллюзию о способности разрешить любую психологическую проблему, а неграмотное применение психотехники может привести к негативным последствиям. Сказанное, конечно, не относится к тем людям, кто серьезно пытается понять и разобраться в механизме работы психики и способах воздействия на нее. Ведь большинство спортивных психологов – это спортсмены или тренеры, которые глубоко знают и спорт, и психологию.
Общая классификация тренеров начинается с разделение их на две основные группы – тренеров личных и тренеров сборных команд.
Первая группа – наиболее многочисленная и делится на следующие категории:
-Тренеры, ведущие своих воспитанников от начала спортивного пути и до уровня высшего мастерства. Отлаженный в их школах «конвейер» регулярно и на протяжение длительного периода времени «выдает» одаренных спортсменов, составляющих как бы «полуфабрикат» для сборных команд различных рангов, хотя при этом вполне вероятен и отсев. Тренеры этой категории являют собой лучшую часть группы личных тренеров;
- Тренеры, для которых подготовка выдающегося спортсмена – чаще эпизод в его творческой биографии, во много зависящий от везение и удачи при наборе учеников. Воспитанники таких тренеров, как правило, предоставляют собой законченный «продукт» обучения, и потому специалисты этой многочисленной категории – основные «поставщики» сборных команд;
· Тренеры, работающие с детьми, подростками, юношами, юниорами (реже со взрослыми) на начальных этапах многолетней подготовки, а затем передающие своих учеников более опытным или именитым коллегам. Они составляют незаменимое звено тренировочного «конвейера», во многом обеспечивающие успех работы специалистов двух предыдущих категорий;
· «тренеры - ювелиры», принимающие эстафету от личных тренеров предыдущих категорий (чаще всего - третьей) и доводящей спортсменов до престижных результатов и знаний. Их чаще других привлекают к работе с учениками в сборных командах – на централизованных сборах и в период ответственных соревнований. Они представляют собой своего рода «живой мост» между тренерами личных и тренерами сборных команд.
Эти последствия составляют вторую группу, более узкую по численности и состоящую из трех категорий.
Первая категория – главный тренер. В большинстве случаев это организаторы тренировочного процесса, в целом осуществляющие контроль за работой привлеченных личных тренеров, а также тренеров двух нижеследующих категорий. Сложность этого контроля заключается в том, что в ряде дисциплин сборные команды представляют собой конгломераты спортсменов совершенно различных специальностей (например, легкая атлетика, пулевая стрельба, фигурное катание и т. п.), а эффективность работы обуславливается многообразием «узкоспециальных» тренировочных направлений и средств.
Вторая категория – тренеры по подготовке отдельных групп членов сборной команд. Это могут быть между собой родственные легко – атлетические дисциплины (прыжки, метания и т. п.), весовые категории у бойцов или боксеров (легкие, средние, тяжелые), близкие по техническим характеристикам группы оружия в стрельбе (винтовка, пистолет). К этой же категории следует отнести старших тренеров мужских и женских команд, проходящих подготовку на объединенных сборах.
Третья категория – «узкие» специалисты, обеспечивающие техническую, тактическую, физическую, теоретическую и иные виды подготовки спортсменов. Интенсивность и частота привлечения тренеров категории к практике подготовки соборных команд различных видов спорта неодинакова, но в ряде случаев они постоянно участвуют в тренировочном процессе (скажем, хореографы в фигурном катание, акробаты и хореографы в гимнастике и т. п.).
Модель личности тренера – решающий фактор в определение принадлежности специалиста к той или иной категории, его функций и перспектив работе в клубе, школе или другой спортивной структуре. Модель личности – это обобщенный образ, совокупностей должностных и общественных обязанностей, профессиональных и деловых качеств, а также социально – психических свойств.
При создание следует учитывать:
· Идейные, нравственные и волевые свойства специалиста;
· его профессиональные качества, уровень спортивного мастерства и педагогической зрелости;
· особенности его взаимоотношений с воспитанниками, коллегами, представителями администрации, организаторами соревнований, спортивными судьями и прочими лицами, вовлеченными в сферу профессиональной деятельности.
Содержание работы характеризуется деятельностью тренера, раскрывающей перечень знаний и навыков, необходимых в процессе подготовки спортсменов. Эта модель служит основанием при конструировании учебных дисциплин и разработке содержания учебных программ подготовки и переподготовки тренеров.
Изучение многолетней практики работы позволило выявить и сформулировать 20 профессиональных функции, владение которыми необходимо спортивным наставникам.
К очень важным были охарактеризованы семь функций, или разделов работы (нумерация их по «местам», занятым в результате опроса):
1. управление технико-тактической подготовкой спортсменов.
2. Повышение личного профессионально – культурного уровня.
3. Организация воспитательной работе в коллективе.
4. Планирования процесса подготовки спортсменов.
5. Управление волевой подготовкой спортсменов.
6. Контроль за ходом тренировочного процесса и состоянием спортсменов.
7. Управление физической подготовкой спортсменов.
8. Управление соревновательной деятельностью спортсменов.
Десять функций, или разделов, работы вошли согласно, опросу в разряд важны:
9. Проведение спортивного отбора.
10. Организация воспитательных процедур.
11. Управление теоретической подготовкой спортсменов.
12. Организация тренировочных сборов.
13. Решения организационных вопросов подготовки.
14. Оказание медицинской помощи при болезнях и травмах.
15. Организация и проведение соревнований.
16. Контроль за общеобразовательной учебой спортсменов.
17. Учет работы и составление отчетности.
18. Участие в научно - методической работе.
И наконец, менее важными (второстепенными) были признаны такие разделы работы:
19. Участие в судействе соревнований.
20. Подготовка тренеров общественников и судей.
Анализируя степень эффективности работы тренеров клубов, спортшкол и сборных команд разных уровней, мы пришли к выводу, что сложившаяся в результате опроса «иерархия тренерских функций» вполне согласуется с теоретической моделью прогнозирование спортивных достижений и потому может быть рекомендована как вспомогательный материал при планировании профессиональной деятельности тренера.
1. 2. Тренер и спортсмен как главные участники межпредметной связи спорта и психологии.
Организация спортивной жизни еще очень далеко от совершенства, да и суть спорта такова, что совершенства здесь достичь просто невозможно. Сколько талантов, не выдерживает этих непривычных, а часто неестественных с гигиенической и психогигиенической точки зрения условий, меняли характер и направления свой деятельности.
Талантливый тренер наделен даром самомотивации на пути самовыражения. Одной из особенностей выдающейся личности вообще является некоторая непредсказуемость поведения. Иногда это частицы, элементы гениальности, которые всегда находятся за границами стандартных путей, путей так сказать, предписания, методики способствует сохранению существующего порядка, но никак не открывает новые пути в науке, искусстве, спорте. «Выбросы» в поведение супер классного тренера всегда шокируют окружающих. И каких только негативных эпитетов не сыплется в его адрес, особенно за глаза. Случается, что далеко не всегда правила хорошего тона или даже просто элементарный такт сопровождают его поведении. Да и истина вовсе необязательно окажется на его стороне. Известно, что умение видеть главное среди сотен проблем и задач составляет основу деловой прогрессивной личности. По другим исследованиям, успеха достигает человек, умеющий ладить с людьми. Но выдающийся тренер и эти заповеди выполняет по своему, даже в них рефлекс «антиординара» оказывается сильнее каких – либо закономерностей. В этом главном тренер наводит порядок, а потом ломает его, наводит порядок и опять все перестраивает. Тренер – творец уверен в себе, в своих возможностях, но он должен быть уверен и в реальности своих максималистских устремлений.
Соревнование – это главное в спорте. Но все, же это экзамен, контроль, так сказать, измеритель подготовки спортсмена. Соревнование, будучи яркими, броскими, зрелищными, рекламными, затмевают собой неизмеримо более длительный путь подготовки к ним, путь не просто продолжительный, но часто тяжелый, монотонный, а нередко даже изнуряющий и угнетающий.
1. 3. Предстартовое состояние спортсмена и пути управление им со стороны тренера.
Предстартовое состояние – рефлекторная эмоциональная реакция, наступающая у спортсмена перед ответственным стартом. В физических условиях она характеризуется усилением и мобилизацией всех функций организме.
Виды предстартовых состояний: боевая готовность, стартовая лихорадка, стартовая апатия и болезненные (патологические) состояния.
Оптимальный уровень предстартового возбуждение называется состоянием боевой готовности. В этом периоде могут наблюдаться нарушение сна, некоторое учащение ЧСС, умеренное повышение АД, нарушение основного обмена, содержание адреналина и сахара в крови, укорочение скрытого периода двигательной реакции и т. д.
Перевозбуждение нервной системы может смениться тормозными процессами – стартовой апатией.
Стартовая апатия в большинстве случаев приводит к снижению спортивных результатов, но это не является основанием для обвинения спортсмена в трусости и слабости морально – волевой подготовки.
Для этого чтобы спортсмен вышел на старт в состояние боевой готовности, проводится широкий комплекс индивидуальных профилактических мероприятий. Психическая готовность к соревнование не может рассматриваться изолированно, независимо от многолетнего спортивного совершенствование.
Этапы предстартовой подготовки имеют следующие условную схему:
1. Перспективная подготовка;
2. Непосредственная подготовка к конкретным соревнованием;
3. Стартовая подготовка;
4. Подготовка в процессе участия в соревнованиях;
5. После соревновательная (восстановительная) терапия.
Перспективная подготовка тесно взаимосвязана с рациональным построением всей многолетней системы обучение и спортивного совершенствования. При рациональном планировании нагрузок с учетом здоровья, типа нервной системы, функционального состояния, индивидуальных особенностей и т. д. удается постепенно создать морфофункциональный облик спортсмена, приближающийся по представлению тренера к идеальному.
В периоде настройки применяется специфическая для каждого вида спорта упражнение – это основная часть психологической и технической разминки.
Один из основных методов управление предстартовым состоянием – профилактика выраженных эмоциональных мероприятий.
Психотерапия включает в себя психотерапевтическое убеждение и внушение в бодрствующие состояние, самовнушение и психомышечная тренировка (ПМТ). Гипнотическое внушение применяется только специалистами для лечения определенных заболеваний.
Психомышечная тренировка – новый вариант совершенствование методов самовнушение: аутогенной и психорегулирующей тренировки (ПРТ).
Применяется как одно из средств восстановления; метод регулирование предстартового состояния и уровня эмоционального возбуждения; достижение и сохранение оптимального боевого состояния; способ погружение в дозированный сон и т. д. Для освоения ПМТ при ежедневных занятиях (по 5-6 мин) 2-3 раза в день потребуется примерно 2-3 недели (рекомендации по практическому освоению техники ПМТ приведены в приложении).
При овладение ПМТ необходимо выработать умение: произвольно расслаблять различные группы мышц; вызывать необходимое ощущение (расслабления, тепла, неподвижности и т. п.) без психического напряжения; фиксировать внимание на определенных отделах своего тела; прибегать к самовнушению в условиях сниженного уровня бодрствования.
Глава 2. Теоретический и практический анализ особенностей межличностного взаимодействия в процессе воспитании спортсменов.
2. 1 Особенности межличностного взаимодействия в спортивном коллективе.
В процессе формализованных совместных действиях благодаря личным контактам и общению делового характера постепенно возникают контакты и связи, окрашенные эмоциями, симпатиями, взаимным интересам друг к другу, т. е. возникают не формальные отношения.
Возникновение и формирование межличностных отношений в спортивных коллективах происходят в соответствие с общими закономерностями формальных организаций и проходят сложный, но всегда однонаправленный путь, который можно разбить на несколько этапов:
1. Возникновение потребности в ее сознание
2. Превращение потребности в ее стойкий интерес к той или тиной деятельности удовлетворять возникшую потребность
3. Сравнение и оценка своих возможностей, способностей с требованием той деятельности, в которой надлежит принять участие для удовлетворения потребностей
4. Формирование мотива поведения, направленного на поиск деятельности, способной удовлетворять возникшую потребность
5. Установление контактов и связей с тренером и спортсменами в процессе деятельности; возникновение формальных взаимоотношений, способствующих удовлетворению потребности.
Взаимоотношения в спортивной группе делится на отношения между спортсменами (горизонтальный уровень) и отношение спортсменов с тренером (вертикальный уровень). Каждый из этих видов взаимоотношений может, в свою очередь, делиться на формальные и неформальные. Формальная структура отношений в команде создается и в процессе учебно-тренировочного и соревновательной деятельности благодаря приказам, распоряжениям, указаниям вышестоящих организаций и требованиями тренера, регламентирующим процесс взаимодействия и взаимоотношения членов команды в этой деятельности. Предполагается, что строгое соблюдение правил и инструкций членами команды гарантирует им удовлетворения их личных потребностей, потребностей тренера и вышестоящих организаций.
Формальные отношения в этих системах «спортсмен-спортсмен» и «спортсмен-тренер» заранее «запрограммированы» и обусловлены требованием деятельности, подчинены ее задачам, и «сценарий», по которому они должны развиваться, для каждого вида спорта, в общем-то, известны. Значительно труднее предугадать, как в этих системах будут складываться отношения неформальной сфере, так как развитие их происходит спонтанно, на основе нерегулируемых симпатий и антипатий, предпочтений, совместных интересов и увлечений. Доля некоторых тренеров, особенно начинающих, неформальный отношения нередко представляются значительные трудности, обусловлены самим характером деятельности тренера, в которой он занимает двойственную позицию: с одной стороны, он руководитель, лицо, определяющие и планирующие действия коллектива; с другой стороны – он равноправный член данного коллектива. Тренер должен обладать многими нравственными и педагогическими качествами, чтобы сохранить субординацию, своевременно пресечь по отношению к себе проявления панибратства и фамильярности. Строгость и сохранение дисциплины в отношениях не должны способствовать изоляции тренера от группы, создавать образ человека недоступного, без чувств и эмоций, спортсмена, умение понять своего ученика и оказать ему помощь словом или делом, справедливость и последовательность в требованиях – вот тот далеко не полный перечень личностных качеств тренера, которые формируют у спортсменов чувство уважения к нему.
Установление правильных взаимоотношений в системе «тренера-спортсмена» - дело исключительно сложное и тонкое, граничащее с искусством, где многое зависит от личностных качеств, самого тренера, так и его учеников. Корме этого, взаимоотношения подвержены влиянию объективных факторов (возраст, пол, уровень спортивного мастерства) и субъективных (уровень культурного и интеллектуального развития тренера и спортсменов, стиль руководства, психологическая совместимость и идентичность системы ценностей и мировоззрения и т. д.).
Заключение.
Каждый вид спорта для успешных выступлений требует определенного состояние физических и психических качеств и сегодня, когда физическая подготовленность спортсменов находится на очень низком уровне, решающим фактором для победы в соревновании становится психологическая готовность. Помочь найти будущих чемпионов, определить предпосылки развития необходимых психических качеств – это задача психологического отбора и спортивной профориентации.
Подготовка спортсменов осуществляется по различным направлением, но порой недостаток воли или неумение управлять своими эмоциями может свести к нулю результаты многолетних тренировок. При регулярной психодиагностике и активном участии психолога в тренировочном процессе становится возможным учет индивидуальных особенностей спортсмена, формирование и развитие необходимых для победы качеств и умений.
В большом спорте нередко выдающийся спортсмен является обладателем уникальных способностей, на проявление которых основывается вся его соревновательная деятельность или тактика команды. Своевременно определить особенности деятельности и разработать для каждого занимающегося индивидуальный план развития способностей, стратегию предсоревновательного и соревновательного поведения – это тоже область деятельности тренера и спортивного психолога.
В профессиональной карьере любого спортсмена бывают кризисные периоды, которые могут быть вызваны самыми различными причинами: неудачей в соревнованиях, переходом в другой клуб, обстоятельства личной жизни и другими. Тренер может помочь спортсмену разобраться в проблемах и найти такой выход из ситуации, который придаст силы для новых спортивных достижений.
Использованная литература:
1. Алексеев А. В. Факторы добра в спорте // Теория и практика физической культуры. N 10. 1998
2. Волков И. Спортивная психология. Хрестоматия (Серия «хрестоматия по психологии»). СПб: Питер 2002, 384с.
3. Вяткин Л. Г., Кармаев А. А., Капичникова О. Б. Механизм реализации личностно-ориентированного образовательного процесса: Монография Балашов: Изд-во БГПИ 1999, 100с.
4. Газман О. С. и др. Новые ценности образования: содержание гуманистического образования. Вып. 2. -М: Ин-т пед. Иннов. РАО « Инноватор» 1995, 103с.
5. Давыдов В. В. теория развивающего обучения. - М: ИНТОР 1996, 544с
6. Закон РФ «Об образование» 2-е издание – М: Изд-во «ось-89» 2002, 48с.
7. Киселева Е. В. Совершенствование воспитательной работы с юными спортсменами на основе учета социально – психологических особенностей спортивных групп. Автореферат канд. дис. – М 1994, 24с
8. Киселева Е. В. Формирования субъект - объективных отношений в воспитание спортсменов // Теория и практика физической культуры. № 2. 2005
9. Коломейцев Ю. А. взаимоотношения в спортивной команде. – М: Физкультура и спорт 1984, 128с.
10. Краевский В. В. Общие основы педагогики: учебник для студентов высших учебных заведений – М: Изд-во центр «Академия» 2003, 256с.
Приложение
Практические занятие по психомышечной тренировке (ПМТ).
Освоение ПМТ начинается в одной из изобарных поз.
Спортсмен удобно располагается в положение сидя или лежа:
1. В положении сидя принимается поза «кучера» (туловище мягко сгорблено, голова наклонена вперед, подбородок касается груди, руки полусогнуты в локтевых суставах, кисти спокойно лежат на бедрах, нижние конечности согнуты и слегка разведены в коленных суставах).
2. В положении лежа – спортсмену подкладывают под голову подушку или свернутый тренировочный костюм, сумку; верхние конечности не должны соприкасаться с туловище и нижними конечностями. Руки необходимо слегка согнуть в локтевых суставах (уменьшается тонус мышц- антагонистов) и развернуть ладони в низ.
В первую очередь вырабатываются умение расслабить мышцы верхних конечностей. Для этого на не глубокий вдохе следует напрячь мышцы верхней конечности и сжать в кулак пальцы (вполсилы). После 2-3 с задержки дыхания мышцы быстро расслабляются, и следует спокойный выдох, на фоне которого мысленно произносятся слова (…расслабляются…). В момент напряжения и расслабления внимание удерживается ни избранном объекте.
Только после уверенности в том, что мышцы действительно расслаблены, переходят к дальнейшему обучению ПМТ.
Следующим этапом является освоения ощущения тепла в верхних конечностях. Выполняется легкий вдох и на замедленном, спокойном дыхание произносятся окончание формулы «теплеют». На протяжение дальнейших занятий постепенно отпадает необходимость в мышечных напряжениях и задержки дыхания. Появляется возможность самоуправления расслаблением и согреванием верхних конечностей.
Далее последовательно спортсмен овладевает процессом и расслабления и вызывания ощущение тепла в нижних конечностях, затем в мышцы туловища, в области таза, шеи, мышц лица. В результате учебы формируется блок всех изученных формул ПМТ:
1. Я расслабляюсь и успокаиваюсь.
2. Мои руки расслабляются и теплеют.
3. Мои руки полностью расслабленные, теплые, неподвижные.
4. Мои ноги расслабляются и теплеют.
5. Мои ноги полностью расслаблены, теплое, неподвижное.
6. Мое туловище расслабляется и теплеет.
7. Мое туловище полностью расслабленное, теплое, неподвижное.
8. Моя шея расслабляется и теплеет.
9. Моя шея полностью расслабленная, теплая, неподвижная.
10. Мое лицо расслабляется и теплеет.
11. Мое лицо полностью расслабленное, теплое, неподвижное.
Каждую четную (начальную) формулу (2,4,6,8,10) рекомендуется выполнять 2-4 раза подряд (спокойно, не торопясь, не напрягаясь, а сосредоточившись на каждом объекте). Занятие полезно проводить несколько раз в день (по 5-6 мин). Нечетные (окончательные) формулы (3,5,7,9,11) изучаются только после полного освоения ощущений расслабления и тепла.
В последующем количество повторений сокращается, а затем и опускается начальные (четные) формулы.
Занятие завершают следующие формулы:
12. Состояние глубокого покоя (повторять не менее 2 раз с перерывом 10-30 сек).
13. Весь мой организм отдыхает (повторять не менее 2 раз с перерывом в 10-30 сек).
14. Я отдохнул (ла) и успокоился (лась).
15. Самочувствие хорошие.
Восстановительный сон-отдых используется как в процессе тренировок, так и в процессе условия соревнований. Для самовнушение сна после 12-й фазы «Состояние глубокого покоя» следует новый блок формул:
1. Появляется сонливость.
2. Сонливость усиливается.
3. Становится все глубже и глубже.
4. Приятно тяжелеют веки
5. Приятно темнеет в глазах.
6. Все больше и больше.
7. Наступает сон.. сон…Приятный сон…сон… Глубокий сон…сон…сон.
Для активизации после отдыха и сна используют также и другие блоки формул.
|