Конспект урока физической культуры "Технические действия игры баскетбол: передачи мяча"; 5 класс
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Луганской Народной Республики
«Старобельская средняя школа №4»
Методическая разработка урока Предмет: физическая культура
Выполнил: Рыбалко Тарас Юрьевич
учитель по физической культуре
Г.Старобельск 2025
Класс: 5 класс
Место урока (по тематическому планированию ПРП): Раздел «Подвижные и спортивные игры. Баскетбол».
Тема урока: «Технические действия игры баскетбол: передачи мяча»
Уровень изучения: Базовый
Тип урока: урок комплексного применения знаний
Планируемые результаты (по ПРП): ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
формирование нравственно-этических норм поведения и правил межличностного общения во время подвижных игр и спортивных соревнований, выполнения совместных учебных заданий;
проявление уважительного отношения к соперникам во время соревновательной деятельности, стремление оказывать первую помощь при травмах и ушибах;
стремление к формированию культуры здоровья, соблюдению правил здорового образа жизни;
повышенный интерес к изучению естественного физического развития и физической подготовки, занятий физической культурой и спортом по их показателям.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
познавательные УУД:
обобщать знания, полученные в практической деятельности, соблюдать правила поведения на уроках физической культуры.
коммуникативные УУД:
активно участвовать в обсуждении учебных дисциплин, анализе выполнения физических упражнений и технических дисциплин из осваиваемых видов спорта;
взаимодействовать с учителем и обучающимися, воспроизводить ранее изученный материал и отвечать на вопросы в процессе учебного диалога;
регулятивные УУД:
- контролировать выполнение физических упражнений, корректировать их на основе сравнения с заданными образцами;
взаимодействовать со сверстниками в процессе учебной и игровой деятельности, контролировать соответствие выполнения игровых действий по правилам подвижных игр;
выполнять указания учителя, проявлять активность и самостоятельность при выполнении учебных заданий;
оценивать свои успехи в занятиях физической культурой, проявлять стремление к развитию физических качеств
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
выполнять освоенные технические действия спортивных игр баскетбол в условиях игровой деятельности;
выполнять упражнения на развитие физических качеств, демонстрировать приросты в их показателях.
Цель урока: Создание условий для совершенствования умения выполнять передачи в баскетболе и их применения в игровых и соревновательных условиях.
Задачи урока:
Образовательные:
Совершенствовать умение выполнять передачи 2мя руками от груди, 2мя руками сверху.
Создать условия для применения изученных передач в игровых и соревновательных условиях.
Познакомить с правилами подвижной игры с элементами баскетбола «Борьба за мяч».
Способствовать формированию математической грамотности.
Развивать ловкость, быстроту, силу, координацию движений.
Развивающие:
Развивать логическое мышление, умственные способности, внимательность.
Способствовать развитию критического мышления.
Развить физические и морально – волевые качества (целеустремленности, настойчивость в преодолении трудностей, волю).
Развивать способность взаимодействовать в команде, сообща решать поставленные задачи.
Воспитательные: Воспитывать дисциплинированность, аккуратность, бережное отношение к имуществу, а также чувство дружбы, товарищества, взаимопомощи, самостоятельность.
Технологии на уроке:
проблемного обучения: усвоение учебного материала через самостоятельную поисковую деятельность;
здоровьесберегающая: использование дозированных физических нагрузок, чередование интенсивности и релаксации в обучении; чередование разнонаправленных по воздействию на мышечные группы физических упражнений, дифференцированный подход к детям с разным уровнем здоровья и физической подготовленности;
системно – деятельностный подход: формирование УУД через активное сотрудничество и участие в учебном процессе;
развития критического мышления: посредством интерактивного включения обучающихся в образовательный процесс;
личностно – ориентированный подход: формирование знаний в области физической культуры через осмысление учебного материала с опорой на личный опыт учеников; выполнение физических упражнения в соответствии с индивидуальным уровнем двигательной подготовленности;
технология игрового обучения
Оборудование и инвентарь: баскетбольные мячи, фишки, манишки цветные, секундомер
Дидактический материал: бонусные фишки (12 красных, 12 желтых, 12 синих), картинки с изображением передач, конверты для заработанных бонусов, наградные грамоты
Технологическая карта урока
|
Этапы урока |
Задания для учащихся, выполнение которых приведут к достижению запланированного результата |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Планируемые результаты |
|
Вводно – подготовительная часть урока, 15 мин |
||||
|
1.Организацион- ный момент. Самоопределени е к деятельности 1 мин |
Прием «Необычное начало»: необычное начало урока усиливает мотивы удивления, любознательности. При входе в зал, дети берут разноцветные манишки и встают к фишкам того же цвета в шеренгу. «Здравствуйте, ребята! Сегодня вас приглашает в гости великий город Баскетвилль! Как вы думаете, чем больше всего на свете любят заниматься жители этого города? (играть в баскетбол). |
Организует раздачу бонусных фишек, распределение детей на команды и построение команд в шеренгу. Проверяет готовность к уроку. Создает эмоциональный настрой к изучению материала, мотивирует на дальнейшее обучение при помощи игрового сюжета. Задает наводящие вопросы и подводит к осознанию темы урока. |
Берут бонусные фишки при входе в зал, занимают места в шеренге в соответствии с цветом выбранного бонуса. Демонстрируют готовность к уроку. Эмоционально настраиваются на дальнейшую деятельность на уроке. Внимательно слушают, отвечают на вопросы, принимают игровой сюжет и понимают тему урока. |
Взаимодействовать с учителем и обучающимися, воспроизводить ранее изученный материал и отвечать на вопросы в процессе учебного диалога (К); обобщать знания, полученные в практической деятельности (П); выполнять указания учителя, проявлять активность и самостоятельность при выполнении учебных заданий (Р); |
|
2. Мотивирование на учебную деятельность. 2 мин |
Прием: «Наводящие вопросы». Как вы знаете, баскетбол – это командная игра. Скажите, какая отличительная черта присуща любой командной игре? (команда состоит из игроков, которые взаимодействуют друг с другом, сообща добиваются поставленной цели. Сплоченность, командный дух). Как вы думаете, способность работать в команде нужна человеку только чтобы играть и соревноваться? (эта способность нужна каждому человеку в жизни, чтобы быть успешным). Жители Баскетвилля именно такие: дружные, сплоченные, активные! И они |
Задает наводящие вопросы для активизации мыслительной деятельности, применения жизненного опыта для решения проблемы. Подводит к пониманию того, что умение работать в команде помогает в жизни добиваться успеха. При помощи игрового сюжета мотивирует на дальнейшую соревновательную и игровую деятельность, командную работу. |
Слушают вопросы, актуализируют свой жизненный опыт для определения отличительной черты игры баскетбол. Осмысливают игровой сюжет, определяют личный мотив дальнейшей деятельности |
Интерес к обучению и познанию, любознательность, готовность и способность к самообразованию, исследовательской деятельности, к осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем (Л); выполнять указания учителя, проявлять активность и самостоятельность |
|
|
хотят принять вас в свою дружную команду! Но для этого вам нужно пройти спортивные испытания, которые они для вас подготовили и показать, какие вы дружные, и как умеете взаимодействовать в команде! |
|
|
при выполнении учебных заданий (Р). |
|
3. Актуализация знаний. Целеполагание. Цель: осознание смысла учебной задачи, ее значимости, внутренняя мотивация на активную деятельностную позицию. 3 мин |
Прием «Подводящий диалог» «Ребята, при помощи какого технического действия в баскетболе осуществляется взаимодействие игроков в команде? (при помощи передач). Давайте вспомним название передач, которые вы уже разучили». Учитель показывает картинки с изображением способов передач – дети называют передачи: 2мя руками от груди; 2мя руками сверху; Правильно, при помощи передач игроки в команде взаимодействуют друг с другом. Чтобы взаимодействие получилось успешным, чтобы передача достигла цели какая она должна быть? (точная и быстрая). И чтобы показать жителям Баскетвилля, как вы умеете работать в команде, что мы должны сегодня (использует слова-подсказки) Повторить … технику передач в баскетболе; Для чего их нужно повторить? Основное предназначение передач какое? Чтобы применять их… в игре и соревнованиях. Для вас жители Баскетвилля подготовили спортивные состязания в виде отдельных |
Актуализирует знания учащихся при помощи подводящего диалога о способах передач. Организует формулирование детьми задач урока при помощи слов- подсказок. Описание игрового сюжета и условий игры способствует осознанию смысла учебной задачи, мотивирует на ее выполнение, создает эмоциональный настрой и желание соревноваться. |
Активно участвуют в диалоге, слушают, отвечают на вопросы. Формулируют цель урока, осознают смысл учебной задачи, принимают ее, эмоционально настраиваются на ее решение. Приветствуют друг друга и демонстрируют готовность соревноваться. |
активно участвовать в обсуждении учебных заданий (К); формирование нравственно-этических норм поведения и правил межличностного общения во время подвижных игр и спортивных соревнований, выполнения совместных учебных заданий (Л); обобщать знания, полученные в практической деятельности (П); выполнять указания учителя, проявлять активность и самостоятельность при выполнении учебных заданий (Р); взаимодействовать со сверстниками в процессе учебной и игровой деятельности (Р). |
|
|
испытаний. В каждом испытании у вас будет возможность заработать определенное количество баскетов (показать). Их цвет указывает на количество очков: красный баскет дается за 1 место в испытании и стоит 30 очков; желтый баскет дается за 2 место в испытании и стоит 20 очков; за 3 место дается голубой баскет, который стоит 10 очков. В конце состязания мы подсчитаем очки, заработанные командой, и определим победителя и призеров соревнований. Давайте поприветствуем команды, которые будут бороться сегодня за победу! Команда Красный мяч (красные манишки), команда Желтый мяч (в желтых манишках) и команда Белый мяч (в белых майках). Но прежде чем приступить к состязанию, мы должны размяться. |
|
|
|
|
4. Разминка с мячами, 6 мин |
Фронтальный метод. П/И «Муравейник с мячами». Дети перемещаются с мячами в руках по залу в рассыпную и по сигналу выполняют разные упражнения. Нельзя: сталкиваться, падать на пол. Упражнения: хлопать по мячу всей ладонью с широко расставленными пальцами; подбрасывать мяч, 2 раза хлопать в ладоши и ловить мяч; подбрасывать мяч, хлопать в ладоши впереди, за спиной и ловить мяч; переводить мяч с руки на руку вокруг корпуса вправо и влево; катить мяч по полу правой, левой рукой; |
Организует выполнение разминки. Объясняет правила игры и технику безопасности. Делает методические указания во время выполнения упражнений, следит за соблюдением техники безопасности. Следит за интенсивностью выполнения упражнений, за проявлением признаков утомления у слабо подготовленных учеников. Следит за соблюдением дисциплины. |
Слушают указания учителя, понимают задачи игры. Соблюдают технику безопасности. Следуют методическим указаниям, слушают названия упражнений, смотрят показ и выполняют упражнения. Осуществляют самоконтроль при выполнении упражнений. |
Готовность к разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, освоение и выполнение физических упражнений (Л); необходимость соблюдения правил безопасности при занятиях физической культурой и спортом (Л); контролировать выполнение физических |
|
|
присесть и вести мяч на месте левой (правой) рукой; легкий бег (шаг) и ведение мяча правой (левой) рукой. |
|
|
упражнений, корректировать их на основе сравнения с заданными образцами (Р). |
|
Осуществление учебных действий по освоению нового материала. 1 испытание – 4 мин
2 испытание – 4 минуты |
В рамках деятельностного подхода выполняется самостоятельная работа в командах. Технология проблемного обучения. Прием «Проблемная ситуация». Соревновательные технологии. Каждое испытание состоит из 2х этапов: тренировка и соревнование. 1 испытание: передачи 2мя руками от груди в стенку. Тренировка: самостоятельная работа с мячами, передачи в стенку. Проблемная ситуация: подберите оптимальное расстояние до стены и высоту передачи, чтобы мяч после отскока быстро возвращался точно вам в руки. Соревнование: выполнить максимальное количество передач от стены за 10 секунд. Соревнуются по одному человеку из каждой команды. Каждый игрок зарабатывает бонусы. 2 испытание: передачи 2мя руками сверху Тренировка: построение во встречные колонны на расстоянии 5-6 метров, выполнять передачи с места во встречную колонну. Проблемная ситуация: Представить, что перед вами стоит противник, с высоко поднятыми руками, готовый перехватить мяч. Вам нужно |
Организует построения, перестроения, самостоятельную работу в командах. При помощи проблемных ситуаций активизирует мыслительную деятельность, способствует развитию критического мышления: ставит двигательную задачу, нацеливает на ее осмысленное выполнение. Создает условия для развития способности анализировать собственную деятельность, сравнивать, оценивать ее результаты и делать выводы о целесообразном выполнении двигательной задачи. Создает условия для решения проблемной ситуации в процессе физкультурной деятельности. Организует соревнование между командами. Следит за соблюдением дисциплины, доброжелательной обстановкой в командах. Настраивает на проявление воли, решительности, стремления к победе. |
Внимательно слушают организационные указания учителя, следуют его распоряжениям. Работают в командах, взаимодействуют друг с другом, сообща выполняют поставленные задачи, сохраняют доброжелательную атмосферу в команде, помогают друг другу, проявляют активность и стремление к победе. Слушают проблемную ситуацию, размышляют, сравнивают разные способы выполнения упражнения, анализируют результат, делают выводы и решают проблемную ситуацию. Слушают методические указания. Осуществляют самоконтроль при |
готовность к разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, освоение и выполнение физических упражнений (Л); необходимость соблюдения правил безопасности при занятиях физической культурой и спортом (Л); активно участвовать в обсуждении учебных заданий, анализе выполнения физических упражнений и технических действий из осваиваемых видов спорта (К); выполнять указания учителя, проявлять активность и самостоятельность при выполнении учебных заданий (Р); контролировать выполнение физических упражнений, корректировать |
|
|
бросить мяч так, чтобы противнику не удалось его перехватить. Соревнование: выполнить 12 передач во встречных колоннах. Дети считают вслух, кто заканчивает – поднимает мяч вверх. За 1 место – красный баскет, 2 место – желтый, 3 – голубой баскет. |
Делает методические указания. Следит за интенсивностью выполнения упражнений, за проявлением признаков утомления у слабо подготовленных учеников. Следит за соблюдением техники безопасности, за правильным выполнением упражнений. результативности прыжка в длину в третьем упражнении. Делает методические указания. |
выполнении упражнений. Соблюдают технику безопасности |
их на основе сравнения с заданными образцами (Р); формирование нравственно-этических норм поведения и правил межличностного общения во время подвижных игр и спортивных соревнований, выполнения совместных учебных заданий (Л); необходимость соблюдения правил безопасности при занятиях физической культурой и спортом (Л); обобщать знания, полученные в практической деятельности (П); контролировать выполнение физических упражнений, корректировать их на основе сравнения с заданными образцами (Р); взаимодействовать со сверстниками в процессе учебной и игровой деятельности (Р). |
|
Применение знаний, в том числе в новых ситуациях, 10 мин |
Подвижная игра с элементами баскетбола «Борьба за мяч». Задача каждой команды выполнить между игроками 10 передач при противоборстве другой команды. Игра проводится по всему залу, с аутом. Правила: |
Объясняет правила игры, технику безопасности. Нацеливает на вдумчивое отношение к игровой задаче, на необходимость взаимодействовать в игре друг с другом, быть |
Внимательно слушают правила игры, задают вопросы, эмоционально настраиваются на игру. |
необходимость соблюдения правил безопасности при занятиях физической культурой и спортом (Л); |
|
|
с мячом в руках бегать нельзя; без мяча игрок может передвигаться по всему залу; вырывать мяч из рук игрока нельзя, только перехватывать летящий по воздуху или упавший на пол мяч; нельзя толкаться и бить по рукам. Все команды играют друг с другом 2 минуты. За победу в игре команда получает бонус 30 очков. За проигрыш- 10 очков. За ничью -20 очков. |
внимательными, применять в игре известные способы передач. Организует обсуждение действий игроков в процессе игры и результата, к которому эти действия привели. Проводит игру, делает методические указания во время игры, уточняет правила, следит за соблюдением техники безопасности и соблюдением правил игры. Определяет победителей. |
В процессе игры соблюдают правила и технику безопасности. Активно взаимодействуют в команде, проявляют стремление к победе, выдержку, командный дух. В процессе игры демонстрируют наблюдательность, способность оценивать анализировать игровую ситуацию, принимать решения для достижения положительного результата. |
проявлять интерес к работе товарищей, в доброжелательной форме комментировать и оценивать их достижения, высказывать свои предложения и пожелания, оказывать при необходимости помощь; продуктивно сотрудничать (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении задач выполнения физических упражнений, игровых заданий и игр на уроках (К) |
|
Заключительная часть, 5 минут |
||||
|
Диагностика, самодиагностика 3 минут |
«Ребята, вот и подошли к концу состязания, которые подготовили для вас жители Баскетвилля. Вы успешно прошли все испытания! Пришло время определить победителей состязаний. Возьмите конверты с заработанными бонусами и посчитайте общее количество заработанных очков (напоминает стоимость бонусов). Подумайте, как проще и быстрее это сделать? Сейчас команды смогут заработать еще по одному баскету». Дети самостоятельно подсчитывают очки и определяют победителя и призеров состязаний. Награждение команд грамотами. |
Задает проблемные вопросы. Стимулирует активность детей, обсуждение в команде результатов урока, подводя их к проведению самодиагностики результатов урока. Организует подведение итогов: подсчет заработанных бонусов. Создает условия для формирования математической грамотности. Способствует активизации мыслительной деятельности. |
Отвечают на вопросы. Проводят самоанализ своей деятельности на уроке, обсуждают результаты деятельности в команде. Осуществляют подсчет заработанных бонусов, при помощи наиболее удобного способа. Подводят итог соревнований, определяют победителя. |
Формировать умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности, способности конструктивно находить решение и действовать даже в ситуациях неуспеха (П); обобщать знания, полученные в практической деятельности (П); готовность к разнообразной совместной деятельности |
|
|
|
При помощи игрового сюжета и награждения стимулирует интерес к дальнейшей физкультурно – спортивной деятельности |
|
при выполнении учебных, познавательных задач, освоение и выполнение физических упражнений (Л); |
|
Подведение итогов, рефлексия 2 мин |
Рефлексия деятельности на уроке: прием «Согласен – не согласен». Учитель говорит предложения, ученики, если согласны, выполняют имитацию любой передачи. Если не согласны – приседают. Я умею выполнять передачи мяча от груди и сверху 2мя руками; Я успешно применял передачи в игре «Борьба за мяч»; Моя команда работала дружно и сплоченно (пожимают друг другу руки); Моя команда успешно справилась со всеми испытаниями (хлопают в ладоши). Ребята, жители Баскетвилля, и я очень рады, что теперь в их городе живут такие спортивные, дружные ребята! Вы – молодцы! Урок закончен! |
Организует рефлексию деятельности. Предлагает детям продолжить предложения. Создаёт условия для самоанализа детьми своего состояния, эмоций, настроения, освоения знаний. |
Выполняют анализ собственной деятельности, определяют результат своей работы на уроке. Анализируют свое эмоциональное состояние и демонстрируют свои впечатления от урока. |
Формирование нравственно-этических норм поведения и правил межличностного общения во время подвижных игр и спортивных соревнований, выполнения совместных учебных заданий (Л); обобщать знания, полученные в практической деятельности (П). |
На странице приведен фрагмент.
|
Автор: Рыбалко Тарас Юрьевич
→ marinalevchenko |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.