Влияние предмета «Технология» на рост мотивации учащихся, развитие креативных способностей.


Влияние предмета «Технология» на рост мотивации учащихся, развитие креативных способностей.

Психологи выделяют в развитии ребен­ка несколько возрастных периодов, каждый из которых характеризуется специфичес­кими особенностями внутренней пози­цией ребенка, его отношением к окружаю­щему и т.д. Учащиеся младшего школьного возраста (6/7-10 лет) активны и восприим­чивы. Большинство пятиклассников испы­тывают интерес к новым предметам, в ча­стности «Технологии», их легко вовлечь в процесс создания изделия. В подростко­вом возрасте (11/12-15 лет) часть детей теряет желание учиться, и в 6-8 классах учителю приходится прилагать много уси­лий, чтобы поддержать интерес к учебе. От учителей часто можно услышать, что нынешние школьники учатся без интереса, в лучшем случае выполняют задания «от и до». Опираясь на собственный опыт работы, уверенно могу сказать, что дети пассивны на уроках технологии тогда, когда урок, по их мнению, «неинтересный». Что же они вкла­дывают в это понятие?

Неинтересный урок технологии, по мне­нию пяти- и шестиклассников, это такой, когда «нужно долго слушать», «выполнять однообразное задание», «изготавливать ненужную или некрасивую вещь», на кото­ром «нет общения друг с другом».

Почему учащиеся любят уроки кулина­рии? Потому, что на них можно узнать мно­го «интересного и полезного», заниматься разнообразной деятельностью («то нареза­ешь, то украшаешь, то накрываешь на стол»), выполнять привлекательные зада­ния («учитель не заставляет»), работать в коллективе («нравится работать сообща, в одной команде»), получить быстрый ре­зультат («приготовленное блюдо можно съесть и оценить»), сразу же применить по­лученные знания и умения в жизни («в вы­ходные я приготовила завтрак, и родители меня похвалили»).

Таким образом, пассивность учащихся на уроках зачастую определяется не их инертностью, а низкой личной актуальнос­тью учебных заданий, или непривлекатель­ным внешним видом предлагаемого на уроке объекта труда, или сложной, не соот­ветствующей их учебным возможностям работой. Умение заинтересовать школьни­ков ( по моему мнению) одно из направлений педагогическо­го поиска как для молодого специалиста, так и для опытного профессионала.

Мне кажется что превратить «пассивных» детей в «актив­ных» можно, сформировав мотив к выпол­нению задания. Известно, что побудитель­ная причина основа любой деятельнос­ти. Нет мотива нет деятельности нет результата.

Для создания мотивации необходимо использовать не надуманную, а реальную для ученика актуальность и привлекатель­ность учебных заданий, повышение его личной ответственности (например, за счет включения в состав учебной группы) и даже то, что некоторые учащиеся из гордости не соглашаются с низкой, как они считают, оценкой их труда. При этом главное, на мой взгляд, увлеченность учащегося соб­ственной деятельностью, то есть процес­сом изготовления изделия. Ведь результат для пяти- и шестиклассников абстракт­ное понятие, а интерес должен появиться уже в начале деятельности.

Важная роль в активизации школьников принадлежит методу обучения в малых группах по технологии сотрудничества (Е.С.Полат), позволяющему учащимся по­мимо изучения программного материала общаться в процессе выполнения задания, приобретать навыки работы в команде, развивать ключевые компетенции и самос­тоятельность, сообща отвечать за резуль­тат.

Я на своих уроках стараюсь раз­работать ряд объектов труда, главной особенностью которых является простота изготовления, технологичность, яркое оформление и «интересность» детям. Данные объекты могут быть предложены для изготовления на уроках технологии учащимся 6-8 классов, имею­щим низкий уровень мотивации к обуче­нию, а также учащимся коррекционных классов. Более сложные изделия выполня­ются детьми с высокой мотивацией с ис­пользованием дополнительных часов

В течение учебного года я пытаюсь использовать технологию обучения в малых группах по методике со­трудничества на не­скольких уроках при изучении разных тем. Успешно проходят уроки по теме «Культура дома» , здесь и цветоведение и декорирование. Обяза­тельное условие в конце работы дать анализ выполненному варианту , без этого работа счи­тается незаконченной.

В молодежной среде вошли в моду ори­гинальные аксессуары и украшения, в том числе текстильная бижутерия, поэтому на уроках по композиции костюма я стараюсь затрагивать темы интересные молодёжи. Бижутерия помогает создать индивидуальный стиль в одежде, выделиться среди сверстников, сделать свой облик необычным и запоминающимся. Интересно, что традиции текстильных укра­шений уходят в далекое прошлое, когда де­вушки плели из цветных ниток головные по­вязки, ленты, подвески, шнуры, ткали пояса.

На моих уроках учащиеся могут изготовить не­сложное текстильное колье. Такая работа повысит интерес к предмету, разовьет фан­тазию, создаст на уроке атмосферу творче­ского поиска.

Для появления желания творить я всегда стараюсь подготовить почву, то есть готовлю такой объяснительный материал, что он просто не может не заинтересовать.

Одной из основных задач, которую я ставлю перед собой, применяя на уроках обучение в малых группах по технологии сотрудничества, является формирование таких ключевых компетенций школьника как сопряженность личных интересов с по­требностями мини-коллектива, способ­ность взять на себя ответственность за ре­шение.

В заключение необходимо отметить, что применение метода обучения в малых группах способствует собранности и эмо­циональному подъему учащихся, учит об­щаться друг с другом в процессе познава­тельной деятельности, активизирует их и в конечном счете повышает эффективность урока. При этом именно мотивация «учу потому, что мне интересно» стимулирует учащихся к началу деятельности, увлеченность процессом повторения в команде по­зволяет усваивать знания более качествен­но.

Конечно, применение вышеописанной технологии обучения требует от учителя более тщательной подготовки к урокам, но главное детям нравятся такие уроки, они стимулируют к творчеству и познанию нового.

Учитель технологии Галиева Е.А.

2008 г

3



Полный текст материала Влияние предмета «Технология» на рост мотивации учащихся, развитие креативных способностей. смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Елена Галиева  Lenochka
28.02.2009 0 5888 1751

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК