Статья "Куклы из текстиля"
ШКОЛА КУКОЛЬНОГО ДИЗАЙНА
Методическая разработка по теме «Куклы из текстиля»
Автор : Дышкант Елена Степановна ,
учитель технологии
высшей квалификационной категории,
МОУ СОШ № 30 г.Волжского
Волгоградской области.
Статья отнесена к разделу : внеклассная работа
2011 г.
ШКОЛА КУКОЛЬНОГО ДИЗАЙНА
Методическая разработка по теме «Куклы из текстиля»
Цель:.
Формирование художественной культуры школьников как части культуры духовной, приобщение детей к миру творчества, общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество.
Знакомство детей с историей куклы и новыми современными технологиями ее изготовления
Изготовление куклы в технике «скульптурного текстиля».
Задачи:
Приобщение учащихся к народному искусству и художественному творчеству.
Развитие творческих способностей и навыков работы с различными материалами, формирование практических навыков работы с различными материалами и инструментами, расширение диапазона чувств и зрительных представлений, фантазий, воображения.
Формирование “культуры творческой личности”, развитие в ребенке природных задатков, творческого потенциала, способностей, позволяющих самореализоваться в различных видах и формах художественно-творческой деятельности.
Воспитание интереса к декоративно-прикладному искусству, дизайну в разных формах.
Познакомить детей с основами кукольного дизайна .
Научить изготавливать текстильную куклу, используя, основные швы.
Куклы не умирают – в них
просто перестают играть.
В. Пелевин
«Кукла — одна из самых настоятельных потребностей и вместе с тем воплощение одного из самых очаровательных женских инстинктов у девочек… Маленькая девочка без куклы почти так же несчастна и точно так же немыслима, как женщина без детей», — совершенно справедливо писал когда-то Виктор Гюго.
Кукла — воплощение сокровенного мира детства, когда всё вокруг представляется живым, волшебным и обещающим чудо. Не потому ли на всю жизнь мы сохраняем к куклам особое, пусть даже не всегда осознанное отношение, рождённое исходящей от них неотразимой и порой пугающей, неизъяснимой, но действенной и притягательной магической силой. Может быть, дело в том, что в истории человечества кукла всегда играла таинственную и важную роль.
Но в наше время стало совершенно очевидно, что кукла уже давно перестала быть только предметом детской забавы. Одно из первых исторических упоминаний о кукле в качестве не совсем куклы связано с именем древнеегипетской царицы Клеопатры. Оказывается, у неё была целая кукольная коллекция, служившая для своей хозяйки чем-то вроде журнала мод: именно по эскизам кукольных нарядов царица заказывала облачения для особо торжественных церемоний. Посланниками моды служили куклы, начиная с XVII века, и во Франции: как могли парижские модницы поделиться последними достижениями в этой области с далёкими от столицы провинциалками? Конечно же, прислав в подарок разодетых по последнему писку моды кукол.
Считается, что первая художественная кукла в единственном экземпляре была создана во Франции в 1881 году знаменитым художником Эдгаром Дега. Это была восковая статуэтка , одетая в самое настоящее тканевое платье и представленная широкой публике на выставке в Париже. А целым веком ранее, ещё в 1672 году, в Англии была выпущена первая партия совсем неигрушечных кукол из папье-маше, тираж которой составил 12 экземпляров.
В Россию первые заграничные модницы с очаровательными восковыми личиками и необыкновенно пышными париками попадали из Англии, Франции и Германии. Это были очень дорогостоящие «безделицы» в натуральных шелках и кружевах тончайших
Современные художественные куклы могут быть выполнены из классического фарфора, современных пластиков и даже текстиля. Неповторимость уникальных кукол и высокий профессионализм авторов, определяет и цены: их уровень колеблется от 500 и до 15000 долларов (в исключительных случаях фиксировалась цена в 50000 долларов).
Другая часть художников, и таких большинство, выпускает свои куклы ограниченными тиражами Талантливый автор может также не творить куклу своими руками, а продать эскиз удачной идеи и интересного дизайна фирме-производителю, которая выпустит ограниченную партию авторских кукол .
Ни для кого не секрет, что очень многие буквально заболевают куклами, хотят научиться их делать. А вот есть ли к этому способности или нет, можно узнать, только попробовав сотворить куклу своими руками.
А с течением времени авторская кукла может «вырасти» и в антикварное произведение; или превратиться в семейную реликвию, стать историей одной конкретной семьи, где бережно хранится память о своих предках и проявляется интерес к вещам, которые их окружали.
Этому и посвящается эта статья.
Метод моего обучения заключается не в копировании кукол, которые делаю я, а в овладении техникой работы с тканью. Медленное, постепенное освоение приёмов работы с текстилем, начиная с решения элементарных задач, с последовательным их усложнением формируют ремесленнические навыки. В процессе приобретения знаний и умений начинает проявляться индивидуальность. Кто-то делает романтичных, хрупких, кукол, а кто-то неуклюжих и смешных. Текстиль - это такой чудесный материал, что по одной выкройке могут получиться совершенно разные формы.
Материалы и инструменты:
• ножницы, наперсток, плоскогубцы
• иголки, длинная игла
• нитки,
• мел,
• ткань (белый трикотаж),
• синтепон, поролон, проволока
• клей,
• глазки.
Практическая работа.
По ходу занятия текущий инструктаж на изготовление куклы ,помощь педагога.
Попадая в такую обстановку благожелательности, где чужой успех воспринимается как свой, а чьи-то достижения - как ступеньки для индивидуального творческого роста, каждый ученик получает возможность совершенствовать свое мастерство. А предела совершенству нет!
Приступаем .
Изготовление головы куклы.
Итак, вырезаем небольшой кусок поролона , обвязываем его нитками, формируя шар.
Далее оборачиваем синтепоном и обтягиваем трикотажем, вырезав его и собрав на нитку по кругу. Гладкая сторона – это лицевая часть, сборка – затылочная . Назовем то, что получилось ,заготовкой для головы.
Носик .
Сделав из синтепона небольшой шарик, из которого в конце работы получится носик, подсунем его под трикотаж в центр заготовки. А теперь приступим к самому главному - постижению техники скульптурного текстиля.
Все утяжки на лицевой стороне выполняются длинной иглой, ниткой в два сложения. На конце нити - петля, с помощью которой точки стяжек затягиваются и хорошо закрепляются.
Соединяем все точки по схеме №1.
Игла с нитью перемещается только по лицевой стороне!
Соединяем попарно точки 1-2 и 3-4. Затем делаем крылья носа: из 3-ей точки по часовой стрелке проходим по уже имеющимся стежкам и в точке 1 сильно затягиваем нить, закрепляя ее швом «рококо». Можно сделать ноздри и переносицу; а, затянув одним стежком середину носика, можно сделать его забавно-курносым.
Ротик
Подкладываем в нижней части заготовки подушечки из синтепона на место будущего ротика и подбородка. Если щечки недостаточно пухлые, их тоже необходимо увеличить кусочками синтепона.
Заправляем в иглу новую нить, закрепляя ее в точке 7, и по кругу прокалываем по очереди все остальные точки: 7-8-9-10-11-12 (см. схему). Сильно затягиваем всю протяжку нити и закрепляем ее в точке 12. Иглой, как стекой, придаем объем верхней и нижней губе, подбородку. Чтобы ротик получился более выразительным, добавляем еще две точки - 13 и 14. Соединив их вертикально, получим фигурные губки.
Глазки
Прошиваем глаза отдельно друг от друга длинной иглой с нитью в четыре сложения. Иглу выводим на затылок и очень туго завязываем нить на два узелка. В образовавшиеся углубления вклеиваем пластмассовые глазки и наклеиваем реснички. Ресницы можно сделать из того же материала, что и волосы или купить готовые искусственные. Бровки вышиваем нитками мулине.
Лицо куклы готово. Можно добиться более выразительного лица куклы, сделав на лбу, около глаз и у рта дополнительные стежки-утяжки.
Роспись лица
Расписывать текстильную куклу не сложно, но необходимо соблюдать аккуратность, так как дефекты росписи исправить почти невозможно. Самый простой способ - воспользоваться женской сухой косметикой. Тона должны быть не слишком яркими. Кистью (колонок или синтетика) начинаем накладывать краску на веки. Затем рисуем ротик и румяним щечки, кончик носа, мочки ушек.
Волосы.
Нарезаем длинные нити из пряжи подходящего цвета. Прошиваем середину и аккуратно нашиваем на голову потайными стежками, закрывая все дефекты. Можно использовать искусственные волосы как это сделала я.
Каркас и туловище
Из медной проволоки смонтируем каркас, обкрутим его полосками поролона, а затем полосками синтепона шириной 5-6 см придадим будущему тельцу куклы желаемые формы и объем. Прошьем трикотаж в виде труб, вывернем на лицевую сторону и оденем на руки и ноги куклы. Аналогично поступаем и с туловищем (шов может быть сбоку). Формируем грудь куклы по принципу изготовления носика. Шов на шее - сзади, плечи - по типу реглана. Соединяем все части туловища вручную. Швы на туловище выполняются в два приема: шов «через край» и потайной шов.
Кисти рук и стопы
На кальке обрисовываем кисти рук. Выкройку накладываем на трикотаж обводим и вырезаем. Обрезаем рядом со швом, выворачиваем на лицевую сторону. Получились рукавицы, которые одеваем на кисти и на запястьях соединяем с верхними частями рук. Каждый пальчик на рукавичке прошиваем вручную . Стопы выполняются проще. На уже имеющиеся объемы стоп натягиваем трикотаж, края ткани сшиваем. Размечаем пальчики булавками и по принципу стежков на лице стягиваем намеченные точки.
Одежда.
Голову пока не пришиваем - чтобы было легче одевать платье. Из розового шелка шьем платье, украшая и отделывая его тесьмой, кружевом и т.д. Под платье надеваем нижнее белье, которое можно изготовить из остатков кружева, гипюра , органзы и т.д.
Обувь.
Сандалии можно изготовить из кусочков кожи или кожзаменителя. Выкраиваем по размеру стопы подошву, к которой приклеиваем верхнюю часть и запятник, в который продевается текстильная лента и фиксирует обувь на ножке.
Окончательная обработка.
Крепко пришиваем голову к туловищу в области шеи (кривой иглой, ниткой в два сложения). Концы пальчиков рук и ног можно слегка окрасить напылением красной или желтой краской. Таким образом, ваша кукла-весна оживет и станет яркой и неповторимой.
Я уверена, что даже если вы будете следовать всем моим рекомендациям по изготовлению, кукол, у каждого получится свой фантазийный образ.
Ниже представляю другие свои работы , выполненные в технике скульптурного текстиля.
Каждому из нас свойственно искать свой идеал . И я – не исключение, я тоже ищу свой идеал красоты .Стараюсь регулярно посещать кукольные экспозиции, В этом году хожу на выставки еще с одной целью – найти Самую Красивую Куклу Года. Критерий выбора обозначен : возможно, не дорогая и не знаменитая, но самая красивая, на мой, разумеется , субъективный взгляд .
Литература :
1 Е.Ананьева . Куклы мира М. «.Аванта» 2003г.
Интернет ресурсы :
http://shkola-igrushki.ru - "Школа игрушки. Мастерская текстильной куклы."
www.pchela.com - куклы из фарфора Светланы ПЧЕЛЬНИКОВОЙ
На странице приведен фрагмент.
Автор: Дышкант Елена Степановна
→ 2358helen 11.05.2012 1 4927 1189 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.