Статья "Адаптивная физическая культура в школе для детей с ОВЗ в условиях ФГОС"
Адаптивная физическая культура в школе для детей с ОВЗ в условиях ФГОС.
Особенности организации адаптивной физической культуры для детей с ОВЗ.
1. Понятие адаптивная физическая культура
Адаптивная физическая культура (АФК) — это проект физиологического обучения, который призван удовлетворить личные двигательные, а кроме того, эмоциональные потребности людей с ограниченными возможностями здоровья и помочь им справиться с трудностями, сопряженными с инвалидностью.
Часто занятия адаптивной физической культурой для детей с ОВЗ носят характер восстановления, нахождения утраченной связи с миром. АФК включает необходимые психологические инструменты для восстановления связи с социумом.
Начиная с 2021 года существенно обновилась нормативно-правовая база общего образования: появились ФГОС третьего поколения, федеральные образовательные программы и федеральные адаптированные образовательные программы. Изменения коснулись и работы с детьми с ОВЗ в школе.
В соответствии с последними изменениями ФГОС на всех уровнях общего образования — начального (1–4-е классы), основного (5–9-е классы) и среднего (10–11-е классы) — в учебном плане предмет «Физическая культура» заменен предметом «Адаптивная физическая культура» (АФК) для всех категорий детей с ОВЗ (Приказ Министерства просвещения РФ от 12.08.2022 № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования»).
Таким образом, учитель физкультуры в каждой школе должен проводить уроки адаптивной физкультуры.
Согласно ФАОП НОО и ФАОП ООО адаптивная физическая культура играет важную роль в общем, физическом, личностном, а также речевом развитии обучающихся ОВЗ. Дисциплина содержит значительный образовательно-реабилитационный и коррекционный потенциал, благодаря чему создается возможность преодоления имеющихся у обучающихся вторичных нарушений.
Реализация содержания данного курса в образовательно-коррекционном процессе обеспечивает:
1. формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека, физического развития;
2. формирование умения следить за своим физическим состоянием, образовательные программы и федеральные адаптированные образовательные программы. Изменения коснулись и работы с детьми с ОВЗ в школе.
В соответствии с последними изменениями ФГОС на всех уровнях общего образования — начального (1–4-е классы), основного (5–9-е классы) и среднего (10–11-е классы) — в учебном плане предмет «Физическая культура» заменен предметом «Адаптивная физическая культура» (АФК) для всех категорий детей с ОВЗ (Приказ Министерства просвещения РФ от 12.08.2022 № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования»).
Таким образом, учитель физкультуры в каждой школе должен проводить уроки адаптивной физкультуры.
Согласно ФАОП НОО и ФАОП ООО адаптивная физическая культура играет важную роль в общем, физическом, личностном, а также речевом развитии обучающихся ОВЗ. Дисциплина содержит значительный образовательно-реабилитационный и коррекционный потенциал, благодаря чему создается возможность преодоления имеющихся у обучающихся вторичных нарушений.
Реализация содержания данного курса в образовательно-коррекционном процессе обеспечивает:
1. формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека, физического развития;
2. формирование умения следить за своим физическим состоянием,
осанкой;
3. понимание простых инструкций в ходе игр и при выполнении физических упражнений;
4. овладение в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями доступными видами физкультурно-спортивной деятельности.
2.Задачи адаптивной физической культуры
• восстановить и сформировать мышечную деятельность, двигательные навыки;
• сформировать дополнительные навыки — туристические, плавание, спортивные игры и др.;
• освободить от эмоциональных барьеров и опасений, обеспечить эмоциональный комфорт, развить познавательные навыки;
• укрепить и сохранить здоровье учеников.
Грамотное использование педагогических и методологических инструментов позволит школьному учителю АФК обеспечить эффективную работу с детьми с ОВЗ.
3.Виды адаптивной физической культуры
Исходя из потребностей детей с ОВЗ, можно выделить следующие виды адаптивной физической культуры.
Адаптивное физическое воспитание (образование) - вид адаптивной физической культуры, удовлетворяющий потребности ребенка с отклонениями в состоянии здоровья в его подготовке к жизни, бытовой и трудовой деятельности; в формировании положительного отношения к адаптивной физической культуре. В процессе занятий адаптивным физическим воспитанием у детей с ОВЗ формируется комплекс специальных знаний, двигательных умений и навыков; развиваются физические и психические качества; повышаются функциональные возможности организма; развиваются оставшиеся в наличии телесно-двигательные характеристики. Основная цель адаптивного физического воспитания состоит в формировании у занимающихся осознанного отношения к своим силам и уверенности в них; готовности к выполнению физических нагрузок и потребности в систематических занятиях физическими упражнениями. В адаптивном физическом воспитании, которое необходимо начинать с момента рождения ребенка или обнаружения патологии, первостепенное внимание уделяется задачам коррекции основного дефекта, сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений, выработке компенсаторных механизмов осуществления жизнедеятельности и профилактической работе. Здесь огромное значение приобретают межпредметные связи, когда осуществляется освоение двигательных действий и понятий, происходит умственное, нравственное, эстетическое, трудовое воспитание. Важен этот компонент адаптивной физической культуры и в случае приобретенной патологии или инвалидности, когда ребенку приходится заново обучаться важным умениям и навыкам (ходьбе на протезах, пространственной ориентации в случае потери зрения и т. п.).
Адаптивный спорт - вид адаптивной физической культуры, удовлетворяющий потребности личности в самоактуализации, реализации и сопоставлении своих способностей со способностями других людей; потребности в коммуникативной деятельности и в социализации. При многих заболеваниях адаптивной спорт является единственной возможностью удовлетворения одной из главных потребностей ребенка - самоактуализации, так как другие виды деятельности оказываются недоступными. Вследствие этого цель адаптивного спорта заключается в формировании спортивной культуры ребенка с ОВЗ, приобщении его к общественно-историческому опыту данной сферы, освоении мобилизационных, технологических, интеллектуальных ценностей физической культуры
Адаптивная двигательная рекреация - вид адаптивной физической культуры, позволяющий удовлетворить потребности ребенка с ОВЗ в состоянии здоровья (включая инвалида) в отдыхе, развлечении, интересном проведении досуга, смене вида деятельности. Содержание адаптивной двигательной рекреации направлено на поддержание и восстановление физических сил, затраченных инвалидом во время деятельности (труд, учеба, спорт), на профилактику утомления, развлечение, интересное проведение досуга, на оздоровление с удовольствием. Наибольший эффект от адаптивной двигательной рекреации следует ожидать при ее дополнении оздоровительными технологиями профилактической медицины. В случае приобретенной инвалидности или тяжелого заболевания адаптивная двигательная рекреация может стать первым этапом преодоления стресса и приобщения к адаптивной физической культуре. Л. П. Матвеев (1983) данный вид физической культуры называет фоновым, дополнительно включая в него гигиеническую физическую культуру.
Адаптивная физическая реабилитация - вид адаптивной физической культуры, удовлетворяющий потребность ребенка с ОВЗ в лечении, восстановлении у него временно утраченных функций, помимо тех, которые стали причиной его патологии. Цель адаптивной физической реабилитации заключается в формировании адекватных психических реакций ребенка с ОВЗ на заболевание, ориентации на использование естественных средств, стимулирующих скорейшее восстановление организма.
Креативные (художественно-музыкальные) телесно-ориентированные практики АФК – вид адаптивной физической культуры, удовлетворяющий потребность ребенка с ОВЗ (включая инвалида) в творческом саморазвитии, самовыражении через движение, музыку, образ и другие средства искусства.
Творческий аспект присутствует во всех видах адаптивной физической культуры, но здесь он является главной целью. В креативных телесно-ориентированных практиках единение духовного и телесного начал ребенка с ОВЗ является обязательным атрибутом деятельности, без которого она не может существовать. Фрагменты, элементы и хорошо оформленные системы креативных телесно-ориентированных практик используются в сказкотерапии, игротерапии, ритмопластике, пластической гимнастике, ментального тренинга, в лечебной релаксационной пластике, в психогимнастике и др.
4.Комплектование медицинских групп обучающихся для занятий физической культурой.
Согласно Письму Минобрнауки России от 30.05.2012 N МД-583/19 "О методических рекомендациях "Медико-педагогический контроль за организацией занятий физической культурой обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья" комплектование медицинских групп обучающихся для занятий физической культурой происходит следующим образом:
Медицинские группы обучающихся для занятий физической культурой.
Для занятий физической культурой обучающиеся распределяются на 4 медицинские группы: основная, подготовительная, специальная "А" (оздоровительная) и специальная "Б" (реабилитационная).
Комплектование медицинских групп осуществляется на основании заключения о состоянии здоровья, оценки функциональных возможностей организма (по типу реакции кардио-респираторной системы на дозированную физическую нагрузку) и уровня физической подготовленности обучающегося.
Заключение о состоянии здоровья по результатам профилактических врачебных осмотров заносится в медицинскую карту ребенка и включает диагноз (основное и сопутствующие заболевания), оценку физического и нервно-психического развития, резистентности организма, а также рекомендации по физическому воспитанию.
К основной медицинской группе для занятий физической культурой относят обучающихся без отклонений или с незначительными отклонениями в состоянии здоровья, благоприятным типом реакции кардио-респираторной системы на дозированную физическую нагрузку, соответствующим возрасту и полу.
К подготовительной медицинской группе для занятий физической культурой относят обучающихся:
без отклонений или с незначительными отклонениями в состоянии здоровья, благоприятным типом кардио-респираторной системы на дозированную физическую нагрузку и уровнем ФП, не соответствующим возрасту и полу;
- с незначительными отклонениями в состоянии здоровья, удовлетворительным или неблагоприятным типом реакции кардио-респираторной системы на дозированную физическую нагрузку;
- часто болеющих (3 и более раз в год);
- реконвалесцентов из основной медицинской группы после перенесенных заболеваний, травм и окончания сроков освобождения от занятий физической культурой на период, определяемый индивидуально медицинским учреждением.
К специальной медицинской группе "А" (оздоровительной группе) для занятий физической культурой относят обучающихся с выраженными отклонениями в состоянии здоровья функционального и органического генеза в стадии компенсации.
К специальной медицинской группе "Б" (реабилитационной группе) для занятий физической культурой относят обучающихся с выраженными отклонениями в состоянии здоровья в стадии субкомпенсации.
Комплектование медицинских групп обучающихся для занятий физической культурой проводится врачом-педиатром. Врачами-специалистами учитывается не только нозологическая форма заболевания, но и стадия болезни, степень выраженности нарушений функций организма и вероятность развития осложнений.
Для уточнения диагноза обучающегося следует направлять на дополнительное медицинское обследование. В затруднительных случаях при назначении медицинской группы для занятий физической культурой необходима консультация специалистов врачебно-физкультурного диспансера.
Обучающиеся, не прошедшие медицинское обследование, к занятиям физической культурой не допускаются.
Медицинская группа для занятий физической культурой каждого обучающегося вносится в "Листок здоровья" классного журнала. Второй экземпляр "Листка здоровья" должен быть передан преподавателю физической культурой.
Литература:
1. Адаптивная физическая культура в комплексной реабилитации и социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс]: учебное пособие / Т. В. Андрюхина [и др.]; под общ. ред. Т. В. Андрюхиной. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2019. 158 с
2. Организация занятий по адаптивной физической культуре в условиях общеобразовательной организации: Учеб.-метод. пос. / Автсост.: Кихтенко Л.Ф. (введение; раздел 1.2); Небытова Л.А. (глава 2), Скорик Е.А. (раздел 1.1). – Ставрополь: СКИРО ПК и ПРО. –2020. – С.76.
3. Письмо Минобрнауки России от 30.05.2012 N МД-583/19 "О методических рекомендациях "Медико-педагогический контроль за организацией занятий физической культурой обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья"
На странице приведен фрагмент.
Автор: Алексеева Татьяна Фейзерохмановна
→ al987tat![]() ![]() ![]() ![]() |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.