Статья "Твори, выдумывай, пробуй! Творческие проекты по технологии."
Автор: Леван Юрий Викентьевич
Место работы: МОУ «Кондратьевская СОШ» Муромцевского муниципального района Омской области
Должность: учитель технологии
Твори, выдумывай, пробуй!
Людям свойственно подводить итоги за определённый временной период. Вот и мы, оглянувшись назад, поняли, что три последних года для нашей школы были успешными. Четверо учащихся пять раз участвовали в региональном этапе Всероссийской олимпиады по технологии, результатом чего стали три победы и два призовых места. Значительную часть в подготовке к олимпиаде занимает выполнение творческого проекта. Вот некоторые комментарии к знаменательным для нас работам.
Первый творческий проект, который был представлен на региональном уровне, назывался «Табурет». Да, вот такое простое название, но при этом достойное оформление пояснительной записки, качественно изготовленное и декоративно оформленное изделие, уверенная защита проекта и в результате высокая оценка творческого проекта. Изделие предназначалось для театральных постановок школьного театра, хотя может найти своё место на кухне, на даче, в библиотеке и т.д. Табурет изготовлен из древесины сосны, хотя для этого может быть использована практически любая порода древесины (как хвойная, так и лиственная). Индивидуальность изделию придаёт не только оригинальная конструкция, но и художественная отделка, выполненная в технике контурной резьбы. В приложениях к проекту имеются чертежи и технологические карты, позволяющие любому желающему, обладающему навыками работы на токарном станке по дереву и ручной обработки древесины выполнить подобную работу. Декоративная отделка может не выполняться, либо быть выбрана автором. Высокая оценка проекта позволила Левану Антону, ученику 11 класса занять итоговое третье место в региональном этапе олимпиады 2009 года. Это был первый опыт участия в олимпиаде в г. Омске, который оказался удачным и обнадёживающим.
В 2010 году на региональный этап олимпиады по технологии в г. Омск поехали учащийся 10 класса Шувалов Владислав и ученик 11 класса Швецов Евгений. Получилось, что они являлись соперниками, так как итоги подводились среди учащихся 10-11 классов. Результаты третьего этапа олимпиады нас не только обрадовали, но и поразили: Шувалов – первый, Швецов – второй. И творческие проекты вновь внесли весомый вклад в итоговые результаты. Женя представлял на суд жюри два настенных светильника, выполненных из древесины берёзы, предназначенных для освещения небольшого кабинета в родной школе, решивших проблему освещения помещения. Это значит, что проект имел большую практическую значимость. Изготовить подобные светильники совсем несложно, особенно имея на руках разработанную техническую документацию. Владислав со своим проектом – «Осетром» затем представлял Омскую область в г. Армавире на заключительном этапе олимпиады. Оценки жюри за метровую деревянную скульптуру и на этот раз были достаточно высоки, хотя этого не хватило для общего успеха. К сожалению, Владиславу не удалось подняться на пьедестал, однако был приобретён опыт борьбы на самом ответственном старте.
Прошёл ещё один год, и на этот раз Муромцевский район на региональном этапе представляли Шувалов Владислав, ученик 11 класса МОУ «Кондратьевская СОШ» и Вдовин Иван, девятиклассник этой же школы. Первый – опытный боец, второй – добившийся права представлять район на высоком уровне, доказывая свою состоятельность победами на районных олимпиадах, начиная с 7 класса. Владислав выполнил очень интересный и сложный проект «Русские народные деревянные самозвучащие ударно-шумовые инструменты», вложив душу в каждое изделие (он изготовил 14 инструментов, которые прекрасно звучали в руках профессионалов-музыкантов и вызывали неподдельный интерес у детворы). Своей работой он внёс заметный вклад в дело сохранения народных культурных традиций. Как результат – высокая оценка жюри. Проект Ивана также не остался незамеченным и получил достойную оценку. Его работа имеет большое практическое значение для школы – обрамлённое в резную деревянную раму зеркало не только выполняет свою главную функцию, но и является частью интерьера, гармонично вписавшись в него. Орнамент, специально разработанный для данного зеркала, содержит изображение различных предметов, знаков, элементов, сопровождающих школьника от первого школьного звонка до выпускного бала. Лучший финал трудно было придумать – Шувалов Владислав и Вдовин Иван, ученики МОУ «Кондратьевская СОШ» - победители регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии 2011 года!
Вот такие пять проектов за три года. Попытавшись проанализировать перечисленные и ещё некоторые интересные проекты, я пришёл к выводу, что при выборе учеником темы творческого проекта следует придерживаться следующих принципов:
- актуальность проектной работы;
- заинтересованность учащегося в выполнении проекта именно по этой теме;
- проект должен раскрыть сильные стороны учащегося, его творческие способности;
- большое значение имеет оригинальность идеи;
- важна социальная и практическая значимость творческого проекта;
- доступность выполнения проекта учеником с учётом его возрастных, физических, интеллектуальных особенностей и способностей;
- соответствие материально-технической базы мастерской.
Выбор темы творческого проекта всякий раз происходит по-разному. Иногда мы с учащимся подолгу рассуждаем, какая тема будет выигрышной и порой на это уходит много времени. Есть и противоположные примеры. Например, случай с музыкальными инструментами. Идея пришла сразу после завершения предыдущей олимпиады, и без промедления начался новый цикл.
Поскольку оценка за творческий проект складывается из оценок за отдельные критерии, следует уделять внимание оформлению пояснительной записки, качеству изготовленного изделия, и конечно защите проекта (в текущем году именно на этот раздел отдано примерно половина от максимальной оценки за проект). Конечно, шансы на высокую оценку жюри имеет тот ребёнок, который сможет артистично, воодушевлённо доказывать, что его проект самый лучший. В общем, мелочей в этом деле нет.
Каждый раз, участвуя в олимпиадах по технологии, мы учимся у своих соперников, прислушиваемся к замечаниям жюри, а работа над новыми проектами начинается с анализа предыдущих и с изучения требований к творческим проектам.
Девиз, под которым мы работаем, звучит так: «Твори, выдумывай, пробуй!»
Приложение
Фотографии изделий
Рисунок 1. Табурет Рисунок 2. Настенный светильник
Автор: Леван Антон 11 кл. 2009 г. Автор: Швецов Евгений 11 кл. 2010 г.
Рисунок 3. Деревянная скульптура «Осётр»
Автор: Шувалов Владислав 10 кл. 2010 г.
Рисунок 4. Музыкальные инструменты
Автор: Шувалов Владислав 11 кл. 2011 г.
Рисунок 5. Зеркало в резной раме
Автор: Вдовин Иван 9 кл. 2011 г.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Леван Юрий Викентьевич
→ Юрий72 13.03.2011 11 10417 1727 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.