Статья "Применение современных комплексов упражнений на уроках физической культуры"
ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ КОМПЛЕКСОВ УПРАЖНЕНИЙ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Современное образование акцентирует внимание на развитии когнитивных, коммуникативных и индивидуальных качеств учеников в условиях постоянно изменяющейся учебной среды. При этом процесс обучения характеризуется высокой умственной нагрузкой и большим объемом информации, требуя адаптации к интенсивному усвоению знаний в короткие сроки из-за роста информационного потока. Это влияет на физический и психологический статус детей, подчеркивая необходимость применения передовых образовательных стратегий и обновление системы физического воспитания. Цель этих изменений — стимулировать школьников к самостоятельной активной деятельности в спорте и обучении, а также улучшить их психоэмоциональное состояние, снижая стресс, накопленный за день.
Прогрессивное развитие образовательной сферы вызывает необходимость в создании новых обучающих техник, которые были бы обоснованы на актуальных дидактических стратегиях и адаптированы к характеристикам физической культуры в роли учебной дисциплины. В процессе разработки передовых методов обучения необходимо учитывать многообразие аспектов образовательно-педагогической деятельности: здоровьесберегающие и воспитательные цели, индивидуальные и групповые подходы, стандартные, проектные и инновационные методы работы, а также основные, дополнительные и альтернативные спортивные дисциплины.
Разрозненные изменения, затрагивающие лишь отдельные аспекты образовательного процесса, вряд ли окажут значительное влияние, так как ключ к успеху лежит в глобальных образовательных инновациях, охватывающих весь спектр воспитательной работы. Центральный постулат при создании новаторских подходов заключается в их адресованности на широкий круг исследуемых областей, включающих физическое воспитание, психофизическое здоровье, работоспособность и выносливость, освещение спортивных интересов и мотиваций, уровень специализированных знаний в области физкультуры и здоровья, а также на общий жизненный уклад.
К классическим методикам на уроках физической культуры относятся здоровьесберегающие технологии, которые включают следующие аспекты [3]:
-
адаптация уровня физических упражнений в соответствии с состоянием здоровья и физической подготовленностью учеников;
-
применение целенаправленных комплексов упражнений для предотвращения и коррекции зрительной функции и осанки;
-
использование техники, сочетающей этапы отдыха и активной работы во время уроков;
-
строгое регулирование вентиляции и поддержание оптимального температурного режима в спортивном зале;
-
осуществление инспекций и мониторинг составляющих спортивных принадлежностей и оборудования, организация оперативного восстановления и обновления;
-
организация надзора за наличием и состоянием спортивной обуви и формы;
-
проведение систематической влажной очистки помещения спортивного зала.
Тем не менее, классические методики проведения уроков физического воспитания часто не включают в себя достаточный учёт индивидуальных особенностей учащихся, что критически важно для поддержания и укрепления здоровья молодежи [4]. В качестве альтернативы традиционным подходам предлагаются инновационные, нестандартные способы организации физкультурных занятий, включающие следующие виды спортивной активности:
1. Йога. Эта древняя дисциплина включает методы, улучшающие физическое состояние через включение асан, способствующих расслаблению и повышению уровня подвижности тела, а также улучшающих циркуляцию крови и дыхательные практики для повышения фокусировки ума. Упражнения йоги эффективно развивают силу и гибкость, а также помогают достигнуть психоэмоционального спокойствия. Йога может сочетаться с другими видами активности и подходит для людей, находящихся на специальном медицинском контроле.
2. Скандинавская ходьба. Это эффективная форма аэробной активности, включающая в себя использование специализированных техник перемещения и набор упражнений, осуществляемых с помощью треккинговых палок. Этот метод активно задействует до 90% мышечных групп, повышает общий тонус мышц, уменьшает нагрузку на позвоночник и суставы, улучшает функционирование дыхательной и сердечно-сосудистой системы, развивает координацию и баланс тела, а также способствует коррекции осанки. Благодаря универсальности, скандинавская ходьба доступна для людей разных возрастов и уровней физической подготовки, и её можно практиковать в различных локациях.
3. Стретчинг включает упражнения на растяжку, основаны они на статическом растягивании мышечных волокон и связочного аппарата. Такое воздействие помогает корректировать и предупреждать дефекты осанки. Регулярное выполнение растяжек улучшает гибкость суставов, эластичность мышц и стимулирует кровообращение.
4.Степ-аэробика. Это разновидность аэробной фитнес-программы, где упражнения выполняются на специальной платформе — степере, акцентируя нагрузку преимущественно на нижние конечности, минимизируя при этом нагрузку на позвоночник. Такие уроки, часто структурированные как ритмичные, танцевальные комбинации, полезны для профилактики заболеваний суставов таких, как артрит, остеопороз и реабилитации после травм коленей и поддержания ментального здоровья.
5. Пилатес. В эту систему физической тренировки входят упражнения, которые направлены на увеличение гибкости тела, коррекцию фигуры, улучшение осанки, укрепление мышечного корсета и развитие координационных способностей.
Интеграция различных передовых методик в области физического воспитания значительно повышает эффективность физической подготовки и укрепляет здоровье студентов, одновременно стимулируя их интерес к регулярным занятиям спортом [6].
Вопреки значимости интеграции передовых подходов в физкультурное образование и педагогическую деятельность, на деле учителя часто не подготовлены к адаптации современных технологий. Эта проблема связана с рядом причин [7]:
-
присутствие в образовательной сфере устойчивого мнения о том, что высокий уровень предметных знаний и стремление качественно преподавать информацию учащимся являются достаточными для эффективного обучения;
-
отказ педагогов от коррекции или модификации традиционных методик обучения, обусловленный убежденностью в своей квалификации;
-
пониженный интерес педагогов к участию в образовательных программах повышения квалификации.
Успешное интегрирование новейших обучающих приемов в физическое воспитание требует высокой степени следующих аспектов педагогической квалификации [8]:
1.Тренерский. Заключается в способности продемонстрировать стабильное и изменчивое техническое мастерство в конкретном виде спорта и выполнении сложных двигательных задач.
2.Рефлексивно-педагогический. Основан на умении анализировать современные методики и достижения в области физкультуры для успешного решения текущих образовательных задач в учебных заведениях.
3.Рекреационно-творческий. Включает умение организовать творческую рекреационную деятельность, учитывая возрастные особенности, пол и индивидуальные характеристики учеников.
Эффективная реализация новаторских подходов в обучении физической культуре предполагает не только применение передовых технологий, но также и повышение квалификации учителей. Для достижения этой цели необходимо обеспечить преподавателям доступ к современным образовательным ресурсам и методам, что подчеркивает значимость инноваций на различных стадиях образовательного процесса.
Для улучшения качества обучения в области физической культуры критически важно внедрять передовые образовательные технологии. Расширение объема инновационной работы в учебных заведениях, привлечение большего числа студентов к использованию современных технических средств, создание оптимальной инфраструктуры для экспериментального использования новшеств в методах физического воспитания, сохранение здоровья и организации свободного времени, интеграцией этических норм в спорт и его соединение с культурными аспектами, помогают в развитии умственных способностей школьников в процессе самостоятельной деятельности на уроках физической культуры, что способствует повышению его эффективности и результативности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
-
Анащенкова С.В., Бойкина М.В., Виноградская Л.А., Матвеев А.П. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. – М.: Просвещение, 2019.
-
В.С. Родиченко «Твой олимпийский учебник «Физкультура и спорт» 2018.
-
Зорина О.В. Формирование готовности будущих учителей физической культуры к инновационной деятельности // Мир науки, культуры, образования. – 2019. – № 3 (76). – С. 35-37.
-
Колодницкий Г.А. Кузнецов В.С. «Физическая культура. 8 класс: Планирование и организация занятий», Дрофа, 2019.
-
Кочиева Э.Р., Чибирова А.Х. Роль инновационных технологий в повышении качества физкультурного образования студентов // Балтийский гуманитарный журнал. – 2019. – Т. 8, № 4 (29). – С. 94-96.
-
Нескреба Т.А., Михайлюк С.И. Инновации в профессиональной деятельности учителя физической культуры // Наука и школа. – 2018. – №– С. 97-102.
-
Нуцалов Н.М. Методы и новые технологии, подготовки студентов в вузе по физической культуре / Н.М. Нуцалов, А.Е. Задиряка, Г.А. Маргарян, А.А. Абдулаев // Современное педагогическое образование. – 2018. – № 3. – С. 26-32.
-
Полянская Н.В., Копылов Ю.А «Система физического воспитания в образовательных учреждениях. Методические рекомендации» — Мнемозина, 2018.
-
С.П. Казачкова, М.С. Умнова Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности. М.: Планета, 2018г.
-
Федеральный государственный образовательный стандарт начального и общего образования/М — во образования и науки Рос. Федерации.- М.: Просвещение, 2019.
-
Фирсин С.А., Реутина Т.В., Фирсина П.С. Использование инновационных форм и методов современного гуманистического воспитания студентов на занятиях физической культурой и спортом // Учёные записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2018. – № 3 (157). – С. 296-298.
На странице приведен фрагмент.
|
Автор: Хрисанфова Евгения Евгеньевна
→ Публикатор |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.