Конспект урока физической культуры "Технические действия игры баскетбол: передачи мяча"; 5 класс


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Луганской Народной Республики

«Старобельская средняя школа №4»








Методическая разработка урока Предмет: физическая культура







Выполнил: Рыбалко Тарас Юрьевич

учитель по физической культуре







Г.Старобельск 2025

Класс: 5 класс

Место урока (по тематическому планированию ПРП): Раздел «Подвижные и спортивные игры. Баскетбол».

Тема урока: «Технические действия игры баскетбол: передачи мяча»

Уровень изучения: Базовый

Тип урока: урок комплексного применения знаний


Планируемые результаты (по ПРП): ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • формирование нравственно-этических норм поведения и правил межличностного общения во время подвижных игр и спортивных соревнований, выполнения совместных учебных заданий;

  • проявление уважительного отношения к соперникам во время соревновательной деятельности, стремление оказывать первую помощь при травмах и ушибах;

  • стремление к формированию культуры здоровья, соблюдению правил здорового образа жизни;

  • повышенный интерес к изучению естественного физического развития и физической подготовки, занятий физической культурой и спортом по их показателям.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

познавательные УУД:

  • обобщать знания, полученные в практической деятельности, соблюдать правила поведения на уроках физической культуры.

коммуникативные УУД:

  • активно участвовать в обсуждении учебных дисциплин, анализе выполнения физических упражнений и технических дисциплин из осваиваемых видов спорта;

  • взаимодействовать с учителем и обучающимися, воспроизводить ранее изученный материал и отвечать на вопросы в процессе учебного диалога;

регулятивные УУД:

- контролировать выполнение физических упражнений, корректировать их на основе сравнения с заданными образцами;

  • взаимодействовать со сверстниками в процессе учебной и игровой деятельности, контролировать соответствие выполнения игровых действий по правилам подвижных игр;

  • выполнять указания учителя, проявлять активность и самостоятельность при выполнении учебных заданий;

  • оценивать свои успехи в занятиях физической культурой, проявлять стремление к развитию физических качеств

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • выполнять освоенные технические действия спортивных игр баскетбол в условиях игровой деятельности;

  • выполнять упражнения на развитие физических качеств, демонстрировать приросты в их показателях.


Цель урока: Создание условий для совершенствования умения выполнять передачи в баскетболе и их применения в игровых и соревновательных условиях.

Задачи урока:

Образовательные:

  1. Совершенствовать умение выполнять передачи 2мя руками от груди, 2мя руками сверху.

  2. Создать условия для применения изученных передач в игровых и соревновательных условиях.

  3. Познакомить с правилами подвижной игры с элементами баскетбола «Борьба за мяч».

  4. Способствовать формированию математической грамотности.

  5. Развивать ловкость, быстроту, силу, координацию движений.

Развивающие:

  1. Развивать логическое мышление, умственные способности, внимательность.

  2. Способствовать развитию критического мышления.

  3. Развить физические и морально волевые качества (целеустремленности, настойчивость в преодолении трудностей, волю).

  4. Развивать способность взаимодействовать в команде, сообща решать поставленные задачи.

Воспитательные: Воспитывать дисциплинированность, аккуратность, бережное отношение к имуществу, а также чувство дружбы, товарищества, взаимопомощи, самостоятельность.

Технологии на уроке:

    • проблемного обучения: усвоение учебного материала через самостоятельную поисковую деятельность;

    • здоровьесберегающая: использование дозированных физических нагрузок, чередование интенсивности и релаксации в обучении; чередование разнонаправленных по воздействию на мышечные группы физических упражнений, дифференцированный подход к детям с разным уровнем здоровья и физической подготовленности;

    • системно деятельностный подход: формирование УУД через активное сотрудничество и участие в учебном процессе;

    • развития критического мышления: посредством интерактивного включения обучающихся в образовательный процесс;

    • личностно – ориентированный подход: формирование знаний в области физической культуры через осмысление учебного материала с опорой на личный опыт учеников; выполнение физических упражнения в соответствии с индивидуальным уровнем двигательной подготовленности;

    • технология игрового обучения

Оборудование и инвентарь: баскетбольные мячи, фишки, манишки цветные, секундомер

Дидактический материал: бонусные фишки (12 красных, 12 желтых, 12 синих), картинки с изображением передач, конверты для заработанных бонусов, наградные грамоты


Технологическая карта урока

Этапы урока

Задания для учащихся, выполнение которых приведут к достижению

запланированного результата

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты

Вводно подготовительная часть урока, 15 мин

1.Организацион- ный момент.

Самоопределени е к деятельности 1 мин

Прием «Необычное начало»: необычное начало урока усиливает

мотивы удивления, любознательности. При входе в зал, дети берут разноцветные манишки и встают к фишкам того же цвета в шеренгу.

«Здравствуйте, ребята! Сегодня вас приглашает в гости великий город Баскетвилль! Как вы думаете, чем больше всего на свете любят заниматься жители этого города? (играть в баскетбол).

Организует раздачу

бонусных фишек, распределение детей на команды и построение команд в шеренгу. Проверяет готовность к уроку.

Создает эмоциональный настрой к изучению материала, мотивирует на дальнейшее обучение при помощи игрового сюжета.

Задает наводящие вопросы и подводит к осознанию темы урока.

Берут бонусные фишки при входе в зал, занимают места в шеренге в

соответствии с цветом выбранного бонуса. Демонстрируют готовность к уроку.

Эмоционально

настраиваются на дальнейшую

деятельность на уроке. Внимательно слушают, отвечают на вопросы, принимают игровой сюжет и понимают тему урока.

Взаимодействовать с

учителем и

обучающимися,

воспроизводить ранее изученный материал и отвечать на вопросы в процессе учебного диалога (К);

обобщать знания, полученные в

практической деятельности (П);

выполнять указания

учителя, проявлять активность и

самостоятельность

при выполнении учебных заданий (Р);

2.

Мотивирование на учебную деятельность.

2 мин

Прием: «Наводящие вопросы».

Как вы знаете, баскетбол – это командная игра. Скажите, какая отличительная черта присуща любой командной игре? (команда состоит из игроков, которые взаимодействуют друг с другом, сообща добиваются поставленной цели. Сплоченность, командный дух). Как вы думаете, способность работать в команде нужна человеку только чтобы играть и соревноваться? (эта способность нужна каждому человеку в жизни, чтобы быть успешным).

Жители Баскетвилля именно такие: дружные, сплоченные, активные! И они

Задает наводящие вопросы для активизации мыслительной деятельности, применения жизненного опыта для решения проблемы. Подводит к пониманию того, что умение работать в команде помогает в жизни добиваться успеха.

При помощи игрового сюжета мотивирует на дальнейшую

соревновательную и игровую деятельность, командную работу.

Слушают вопросы, актуализируют свой жизненный опыт для определения

отличительной черты игры баскетбол. Осмысливают игровой сюжет, определяют личный мотив дальнейшей

деятельности

Интерес к обучению и познанию,

любознательность, готовность и способность

к самообразованию, исследовательской деятельности, к осознанному выбору

направленности и уровня обучения в дальнейшем (Л);

выполнять указания

учителя, проявлять активность и

самостоятельность



хотят принять вас в свою дружную команду!

Но для этого вам нужно пройти спортивные испытания, которые они для вас подготовили и показать, какие вы дружные, и как умеете взаимодействовать

в команде!



при выполнении учебных заданий (Р).

3. Актуализация знаний. Целеполагание. Цель: осознание смысла учебной задачи, ее значимости, внутренняя мотивация на активную деятельностную позицию.

3 мин

Прием «Подводящий диалог»

«Ребята, при помощи какого технического действия в баскетболе осуществляется взаимодействие игроков в команде? (при помощи передач). Давайте вспомним название передач, которые вы уже разучили».

Учитель показывает картинки с изображением способов передач – дети называют передачи:

  • 2мя руками от груди;

  • 2мя руками сверху;

Правильно, при помощи передач игроки в команде взаимодействуют друг с другом. Чтобы взаимодействие получилось успешным, чтобы передача достигла цели какая она должна быть? (точная и быстрая).

И чтобы показать жителям Баскетвилля, как вы умеете работать в команде, что мы должны сегодня

(использует слова-подсказки)

Повторить … технику передач в баскетболе;

Для чего их нужно повторить?

Основное предназначение передач какое? Чтобы применять их… в игре и соревнованиях.

Для вас жители Баскетвилля подготовили спортивные состязания в виде отдельных

Актуализирует знания учащихся при помощи подводящего диалога о способах передач.

Организует формулирование детьми задач урока при помощи слов- подсказок.

Описание игрового сюжета и условий игры способствует осознанию смысла учебной задачи, мотивирует на ее выполнение, создает эмоциональный настрой и желание соревноваться.

Активно участвуют в диалоге, слушают, отвечают на вопросы. Формулируют цель урока, осознают смысл учебной задачи, принимают ее, эмоционально

настраиваются на ее решение.

Приветствуют друг друга и

демонстрируют готовность

соревноваться.

активно участвовать в обсуждении учебных заданий (К); формирование

нравственно-этических

норм поведения и правил межличностного общения во время подвижных игр и спортивных

соревнований,

выполнения совместных учебных заданий (Л);

обобщать знания, полученные в

практической деятельности (П); выполнять указания учителя, проявлять активность и

самостоятельность

при выполнении учебных заданий (Р);

взаимодействовать со сверстниками в процессе учебной и игровой деятельности (Р).



испытаний. В каждом испытании у вас будет возможность заработать определенное количество баскетов (показать). Их цвет указывает на количество очков: красный баскет дается за 1 место в испытании и стоит 30 очков; желтый баскет дается за 2 место в испытании и стоит 20 очков; за 3 место дается голубой баскет, который стоит 10 очков. В конце состязания мы подсчитаем очки, заработанные командой, и определим победителя и призеров соревнований.

Давайте поприветствуем команды, которые будут бороться сегодня за победу! Команда Красный мяч (красные манишки), команда Желтый мяч (в желтых манишках) и команда Белый мяч (в белых майках).

Но прежде чем приступить к состязанию, мы должны размяться.




4. Разминка с

мячами, 6 мин

Фронтальный метод.

П/И «Муравейник с мячами».

Дети перемещаются с мячами в руках по залу в рассыпную и по сигналу выполняют разные упражнения. Нельзя: сталкиваться, падать на пол.

Упражнения:

  • хлопать по мячу всей ладонью с широко расставленными пальцами;

  • подбрасывать мяч, 2 раза хлопать в ладоши и ловить мяч;

  • подбрасывать мяч, хлопать в ладоши впереди, за спиной и ловить мяч;

  • переводить мяч с руки на руку вокруг корпуса вправо и влево;

  • катить мяч по полу правой, левой рукой;

Организует выполнение разминки. Объясняет правила игры и технику безопасности. Делает методические

указания во время выполнения упражнений, следит за соблюдением техники безопасности. Следит за интенсивностью выполнения упражнений, за проявлением признаков утомления у слабо подготовленных учеников.

Следит за соблюдением дисциплины.

Слушают указания учителя, понимают задачи игры. Соблюдают технику безопасности.

Следуют

методическим

указаниям, слушают названия упражнений, смотрят показ и выполняют

упражнения. Осуществляют самоконтроль при выполнении

упражнений.

Готовность к

разнообразной совместной деятельности

при выполнении учебных, познавательных задач,

освоение и выполнение физических упражнений (Л);

необходимость

соблюдения правил безопасности при занятиях физической

культурой и спортом (Л); контролировать

выполнение физических



  • присесть и вести мяч на месте левой (правой) рукой;

  • легкий бег (шаг) и ведение мяча правой (левой) рукой.



упражнений,

корректировать

их на основе сравнения с заданными образцами (Р).

Основная часть урока, 25 мин

Осуществление учебных действий по освоению нового материала.

1 испытание 4 мин


















2 испытание 4 минуты

В рамках деятельностного подхода выполняется самостоятельная работа в командах. Технология проблемного обучения. Прием «Проблемная ситуация». Соревновательные технологии.

Каждое испытание состоит из этапов: тренировка и соревнование.

1 испытание: передачи 2мя руками от груди в стенку.

Тренировка: самостоятельная работа с мячами, передачи в стенку.

Проблемная ситуация: подберите оптимальное расстояние до стены и высоту передачи, чтобы мяч после

отскока быстро возвращался точно вам в руки.

Соревнование: выполнить

максимальное количество передач от стены за 10 секунд. Соревнуются по одному человеку из каждой команды. Каждый игрок зарабатывает бонусы. 2 испытание: передачи 2мя руками сверху

Тренировка: построение во встречные колонны на расстоянии 5-6 метров, выполнять передачи с места во

встречную колонну.

Проблемная ситуация:

Представить, что перед вами стоит

противник, с высоко поднятыми руками, готовый перехватить мяч. Вам нужно

Организует построения, перестроения,

самостоятельную работу в командах. При помощи проблемных ситуаций активизирует мыслительную деятельность, способствует развитию критического

мышления: ставит

двигательную задачу, нацеливает на ее осмысленное выполнение. Создает условия для развития способности анализировать собственную деятельность, сравнивать, оценивать ее результаты и делать выводы о целесообразном выполнении двигательной задачи.

Создает условия для решения проблемной ситуации в процессе физкультурной деятельности.

Организует соревнование между командами. Следит за соблюдением дисциплины, доброжелательной

обстановкой в командах. Настраивает на проявление воли, решительности, стремления к победе.

Внимательно слушают организационные

указания учителя,

следуют его распоряжениям.

Работают в командах, взаимодействуют друг с другом, сообща выполняют

поставленные задачи, сохраняют

доброжелательную атмосферу в команде, помогают друг другу, проявляют активность и стремление к победе. Слушают проблемную ситуацию,

размышляют,

сравнивают разные способы выполнения упражнения,

анализируют

результат, делают выводы и решают проблемную ситуацию.

Слушают

методические указания.

Осуществляют самоконтроль при

готовность к

разнообразной совместной деятельности

при выполнении учебных, познавательных задач, освоение и выполнение физических упражнений (Л);

необходимость

соблюдения правил безопасности при занятиях физической

культурой и спортом (Л); активно участвовать в обсуждении учебных

заданий, анализе выполнения

физических упражнений и технических действий из осваиваемых видов спорта (К);

выполнять указания

учителя, проявлять активность и

самостоятельность

при выполнении учебных заданий (Р); контролировать

выполнение физических упражнений,

корректировать



бросить мяч так, чтобы противнику не удалось его перехватить.

Соревнование: выполнить 12 передач во встречных колоннах. Дети считают вслух, кто заканчивает – поднимает мяч вверх.

За 1 место красный баскет, 2 место – желтый, 3 – голубой баскет.

Делает методические указания.

Следит за интенсивностью выполнения упражнений, за проявлением признаков утомления у слабо подготовленных учеников.

Следит за соблюдением техники безопасности, за правильным выполнением упражнений.

результативности прыжка в длину в третьем упражнении. Делает методические указания.

выполнении упражнений.

Соблюдают технику безопасности

их на основе сравнения с заданными образцами (Р); формирование

нравственно-этических

норм поведения и правил межличностного общения во время подвижных игр и спортивных соревнований, выполнения совместных учебных заданий (Л);

необходимость

соблюдения правил безопасности при занятиях физической

культурой и спортом (Л); обобщать знания, полученные в

практической деятельности (П); контролировать

выполнение физических упражнений,

корректировать

их на основе сравнения с заданными образцами (Р); взаимодействовать со сверстниками в процессе учебной и игровой деятельности (Р).

Применение знаний, в том числе в новых ситуациях,

10 мин

Подвижная игра с элементами баскетбола «Борьба за мяч».

Задача каждой команды выполнить между игроками 10 передач при

противоборстве другой команды. Игра проводится по всему залу, с аутом.

Правила:

Объясняет правила игры, технику безопасности. Нацеливает на вдумчивое отношение к игровой задаче, на необходимость взаимодействовать в игре

друг с другом, быть

Внимательно слушают правила игры, задают вопросы,

эмоционально

настраиваются на игру.

необходимость

соблюдения правил безопасности при занятиях физической

культурой и спортом (Л);



  • с мячом в руках бегать нельзя;

  • без мяча игрок может передвигаться по всему залу;

  • вырывать мяч из рук игрока нельзя, только перехватывать летящий по воздуху или упавший на пол мяч;

  • нельзя толкаться и бить по рукам. Все команды играют друг с другом 2 минуты. За победу в игре команда

получает бонус 30 очков. За проигрыш- 10 очков. За ничью -20 очков.

внимательными, применять в игре известные способы передач.

Организует обсуждение действий игроков в процессе игры и результата, к которому эти действия привели.

Проводит игру, делает методические указания во время игры, уточняет правила, следит за соблюдением техники безопасности и соблюдением правил игры.

Определяет победителей.

В процессе игры соблюдают правила и технику безопасности.

Активно

взаимодействуют в команде, проявляют стремление к победе, выдержку, командный дух.

В процессе игры демонстрируют

наблюдательность, способность

оценивать

анализировать игровую ситуацию, принимать решения для достижения положительного

результата.

проявлять интерес к работе товарищей, в

доброжелательной форме комментировать и

оценивать их достижения, высказывать свои

предложения

и пожелания, оказывать при необходимости помощь;

продуктивно сотрудничать (общение, взаимодействие) со сверстниками

при решении задач

выполнения физических упражнений, игровых заданий и игр

на уроках (К)

Заключительная часть, 5 минут

Диагностика, самодиагностика 3 минут

«Ребята, вот и подошли к концу состязания, которые подготовили для вас жители Баскетвилля. Вы успешно прошли все испытания! Пришло время определить победителей состязаний. Возьмите конверты с заработанными бонусами и посчитайте общее количество заработанных очков (напоминает стоимость бонусов). Подумайте, как проще и быстрее это сделать? Сейчас команды смогут заработать еще по одному баскету».

Дети самостоятельно подсчитывают очки и определяют победителя и призеров состязаний.

Награждение команд грамотами.

Задает проблемные вопросы. Стимулирует активность детей, обсуждение в команде результатов урока, подводя их к проведению самодиагностики результатов урока.

Организует подведение итогов: подсчет

заработанных бонусов. Создает условия для формирования

математической грамотности.

Способствует активизации мыслительной деятельности.

Отвечают на вопросы. Проводят самоанализ своей деятельности на уроке, обсуждают результаты

деятельности в команде.

Осуществляют

подсчет заработанных бонусов, при помощи наиболее удобного способа.

Подводят итог соревнований,

определяют победителя.

Формировать умение

понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности,

способности конструктивно находить решение и действовать даже в ситуациях неуспеха (П);

обобщать знания, полученные в

практической деятельности (П);

готовность к

разнообразной совместной деятельности




При помощи игрового сюжета и награждения стимулирует интерес к дальнейшей физкультурно

спортивной деятельности


при выполнении учебных, познавательных задач, освоение и выполнение физических упражнений

(Л);

Подведение итогов, рефлексия 2 мин

Рефлексия деятельности на уроке: прием «Согласен – не согласен».

Учитель говорит предложения, ученики, если согласны, выполняют имитацию любой передачи. Если не согласны – приседают.

  • Я умею выполнять передачи мяча от груди и сверху 2мя руками;

  • Я успешно применял передачи в игре

«Борьба за мяч»;

  • Моя команда работала дружно и сплоченно (пожимают друг другу руки);

  • Моя команда успешно справилась со всеми испытаниями (хлопают в ладоши).

Ребята, жители Баскетвилля, и я очень рады, что теперь в их городе живут такие спортивные, дружные ребята! Вы

молодцы! Урок закончен!

Организует рефлексию деятельности. Предлагает детям продолжить предложения. Создаёт условия для самоанализа детьми своего состояния, эмоций, настроения, освоения знаний.

Выполняют анализ собственной деятельности,

определяют результат своей работы на

уроке.

Анализируют свое эмоциональное

состояние и

демонстрируют свои впечатления от урока.

Формирование

нравственно-этических

норм поведения и правил межличностного общения во время подвижных игр и спортивных соревнований, выполнения совместных учебных заданий (Л);

обобщать знания, полученные в

практической деятельности (П).



Полный текст материала Конспект урока физической культуры "Технические действия игры баскетбол: передачи мяча"; 5 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Рыбалко Тарас Юрьевич  marinalevchenko
07.12.2025 0 20 1

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.